Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для детских школ искусств и отделений изобразительного искусства по образовательной программе «Изобразительное искусство»




страница1/4
Дата06.07.2017
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Пластовского муниципального района

БЕСЕДЫ ПО ИСКУССТВУ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для детских школ искусств и отделений изобразительного искусства

по образовательной программе «Изобразительное искусство»

3-летнего срока обучения.

г. Пласт

2015 г.



ПРИНЯТО:

Педагогическим Советом

МКОУ ДОД ДШИ

Пластовского муниципального района

«___»____________20____ г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДОД ДШИ Пластовского муниципального района

_______________С.И.Горохводацкая

«___»___________20___г.


Общеразвивающая программа разработана на основе программы (проекта) «Беседы по искусству» для художественных отделений школ искусств ЦНМК УЗКИ (автор Е.П.Кабкова,1988г), программы (проекта) «Изобразительное искусство» для отделений общего эстетического образования (воспитания) детской школы искусств ЦНМК УЗКИ (Составители – Г.А. Моисеева, М.Н. Семенова, 1986г.),


Организация-разработчик:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств Пластовского муниципального района

Разработчик:

Южанина Ольга Анатольевна, преподаватель I (первой) квалификационной категории.

Рецензент: Белицкая О.Н., заместитель директора по УВР,

преподаватель I квалификационной категории.



Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………4

  2. Годовой календарный учебный график…………………………..7

  3. Учебно-тематический план………………………………...……...8

  4. Содержание учебного предмета…………………………….……12

  5. Требования к уровню подготовки учащихся………………..…..49

  6. Методические рекомендации……………………………………50

  7. Список литературы …………………………………………..…..54



  8. Список методической литературы………………………………55






I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство - один из важнейших факторов, формирующих личность человека, расширяющих его представление об окружающем мире. Основой для формирования отношений человека к явлениям искусства является художественное воспитание, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, использованные художником для характеристики данного образа, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. Именно на решение этой задачи и направлено обучение.


Цели программы:

  • Гармоническое развитие личности учащихся средствами искусства, ранее приобщение детей к эстетическим и художественным ценностям;

  • Развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно-творческой деятельности;

  • Систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения;

  • Формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе;

  • Ранее профессионально-ориентированное обучение.


Задачи

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, развитие нравственных чувств;

  • Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • Освоение первоначальных знаний о видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве; знакомство с их выразительными средствами и роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.


Актуальность. Одна из первых воспитательных задач на занятиях в ДШИ – развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке с рождения. Необходимо стремиться развивать оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения, а так же способность к обобщению и синтезу.

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания и формировании творческих способностей в настоящее время придается интеграции всех видов искусства и художественно – творческих видов деятельности, которые понимают как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, а также памяти, внимания). С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:


  • в литературе средство выразительности – слово (образные определения, сравнения и т.д.),

  • в изобразительной деятельности - графика и живопись (форма, величина, цвет, композиция, ритм), скульптура(форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине) и т.д.

Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать условия для интеграции видов изобразительной деятельности: есть возможность ставить перед детьми задачи – находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это просто непосредственное знакомство детей со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем знания углубляются – это и окружающие предметы, и материалы, и оборудование; это стремление передать в изобразительной форме впечатления от окружающего мира.

В процессе интегрированных занятий у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. Ребенок учится активно наблюдать, выполнять работу творчески, продумывать содержание, подбирать материал, выбирать средства художественной выразительности, учится доводить работу до конца.

Реализация настоящей программы «Беседы по искусству» предусматривает соединение разных видов искусства, так как подразумевает использование на уроках литературных произведений, зрительного ряда.

На занятиях, помимо иллюстративного ряда, используются тексты произведений писателей и поэтов, то есть уроки носят интегрированный характер.

Условия реализации программы.Занятия проводятся в группах от 10 до 13 человек. Данная программа рассчитана для учащихся с 1 по 3 классы, курс обучения 7 лет.

Годовым объемом 36 часов, из расчета 1 часа в неделю при 36 недельном учебном годе.



II. Годовой календарный учебный график и формы контроля


Учебная четверть

*Всего учебных недель

Количество каникулярных дней

**Формы контроля, класс

1

2

3

I

9 недель

8 дней (осенние каникулы)

К/У

К/У

К/У

II

7 недель

15 дней (зимние каникулы)

К/У

К/У

К/У

III

10 недель

7 дней (весенние каникулы)

К/у

К/У

К/У

IV

9 недель

летние каникулы

ГП

ГП

ГП

Итого: 35 учебных недель, 30 дней каникул.

*Примечание: количество учебных недель в учебном году варьируется в зависимости от количества праздничных дней, установленных Правительством РФ. Для учащихся подготовительного и 1 класса продолжительность учебного года – 33 недели. Последняя неделя февраля (дополнительные каникулы) протяженностью (7 дней);

** Примечание: основными формами контроля являются контрольный урок (К/У), промежуточная и итоговая аттестации – полугодовой просмотр (ПП), годовой просмотр (ГП), экзаменационный просмотр (ЭП), собеседование (С).

III.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс




Название темы

Кол.час.




РАЗДЕЛ № 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА.
ТЕМА 1.1. Эстетическое восприятие действительности.




1

Вводный урок.

1

2

Изображения вокруг нас.

1

3

Композиция «Сказочный лес».

1

4

Изображать можно пятном.

1

5

Изображать можно в объеме.

1

6

Изображать можно линией.

1

7

Волшебный мир красок.

1

8

Изображать можно настроение.

1

9

Мир полон украшений.

1

10

Композиция «Узоры на крыльях».

1

11

Композиция «Красивые рыбы».

1

12

Композиция «Украшения птиц».

1

13

Композиция «Разноцветные жуки»

1

14

Узоры, которые создали люди.

1

15

Постройки в нашей жизни.

1

16

Домики, которая построила природа.

1

17

Дом снаружи и внутри.

1

18

Композиция «Сказочный город».

1

19

Композиция «Город, в котором мы живем»

1

20

Мир вещей

1



ТЕМА 1.2. Восприятие искусства.






1

Знакомство с произведениями живописи.

2

2

Скульптура и работа скульптора.

2

3

Графика.

2

4

Книжная иллюстрация.

3

5

Декоративно-прикладное искусство. Народная игрушка.

4

6

Костюмы сказочных персонажей

2

7

Настроение произведений и их характер

1



ИТОГО:


36


2 класс



Название темы

Кол.час.

РАЗДЕЛ №1. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТЕМА 1.1. Цветоведение





1

Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета.

1

2

Эмоциональное содержание цвета.

1

3

Цветовые семейства.

1

4

Теплые и холодные тона.

1




ТЕМА 1.2. Пространство.




5

Пространство, передний план, задний план.




6

Архитектура и пространство.

1

7

Скульптура и пространство.

1




ТЕМА 1.3. Линия, силуэт, штрих




8

Выразительность линии, разнообразие ее характера.

1

9

Силуэт

1

10

Штрих и его возможности.

1




ТЕМА 1.4. Ритм




12

Ритм. Принципы повторения и чередования.

2




ТЕМА 1.5. Природные формы




13

Художник – внимательный наблюдатель.

1

РАЗДЕЛ № 2 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТЕМА 2.1. Как мы воспринимаем изобразительное искусство.





14

Изобразительное искусство как отображение реального мира.

1




ТЕМА 2.2. Язык архитектуры




15

Архитектура вокруг нас.

1

16

Проект здания.

1




ТЕМА 2.3. Язык скульптуры




17

Что такое скульптура.

1

18

Этюд человека.

1




ТЕМА 2.4. Что такое живопись




19

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства.

1




ТЕМА 2.5. Особенности графики




20

Графика и ее особенности.

1

21

Гравюра - вид графики.

1

22

Портрет моего друга.

1




ТЕМА 2.6. Особенности декоративно-прикладного искусства.




23

Декоративно-прикладное искусство – вид изобразительного искусства.

1

24

Эскиз вазы.

2



РАЗДЕЛ № 3 ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТЕМА 3.1 Материалы архитектуры.





25

Зависимость используемого материала от места и характера постройки.

1

26

Естественные материалы архитектуры.

1




ТЕМА 3.2 Материалы скульптуры.




27

Многообразие скульптурных материалов.

1




ТЕМА 3.3. Материалы живописи.




28

Многообразие художественных материалов.

1

29

Масляная живопись.

1




ТЕМА 3.4. Графические материалы.




30

Разнообразие графических материалов.

1

31

Печатная графика и ее виды.

1




ТЕМА 3.5. Материалы декоративно-прикладного искусства




32

Материалы ДПИ.

1

33

Повторение

2




ИТОГО:

36

  1   2   3   4

  • Цели программы
  • Актуальность.
  • Условия реализации программы.
  • II. Годовой календарный учебный график и формы контроля
  • III.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН