Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература»




Скачать 358.53 Kb.
Дата26.06.2017
Размер358.53 Kb.
ТипПрограмма
Учебно-тематическое планирование курса «Литература».
Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Гимадиева Гульсина Махмутовна.

Количество часов

Всего: 70 часов; в неделю 2 часа

Урок внеклассного чтения: 5

Урок по развитию речи: 6

Плановых контрольных уроков: 2

Контрольное тестирование:1
Планирование составлено на основе программы по русской литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под редакцией М.Г. Ахметзянова. – 3-е издание, переработанное и дополненное – Казань: Магариф, 2009.

Учебник: «Русская литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса основной общеобразовательной школы с татарским языком обучения: В двух частях./ Авторы-составители М.Г. Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Д.И.Шакирова, Г.Х.Ахбарова. Под редакцией М.Г.Ахметзянова. – 4-е издание, исправленное – Казань: Магариф, 2010.»
Дополнительная литература:


    1. О.А. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

    2. Журнал «Литература в школе».

    3. Большой литературный справочник для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2006г. и другие.

    4. Интернет.

    5. Сайт «Открытый урок»

    6. Материалы ЦОР и другие.


Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная программа составлена на основе следующих документов:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273

- БУП-2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года, № 1089;

- Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова. Казань, издательство «Магариф», 2009

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.12.06. № 5123/6

-Приказ Министерства образования и науки РТ от 9 июля 2012 года № 4154/12 « Об утверждении базисного и примерных учебных

планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования

- Учебный план МБОУ «Клянчеевская ООШ» на 2014-2015 учебный год (утверждён решением педагогического

совета, протокол № 1 от 28 .08. 2014 года).

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих программы среднего( полного) общего образования и имеющих государственную

аккредитацию на 2014- 2015 учебный год, утвержденного приказом Мо и НРФ от 19.12.12 № 1067;

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общественных

учреждениях»( утверждены постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 1993)

Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Русская литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл. осн. общеобразоват. шк. с татар. языком обучения: В двух частях./ Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Д.И.Шакирова, Г.Х.Ахбарова; Под ред. М.Г.Ахметзянова. – 4-е изд., испр. – Казань: Магариф, 2010.»

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса рассчитана на 70 часов.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.



Из цикла «Литература народов России» было включено изучение стихов Косты Хетагурова, татарских народных сказок «Гульчечек» и «Танбатыр».

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:



  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно – эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета со­ставляют чтение и изучение художественных произведений, пред­ставляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и тео­ретико-литературных знаний, на определенных способах и ви­дах учебной деятельности.

В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:



  • ориентированная на результат;

  • обучения в сотрудничестве;

  • проектного обучения.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, парная работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

К концу 5 класса учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Знать содержание изученных литературных произведений.

  • Иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества.

  • Определять тему прочитанного текста.

  • Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями.

  • Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями.

  • Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.

  • Читать наизусть.

Уметь:

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;

  • Выделять и формировать тему, идею, давать характеристику героям;

  • Выражать своё отношение к прочитанному;

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 5 класса национальной татарской школы.

При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:



  • правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;

  • понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);

  • композиционная стройность и логика построения ответа;

  • речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.

Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.

Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).

Учебно-методическая литература:


  1. Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.

  2. О.А. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. Журналы «Литература в школе».

  3. Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова, Магариф, 2009.

  4. Интернет.

  5. Сайт «Открытый урок».



Учебно-тематическое планирование по курсу «Литература» для 5 класс





Тема урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание


Дата


П. Ф.

1

Введение. Начальное понятие о литературе как искусстве слова.

Коллективная, индивидуальная

Письменные ответы на вопросы, касающиеся заданной темы

Уметь понимать в художественной литературе многообразие мира, духовной жизни человека.

Написать монологическое высказывание "Слово о слове".

04. 04.09

09


2

Устное народное творчество. Русские народные сказки. Волшебные сказки.

Коллективная

Устное высказывание.

