Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дополнительного образования «Культура речи и культура общения»




страница1/7
Дата08.07.2017
Размер1.29 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
МУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Программа дополнительного образования «Культура речи и культура общения». Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №1 Соколова Ольга Ивановна г. Лабытнанги 2014 г. УТВЕРЖДЕНА Научно – методическим советом МОУ СОШ № 1 Протокол № 1 от 29.08. 2014г. Программа дополнительного образования кружка «Культура речи и культура общения» Вид программы авторская Направленность интеллектуально – развивающая Возраст обучающихся 8 – 11 лет Уровень освоения общекультурный, углублённый Объём курса 216 часов Срок освоения 3 года Автор: Соколова Ольга Ивановна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 первая квалификационная категория Рецензенты: Содержание Введение Пояснительная записка Первый год занятий: А) содержание; Б) учебно-тематический план; В) знания, умения, навыки. 4. Второй год занятий: А) содержание; Б) учебно-тематический план; В) знания, умения, навыки. 5. Третий год занятий: А). содержание; Б). учебно-тематический план; В). знания, умения, навыки 6. Система мониторинга результативности освоения программы. 7. Методическое обеспечение программы. 8. Методические рекомендации. 9. Список литературы. Введение. Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать … Мы мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться; умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и свою речь; умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь. Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы на речевых уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравление, письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д. Речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение хорошо, эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где ты говоришь (пишешь). Поэтому основная идея предлагаемой программы дополнительного образования кружка «Культура речи и культура общения» - учить эффективному общению. Эта идея оптимально реализуется через обучение речевым жанрам – таким малым, как информационное объявление, аннотация, просьба… и таким большим, чётко осознаваемым всеми речевым жанрам, как рассказ, заметка в газете, письмо. Любой речевой жанр – это текст с определёнными структурно – смысловыми частями, определённого стиля. И когда дети осознают эти жанровые особенности, они осмысленно анализируют, оценивают и более успешно создают тексты определённых жанров. Главное – провести детей через систему коммуникативно-речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным (сообщи в газету, составь объявление, придумай афишу, расскажи о весёлом, чтобы вызвать улыбку и т.д.). При этом необходимо научить детей ориентироваться в речевой ситуации, учитывать задачу общения, его адресат, место и т.д., чтобы выбирать оптимальные для данных обстоятельств языковые средства. Такие регулярные занятия с детьми помогут привить им навыки культуры общения, в ненавязчивой форме будут способствовать не только речевому, но и общему развитию личности. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования кружка «Культура речи и культура общения» разработана на основе факультативного курса «Речевые уроки» автора Т. А. Ладыженской и пособия для родителей и педагогов «Развитие речи» автора Л. Г. Антоновой. Актуальность. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности обучающихся, для общения, для выражения своих мыслей. Условием успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей является потребность общения (с этой целью должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний). Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его речи. Отвечая естественным для младшего школьного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа кружка обозначает перспективу жизни, дарящей радость познания, счастье открытий. Для формирования учебной мотивации на занятиях предполагается использование игровых форм, системы поощрения и т.д. В целом занятия в кружке «Культура речи и культура общения» позволят более полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал литературных знаний, создадут благоприятные условия для продолжения литературного образования в следующих классах. Цель программы: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Воспитание такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: развитие личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий обучающихся, формирование универсальных учебных действий; развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь); количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности; активизация мыслительной, познавательно – языковой, коммуникативно – речевой и творческой деятельности обучающихся; приобщение к культурным ценностям русского языка; развитие патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою речь, делать её правильной, точной, богатой; введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Для достижения поставленных целей и задач необходимо: А) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для обучающихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, просмотр телепередач и т.д.; Б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи школьников, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, т.е. обеспечить речевую практику; В) обеспечить правильное усвоение обучающимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей; активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций; обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи; Г) вести постоянную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, синтаксический и уровень связной речи, текста); Д) создать в коллективе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества; способы организации деятельности и взаимодействия обучающихся в достижении целей личностного, социального и познавательного развития; учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Основные педагогические идеи программы: От практики к теории и опять к практике. Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся и т.д. Основу программы составляют коммуникативные умения, формируемые на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом, на уроках речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности обучающихся. Культура – культурный человек – культура речевого поведения. Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы обучающиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения». На уроках речевой культуры развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей. На уроках речевой культуры должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, и тогда даже в самых реалистических (прозаических) высказываниях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ребёнку захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно «творить чудеса». Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от учителя. Общение в своей основе – всегда творчество. Программа ориентирована на личностно – развивающее образование младших школьников и духовно- нравственное развитие ребёнка. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы являются: учёт социальных потребностей времени; соответствие материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста; тематический принцип группировки материала; принцип практической направленности; принцип оптимального сочетания форм деятельности; принцип перспективных динамических связей (учёт внутрипредметных связей); учёт сферы повышенной речевой деятельности обучающихся (повседневное общение в школе, дома, вне школы, вне дома); принцип сквозных методических идей (идея воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; желания контактировать, сотрудничать, искать взаимопонимание; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения, раскрепощения личности, для осуществления своих жизненных идеалов и задач; формирование речевой самооценки). Содержание программы направлено на: создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации школьника к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия обучающихся; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; целостность процесса психического, умственного и духовного развития личности ребёнка. Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения». Тематика занятий тесно связана с преподаванием школьных предметов «Литературное чтение» и «Риторика», что способствует углублению и расширению знаний обучающихся по данным предметам. Предлагаемая программа ориентирована на обучающихся 8 – 11 лет. В коллектив принимаются дети по желанию. Программа рассчитана на 3 года. В 1-й год – 72 часа, 2-й год – 72 часа, 3-й год – 72 часа, при режиме занятий 2 часа в неделю, с общим количеством 216 часов. Реализация программы обеспечит: представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературно- го языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспри- нимать и оценивать специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение приёмами интерпретации, анализа и преобразования текстов с использованием элементов литературоведческих понятий; достижение необходимого уровня общего речевого развития; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, при выполнении творческих заданий; основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; повышение уровня личностного и познавательного развития обучающихся; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; активное использование речевых средств и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В рамках программы кружка создаются условия для саморазвития и самореализации каждого ребёнка, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение. А учителю предоставляется возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Первый год обучения. (2 класс) Количество часов: 72 (2 часа в неделю). Содержание. Раздел 1. «Речь и её значение в жизни». (20 ч.) Речь - важнейшее средство общения и передачи мыслей и чувств человека. Значение речи в деятельности человека. Понятие о родном языке. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: громкость, темп, тембр. Понятие о мимике и жесте. Роль жестов и мимики в устной речи. Знакомство с вывесками на улицах города и их назначением. Знакомство с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. Считалка. Языковые особенности считалок. Анализ текстов считалок с целью выявления их сюжета и композиции. Сочинение считалок. Составление устных рассказов с опорой на картинку. Разыгрывание эпизодов из сказок. Раздел 2. «Текст». (32 ч.) Текст – речевое произведение, высказывание. Текст как тематическое единство. Тематический словарь. Заглавие и тема текста. Соответствие между содержанием текста и его заглавием. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных по значению слов. Опорные слова, вычленение опорных слов в тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста. Понятие об изложении. Знакомство с правилами изложения. План текста. Подробный и краткий пересказы текстов. Знакомство с разными типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты простейших рассуждений. Объяснительно – доказательная часть рассуждения. Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения. Понятие о тексте – описании, его отличительные признаки, употребление в учебной и разговорной речи. Сравнение. Сравнительное описание внешне похожих предметов. Объявление, в котором дано описание. Анализ объявлений. Составление объявлений данного типа. Особенности загадок, включающих признаки предметов. Приёмы конструирования загадок. Понятие о невыдуманном рассказе. Отличие правды от вымысла, рассказа о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии. Композиция и структура невыдуманного рассказа. Составление невыдуманных рассказов. Раздел 3. «Культура общения». (20 ч.) Различные формы приветствия, поощрения и благодарности. Правила поведения во время разговора. Навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора. Употребление различных словесных форм обращения с просьбой. Отличие просьбы от требования, мольбы. Скрытая (ненавязчивая) просьба. Выбор уместных для данной ситуации средств выражения просьбы. Знакомство с различными формами выражения извинения, со словами, выражающими согласие или отказ. Вежливый отказ; слова, смягчающие отказ. Ответы на отказ, уместная реакция на отказ. Тон вежливой речи. Разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов. Учебно – тематический план. № пп Раздел, тема занятий. Всего часов. Теория. Практика. Раздел 1. Речь и её роль в жизни. (20 ч.) 1. Вводное занятие. Для чего нужна речь. 1 1 - 2. Речь – средство передачи мыслей и чувств. 1 1 - 3. Понятие о родном языке. 1 1 - 4. Значение речи в деятельности человека. 1 1 - 5. Устная и письменная речь. 1 1 - 6. Вывески на улицах города. 1 1 - 7. Практическая работа: составление устного рассказа с опорой на иллюстрации «Мой город». 1 - 1 8. Особенности устной речи: окраска (тембр) голоса. 1 1 - 9. Особенности устной речи: темп (от медленного до скороговорки). 1 1 - 10. Скороговорка. 1 1 - 11. Громкость как свойство устной речи (от шёпота до крика). 1 1 - 12. Практическая работа: сочинение собственных скороговорок и их произношение с использованием различных особенностей устной речи (темп, тембр, громкость). 1 - 1 13. Мимика и жесты в устной речи. 1 1 - 14. Говорящий взгляд. 1 1 - 15. Речевая ситуация. 1 1 - 16. Речевые роли. 1 1 - 17. Практическая работа: разыгрывание речевых ситуаций. 1 - 1 18. Устный рассказ. 1 1 - 19. Обобщение изученного об особенностях устной речи. 1 1 - 20. Практическая работа: разыгрывание эпизода из сказки «Волк и семеро козлят». 1 - 1 Раздел 2. Текст. (32 ч.) 21. Текст. Тема текста. 1 1 - 22. Заглавие текста. 1 1 - 23. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов. 1 1 - 24. Практическая работа: словарные игры. 1 - 1 25. Опорные (важные) слова. 1 1 - 26. Тематический словарь. 1 1 - 27. Текст как тематическое единство. 1 1 - 28. Практическая работа: сочинение сказки по опорным словам. 1 - 1 29. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Жизнь слова» (Как родятся, живут и умирают слова). 1 - 1 30. Основная мысль текста. 1 1 - 31. Основной тон высказывания. 1 1 - 32. Выделение опорных слов в учебном тексте. 1 1 - 33. Структура текста. 1 1 - 34. Связь между предложениями текста. 1 1 - 35. Пересказы. Подробный пересказ. 1 1 - 36. Пересказы. Краткий пересказ. 1 1 - 37. Понятие об изложении. 1 1 - 38. План текста. Правила изложения. 1 1 39. Практическая работа: составление плана и написание изложения «Умные гуси» (по И. Соколову-Микитову). 1 - 1 40. Типы текстов. 1 1 - 41. Рассуждение. 1 1 - 42. Понятие о рассуждении-объяснении. 1 1 - 43. Понятие об описании. 1 1 - 44. Описание в учебной и разговорной речи. 1 1 - 45. Сравнение. 1 1 - 46. Сравнительное описание внешне похожих предметов. 1 1 - 47. Описание в объявлении. 1 1 - 48. Загадки-описания. 1 1 - 49. Практическая работа: сочинение загадки (с использованием описания предмета). 1 - 1 50. Понятие о невыдуманном рассказе. 1 1 - 51. Композиция невыдуманного рассказа. 1 1 - 52. Практическая работа: сочинение невыдуманного рассказа «Однажды со мной произошёл такой случай…» 1 - 1 Раздел 3. Культура общения. (20 ч.) 53. Общение. Что значит общаться 1 1 - 54. А вместе мы называемся так… (партнёры, собеседники, коммуниканты). 1 1 - 55. Твоя коммуникативная задача, коммуникативное намерение. 1 1 - 56. Различные формы приветствия. 1 1 - 57. Различные формы прощения. Благодарность. 1 1 - 58. Практическая работа: разыгрывание ситуаций (приветствие, прощение, выражение благодарности). 1 - 1 59. Как нужно вести себя во время разговора. 1 1 - 60. Разговор по телефону. 1 1 - 61. Практическая работа: игра «Разговор по телефону». 1 - 1 62. Выражение просьбы. 1 1 - 63. Ненавязчивая просьба. 1 1 - 64. Что вы знаете о вежливости. Вежливые слова. 1 1 - 65. Различные формы выражения извинения. 1 1 - 66. Вежливый отказ. 1 1 - 67. Согласие или отказ. 1 1 - 68. Ответы на отказ. 1 1 - 69. Знакомство. 1 1 - 70. Тон вежливой речи. 1 1 - 71. Практическая работа: разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов. 1 - 1 72. Итоговый урок-игра «Весёлая викторина». 1 - 1
  1   2   3   4   5   6   7

  • Направленность интеллектуально – развивающая Возраст обучающихся 8 – 11 лет Уровень освоения общекультурный, углублённый Объём курса 216 часов
  • Срок освоения 3 года Автор: Соколова Ольга Ивановна
  • Основные педагогические идеи программы: От практики к теории и опять к практике.
  • Культура – культурный человек – культура речевого поведения.
  • Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.
  • Содержание
  • Реализация программы обеспечит
  • Первый год обучения. (2 класс) Количество часов: 72 (2 часа в неделю). Содержание. Раздел 1. «Речь и её значение в жизни». (20 ч.)
  • Раздел 2. «Текст». (32 ч.)
  • Раздел 3. «Культура общения». (20 ч.)
  • Учебно – тематический план.
  • Практика. Раздел 1. Речь и её роль в жизни. (20 ч.)
  • Раздел 2. Текст. (32 ч.)
  • Раздел 3. Культура общения. (20 ч.)