Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для 5-9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И. Н. Сухих. М. Издательский центр «Академия», 2013




страница1/4
Дата28.06.2017
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету


Литература
Класс 8

2016/2017 учебный год

Ф. И.О. учителя: Мамонова А.Е.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

I. Пояснительная записка


  1. 1. Нормативная основа программы



  • Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

  • Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга

  • Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга – 2016-2017



  1. 2. Используемый учебно-методический комплекс

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  1. Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. ФГОС. [Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Учебно – методическое обеспечение:

Пособия для учителя:

  1. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В., Зазнобина Т.И.и др. Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. Методическое пособие. 8 класс. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. Дидактические материалы по литературе. М., «Просвещение», 2012

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.


Ресурсное обеспечение программы

Перечень лицензионных электронных образовательных ресурсов

Тип ЭОР

Название ЭОР

Мультимедиаприложения к УМК

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 – 11 классы

  • Издательство «Планета»: Уроки литературы. 6 – 11 классы. Мультимедийное приложение к урокам.

  • Поликультурный Петербург. Медиаприложение

Электронные словари, справочники, энциклопедии

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  • Электронное средство учебного назначения: История искусства Кирилла и Мефодия

  • Туристический атлас мира

  • Энциклопедия «Легенды и мифы Древней Греции». Мифологический словарь

  • Энциклопедия материальной культуры Германа Вейса.

  • Энциклопедия классической музыки

  • В. И. Даль. Толковый словарь

  • Библиологический словарь

  • История мировых религий. Учебное пособие

  • Энциклопедия «Русские народные праздники, обряды и обычаи»

Электронные библиотеки

  • Библиотека «Классическая литература»

  • Хрестоматия по русской литературе XIX и XX в.

  • «Русская литература» Мультимедийная библиотека

Демонстрационные средства, видеоматериалы

Пасхальная коллекция Феберже (фото – коллекция) «Храм на Смоленском кладбище» Учебный видеофильм. DVD

«1812 год» : полное собрание материалов об Отечественной войне 1812 года «Новый диск»

Коллекция учебных видеофильмов («Научфильмы СССР. Литература.», «Большая DVD - коллекция BBC»,

«Видеосерия «В кругу великих имен»», «Театр на экране», «Экранизация русской классики», «Историческое кино», «Шедевры оперного искусства»)



Контролирующие средства, тренажеры

  • 1С: Репетитор. Литература.

Аудиокниги

см. «Аудиокниги, поступившие в школьные библиотеки Санкт – Петербурга, рекомендованные для работы на уроках, занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях» (Багге М. Б. Методика использования аудиокниг в литературном образовании: Методические рекомендации. – СПб.: СПбАППо, 2008.)

Перечень интернет – ресурсов

  • Сайт школы (http://tutti.edu.ru/)

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/)

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

  • Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)

  • Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)

  •  Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)

Ресурсы по предмету образовательной программы

  • Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)

  • Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)

  • BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки (http://bibliogid.ru/)

  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/

  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru/)

  • Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)

  • Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)

  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»(http://www.feb-web.ru/)

  • «Литература на 5» (http://5litra.ru/)

  • Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)

  • Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)

  • Свиток — История письменности на Руси (http://www.ivki.ru/svitok/)

  • Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/)

Цифровые архивы, электронные библиотеки и словари

  • Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)

  • Портал «Архивы России»(http://www.rusarchives.ru/)

  • Русский Энциклопедический Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)

  • Энциклопедический словарь «Народы и религии мира» (http://www.cbook.ru/peoples/index)

  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» (http://www.megabook.ru)/

  • Нобелевские лауреаты: биографические статьи (http://n-t.ru/nl/)

  • Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники (http://www.rubricon.com/)

  • Русские словари. Служба русского языка (http://www.slovari.ru)

  • Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)

  • Словари русского языка на портале «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru/slovari/)

  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (http://vidahl.agava.ru)/

  • Русский Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)

Инструментальные программные средства


  • Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса «1С:Образование» (http://edu.1c.ru/)

  • Государственный контроль качества образования с использование АИС «Знак» (http://znak.eduspb.com/)


Информационная поддержка ЕГЭ

  • Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/)

  • Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме (http://www.ege.ru/)

  • ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)

  • «ЕГЭ по литературе» (http://5litra.ru/)

  • «Решу ЕГЭ» Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/) Сервис онлайн-подготовки к ЕГЭ (http://college.ru/)

