Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса для учащихся 11-х классов




страница1/5
Дата07.07.2018
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
ПРОГРАММА  элективного курса для учащихся 11-х классов Профессиональное самоопределение   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА   Программа разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении. В качестве содержательной процессуальной модели построения программы выбрана схема построения личного профессионального плана, предложенная Климовым Е.А., дополненная ценностно-нравственным компонентом самоопределения, что обусловлено следующими обстоятельствами: 1. Произошли существенные изменения во всех образовательных системах государства, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Это привело к тому, что проблема свободы самоопределения в изменившемся обществе становится одной из важнейших для подростка. 2.  Россия переживает период, когда прежние ценностно-нравственные профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые ещё не сформированы. Все это приводит к растерянности выпускников школ и их родителей, их педагогов, пытающихся оказать учащимся профориентационную помощь.  Основные цели и задачи программы: 1. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора. 2. Осознание ценности труда. 3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий. 4. Осознание необходимости профессиональной подготовки. 5. Общая ориентировка в вопросах профессиональной пригодности, в требованиях профессиональной деятельности к личностным качествам. 6. Выделение профессиональных целей, знания путей и способов преодоления препятствий, внешних и внутренних при продвижении к цели. 7. Начало практической реализации профессиональной личной перспективы.       Характерной особенностью программы является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем: правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей; свойств личности; формирования реальных представлений  о профессиональном мире и социальной обстановке; отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.         Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.        Программа построена как активный диалог с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего старшеклассников и созвучно их внутренним переживаниям.     В каждое занятие  программы включены теоретическая часть (13 занятия) и практическая часть (23 занятия), включающая в себя тесты, игры, видеофильм Азбука профориентирования, информацию о профессиях и видах профессионального обучения.         Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута.        В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.     Создание Программы связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач – профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.     Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются старшеклассниками с большой заинтересованностью. О положительных результатах такого курса говорят отзывы учащихся, прошедших курс . 98,5  считают эти занятия необходимыми и интересными: Я очень рад, что есть такие занятия, т.к. они очень нужны. Эти занятия интересны, они очень нужны и пригодятся в будущем. Мне занятия очень помогли познать себя. Это время прошло не напрасно.        В соответствии с теоретической концепцией Программы разработано и методическое обеспечение курса.    Необходимо отметить, что в процессе занятий с учащимися ряд анкет и опросников подвергался существенной переработке: были изъяты «пустые», неинформативные вопросы, расширены диагностические и информационные возможности инструментария, введены новые термины и понятия, соответствующие современному общественному развитию. В целом методическое обеспечение дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.   Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 11 класса   Учащийся должен знать: Значение профессионального самоопределения; Требования к составлению личного профессионального плана; Правила выбора профессии; Понятие о профессиях и профессиональной деятельности; Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.)   Учащийся должен уметь: Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; Использовать приемы самопризентации; Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.  
  1   2   3   4   5

  • Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 11 класса