Уметь мыслить о том, что в сказке прославляются лучшие качества человека: доброта, верность, мудрость, трудолюбие, мастерство.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок.



Прочитать «Царевну-лягушку». Чем дороги мне произведения устного народного творчества?

05. 05.09

09


3

Сказка «Царевна-лягушка».

Коллективная, индивидуальная

Письменные развёрнутые ответы на вопросы, творческие задания

Знать героев сказки: Василиса Премудрая и Иван Царевич, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Умение описывать волшебные события в сказке

Ответить на вопросы учебника (стр.14)

11. 11.09

09


4

Язык сказки, её композиция.

Коллективная

Устное высказывание

Уметь объяснять народные идеалы в сюжете и образах сказки

Прочитать сказку «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» и другие.

12. 12.09

09


5

Урок внеклассного чтения. Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Коллективная

Вопросы учителя, работа над вопросами; коллективное обсуждение

Уметь выделять центральные события в сказке, знать содержание сказки; выявит композиционные особенности сказки

Прочитать сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора».

18. 18.09

09


6

Сказки о животных. Сказка «Медведь и лиса».

Коллективная, индивидуальная

Написать план и отзыв о прочитанном.

Знать содержание сказки, действующих героев. Уметь выражать своё отношение к прочитанному.

Написать отзыв о сказке в черновик.

19. 19.09

09


7

Бытовые сказки. Сказка «Как старик домовничал».

Коллективная, индивидуальная, парная

Пересказ, выразительное чтение по ролям

Уметь определять род и жанр произведения. Знать как отражается народная жизнь в сказках

Ответить на вопросы учебника.

25. 25.09

09


8

Урок внеклассного чтения 2. Сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора».

Коллективная, индивидуальная

Иллюстрирова-ние понравившейся сказки

Знать содержание сказок, уметь выявлять свою точку зрения

Прочитать сказку «Таңбатыр”.

26. 26.09

09


9

Татарские народные сказки. Сказка «Гульчечек», «Лиса и Волк», сказка «Как наказали жадного бая».

Коллективная, индивидуальная

Составление плана, ответы на вопросы

Знать содержание прочитанной сказки. Уметь аргументировать свои ответы на вопросы, используя текст произведения

Пересказать сказку «Гульчечек» по составленному плану.

02. 02.10

10


10

Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках.

Коллективная

Связь с историей татарского народа

Знать содержание прочитанных сказок, уметь различать своеобразие русских и народных сказок

Определить, что волшебное и что реальное в прочитанных сказках.

03. 03.10

10


11

Урок внеклассного чтения 3. Татарская народная сказка «Танбатыр»

Коллективная

Развёрнутые ответы на вопросы, коллективное обсуждение

Знать содержание прочитанной сказки, участвовать в диалоге по прочитанной сказке, понимать точку зрения народа, доказывать свою точку зрения

Прочитать литературные сказки А.Пушкина.

09. 09.10

10


12

Урок развития речи 1. Мои любимые русские народные сказки.

Индивидуальная

Сочинение

Уметь анализировать прочитанные сказки; уметь выявлять свою точку зрения

Дописать сочинение.

10.

10


13

Русские народные пословицы и поговорки.

Коллективная, индивидуальная

Самостоятельная работа с учебником

Уметь рассуждать, сравнивать, понимать отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Понимать прямой и переносный смысл пословиц. Уметь сопоставлять русские народные пословицы и поговорки с пословицами татарского народа.

Теория литературы. Пословицы и поговорки.





Ответить на вопросы учебника.

16.

10


14

Загадки. Загадка как один из видов устного народного творчества.

Коллективная, индивидуальная

Иллюстрирова-ние содержания загадок

Знать разновидности загадок. Уметь разгадывать загадки, правильно их читать.

Теория литературы. Загадка. Особенность ее построения.



Отгадывать загадки друзей, готовиться к контрольной работе.

17.

10


15

Контрольная работа 1.«Особенности русских народных пословиц и загадок»

Индивидуальная

Контрольная работа

Знать особенности пословиц и загадок

Контрольные вопросы:

1.Что такое пословица? 2.Чем отличается пословица от поговорки? 3.Главные их темы. 4.Загадки, что я знаю о них?