Ресурсы для дистанционных форм обучения

  • InternetUrok.ru — видеоуроки по школьным предметам (http://interneturok.ru/)

  • Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)

  • Школьный университет (http://club.itdrom.com/)

Конкурсы, олимпиады


  • Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся (http://future4you.ru/)

  • Олимпиады для школьников: информационный сайт (http://www.olimpiada.ru/)

  • Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (http://www.eidos.ru/olymp/)

  • Всероссийская олимпиада школьников (http://olympiads.mccme.ru/index.htm)

  • Дневник. Ru - школьная образовательная сеть (http://dnevnik.ru/)


Виртуальные музеи и экскурсии

  • Российский этнографический музей (http://www.ethnomuseum.ru)

  • Государственный Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/)

  • Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/)

  • Музей – заповедник Московский кремль ( http://www.kreml.ru/)

  • Государственная Третьяковская галерея (http://www.tretyakovgallery.ru/)

  • Виртуальные музей и галереи мира (http://www.ph4.ru/virtur_virtual-museum.ph4)

  • Большая художественная галерея (http: gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution)

  • Открытие Кремля (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5)

  • Виртуальный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/2010/hm6_12.html)

  • Sistine Chapel (Сикстинская капелла) (http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/)

  • Виртуальная экскурсия по залам Лувра (http://louvre.historic.ru/virttour.shtml)

  • Виртуальный Британский музей (www.britishmuseum.org)

  • Виртуальная экскурсия вокруг музея-панорамы «Сталинградская битва» (http://tour.volfoto.ru/volgograd/muzey-panorama-stalingradskaya-bitva/)

I. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество учебных часов

На изучение литературы в 8 классе отводится 68 учебных часа; в неделю 2 часа.

1 четверть – 18 часов

2 четверть – 14 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 16 часов.

Из них контрольных часов – 9.

Количество контрольных работ практической части программы





I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольные работы

1

1

0

1

Сочинения

1

1

2

2

Итого: 9



I. 4.Используемые виды и формы контроля

Контроль знаний, умений и навыков при изучении литературы является важной составной частью процесса обучения. В соответствии с формами контроля обученности



  • при индивидуальном контроле учащийся выполняет свое задание, определяющее уровень знаний, степень индивидуальной подготовки, его способности и возможности;

  • при групповом контроле проверочное задание (одинаковые или дифференцированные) выполняется в группе малого состава в зависимости от цели контроля (применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при анализе текста произведения, при сопоставлении с текстом другого произведения и др.);

  • при фронтальном контроле всей группой одновременно выполняются задания, определяющие правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

  • административный.

Методы контроля:

  • устный опрос

  • беседа

  • развёрнутый ответ на вопрос

  • литературоведческий (понятийный) диктант

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям

  • анализ (целостный, фрагментарный, лингвистический)

  • характеристика литературного героя

  • инсценирование

  • диагностические индивидуальные, дифференцированные задания

  • задания олимпиадного характера

  • редактирование текста

  • восстановление деформированного текста

  • практическая работа, построение схемы, таблицы и т.д.

  • компьютерное, письменное тестирование (с выбором ответа, с кратким ответом)

  • зачет

  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)

  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)

  • исследовательская, проектная работа

  • презентация.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводятся согласно локальным нормативным актам:

  • Положение о системе текущего, промежуточного, итогового контроля за знаниями и умениями обучающихся и порядок выставления четвертных, полугодовых и годовых отметок в ГБОУ школе №Тутти

  • Положение о промежуточной годовой аттестации обучающихся переводных классов в ГБОУ школе «Тутти»

I. 5.Планируемые результаты освоения

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:


Личностные результаты:


  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.


Метапредметные результаты:


  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Предметные результаты:


  1. в познавательной сфере:




  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;




  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;




  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;




  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


I.6. Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся к концу 8 класса.

