Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дополнительного образования Срок реализации 2 года




Скачать 219.61 Kb.
Дата04.07.2017
Размер219.61 Kb.
ТипПрограмма


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дубовский педагогический колледж»




Программа дополнительного образования

Срок реализации — 2 года

Разработал:

Саксеев Михаил Викторович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории.

г.Дубовка

2016 год
Пояснительная записка


Программа «Музеевед» по содержанию является туристско-краеведческой; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковая и индивидуально ориентированная; по времени реализации – двухгодичная.

Данная программа является модифицированной, разработана на основе программ «Активисты школьного музея», автор А.И. Персин, и «Школьный музей», автор В.Е. Туманов.

Особенность организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимо­связанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осу­ществление такого подхода создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме дает возможность обучаю­щимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики про ведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необ­ходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы до­полнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Актуальность программы "Школьный музей» заключается в осуществлении её как учебно-деятель­ностной и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы Всероссийского тури­cтско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», что позволяет обучающимся принимать, участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и дру­гих мероприятиях, предусмотренных программой «Отечество».

Основные цели программы:

1. Вовлечение обучающихся в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

2. Развитие творческих способностей обучающихся, формирование их граж­данского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.

3. Формирование у обучающихся устойчивых навыков, необходимых в демокра­тическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие.

Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, по 117 часов ежегодно, соответственно по 3 часа в неделю.

Тематическое планирование и часовая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане, причем, на практическую часть отводится в два раза больше часов, чем на теоретическую.

Занятия в группе 1 года обучения проводятся с полным составом группы и по звеньям. Занятия в группе 2 года обучения как с полным составом, по звеньям, так и индивидуально (темы «Музейная экскурсия», «Работа краеведа-исследователя»).
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать и уметь:


  1. Основные этапы развития и исторические события, природное и культурное

  2. наследие края;

2. Историю колледжа, свою родословную, уметь составлять родословные

таблицы;


3. Терминологию музееведения;

4. Правила оформления му­зейной карточки и ее запол­нения;

5. Правила оформления книги поступления и ее за­полнения;

6. Правила шифрования музейных экспонатов и их шифрование;

7. Правила заполнения ак­тов поступления, и их непо­средственное заполнение.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

1. Правила ведения поле­вых тетрадей и их непосред­ственное ведение;

2. Правила заполнения па­спорта информатора и его составление;

3. Правила поведения в по­ходе.

4. Состояние музейных фондов;

5. Правила ведения экскур­сии и ее непосредственное проведение;

6. Требования к научно- исследовательской работе учащихся;

7. Заниматься научно- исследовательской работой.



Учебно-тематический план к программе «Музееведение»

первого года обучения


№ п/п

Содержание программы

Учебные часы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1.

Всероссийское т/к движение «Отечество»

1

 

1

2.

Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

1

6

7

3.

Функции школьного музея

2

2

4

4.

Краеведческая работа школьного музея

4

8

12

5.

Родной край в истории государства российского:

5.1.

Моя семья и родной край

3

3

6

5.2.

Наш колледж в истории края

3

9

12

5.3.

Природное наследие края

2

6

8

5.4.

Социально-экономическая история края

4

1

5

5.5.

Культурное наследие края

3

5

8

5.6.

Военная слава земляков

3

5

8

6.

Фонды школьного музея

4

2

6

7.

Учет, описание и хранение музейных предметов

2

3

5

8.

Экспозиция школьного музея. Тексты в музейной экспозиции

4

4

8

9.

Музейная экскурсия

2

8

10

10.

Массовые мероприятия на базе музея

 

17

17

 

ИТОГО:

38

79

117


Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»

Теоретические занятия

Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждениях образования. Туристско-краеведческая программа школы.



Тема 2. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

Школьный музей в системе образования. Основные признаки школь­ного музея. Его специфика и функции. Школьный музей - отечественный феномен. Эволюция школьного музея. Роль и место музея в образователь­ном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный музей в музей­ной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея государствен­ного. Вчера - школьный, завтра - государственный. Нормативная база. «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев.



Практические занятия

Посещение государственных, муниципальных и школьных музеев. Встречи с сотрудни­ками государственных и муниципальных музеев, активом школьных музеев.


Тема 3. Функции школьного музея

Теоретические занятия

Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и уча­щихся; способ документирования истории, природы и культуры родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.


Тема 4. Краеведческая работа школьного музея

Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея.

Музей - хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельно­сти: семья, школа, родной край. Специфика края и профиль музея. Крае­ведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографи­ческие, памятники архитектуры и искусства и др. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция и др. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирова­ние, опрос, беседа и др. Связь направлений краеведческой деятельности а) с профилем музея; б) с изучением собственных предметов и коллекций; с иными исследованиями (педагогическими, социологическими и др.). Результаты краеведческой деятельности: отчеты экспедиции, рефераты, доклады, исследовательские работы, конференции, выставки и др.

