Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа для 1 11 классов




страница1/7
Дата21.07.2017
Размер0.97 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7


История и культура народов Марий Эл
примерная общеобразовательная

Программа

для 1 – 11 классов

Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплесов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды.

Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений «История и культура марийского народа» (1992), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей начальных классов и истории и культуры марийского народа Васениной О.Н., Рябининой Л.Н., Кармазиковой М.Л., Огневой З.Н., Орловой А.А., Петрухановой Э.Е., Ямолкиной Г.А.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура народов Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, прживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

На начальном этапе обучения (1-4 классы) и в 5 классе основной школы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся 1-4 классов по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделиия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

В содержательной части программы 1-5 классов представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».

В 6-9 и 10-11 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В старших классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр преобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в старших классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение прздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 1 классе составляет 32 часа, во 2 - 11 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся 9 класса по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоведческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.

Примерная ПРОГРАММА

Начальная школа

1класс
Тема 1.Отечество, Родина

Отечество («Кугезе мланде», «Тьотянавлін мўліндї). Родина («Шочмо мланде», «Шачмы мўліндї»). Родной край («Шочмо кундем», «Шачмы вір»). С чего начинается Родина: дом («пєрт»), улица («урем», «єлиці»), село («ял», «сола»), город («ола», «хала), родной край («шочмо вер», «шачмы вір»). родная сторона («шочмо вел», «шачмы вел»). Верность родной земле.

Где мы живем. Сельское поселение. Особенности сельского поселения и жизни людей в нем. Деревенька моя (мое село).

Городской округ. Мой город и его особенности. Жилой район (микрорайон): дома, улицы, парки. Жизнь и быт людей в городах.



Йошкар-Ола (Красный город) – столица Республики Марий Эл. Символика столицы: герб, флаг.

Центральная площадь столицы – площадь имени И.А.Оболенского-Ноготкова. Главные часы города.

Историко-культуный комплекс «Царевококшайский кремль» - украшение набережной реки Кокшага.

Национальный этикет. Роль вежливых слов в общении. У каждого народа есть добрые слова (выражение приветствия, прощания и благодарности).



Художественное слово.

Пословицы и поговорки о Родине: мар. – «Родина – родная земля», «Родная земля – всем мать», «Луга красивы цветами, родной край – своим народом»; рус. – «Нет места милее родного дома», «Родина любимая – мать родимая», «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша», «Тот герой, кто за Родину горой; тат. – «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Родная сторона – золотая колыбель», «Чужая сторона серебра полна, а все же дороже родная сторона»; удм. – «Родина всякому мила», «Наша любовь к Родине внутри нас живет»; чув. – «Родина - матушка родная, чужая страна – мачеха».

Пословицы о добром слове: мар. – «Словами можно гнуть и ольховые дуги»; рус. – «Слово – ключ, которым открывают сердца», «Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит»; чув.– «Слово равно золоту».

Повести и рассказы: мар. – К. Васин «На земле Онара» (отрывки из повести), М. Копылова «Наш свой дом», А. Мичурин-Азмекей «Слово о родном крае»; рус. – К. Ушинский «Наше отечество»; удм. – В. Ванюшев «Дор – значит Родина».

Стихи: мар. – А. Иванова «Мое село», В.Колумб «Мой город», М. Майн «Моя деревня».

Сказки: мар. – В. Стародубова «Желаю тебе здоровья».

Музыка.

Песни: «Йошкар-Ола». Муз. А. Эшпая, сл. Л. Дербенева; «Туан Козьмодемьянск» («Родной Козьмодемьянск»). Муз. В. Куприянова, сл. Н. Егорова.

Изобразительное искусство: мар. – З. Лаврентьев «Хлеб-соль» (Х., м.), И. Михайлин «Сомбатхей» (Б., линогравюра). Фотоальбомы: О Республике Марий Эл, г. Йошкар-Оле.

Первые исследовательские и творческие навыки. Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?». Запомним добрые слова.

Первые шаги в краеведении: Собираем сведения о городских округах и сельских поселениях. Нарисуем карту своей местности.
Тема 2. Семья, родство

Семья («Еш», «Семня») и ее состав. Отец. Мать. Сын. Дочь. Родной брат. Родная сестра. Дед. Бабушка. Внук. Внучка. Почитание и уважение родителей, взаимопомощь. Традиции семейного воспитания: личный пример отца и матери в передаче жизненного опыта. Отношение ребенка к своим родителям. Заповедь «Чти отца и матерь свою».

Передача этических норм поведения на основе устного народного творчества и ойоро (табу), бережное отношение к личности ребенка.

Имена в прошлом и настоящем (антропонимика). Имянаречение у разных народов.



Художественное слово.

