Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по чтению и развитию речи для 8 класса




Скачать 183.53 Kb.
Дата10.01.2017
Размер183.53 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа имени Героя России Александра Моисеева

пос. Знаменска муниципального образования

«Гвардейский городской округ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________________________________

В. С. Ежиков

Приказ №__ __ от «_____»______________ 201___г.



АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья



по чтению и развитию речи

для 8 класса

Составитель:

Акулинина О.Г.,

учитель русского языка и литературы,

1-я квалификационная категория
Обсуждена и согласована на

методическом объединении


Протокол № _______ от «___»________20____г.
Принята на методическом совете
Протокол № _______ от «___»________ 20____г.

2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе программ 


специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Учебный предмет «Чтение и развитие речи» в 8 классе проводится  3ч.  в неделю. Всего в учебном году - 102ч.,  в том числе внеклассное чтение 7ч.

   Учащиеся  должны:

   - овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

   - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

   - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

   Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

   На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

   Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

   На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

      Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В конце учебного курса по чтению 8 класса



Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематика изучаемых произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А.Некрасова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова,  В.Г.Короленко.

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, С.А. Есенина, Р.И.Фраермана, А.Т.Твардовского, К.Г.Паустовского, Л.А. Кассиль В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфографии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Программа

Программы для 5-9  классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.



Учебник

 «Чтение для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. З.Ф.Малышева. - М.: «Просвещение», 2010 г».



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

п/п




Наименование раздела и тем

Часы учеб.

врем.

дата







I  четверть

  1. Устное народное творчество. (9 часов)







1-3

1-3

Сказки.  

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»



3




4

4

Пословицы и поговорки.

Баллады.


1




5

5

В.А.Жуковский «Перчатка»

1




6

6

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1




7

7

Былины.

1




8

8

Былина «Садко» (отрывок)

1




9

9

Урок внеклассного чтения. "Любимые сказки школьников". Просмотр фильма-сказки на выбор.

1










2. Произведения русских писателей XIX века.

(40 часов)







10

1

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

1




11

2

М.Я.Басина «Публичное испытание»

1




12

3

И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

1




13

4

А.С.Пушкин «Памятник» (отрывок),

«Во глубине сибирских руд…»



1




14

5

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1




15

6

А. С. Пушкин. Стихотворения – посвящения «И.И.Пущину», «Няне»

1




16

7

А.С.Пушкин. Любовная лирика: «Сожженное письмо» (отрывок), «Я вас любил»

1




17-18

8-9

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

2




19

10

Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

1




20

11

Урок внеклассного чтения.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»



1




21

12

М.Ю.Лермонтов. Биографическая справка.

1




22

13

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

«Родина»


1




23

14

Тема одиночества в стихотворениях

 М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Сосна».



1




24-26

15-17

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок)

3




27

18

Обобщающий урок

1










II четверть







28

19

И. А. Крылов. Биографические сведения.

Жанр басни. Особенности басен Крылова.



1




29

20

И. А. Крылов «Волк на псарне»

1




30

21

И. А. Крылов «Осел и соловей»

1




31

22

И. А. Крылов «Муха и пчела»

1




32

23

Урок внеклассного чтения.

Викторина по басням  И.А. Крылова.



1




33

24

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

1




34

25

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

1




35

26

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..»

1




36

27

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

1




37

28

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1




38

29

И.С.Никитин. Биографическая справка.

«Русь» (отрывок)



1




39

30

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

1




40

31

Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".

1




41

32

И.С.Тургенев. Биографическая справка.

1




42-44

33-36

И.С.Тургенев «Муму»

3




45

37

 И.С.Тургенев «Муму»

Проверка техники чтения.



1










III четверть







46

38

Л.Н.Толстой. Биографическая справка.

1




47-48

39-40

Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении)

2










3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (23 часа)







49

1

А.П.Чехов. Биографическая справка.

1




50

2

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1




51-57

3-9

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки).

7




58

10

Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»

1




59

11

Урок внеклассного чтения. "У книжной полки".

1




60-61

12-13

М.Горький. Биографическая справка.

«Макар Чудра» (отрывок)



2




62

14

Просмотр фильма по повести «Макар Чудра» «Табор уходит в небо»

1




63

15

С.Есенин. Биографическая справка.

«Спит ковыль…»



1




64

16

С.Есенин «Пороша»

1




65

17

С.Есенин «Отговорила роща золотая…»

1




66

18

А.П.Платонов. Биографическая справка.

«Разноцветная бабочка»



1




67-69

19-21

А.Н.Толстой. Биографическая справка.

«Русский характер»



3




70

22

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка.

«Некрасивая девочка»



1




71

23

Урок внеклассного чтения. "Стихи С. А. Есенина".

1










4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (31 часов)







72-73

1-2

К.Г.Паустовский. Биографическая справка.

«Телеграмма»



2




74

3

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

1










IV четверть







75-79

4-8

Р.И.Фраерман. Биографическая справка.

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки)



5




80-81

9-10

Л.А.Кассиль. Биографическая справка.

«Пекина бутсы»



2




82-84

11-13

А.Т.Твардовский. Биографическая справка.

«Василий Теркин» (отрывки из поэмы)



3




85

14

Библиотечный урок

1




86-88

15-17

В.М.Шукшин. Биографическая справка.

«Гринька Малюгин»



3




89-90

18-19

В.П.Астафьев. Биографическая справка.

«Далекая и близкая сказка»



2




91

20

Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.

1




92-96

21-25

Р.П.Погодин. Биографическая справка.

«Альфред»



5




97-98

26-27

А.А.Суриков. Биографическая справка.

«Родина»


2




99-100

28-29

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

2




101-102

30-31

Резервные уроки.

2




  • АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
  • Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Программа
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • 2. Произведения русских писателей XIX века. (40 часов)
  • II четверть 28
  • III четверть 46
  • 3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (23 часа)
  • 4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (31 часов)
  • IV четверть 75-79