Читать «У лукоморья…».

23.

10


16

Литературная сказка. Сказки русских писателей. Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» (Вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

Коллективная, индивидуальная

Художественный пересказ с элементами повествования, чтение наизусть

Знать содержание вступления, уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Выучить наизусть отрывок.

24.

10


17

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Коллективная, индивидуальная

Составление плана, устное иллюстрирование

Знать содержание сказки. Уметь описывать душевную красоту царевны, жестокость и предательство царицы. Уметь выделять волшебные события в сказке

Прочитать 1-3главы,ответить на вопросы учебника.

30.

10


18

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мёртвой царевне…» к народным сказкам.

Коллективная

Развёрнутые ответы на вопросы

Уметь выделять смысловые части художественного текста; знать особенности народных сказок

Выучить наизусть отрывок.

31.

10


19

Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. Сказка «Аленький цветочек».

Коллективная, индивидуальная, парная

Чтение по ролям, выборочное чтение

Знать биографию писателя и содержание сказки. Уметь выявлять авторскую позицию

Прочитать 1-2 главы, ответить на вопросы.




20

«Аленький цветочек» – сказка о верности, долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви. Поэтика сказки.

Коллективная, парная

Выборочное чтение.
Конкурс чтецов.

Знать героев сказки: купец и его дочери; лесной зверь, чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности. Уметь выявлять авторскую позицию

Дать характеристику главным героям.




21

Урок внеклассного чтения4.

Литературные сказки А.Пушкина.



«Сказка о попе…», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Выступления учащихся.

Определить идею сказок.



Вспомнить особенности русских народных сказок и уметь сравнивать сказку. Уметь выразительно читать сказку.

Прочитать М. Гарина-Михайловского «Детство Темы».




22

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке.

Коллективная, индивидуальная, парная

Характеристика главным героям, чтение по ролям

Знать биографию и содержание сказки. Уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного

Составить план «Стального колечка» и рассказать содержание по плану.




23

Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка».

Коллективная, индивидуальная

Чтение сказки, выборочное чтение, ответы на вопросы.

Знать биографию автора, содержание произведения. Уметь характеризовать героев, анализировать их поступки

Рассказать содержание сказки близко к тексту.




24

Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. «Снежная королева» (перевод с датского А.Ганзен в сокращении). Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Кай и Герда.


Коллективная, индивидуальная

Работа с текстом, по вопросам

Знать биографию автора, содержание произведения.

Уметь обосновать свою точку зрения



Прочитать 1-2 части, ответить на вопросы учебника.




25

Ханс Кристиан Андерсен. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Литературная сказка.

Коллективная

Диалоговое обсуждение поступков героев

Знать содержание произведения. Уметь сравнивать эпизоды произведения, выявить авторскую позицию, развёрнуто ответить на вопросы.

Выявить авторскую позицию.




26

Урок развития речи 2. Сходство и различие литературной и народной сказки.

Индивидуальная

Сочинение

Знать народную мораль и нравственность в пушкинской сказке. Уметь правильно излагать свои мысли.

Дописать сочинение.




27

Русская литература 19 века. Русские писатели-классики 19 века.

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Знать основные факты жизни и творчества.

Ответить на вопросы учебника.




28

Василий Андреевич Жуковский. Биография поэта. Лирика. «Там небеса и воды ясны!..», «Песня», «Приход весны».

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы, чтение наизусть

Знать основные факты жизни и творчества. Уметь выразительно читать лирические произведения.

Выразительно читать стихи В.Жуковского.




29

Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка.

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы, чтение наизусть

Знать биографию и творчество поэта

Ответить на вопросы учебника.




30

Александр Сергеевич Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирова-ние, чтение наизусть

Знать особенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта. Уметь увидеть мастерство А.С. Пушкина в передаче состояния природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворений.

Выучить наизусть стихотворение «Няне».




