Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса для 5 класса «Путешествие в слово»




Скачать 103.77 Kb.
Дата07.07.2017
Размер103.77 Kb.
ТипПрограмма


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города москвы

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2007 г.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Программа элективного курса для 5 класса «Путешествие в слово»
.32453246.000112-01 99 01

Листов 8


Разработчик:

___________________ /Плеханова Е.Е./

11.06.2007

Мм<пусто>

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. На занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, учащиеся учатся пользоваться различными словарями.

Курс "Путешествие в слово" предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.


Курс - 34 часа:
1. Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

2. Речевое общение. Устные и письменные формы общения.

3. Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство.

4. Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

5. Отклонения от произносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения в русском литературном языке.

6. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи.

7. Орфоэпические справочники и навыки работы с ними.

8. Интонация, ее основные элементы ( логическое ударение, пауза, мелодика, ритм, тон и темп речи).

9. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций.

10. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос.

11. Интонация и орфография.

12. Фонетико - интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

13. Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении. Инверсия как изобразительное средство языка.

14. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова.

15. Основные пути обогащения словарного состава. Словообразование. Изменение значения слов.

16. Этимологический словарь как источник установления «биографии» слова.

17. Заимствованные слова и их использование в речи.

18. Прямое и переносное значение слова. Понятие о метафоре, эпитете, гиперболе, олицетворении, сравнении.

19. Использование переносного значения слова в поэтических тропах.

20. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Словари синонимов.

21. Употребление антонимов в художественной литературе. Словари антонимов.

22. Омонимы и их использование в художественных произведениях. Словари омонимов.

23. Лексический повтор и его функция в художественном тексте.

24. Понятие о ключевых словах текста.

25. Стилистическое расслоение словарного состава.

26. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая, жаргонная) и ее использование в речи.

27. Устаревшие слова, их использование в художественных текстах.

28. Неологизмы языковые и авторские.

29. Фразеологизмы. Фразеологические словари.

30. Толковые словари как «кладовые» лексики.

31. Редактирование написанного текста.

32. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение художественного текста.

33. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения и культура речи.

34. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.


Тема урока:

Звуковые особенности русской речи.

Звукопись как изобразительное средство.
Гибкость и выразительность русской фонетической системы вызывали восхищение многих ученых. Особенно ценными для нас являются мнения людей, которые знали несколько языков и поэтому имели возможность сопоставить звуковой строй разных языковых систем. Н.М. Карамзин в "Письмах русского путешественника" раскрыл поразительные возможности русского языка: "Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком, сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса."

Звучащая речь является основной формой существования языка. Каждый из нас знает, что даже когда мы, читая, не произносим текста вслух, тем не менее все слова воспринимаем в их звуковой оболочке. Особенно ярко воспринимается звучание поэтической речи. Поэзию от прозы отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков.



Звукопись - один из самых сильных поэтических приемов. Она достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания, повторением одного и того же звука или сочетанием звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных.
Еще в полях белеет снег, [б`]

А воды уж весной шумят - [в в`]

Бегут и будят сонный брег, [б` б б]

Бегут и блещут и гласят... [б` б]

(Ф.И. Тютчев)

Ассонанс - повтор гласных.
Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух... (А.С. Пушкин)



Вопросы
1. Чем поэтический текст отличается от прозаического?

2. Что такое аллитерация и ассонанс?


Задания
1. Прочитайте стихотворение. О каком изобразительном приеме

в нем говорится?



Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс - змеиный слышен свист,

Шшш - шуршит опавший лист.

Ррр - моторы тарахтят.

Жжж - шмели в саду жужжат. (Н. Френкель)
2. Выразительно прочитайте стихотворения. Объясните, с какой целью

в каждом из них использован прием звукописи. Сделайте вывод.

1. Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен. (А.С. Пушкин)
2. Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять?

Таня любит танцевать. (В. Бахаревский)
3.-Так ли?

Так ли?

Так ли? -

Спрашивают капли.

Сыплются горошком

По крышам, по окошкам.

-Так ли? -

Спрашивают капли.

Глазки умывают

Лютики и мак.

Петухи и куры

Недовольны, хмуры.

Мокрою семейкой

Зябнут под скамейкой.

-Так ли?

Так ли? -

Весело кивают:

Так!

Так!

Так! (В. Сазонов)
4. Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш,

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...

Но все вокруг возмущены:

-Как расшуршались шалуны!

Шуршат на малышей кусты.

Шуршат им с дерева листы.

Шуршит рассерженный камыш.

И дождь шуршит, и мама - мышь.

Весь лес шуршит им: - Шалуны!

Не нарушайте тишины! (А. Усачев)
3. Проведите фонетический анализ отрывка из рассказа И.С. Тургенева

"Муму". Установите, повторением каких звуков передаются впечатления

ночных шорохов, мягкие краски летнего вечера.