Практические занятия

Знакомство с деятельностью музеев, научных и общественных органи­заций, краеведов. Работа с источниками. Участие в поисковой работе. Подготовка рефератов, докладов и др.


Тема 5.

Родной край в истории государства Российского

Теоретические занятия

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, исто­рии и культуры родного края. «Белые пятна» в истории края.



Практические занятия

Экскурсия по достопримечательным объектам истории, культуры, природы родного края.



5.1. Моя семья и родной край

Теоретические занятия

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.

Как записать рассказы и воспоминания родственников. Описание се­мейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Описа­ние семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.



5.2. Наш колледж в истории края

Теоретические занятия

История колледжа. Традиции и достопри­мечательности. Учителя выпускники колледжа, их след в истории края. Публикации о колледже, ее учителях и выпускниках. Летопись школы. Музей и архив.



Практические занятия

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись вос­поминаний и рассказов педагогов и выпускников. Переписка с педагогами и выпускниками, жи­вущими за пределами родного края. Ведение исторической хро­ники и летописи школы.



5.3. Природное наследие края

Теоретические занятия

Природно-климатические условия, рельеф, почвы, водные ресурсы, растительный, животный мир. Экологические проблемы края.



Практические занятия

Составление «Красной книги» флоры и фауны родного края. Сбор материалов для экспозиции школьного музея. Экологическая акция.



5.4. Социально-экономическая история края

Теоретические занятия

Основные этапы социального и экономического развития края. Осо­бенное и уникальное в истории края. Специфические особенности разви­тия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этни­ческие особенности родного края. Миграция и ассимиляция населения. Население края - главное его богатство.



Практические занятия

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследова­ний. Ведение летописи родного края.



5.5. Культурное наследие родного края

Теоретические занятия

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культур­ного наследия на территории края.



Практические занятия

Выявление объектов культурного насле­дия на территории родного края. Игра-практикум по составлению пас­портов объектов культурного наследия.



5.6. Военная слава земляков

Теоретические занятия

Военные традиции земляков. Жители родного края - участники Вели­кой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.



Практические занятия

Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение карто­теки участников Великой Отечественной войны и других военных действий. Книга Памяти школы.


Тема 6. Фонды школьного музея

Теоретические занятия

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно- вспомогательный фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школь­ного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных му­зеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.



Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, фор­мированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, фондовых и отчетных выставок.


Тема 7. Учет и описание музейных предметов

Теоретические занятия

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система уче­та музейных фондов: акт приема музейного предмета, книга поступлений основного фонда, книга поступлений научно-вспомогательного фонда, инвентарная карточка. Атрибуция музейных предметов и их шифровка.



Практические занятия

Ролевая игра - практикум по разработке системы документов учета и опи­сания музейных предметов, составление инвентарных карточек.



Тема 8. Экспозиция школьного музея. Тексты в музейной экспозиции

Теоретические занятия

Тематико-экспозиционный план и архитектурно-художественное решение экспозиции. Виды экспозиций: тематическая, фондовая, отчетная. Экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Назначение текстов в экспозиции. Виды оглавительных и сопроводи­тельных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.



Практические занятия

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея.


Тема 9. Музейная экскурсия

Теоретические занятия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и при­родного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, те­матическая. Приемы подготовки и проведения экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, мате­риалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.



Практические занятия

Игра-практикум по разработке текстов мини-экскурсий по выбранной теме. Репетиции мини-экскурсий.


Тема 10. Массовые мероприятия на базе музея

Возможна разработка плана массовой работы музея на учебный год (экскурсии, праздники, уроки мужества, различные акции и т.д.).



Итоговое занятие

Проверяются знания обучающихся с помощью тестов, викторины. Возможно оформление отчетной выставки, проведение конференции, конкурса мини-экскурсий, конкурса рефератов.



Учебно-тематический план к программе «Музеевед»

второго года обучения

№ п/п

Содержание программы

Учебные часы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1.

Вводное занятие: цели, задачи, перспективы

2




2

2.

Музейная экскурсия

4

30

34

3.

Основы туристской подготовки

4

6

10

4.

Краеведческая работа в походе, экспедиции. Учет и хранение краеведческого материала в походных условиях

6

16

22

5.

Работа краеведа-исследователя

20

36

56

6.

Массовые мероприятия на базе музея




18

18

7.

Итоговое занятие




2

2




ИТОГО:

36

81

117


Тема 1. Вводное занятие

Теоретические занятия

Анализ работы за предыдущий год. Тестирование знаний обучающихся. Знакомство с целями, задачами, основными темами и формами работы в новом учебном году.