31

Литература народов России. Стихи Косты Хетагурова. »Перед памятником», «Я не пророк» и другие.

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Уметь рассуждать по теме и приводить примеры из художественного текста.

Высказать свое мнение о поступке героя.




32

Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Бородино».

Коллективная, индивидуальная

Связь с историей (используя диски на компьютере), выборочное чтение

Знать монологичность построения стихотворения. Уметь анализировать поэтический текст.

Рассказать биографию поэта.




33

Михаил Юрьевич Лермонтов. Изображение героического подвига народа в войне 1812 года.

Коллективная, индивидуальная

Ответы на вопросы, чтение наизусть

Уметь описывать патриотизм русских солдат, рассуждать по теме

Выучить наизусть отрывок.




34

Иван Сергеевич Тургенев. Детство писателя. «Муму». Духовное богатство и красота простого русского человека.



Коллективная, индивидуальная

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение, иллюстрирова-

ние


Знать биографию писателя и текст произведения. Уметь анализировать произведение и делать выводы, находить пейзажные зарисовки в рассказе, определять их роль

Рассказать биографию Тургенева, ответить на вопросы учебника.




35

И.С. Тургенев. «Муму». Отношение писателя к крепостному праву, жестокости.


Коллективная, индивидуальная

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение, иллюстрирова-ние, чтение наизусть.



Знать содержание произведения. Уметь анализировать произведение и делать выводы.

Выучить наизусть отрывок.




36

Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Саша» (отрывок). «Зелёный шум».

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение

Уметь анализировать красоту русской природы, находить художественно – изобразительные средства в стихотворении.

Рассказать биографию поэта, ответить на вопросы (страница 205).




37

Русские поэты 20 века о родной природе. А.К. Толстой. «Колокольчики мои…», «Край ты мой, родимый край…». А.Н. Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет». И.С. Никитин. «Утро», «Ярко звёзд мерцанье».

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, ответы на вопросы, анализ стихотворений, чтение наизусть.

Знать биографии поэтов, их стихи. Уметь находить художественно – изобразительные средства в стихотворениях.

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).




38

Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. «Кавказский пленник».

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение, ответы на вопросы

Знать содержание произведения. Уметь вести беседу, отвечать на вопросы, выразительно читать.

Рассказать биографию Л.Толстого, ответить на вопросы учебника (стр.218)




39

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе

Коллективная

Устное высказывание

Знать нравственную основу произведения – противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина, пассивность и трусость Костылина.

Дать характеристику Жилину и Костылину.




40

Развитие речи. 3. «Что привлекает меня в героях рассказа» «Кавказский пленник»?

Индивидуальная

Сочинение

Совершенствовать умения писать сочинение на основе сравнительной характеристики.

Дописать сочинение.




41

Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Мальчики»

Коллективная, индивидуальная

Чтение, ответы на вопросы

Знать биографию писателя. Уметь выражать своё мнение о прочитанном

Рассказать биографию А.Чехова, прочитать 1-2 части рассказа «Мальчики»




42

А.П. Чехов «Мальчики». Сюжет рассказа. Сюжет литературного произведения

Коллективная

Устное высказывание

Знать героев произведения, основной сюжет: гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королёв, их мечты и планы; неудавшейся побег в Америку.

Ответить на вопросы учебника (страницы

251,253)





43

Русская литература 20 века. Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы».

Коллективная, индивидуальная

Чтение с комментарием, ответы на вопросы, чтение наизусть.

Знать биографию писателя и содержание рассказа. Уметь находить художественно – выразительные средства.

Знать биографию И.Бунина, выучить отрывок.




44

И.А. Бунин. Лирика. «Помню – долгий зимний вечер…». Мир воспоминаний в лирике поэта.

Коллективная

Анализ стихотворений

Уметь выразительно читать стихотворения. Знать и уметь характеризовать мир воспоминаний поэта.

Прочитать стихи, ответить на вопросы учебника (стр.15).




45

Александр Иванович Куприн. Биография писателя. «Белый пудель». Сюжет рассказа.

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение, ответы на вопросы.

Знать содержание рассказа. Уметь определять сюжет рассказа, составлять план к рассказу.

Рассказать биографию А.Куприна, составить план.




46

«Тапер». Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов Мартына Лодыжкина – шарманщика и Сережи.

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение, ответы на вопросы.

Знать содержание рассказа; что такое сюжет рассказа. Уметь определять сюжет рассказа, составлять план к рассказу.

Прочитать «Тапер», ответить на вопросы, готовиться к контрольной работе.




47

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Индивидуальная

Контрольная работа. Обучающиеся должны найти такую последовательность:

Знать основные темы творчества писателей, содержания текстов. Уметь анализировать произведения, годы жизни и место рождения.

1.С.Аксаков.1891-1859Уфа.»Аленький цветочек», младшая дочь.

2.К.Паустовский. 1892-1968-. Мещерская сторона, »Стальное колечко», Варюша.

3.Ш.Перро.1628-1703. Париж. «Золушка». Фея.

4.Х.Андерсен. 1805-1875. Оденс.»Снежная королева». Кай.

5.И.Тургенев.1818-1883. Спасское-Лутовиново.»Муму». Герасим.

6.ЛТолстой.1828-1910.Ясная Поляна. Жилин. Герасим.

7.А.Чехов.1860-1904. Таганрог. «Мальчики». Володя Королев.

8.И.Бунин.1870-1953. Воронеж. «Косцы». Песня.

9.А.Куприн.1870-1938. Наровчато. «Белый пудель». Арто.



(Определить идею каждого вышеуказанного произведения).


Прочитать стихи А.Блока.




48

Русские поэты 20 века о родной природе. А.А. Блок. «Там неба осветлённый край…», «На лугу», «Ворона». Светлая любовь поэта к родной природе.

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение; устное иллюстрирова-ние; ответы на вопросы, чтение наизусть.

Знать биографию поэта, уметь находить художественно-выразительные средства; авторскую позицию.

Выучить наизусть одно стихотворение А.Блока.




49

Сергей Александрович Есенин «Поет зима – аукает…», «Черёмуха». Песенно-напевный характер стихотворений Есенина.

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение; устное иллюстрирова-ние; беседа по иллюстрациям; составление четверостишия о природе, чтение наизусть.

Знать биографию поэта; уметь читать наизусть стихи поэта; находить художественно – выразительные средства; выражать свою точку зрения.

Выучить наизусть стихотворение «Черемуха»




50

Урок развития речи 4. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 20 века).

Индивидуальная

Сочинение

Уметь анализировать лирический текст, выделять основные темы и мотивы.

Письменный анализ стиха (по выбору) в черновиках.




51

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья». Картины нищеты и страдания бедных людей.

Коллективная, индивидуальная

Комментиро-ванное чтение, словарная работа; выборочное чтение наизусть понравившегося отрывка.

Биографию писателя. Содержание произведения. Красиво читать, объясняя прочитанное.


Прочитать главы повести, ответить на вопросы учебника.




52

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.


Коллективная

Комментиро-ванное чтение.

Знать героев повести; историю с куклой и её значение в раскрытии характеров действующих лиц.

Образы Валека, Васи, Сони и Маруси.




53

Урок развития речи 5. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»

Индивидуальная

Сочинение

Уметь определять сюжет рассказа; задавать вопросы собеседнику; выделять художественные средства языка. Совершенствовать умения писать сочинение по произведению.

Дописать сочинение.




54

Урок внеклассного чтения 5. А.П. Чехов «Ванька»; Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Коллективная, индивидуальная

Работа над средствами художественной выразительности, использованными А.П.Чеховым в рассказе.

Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь работать с текстом художественного произведения, составлять краткий или развернутый устный ответ на вопрос.

Прочитать биографию М.Пришвина.




55

Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе.

Коллективная, индивидуальная

Пересказ, вопросо – ответная форма работы.

Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь рассуждать о бережном отношении к природе, любви к родной земле как выражении патриотического чувства писателя.

