Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья




страница1/34
Дата05.05.2017
Размер5.58 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Ласточка»

муниципального образования город Ноябрьск





Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Ласточка»




_______________ Р.И.Башинская




Приказ № 317-од от 13 декабря 2010г.













Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

«Шаг к успеху»

(нормативный срок освоения программы 2 года)



Рассмотрено

на заседании Управляющего Совета МДОУ

от 13.12.2010 г. протокол № 4




на заседании Педагогического совета МДОУ

от 09.12.2010 г. протокол № 4



г. Ноябрьск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………. 3

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет и особенности развития детей данного возраста с общим недоразвитием речи.………………………………...….. …………………….… 9

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет и особенности развития детей данного возраста с общим недоразвитием речи.……………………………………………………………..13

ЧАСТЬ 1. Обязательная


    1. Организация режима пребывания детей группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи в МДОУ «Ласточка»……………………………………………….. 18

    2. Организация в МДОУ «Ласточка» физкультурно-оздоровительной работы……………………

    3. Проектирование воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов...23

    4. Организация взаимодействия специалистов по коррекции речевых нарушений ………………...27

      1. Учебный план………………………………………………………………………………….35

    5. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы …….……43

      1. Организация деятельности взрослых и детей по реализации направления «Физическое развитие» (образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура») ………………..…..50

      2. Организация деятельности взрослых и детей по реализации направления «Социально-личностное развитие» (образовательные области «Социализация», «Труд» и «Безопасность»)..52

      3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации направления «Познавательно-речевое развитие» (образовательные области «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Познание») …………………………………….……………… 60

      4. Организация деятельности взрослых и детей по реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» (образовательные области «Музыка» и «Художественное творчество») …………………………………………………………………….. 73

1.6. Содержание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы по освоению детьми 5-7 лет образовательных областей Программы ..………………………………………….. 80

1.6.1. «Здоровье»………………………………….…………………………………..………………. ..96

1.6.2. «Физическая культура»……………………………………………………………..…………. .98

1.6.3. «Социализация» …………………………………………………………………..……………102

1.6.4. «Труд» ………………………………………..............................................................................109

1.6.5. «Безопасность»………………..…………………………………………..………………….....114

1.6.6. «Чтение художественной литературы»………………………………………………………..117

1.6.7. «Коммуникация»………………………………………………………………………………..121

1.6.8. «Познание»…………………………………………………………..………………………… 133

1.6.9. «Музыка»……………………………………………………………..………………………... 140

1.6.10 «Художественное творчество»………………………………………………………………. 145

1.7. Планируемые результаты освоения детьми Программы …………………………..………… …157

1.7.1.Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ласточка»…………..……………...……. .159

1.7.2. Промежуточные результаты освоения Программы…………………………………………160

1.7.3. Промежуточные результаты освоения коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи ……………………………………………………….…………………………...199

1.8. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ласточка» ….201

ЧАСТЬ 2. Вариативная

2.1. Реализация регионального компонента ……..…………………………..…………….………… 214

2.2. Организация дополнительного образования воспитанников ……………………………….…. 226

2.3. Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ласточка»:

2.3.1.Управление реализацией Программы …………………………………………………….….226

2.3.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды ….………..…………………….. 229

2.3.3. Инновационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………………. 231

2.3.4. Сотрудничество с семьями воспитанников ……..………………………………………….. 234

2.3.5. Организация преемственности между МДОУ и школой …………………………………. 237

2.3.6. Организация взаимодействие с социальными партнёрами МДОУ ………………………. 239

Приложение
Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Шаг к успеху» (далее Программа), является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации коррекционного и воспитательно-образовательного процессов (характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса) в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - общим недоразвитием речи III уровня (для детей 5-7 лет).



Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МДОУ «Ласточка» является:

- Закон Российской Федерации «Об образо­вании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12.09.2008г.);

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Ласточка» муниципального образования город Ноябрьск (утвержден Постановлением Главы муниципального образования г. Ноябрьск от 21.10.2010 № П-1929).

Программа представляет собой модель процесса воспитания, обучения, коррекции детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности, с учетом приоритетности видов детской деятельности в данном возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

Данная Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области коррекции и профилактики недостатков речи и неречевых процессов у детей;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.


Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования МДОУ «Ласточка» разработана с учетом научных принципов:

- целостности, научной обоснованности и практической применимости;

- развивающего образования, который реализуется через организацию деятельности детей в

зоне их ближайшего развития;

- единства воспитательных, обучающих, коррекционных и развивающих целей и задач процесса

образования и коррекции имеющихся нарушений детей дошкольного возраста;



- комплексно-тематического построения образовательного процесса (реализации лексических

тем на основе календаря праздников);



- интеграции образовательных областей, в соответствии с их спецификой и возможностями, а

также в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;



- решения программных воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных процессов, в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- комплексности при взаимодействии медико-психолого-педагогических подходов к воспитанию, обучению, коррекции и развитию;

- преемственности в организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы, как во всех возрастных группах, так и с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;


Программа представляет собой целостную систему, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

При реализации Программы предусматривается непременное использование принципов гуманизации, дифференциации и индивидуализации, которые обеспечивают:

- учет индивидуальных особенностей детей, их склонности, интересы и возможности;

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, возможности развития его личного потенциала;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Программа направлена на:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие дошкольников;

- формирование у детей основ социальной и жизненной адаптации;

- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценной коррекции имеющихся речевых нарушений, всестороннего развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.



Цели основной общеобразовательной Программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ласточка» - построение оптимальной модели воспитательно-образовательного коррекционно-развивающего процесса, направленной на повышение качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).
Задачи Программы:

  1. Построение системы коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (для детей с общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет.

  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, коррекция имеющихся нарушений (речевой, моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер).

3. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

4. Формирование предпосылок учебной деятельности, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность воспитанников.

5. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг за счет обновления содержания дошкольного образования, повышения профессиональной компетентности педагогов, совершенствования предметно-развивающей среды МДОУ.

6. Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка и коррекции имеющихся недостатков, оказание педагогической поддержки родителям воспитанников в вопросах воспитания, образования и коррекции их проблем.



Ведущая идея Программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами, развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания, здоровьесбережения и коррекции имеющихся нарушений.

Показатели основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ

« Ласточка»:



  • построение целостного педагогического и коррекционного процессов на основе интеграции образовательных областей;

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на коррекцию имеющихся нарушений, укрепление здоровья, личностное развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей;

  • организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

  • уровень разностороннего развития детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по основным направлениям развития - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому;

  • степень готовности выпускников ДОУ к продолжению образования;

  • уровень адаптации воспитанников;

  • степень сохранения здоровья;

  • уровень выполнения федеральных государственных требований к дошкольному образованию.

В Программе исключена из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебная деятельность, как не соответствующая закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

В качестве адекватных дошкольному возрасту форм работы выступают: экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации коррекционно - образовательного процесса.



Возможность реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ласточка» обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

- наличие специалистов, осуществляющих квалифицированную коррекционную помощь;

- наличие специализированных помещений для осуществления квалифицированной коррекционной помощи по выравниванию речевого и психического развития детей, организации образовательного процесса и для оказания специализированной медицинской помощи;

- наличие условий для организации дополнительного образования воспитанников;

- достаточное материально-техническое оснащение МДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- обеспечение безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса.

Образовательный процесс МДОУ отличают: организационные, национально-культурные, демографические, климатические и другие особенности.

МДОУ детский сад « Ласточка» оказывает коррекционные образовательные услуги семьям, имеющим детей в возрасте от 5 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

В МДОУ «Ласточка» функционирует одна группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня). Проектная наполняемость группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 12 детей. Формирование группы осуществляется по заключению муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Образовательный статус родителей детей, посещающих старшую группу компенсирующей направленности достаточно высок: 37% с высшим образованием; 26% имеют среднее - специальное образование и 37% - среднее. Среди родителей преобладают служащие – 47%, рабочие-40%, домохозяйки-10%; безработных-3%.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, работают педагоги и специалисты, имеющие квалификационную категорию, длительный стаж педагогической работы, проходящие периодически курсы повышения квалификации. Другими словами, уровень профессионализма и квалификации кадрового потенциала, позволяют обеспечить достаточный уровень коррекции имеющихся нарушений и развития воспитанников.

Курирует работу по организации квалифицированной коррекционной помощи заместитель заведующей по воспитательно-методической работе.

Для организации работы по проблемам интеграции воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса в МДОУ создана инфраструктура, которая является условием для воплощения идейного содержания общеобразовательной программы учреждения и оказывает влияние на ее результаты.

Для организации воспитательно-образовательной и коррекционно - развивающей деятельности в МДОУ «Ласточка» создана макросреда: спортивный зал, плавательный бассейн, музыкальный зал, экологическая тропа, центр патриотического воспитания «Наш дом Россия», «Мой любимый город», центр «Мы дети Ямала», галерея творчества «Моя фантазия», интерактивная выставка «Родная природа», центр по обучению детей правилам дорожного движения «Добрая дорога детства», спортивная площадка на территории МДОУ, прогулочные площадки с малыми архитектурными формами.