Изучение литературы в 8 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

В результате изучения литературы учащиеся должны


знать/ понимать:


  • природу словесного искусства; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных перио­дах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • содержание, ключевые проблемы, конфликт, композицию, образную систему изученных литературных произведений, связи литературных произведений с эпохой их написания, заложенные в них вневременные ценности, историко - культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков, этапы их творческой
    эволюции, особенности творчества;

  • основные теоретико - литературные понятия:




  • историко-литературный процесс, художественное время и пространство, литературные направления (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), народность, историзм, психологизм, литературная критика;

  • литературные рода (эпос, лирика, драма), поэзия и проза;

  • жанры литературы: роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграм­ма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, фантастика;

  • темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);

  • содержание и форма произведения, авторская позиция, автор-повествователь, сюжет, фабула, композиция, ста­дии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), лирическое отступление, персонаж, характер, тип, лирический герой;

  • поэтика, художественные средства и приёмы (тропы и фигуры: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, гипербола, литота, анафора, звукопись: аллитерация, ассонанс и др.);

  • основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник; вольный стих, белый стих, свободный стих; акцентный стих);

  • приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.), речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренняя речь), трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск;

  • стили речи (публицистический, научный, официально-деловой, художественный, разговорный);


уметь:
Чтение и восприятие

  • читать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

  • читать произведения разных родов и жанров, научно-популярные, художественные тексты, тексты критического и литературоведческого содержания, современные научные исследования, мемуары, воспоминания писателей, современников, публицистические статьи СМИ, интернет - ресурсов;

Чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать изученное произведение как художественное целое, осуществлять целостный и фрагментарный анализ, характеризовать проблематику, идейный смысл, систему образов, особенности композиции, взаимосвязь узловых эпизодов, средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика), род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи, авторское отношение к изображаемому;

  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

  • применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, определять сходство и различие произведений разных писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;


Чтение и речевая деятельность

  • владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи, отвечать на вопросы кратко и развернуто с опорой на текст произведения, статью учебника, пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

  • читать выразительно с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

  • пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;

  • составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

  • писать сочинения на литературную тему разных жанров в виде краткого ответа на проблемный вопрос, сочинения по теме, классные и домашние, отзывы, рецензии на художественные произведения, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов, писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы, выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.


Общими показателями учебных достижений учащихся в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).



II. Содержание рабочей программы

п/п

Название темы

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение. Вечные темы в искусстве


1

Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. «Родовой древо» литературы. Литературные рода: эпос, лирика, драма. Литературные жанры.

2.

О любви — в лирике

9

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма,

позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы

его выражения в произведениях, сходных по тематике. Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения. Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

Данте Алигьери. Сонет «Так благородна, так она чиста…». Ф. Петрарка. Сонет «Амур и я — мы оба каждый раз…». У. Шекспир. Сонет «Ее глаза на звезды не похожи…». А. С. Пушкин. «Мадона». «Я вас любил…». «Сожженное письмо». «Я помню чудное мгновенье…» Н. А. Некрасов. «Горящие письма». М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою». А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»


3.

О любви — в эпосе


11

Истории любви и отражение в них реальной действительности. Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви. Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских», А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Н. В. Гоголь «Шинель». И. С. Тургенев «Ася». И. А. Бунин «Темные аллеи», «Холодная осень».

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

4.

О любви — в драме


3

Традиции драматического рода и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение

авторской позиции в драме.



А. Н. Островский «Снегурочка».

5.

О Родине — в лирике

6

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского.

М. Ю. Лермонтов «Родина». Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья…». А. А. Блок «Россия». С. А. Есенин «Русь». И. А. Бродский «Стансы городу». Н. М. Рубцов «Звезда полей». А. А. Ахматова «Мужество». А. Твардовский «Василий Теркин»

6.

О Родине — в эпосе

7

Идеи Просвещения.

Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели». О героических защитниках Родины.



А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И. С. Шмелев «Лето Господне». А. И. Солженицын «Матренин двор». М. Шолохов «Судьба человека»

7.

О страшном и страхе


4

Страх и страшное в жизни человека. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Романтические традиции изображения страшного. Романтическое двоемирие. О страшном в лиро-эпических произведениях. О страшном и страхе —

в эпических произведениях.



В. А. Жуковский «Светлана». А. С. Пушкин «Жених», «Гробовщик». Э. По. «Падение дома Ашеров»

8.

Об обманах и искушениях — в драме, лирике, эпосе


17

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи. Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

Ж. Б. Мольер «Тартюф». Д. И. Фонвизин «Недоросль». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь. «Портрет». «Ревизор». М. Е. Салтыков – Щедрин «Сказки». А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

9.

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

10

Жизненная позиция человека, условия ее формирования. Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою жизнь и жизнь других людей.

Мигель де Сервантес «Дон Кихот». М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор» А. П. Чехов «Смерть чиновника». М. А. Булгаков «Собачье сердце».
  1   2   3   4