Ответить на вопросы учебника.




56

Константин Георгиевич Паустовский «Мещорская сторона». Лирические картины родной природы.

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение, иллюстрирова-ние, ответы на вопросы.

Знать биографию писателя. Уметь определять сюжет рассказа; задавать вопросы собеседнику; выделять художественные средства языка, находить лирические отступления

Рассказать биографию К.Паустовского, анализировать«Мещорскую сторону».




57

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. Рассказ «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе.

Коллективная, индивидуальная

Чтение по ролям, вопросы; составленные по плану к рассказу.

Знать биографию писателя, содержание рассказа. Уметь давать характеристику главному герою; уметь различать реальное от фантастического.

Рассказать биографию писателя, ответить на вопросы учебника.




58

«Июльская гроза». Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка.

Коллективная, индивидуальная

Работа над средствами художественной выразительности, использованными при описании природы.

Знать содержание и сюжет рассказа. Уметь определять сюжет рассказа; находить выразительно- художественные средства.

Анализировать рассказ по данному плану.




59

«Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в рассказе

Коллективная, индивидуальная

Чтение, пересказ, ответы на вопросы, иллюстрирование

Знать содержание и сюжет рассказа. Уметь определять реальное и сказочное в рассказе.

Определить реальное и сказочное в рассказе.




60

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб».

Коллективная, индивидуальная

Составление плана, выборочное чтение.

Знать биографию писателя; содержание рассказа. Уметь определять сюжет рассказа, давать характеристику главному герою.

Дать характеристику Савушкину.




61

Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. «Арктур – гончий пёс».

Коллективная, индивидуальная, парная

Чтение по ролям, словесное иллюстрирова-ние.

Знать биографию писателя, содержание произведения.

Ответить на заданные вопросы.




62

Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. «Ласточка», «Первый снег», «Жеребёнок».

Коллективная, индивидуальная

Выразительное чтение, чтение наизусть.

Знать биографию писателя; содержание рассказа. Уметь находить выразительно – художественные средства языка.

Найти художественно-изобразительные средства.




63

Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли» (сила слов).

Коллективная, индивидуальная

Чтение, ответы на вопросы.

Знать биографию поэта, психологическую глубину произведения. Уметь находить выразительно – художественные средства языка; выразительно читать стихи.

Ответить на вопросы учебника (стр.256)




64

Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы».

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение, словарная работа; ответы на вопросы.

Уметь увидеть мастерство Белова в передаче состояний природы и человека: звукопись, образность, ритм стихов. Уметь определять тему произведения, определять основную мысль.

Найти способы передачи состояния человека и природы.




65

«На родине». Выразительное описание ярких картин природы. Герой литературного произведения

Коллективная, индивидуальная

Выборочное чтение; вопросы, тесты.

Уметь выявлять авторское отношение к литературному герою; находить грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе.

Определить авторское отношение к герою.




66

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа.

Коллективная, индивидуальная, парная

Чтение по ролям, тесты.

Знать биографию писателя; содержание рассказа. Уметь передавать свою точку зрения по отношению к прочитанному.

Рассказать содержание рассказа, образ леса.




67

«Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гуманистический пафос рассказа.

Коллективная, индивидуальная

Чтение, пересказ, выставка книг писателя; составление вопросов к рассказу.

Знать содержание рассказа; уметь выявлять авторское отношение к литературному герою; заострять внимание на проблемах взаимоотношения людей.

Определить основную идею.




68

69


Урок развития речи 6. «В стране Литературы».

Контрольное тестирование.

Коллективная

Коллективное обсуждение
Выполнение тестовых заданий по русской и зарубежной литературе.

Уметь обсуждать произведения изученных писателей и поэтов.

Повторить материал курса 5 класса.




70

Итоговый урок. Рекомендательный список литературы на лето.

Коллективная

Список литературы для внеклассного чтения на лето.

Знать анализ прочитанных произведений за год, уметь обсуждать по пройденным темам.

Прочитать книги по списку для 6 класса.