Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дополнительного образования «Язык предков»




Скачать 67.26 Kb.
Дата06.07.2017
Размер67.26 Kb.
ТипПрограмма




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Журавушка»


Программа дополнительного образования


«Язык предков»

для детей

Разработчик программы: Еприна Эльвира Егоровна

г. Салехард

2015г.

Пояснительная записка
Психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив язык, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения.

Традиции – своеобразный источник истории и культуры любого народа. Язык является главным стержнем, на котором держится любой народ, его культура.

Главным источником изучения этнокультуры является устное народное творчество – лишь оно способно передать особенности духовного мировоззрения народа, его связь с природой.

Любой народ сохраняет себя благодаря своей этнической системе воспитания, т.к через школу, через систему образования проходит все подрастающее поколение. Семья и школа, в первую очередь, формируют носителей родного языка, самобытных людей, готовых к национальному творчеству. Поэтому в реформировании современного образования национальная школа должна сыграть важную роль. В условиях современного Ямала национальная школа должна быть превращена в очаг образования и воспитания усилиями национальной интеллигенции.

Программа дополнительного образования «Язык предков» лингвистическо – краеведческого направления составлена с учетом реального состояния языковой ситуации на территории ЯНАО, в частности, хантыйско – русского двуязычия у детей ханты.

Программа дополнительного образования детей родного языка создана на основании опыта педагога и адаптирована к изучению воспитанниками, не владеющих родным (ханты) языком.

Программа по родному языку для воспитанников интерната по семейному типу предусматривает накопление запаса знаний и практических навыков по родному языку, которые необходимы для формирования литературной речи на родном языке.

Результатом работы кружка могут быть: использование в повседневной речи родного (ханты) языка, традиций народа, мини – исследования, проекты с элементами исследовании, исследовательские проектные работы лингвистическо – краеведческого направления, участие детей в традиционных народных праздниках, обрядах, в пропаганде прогрессивных этнокультурных и этнопедагогических традиций,

Программа составлена на один год.

Цель курса кружка – приобщение к духовным ценностям народа ханты через родной язык, пробудить у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной литературе, содействовать развитию духовных, творческих начал личности.

Связь курса с историей, этнографией, разными видами прикладного, музыкального, изобразительного искусства расширит кругозор учащихся, даст наглядное представление об исторических процессах, поможет понять истоки народных обычаев, глубже проникнуться нуждами родного края.

Задачи курса:



  1. Совершенствование языковой подготовки учащихся: на примере лучших образцов литературы народов Севера научить их видеть и понимать красоту и величие языка как средства общения и сохранения традиций народа.

  2. Знакомство с достопримечательностями села, района, округа, живыми носителями языка, культуры народа.

  3. Изучение быта народа ханты.

  4. Приобщение детей школьного возраста к азам научно – поисковой работы.

Основные направления:

- изучение родного языка, края;

- мероприятия, включающие воспитанников в традиционные

Народные праздники, игры, гуляния;

Данная программа основана на следующих педагогических принципах:

- Ценностно – смыслового равенства (совместная деятельность педагога и воспитанников, общность целей);

- Культуросообразности (воспитание осуществляется в соответствии с культурным наследием народа ханты);

- Природосообразности (с учетом возрастных обязанностей);

-Креативности (воспитание в творческой обстановке);

- Доступности;

- Наглядности;

Методы и формы занятий кружка:



  1. Лекции.

  2. Беседы.

  3. Занятия – беседы.

  4. Занятия, посвященные юбилею какого – то писателя, поэта, выдающегося человека нашего края.

  5. Чтение и исследование текста.

  6. Игры – занятия.

  7. Занятия – путешествия по нашему краю.

  8. Встречи с живыми носителями языка, культуры.

  9. Конкурсы (выставки) рисунков, рефератов, их защита.

Структура и содержание учебно – тематического плана


Основные разделы

Формы реализации

Кол-во часов

Теория

Практика

Введение: предмет и задачи курса

Занятие-лекция о народе ханты и принадлежности языка к финно – угорской языковой группе, диалекты языка ханты.

1




Устное народное творчество

Лекции, беседы, игры-занятия, прослушивание и исполнение песен на языке ханты, практические занятия по загадыванию и разгадыванию загадок, решение и составление кроссвордов, исследовательская работа по сбору народных примет, встречи с живыми носителями языка, культуры народа ханты, занятия – экскурсии в Овгортском краеведческом музее.

6

7

Современная литература Ямала, северная периодика

Беседы, лекции о биографии и творчестве писателей и поэтов Ямала: Р.П.Ругина, М.Шульгина, П.Е. Салтыкова, литературоведческий анализ произведений, докладов и их защита. Выставка и чтение периодики Ямала и района.

5

4

Язык, обычаи и традиции народа ханты, топонимика

Занятия-беседы, лекции об обычаях и традициях народа, исследовательская работа по сбору обычаев и традиций народа, исследования по топонимике Сынского края, ономастике, составление генеологического древа рода, оформление стенгазет, участие в традиционных праздниках, обрядах.

10

10

Декоративно-прикладное искусство народа ханты

Лекции, занятия-выставки декоративно-прикладного искусства народа, встречи с мастерами ДПИ, изготовление альбома «Узоры народа ханты», практические занятия по изготовлению изделий из сукна, бисера, пояса из ниток.

2

4

Игры народа ханты, национальные виды спорта

Лекции, беседы, игры-занятия по национальным играм, игры-соревнования

3

5

Экологический календарь (летние и зимние традиционные промыслы народа, труд оленеводов, рыбаков)

Просмотр видеофильмов, лекционные занятия, рассказы детей о труде родителей, написание сочинения на тему «Уроки предков», выставка рисунков о труде родителей, экскурсии, походы в осенний, зимний, весенний лес, к реке, написание сочинений на ханты языке, оформление фотовыставки «Мой сынский край.

5

8

Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за год

Викторина «Знаешь ли ты свой язык, край». Награждение активных воспитанников, чаепитие

1

1

Всего 72 часа

Техническое оснащение, средства обучения:



  1. Видеоустановка

  2. Аудиоустановка

  3. Проигрыватель

  4. Национальные костюмы, игрушки

Литература:




  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва, 2000 г.

  2. Красильников В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. – Екаиеринбург, 2002 г.

  3. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты.

  4. Няруй В. Н. Внеклассная работа в сельских школах Ямала Салехард, 2002 г.

  5. Няруй В.Н. Уроки предков.

  6. Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения. Салехард, 2004г.

  7. Скамейко Р.Р. Методическое пособие для учителей к учебникам хантыйского языка. – С. Пб, 2002г.

  8. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья. Томск, 2002г.. –

Еприна Эльвира Егоровна

Воспитатель МАДОУ №6 «Журавушка»

  • «Язык предков» для детей