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной

стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо

румянился последним отблеском исчезнувшего дня; с другой стороны уже

вздымался кругом синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела

сотнями гремели кругом, перекликались коростели... Герасим не мог

их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья

деревьев...
4. Прослушайте текст. Какова его основная мысль?

Всякий настоящий писатель, а поэт в особенности, тонко чувствует

неразрывность значения и звучания слова. Он любит самые звуки слов,

отражающих весь реальный мир и запечатлевших столько человеческих

чувств и ощущений. Он пользуется звуками неслучайно, а с отбором,

отдавая в каждом случае предпочтение одним звукам перед другими.

(С.Я. Маршак)

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В русском языке есть слова, называющие только один какой-либо предмет. Например, слово карандаш обозначает тонкую палочку графита, вделанную в деревянную или пластмассовую оболочку. Никаких других значений у этого слова нет. Слова, у которых только одно значение, называются однозначными.

Когда мы называем однозначное слово, то всем знающим русский язык ясно, о чем идет речь. А вот если спросить ученика, птицелова, овощевода, что обозначает слово перо, то они могут дать разные объяснения. Школьник скажет: "Пером пишут". Птицелов ответит: "Перьями покрыты птицы". Овощевод добавит: "Зеленый лист лука или чеснока тоже называется пером". Следовательно, слово перо имеет несколько значений. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Чтобы понять, как образуются многозначные слова, необходимо рассмотреть явление переноса значений.

Превращение однозначного слова в многозначное становится возможным потому, что в лексическом значении слова отражаются не все признаки называемого предмета, а лишь отдельные. Если у двух предметов есть общие признаки, то название с одного предмета переносится на другой, который не имел до этого наименования. Так появляются у слова переносные значения.

Перенос значения происходит:

1. при сходстве между предметами;

2. при наличии связи между ними (смежности);

3. при общей функции.


Перенос наименования по сходству называется метафорой. Если между предметами есть внешнее сходство или у них есть общий признак, то название одного предмета может стать названием другого. Например, цветок колокольчик назван так потому, что он похож на маленький колокол. Есть случаи, когда при переносе названия с одного предмета на другой учитывается их местоположение. Например: подошва сапога и подошва горы.

Перенос наименования по смежности называется метонимией. В стихотворении С.Я. Маршака "Змея" есть строчки:

Покуда не нашли под камнем, наконец,

Червонным золотом наполненный ларец -

Монеты старые и кольца и медали.
Здесь слово золото означает не благородный металл, а изделия из него. Следовательно, при переносе наименования в данном случае учитывалась связь между материалом и изделием.

Перенос наименования по функции. Различные предметы или люди и предметы иногда выполняют одну и ту же работу, имеют одно и то же назначение (функцию), в результате чего их называют одним словом. Например, дворник - "работник, убирающий двор" и дворник - "приспособление для очистки стекол у автомашин".

Вопросы
1. Почему в языке появляются многозначные слова?

2. Что объединяет разные значения многозначного слова?

3. На основе чего и как происходит перенос наименования одного

предмета (признака, действия) на другой предмет (признак, действия) ?



Задания
1. Объясните, почему одним словом названы разные предметы, признаки,

действия. Что их объединяет?


Ёрш - 1) небольшая костистая, с колючими плавниками, речная рыба; 2) щетка для мытья стеклянной посуды.

Крупа - 1) цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу; 2) снег в виде мелких круглых зерен.

Воздушный - 1) прилагательное к воздух: воздушная струя; 2) легкий, невесомый: воздушное платье.
2. Пользуясь толковым словарем русского языка, определите значения слов лента, корень, мягкий. Составьте предложения с этими словами во всех значениях.
3. Определите, в каких сочетаниях слова употреблены в прямом, а в каких - в переносном значении.

Горы Кавказа - горы арбузов, каменное сердце - каменная стена, прочная материя - прочная дружба, мягкий диван - мягкий характер.
4. Скажите, на чем основана игра слов в стихотворении "Перемена" Б. Захадера.
"Перемена, перемена!" -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то несомненно

С ним большая перемена.
5. Раскройте значения многозначных слов, используя, где можно, синонимы.

Сердечный (человек), сердечный (прием); глухой (старик), глухой (голос), глухая (ночь); брать (палку), брать (город).
Придумайте предложения с данными словосочетаниями.
6. Прочтите отрывок из рассказа Ю. Яковлева "Сердце земли" и подумайте над его содержанием. Найдите слова в переносном значении.

Городской человек редко встречается с землей. Земля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависят от земли. Не переживает от сухого лета, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной, незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к Родине.

Москва


2007

  • Тема урока: Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство.
  • Звукопись - один из самых сильных поэтических приемов.
  • Ассонанс
  • Перенос наименования по сходству
  • Перенос наименования по смежности
  • Перенос наименования по функции
  • Задания 1.
  • Крупа