Медицинский блок МДОУ включает медицинский, процедурный кабинеты, физиотерапевтический кабинет.

Для реализации Программы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи создана микросреда: организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, речевой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, познавательной, двигательной. Все центры оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами.

Для осуществления квалифицированной коррекционной помощи по выравниванию речевого и психического развития детей имеются логопедический кабинет(в спальном помещении группы) и кабинет педагога-психолога.

С целью обеспечения безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса МДОУ оборудовано видеонаблюдением, дистанционной кнопкой тревожной сигнализации и пожарной сигнализацией.

Имеющиеся в МДОУ условия обеспечивают возможность реализации Программы.
Содержание Программы разработано в соответствии с генетическим (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), возрастным (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже),

культурно-историческим (Л.С. Выготский), деятельностным (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) и личностным (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста:

- генетический подход предполагает, что психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;

- возрастной подход учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста; 

- культурно-исторический подход рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»;

- деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования;

- личностный подход - определяет непосредственные и социальные мотивы поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.



Основными принципами личностного  подхода являются:

- принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка;

- принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;

- принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве;

- принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).

Содержание образовательного процесса построено на основе «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим


недоразвитием речи» Г.В. Филичевой, Т.Б. Чиркиной.

В основу коррекционной работы с детьми с нарушениями речи положены следующие принципы:

  • опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);

  • развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • коррекции и компенсации, позволяющих определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

  • деятельностного, стимулирующего психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи;

  • дифференцированного подход в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;

  • связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.

Содержание Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Во все образовательные области включены коррекционные задачи, способствующие преодолению имеющихся у детей нарушений компонентов речевой системы и особенностей развития сенсомоторных и высших психических функций.

Основные и коррекционные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области предполагается решать и в ходе реализации других областей Программы, что предусматривается принципом интеграции, заложенном в основе ее реализации.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования - альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются в ходе реализации других областей общеобразовательной программы с учетом коррекционной направленности группы.

С целью интеграции личности воспитанников в национальную культуру, в содержание Программы включены задачи по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и ознакомлению с культурой коренных народов Севера. Реализация национально-регионального компонента предполагается в рамках освоения детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», как в совместной деятельности педагогов и детей (в том числе через организацию праздников и дополнительного образования – кружковую работу), так и в самостоятельной деятельности воспитанников.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, которые обеспечивают:


  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздника/мероприятия;

  • «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

  • многообразие форм подготовки и проведения праздников/мероприятий;

  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к «стержневому» мероприятию/празднику – его проведение, подготовка к следующему значимому мероприятию - его проведение и т.д.);

  • возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей, объем и сложность задач, решаемых в рамках подготовки и проведения мероприятия);

  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение родителей воспитанников в подготовку и проведение мероприятия, праздника);

  • возможность изменения, уточнения и (или) дополнения содержанием, отражающим:

  • наличие приоритетных направлений деятельности;

  • специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических,

климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Органичным дополнением комплексно-тематического принципа построения Программы служат

лексические темы, позволяющие:


  • обеспечивать кон­центрированность изучения материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопле­ние и активизацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей;

  • решать коррекционно-развивающие задачи в ходе реализации практически всех областей Программы;

При реализации содержания Программы предполагается использование комплексного подхода к коррекционно-развивающему воспитательно-образовательному процессу, преду­сматривающего совместную работу всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкаль­ного руководителя, инструкторов по физической культуре и плаванию, воспитателей, что способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.

Основным критерием выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности является критерий возрастной адекватности. Исходя из того, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, основное содержание (большая часть) многих образовательных областей (таких как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание») реализуется через игру. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются: восприятие (чтение) художественной литературы, общение, труд; продуктивная, музыкально-художественная и познавательно-исследовательская деятельности.

Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей (в непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов), а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Объем непосредственно образовательной деятельности, в том числе коррекционно-развивающей, регламентируется учебным планом, который разрабатывается ежегодно для каждой возрастной группы.

Данная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) включает в себя четыре основных направления развития дошкольников - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

  • «Ласточка» муниципального образования город Ноябрьск
  • Утверждаю: Заведующая МДОУ «Ласточка»
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Рассмотрено на заседании Управляющего Совета МДОУ
  • Приложение Пояснительная записка
  • Нормативно-правовой базой
  • Возможность реализации основной
  • Содержание Программы