Тема 2. Музейная экскурсия

Теоретические занятия

Формы массовой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и другие. Виды экскурсий: обзорная, те­матическая. Методика подготовки экскурсии. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Сочетание рассказа и показа. «Портфель» экскурсовода. Способы активизации работы с аудиторией (театрализованные экскурсии, игры, спектакли и др.). Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Культура речи: логопедия, тренировка дыхания, формирование навыков произнесения слов родного языка, артикуляция речевого аппарата, работа над темпом речи. Преемственность в работе над правильной речью детей в кружке и в семье.



Практические занятия

Работа с фондами, музейными экспонатами. Составление текстов экскурсий, «портфеля» экскурсовода, репетиции экскурсий. Проведение экскурсий с учащимися, родителями. Тренировка трудно произносимых звуков и слов. Дыхательная гимнастика.


Тема 3. Основы туристской подготовки

Теоретические занятия

Организация и проведение похода, экспедиции. Выбор маршрута. Составление сметы. Организация туристского быта. Питание в походе. Распределение обязанностей. Подготовка личного и группового снаряжения. Общественно-полезная работа в походе. Краеведческие наблюдения в походе.



Практические занятия

Составление меню. Установка палатки. Подготовка личного и группового снаряжения. Закупка продуктов для похода. Составление схем участка маршрута. Сбор материалов о маршруте. Ведение полевой документации. Описание краеведческих памятников. Интервьюирование жителей.



Тема 4. Краеведческая работа в походе, экспедиции. Учет и хранение краеведческого материала в походных условиях

Теоретические занятия

Разработка краеведческих заданий, получение листов-заданий от музеев, общественных организация. Организация учета и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований - од­на из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть понятий: научная, юридическая и физическая сохранность предме­тов музейного значения.

Основные формы и назначение полевой документации учета краеведческих материалов:


  1. Полевой дневник.

  1. Акт приема предметов музейного значения.

  2. Полевая опись.

4. Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов.

5. Журналы (тетради) фото- видеосъемок.

6. Легенды.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых ус­ловиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.



Практические занятия

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учета и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.


Тема 5. Работа краеведа-исследователя

Теоретические занятия

История краеведения в России. Известные краеведы-исследователи нашего края. Интервьюирование очевидцев событий. Работа в фондах музеев, библиотеках. Каталоги и работа с ними. Виды архивов, правила работы с архивами. Создание фото- и видео документов исследования.



Практические занятия

Экскурсии в государственный музей, архив. Интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей военного времени участников боевых действий в горячих точках и пр.



Теоретические и практические занятия

Выбор проблемы исследования. Обоснование выбора. Формулировка темы. Определение целей и задач исследования. Составление плана исследования. Библиографический поиск.

Проведение исследования: поиск материалов, встречи с краеведами, очевидцами событий, выезд на место событий, работа в архивах, музеях, фотографирование, подготовка видео материалов.

Анализ, систематизация, обобщение результатов исследовательского поиска. Оформление работы, рецензирование.

Подготовка защиты.

Практическая реализация исследовательской работы. Выступление на краеведческой конференции, олимпиаде и др.


Тема 6. Массовые мероприятия на базе музея

Возможна разработка плана массовой работы музея на учебный год (экскурсии, праздники, уроки мужества, различные акции и т.д.).


Тема 7. Итоговое занятие

Проверяются знания обучающихся с помощью тестов, викторины. Возможно проведение конференции с защитой творческих исследовательских работ. Конкурс экскурсоводов.



Список литературы

Атрибуция музейного памятника: классификация, терминология, методика. Под ред. И.В. Дубова – СПб.: 1999.

Аргасцева С.А., Материкин А.В. Царицын. Сталинград Волгоград. – Волгоград: «Издатель» 2000.

Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

Брылев В.А. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные

Волгоградской области. – Волгоград, 1972.

Брылев В.А. Экскурсия в родную природу. – Волгоград, 1984.

Вестник детско-юношеского туризма в России. Журнал 1995 – 2009.

Дьякова Р.А. и др. Основы экскурсоведения. М.: Просвещение, 1985.

Краеведение / Под редакцией Дарицкого. – Москва, 1987.

Материалы краеведческих чтений / Под редакцией Волгоградского Областного краеведческого музея, ВолГУ. – Волгоград.

Материкин А.В. Волгоград в названиях улиц. – Волгоград, 1992.

Никитина Л.С. Природа родного края. – Волгоград, 1996.

«Отчий край» журнал 1995 – 2009.

Панин И.И., Ляхова А.Г. География Волгоградской области. – Волгоград, 1968.

Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Родная земля Волгоградская. – Волгоград, 1975.

Рябов С.И. «История родного края 14 – 18 века». – Волгоград, 1988.

Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей. – М.: 1973.

Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Шепелев И.С., Абалихин Б.С. Хрестоматия по истории родного края. – Волгоград, 1970.

Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей. – М.: 1972.

Юдин В.Н. Слава отчему краю. – Волгоград, 1987.

Методические рекомендации отдела краеведения ГОУ ДОД «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий»