Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для учащихся с задержкой психического развития по литературе для 7 класса




Скачать 321.84 Kb.
Дата28.06.2017
Размер321.84 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа имени Героя России Александра Моисеева

пос. Знаменска муниципального образования

«Гвардейский городской округ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы


_________________________________
В. С. Ежиков
Приказ №__ __ от «_____»______________ 201___г.


АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с задержкой психического развития
по литературе
для 7 класса
Составитель:

Трофимова Н. Ф.,

учитель русского языка и литературы,


Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол № _______ от «___»________20____г.


Принята на методическом совете


Протокол № _______ от «___»________ 20____г.

2016-2017 учебный год



Пояснительная записка.
В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития.

Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение знаний, в связи с этим при рассмотрении курса литературы 7 класса мною внесены изменения в объем теоретических сведений. Некоторый материал программы дается в упрощенной форме, или ознакомительно для обзорного изучения (см. примечание).

Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.

Развитие познавательного интереса на уроках базируется, в том числе на наглядном материале, путем просмотра отрывков кинофильмов, пересказа, рассказывания наизусть.

Действующие программы откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню учащихся с ОВЗ (задержка психического развития) с учетом рекомендаций ПМПК.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной.

На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Примечание.

Темы, изучаемые как ознакомительные:



  1. Древнерусская литература («Повесть временных лет» только прочтение)

  2. Повесть о Петре и Февронии Муромских – прочтение.

  3. Оды Державина и Ломоносова – прочтение (выразительное)

  4. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре – прочтение.

  5. «Медный всадник» - прочтение.

календарно-Тематическое планирование.

п\п


Тема урока

Кол-

во

часов



Тип

урока


Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля


Домашнее

задание


Дата

проведения



план

факт

1

Введение. Литература как искусство слова.

1

Вводный урок

З н а т ь: образную природу словесного искусства.
У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. 

Самооценка

Прочитать статью «Былины»







2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

Комбиниро

ванный


У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. 

Аналитическая беседа

Пересказ предания







3

Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович»

1

Комбиниро

ванный


З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера.
У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. 

Фронтальный опрос

Выразительное чтение былины, вопросы







4

В/Ч Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос.

1

Комбиниро

ванный


З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера.
У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. 

тест

Прочитать выразительно отрывок из былины







5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

Обобщающий урок по разделу.



1

Комбиниро

ванный


Знать: жанр пословицы и поговорки развивать устную речь.


Беседа по вопросам

Подготовить письменное толкование понравившейся пословицы







6

 Древнерусская литература. Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.



1

Комбиниро

ванный


Знать: основы христианской морали.
Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. 



Анализ эпизодов

Написать краткое поучение, обращенное к своим близким







7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Комбиниро

ванный


Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Беседа, обучение устному рассказу

Составить план пересказа повести







8

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия»


1

Изучение нового материала

Знать: оду Ломоносова уметь выразительно ее читать, знать биографию Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы. Изучение произведения.

Развернутый ответ по вопросам

Прочитать «Оду» полностью







9

Г.Р.Державин. Ззнакомство с личностью и поэзией Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности

1

Изучение нового материала

Уметь: выразительно читать стихотворения Державина

тест

Выучить наизусть стих-е Державина







10

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь»


1

Комбиниро

ванный


Знать: сюжет и образную систему баллады. Уметь: давать оценку действиям героев.



Блицопрос

Сделать иллюстрацию к балладе «Лесной царь», выр.чт







11

А.С.Пушкин. «Медный всадник». Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника».

1

Комбиниро

ванный


Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; писать сочинение-миниатюру. 

Пересказ

Выучить наизусть отрывок из поэмы







12

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества.

1

Комбиниро

ванный


Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

тест

Выразительно читать балладу







13

«Борис Годунов». Своеобразие драматургии Пушкина.


1

Изучение нового материала

Уметь: воспринимать и анализировать драматический текст

Беседа по вопросам

Прочитать полностью трагедию







14

15


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».



2

Изучение нового материала

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

пересказ

Прочитать повесть







16

17


М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. 

2

Изучение нового материала

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть 'различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.



Беседа по вопросам

Прочитать поэму







18

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Ангел», Молитва».

1

Комбиниро

ванный


Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Стих-е наизусть

Выучит стих-е на выбор







19

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Контроль знаний и умений

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу.

Контрольные вопросы, тестирование










20

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. 

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Беседа по вопросам

Прочитать главы из «Тараса Бульбы» 







21

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание понятия «деталь» произведения.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. 

тест

Прочитать полностью повесть







22

Р./р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

1

Урок развития речи

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. 

сочинение

Написать сочинение 







23

24


И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Отражение существенных черт русского национального характера.

2

Комбиниро

ванный


Знать: содержание понятия пейзаж.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. 

Беседа по вопросам

Подготовить пересказ







25

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе.
Богатство и красота русского языка

1

Комбиниро

ванный


Знать нравственные и человеческие взаимоотношения на примерах стихотворений Тургенева

пересказ

Подготовить пересказ







26

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. 

1

Комбиниро

ванный


Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Отрывок наизусть

Выучить отрывок







28

Н.А.Некрасов Цели: Познакомиться с исторической основой поэмы. Показать величие духа русских женщин

1

Комбиниро

ванный


3 н а т ь: содержание произведения.
Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. 

Беседа по вопросам

пересказ







29

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

1

Изучение нового материала

Знать: содержание сказок. 
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

пересказ

Составить план сказки







30

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.» Сказки для детей изрядного возраста» «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание сказок. 
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Беседа по вопросам

Составить цитатный план сказки







31

Контрольная работа по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»

1

Контроль знаний и умений

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу.

Контрольные вопросы, тестирование










32

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.



1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. 

Беседа по вопросам

пересказ







33

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. 

Фронтальный опрос

Ответить: Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева







34

35


А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон», «Злоумышленник» и др. Сатирический пафос произведения.



2

Комбиниро

ванный


Знать: сюжет и образную систему рассказа. 
Уметь: давать оценку действиям героев.

пересказ

Выр.чт. рассказа, составить план







36

Контрольная работа по произведениям Л.Толстого, А.Чехова.

1

Контроль знаний и умений

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу.

Контрольные вопросы, тестирование










37

Край ты мой! Родимый край!
Стихотворения русских поэтов 19в о родной природе.

1

Комбиниро

ванный


Знать: стихотворения русских поэтов

Стих-е наизусть

Выучить наизусть







38

39


И.А.Бунин «Цифры», «Лапти»
Нравственная проблематика рассказа, обыденность и героизм в художественном мире писателя.

2

Изучение нового материала

Знать: содержание понятия «деталь произведения».
Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

Беседа по вопросам

Хар-ка героев







40

41


Тема: М. Горький. Повесть
«Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.



2

Изучение нового материала

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Беседа по вопросам

Задание к главам 2,3,4; пересказ







42

Обучение  анализу  эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Анализ глав, словарная работа, хар-ка героев

Прочитать повесть до конца, сделать иллюстрации







43

М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды

1

Комбиниро

ванный


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести

Аналитическая беседа

Пересказ легенды, выучить наизусть отрывок







44

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни».

1

Изучение нового материала

Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части
художественного текста

Отрывок наизусть

Найти неологизмы, выр.ччт.







45

Л.Н.Андреев «Кусака», Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.

1

Изучение нового материала

Уметь: воспринимать и анализировать текст

Беседа по вопросам

Написать рассказ о любимом животном







46

47


В/Ч по повести Троепольского «Белый Бим- черное ухо»

2

Комбиниро

ванный


Уметь: воспринимать и анализировать текст

Фронтальный опрос

Составить устный отзыв о рассказе







48

49


 А.П.Платонов «Юшка». Осознание необходимости сострадания и уважения к людям

2

Изучение нового материала

Знать: Творчество Платонова

пересказ

Подготовить рассказ: «Юшка и дети»







50

Р.Р. «Нужны ли сочувствие и сострадание людям?» по рассказу «Юшка»

1

Совершенст

вование


ЗУН

Овладеть навыком написания сочинения-миниатюры.

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа.



Аналитическая беседа

Написать сочинение







51

Урок развития речи по рассказам Платонова и Андреева.

1

Совершенст

вование


ЗУН

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

Тест, творческая работа

Составить кроссворд по рассказам







52

Б.Л.Пастернак. Изучить творчество Пастернака. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Изучение нового материала

Знать: творчество Пастернака

беседа

Выр.чт., вопросы







53

А.Т.Твардовский. Познакомиться с творчеством Твардовского

1

Изучение нового материала

Знать: Произведения Твардовского

Фронтальный опрос

Выр.чтение, вопросы









54

«На дорогах войны…» Стихи о Великой Отечественной войне

1

Совершенст

вование


ЗУН

Знать: Основные факты о войне

Групповой индивидуаль

ный


Выучить наизусть







55

Ф.А.Абрамов. Рассказ о писателе. «О чем плачут лошади»

1

Изучение нового материала

Знать: творчество Абрамова

пересказ

Подготовить рассказ о судьбе героев







56

Е.И.Носов. Взаимосвязь природы и человека

1

Изучение нового материала

Знать: творчество Носова

Беседа по вопросам

Вопросы и задания









57

Ю.П.Казаков. «Тихое утро»

1

Совершенст

вование


ЗУН

Знать: Особенности характеров героев, подвиг мальчика

Беседа по вопросам

Пересказ по плану







58

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы

1

Изучение нового материала

Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы

Групповой индивидуаль

ный


Ответить письменно: «Искусство моего родного края»







59

Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах

1

Совершенст

вование


ЗУН

Знать творчество М.М.Зощенко.

Групповой индивидуаль

ный


Пересказ по плану







60

«Тихая моя Родина». Душевное настроение, состояние человека через описание картин природы

1

Совершенст

вование


ЗУН

Уметь: выразительно читать стихотворения о родине

Стих-е наизусть

Наизусть стих., сделать его анализ







61

Р.Р. на материале стихотворений поэтов 20 века.

1

Совершенст

вование


ЗУН

Уметь анализировать стихотворения.

Аналитическая беседа

Статья в учебнике







62

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Совершенст

вование


ЗУН

Уметь анализировать стихотворения.

Аналитическая беседа

Выразительное чтение стихотворений Р.Гамзатова







63

Творчество Роберта Бернса. Представление народа о справедливости и честности

1

Комбиниро

ванный


Знать: особенности творчества Бернса

беседа

Выучить стих.









64

Творчество Д.Г.Байрона.
Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

1

Комбиниро

ванный


Уметь: выразительно читать гимн

Беседа по вопросам

Отрывок наизусть







65

Японские хокку.


1

Изучение нового материала

Знать: японские хокку

Коллективный

Хокку наизусть









66

О.Генри «Дары волхвов»


1

Изучение нового материала

Знать: творчество О.Генри

пересказ

Составление синквейна о любви







67

Творчество Р.Д.Брэдбери.


1

Изучение нового материала

Знать: Творчество Брэдбери

Беседа по вопросам

Ответить: О чем писатель предупреждает человечество в своем рассказе «Каникулы»?  







68

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Рекомендации на лето.

1

Комбиниро

ванный


Литература на лето














Литература
Для учащихся:.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2015.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2011.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2010.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2015.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.



Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.



Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

  • АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для учащихся с задержкой психического развития по литературе для 7 класса Составитель
  • Трофимова Н. Ф.
  • Пояснительная записка.
  • Литература Для учащихся
  • Для учителя
  • Мультимедийные пособия.