Пословицы: мар. – «В мире первый человек – мать», «Нет добрее родной матери и отца», «Солнце одно, и мать одна», «Большой семьей жить легче», «Нет согласия в семье, пропала вся твоя жизнь»; рус. – «При солнышке тепло, при матери легко», «У Мирона детки Миронычи, а у Ивана Иванычи»; удм. – «Благословение матери и отца и в воде не утонет, и в огне не сгорит», «Мать с отцом дороже золота», «Отца и сто учителей не заменят»; чув. – «По отцу и сыновья».

Стихи: мар. – Э. Анисимов «Деду», Р. Апатеева «Моему прадеду», Б.Данилов «Шўжарем» («Моя младшая сестра»), Г.Иванов «Старший брат», А.Иванова «Говорила маме честные слова», С. Чавайн «Прадед», Н. Ялкайн «Мама»; рус. – Л. Квитко «Бабушкины руки», М. Мазунов «Наш дедушка», Н. Саконская «Разговор о маме»; чув. – В. Давыдов-Анатри «Младший мой братишка».

Рассказы: рус. – В. Снегирев «Братик», К. Ушинский «Дедушка», «Лекарство».

Музыка.

Слушание песен: «Авамлан» («Маме»). Муз. Е. Волкова, сл. Сем. Николаева; «Поро кумылан ковай» («Добрая бабушка»). Муз. С. Макова, сл.Т.Очеевой; «Лачак тыйын лўмеш» («В честь тебя»). Муз. Э. Сапаева, сл. Сем. Николаева.



Изобразительное искусство: мар. – А. Бакулевский «С папой по лужам» (Б., офорт), З. Лаврентьев «В гости к молодым» (Х., м.), И. Ямбердов «Дед Мирон» (Х., м.); тат. – И. Зарипов «Дома» (Х., м.); удм. – С. Виноградов «Портрет матери» (Х., м.); чув. – Ю. Зайцев «Чувашские матери» (Х., м.).

Первые исследовательские навыки. Составляем рассказ о своей семье. Оформляем альбом «Моя семья». Составим словарь редких имен.
Тема 3. Моя родная школа.

День рождения моей школы. Традиции моей школы.

Знания (палымаш, пілїміш) в жизни человека. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги, современные информационно-коммуникационные источники.

Художественное слово.

Пословицы: мар.- «Книга – зеркало, чаще заглядывай в нее», «Книга – колодец знания», «Книга крылья дает», «В жизни пригодится и знание чужих языков», «Знание – самое большое богатство»; удм. – «Книга вразумляет», «Мастерство - в знании».

Стихи: мар. – С. Чавайн «Книга»; тат. – Г. Тукай «Сабит учится читать»; чув. – В. Давыдов-Анатри «Книга».

Музыка.

Песни: «Каем мый школыш» («Я пойду в школу»). Муз. С. Макова, сл. Т.Очеевой; «Кушто «А» букваже?» («Где буква «А?»). Муз. Е. Волкова, сл. В. Сапаева.

Изобразительное искусство. Художник Зосим Лаврентьев – иллюстратор «Азбуки» и «Букваря» для марийских школ.

Первые исследовательские навыки. Собираем фотоматериалы о родной школе. Готовим презентацию, репортаж: «Зравствуй, школа».
Тема 4. Славные люди родного края

Трудом славен человек. Основные занятия жителей города (поселка, села, деревни). Труд в разные времена года. Рассказ о профессиях. Все профессии важны.

Хлеб («кинде») – наше богатство. Как растет хлеб. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Бережное отношение к хлебу. Хлеборобы родного края.

Художественное слово.

Пословицы: мар.– «Хлеб – дитя солнца», «Хлеб – сила жизни», «Труд все может», «По труду слава», «Человек славен трудом»; рус. – «Не место человека красит, человек место»; тат. – «Вырастишь рожь – хлеб пожуешь»; удм. – «Наше богатство – хлеб, а его мать – земля», «Хлеб дороже золота».

Сказки: мар. – «Нєнчык-патыр» («Богатырь из теста»); тат. – «Два лентяя».

Стихи: мар. – А. Васинов «Колосок», С. Вишневский «Строители», З. Ермакова «Код эре рвезешт» («Оставайся всегда молодым»). М. Казаков «Мы любим труд», «До чего доводит лень», «Строитель», «Скульптор», «Хлеб». М. Майн «Шкафчик», А. Степанов «Журналист», Ю. Чавайн «Пахарь», С. Чавайн «На жатве», В. Чалай «Агроном», П. Эмяш «Урожай».

Рассказы: мар. – Н. Ялкайн «Туныктышо» («Учитель»); рус. – Г. Кикинов «Учительнице». К. Ушинский «Хлеб».



Музыка.

Прослушивание музыкальных фрагментов: В. Захаров. «Легенда лесного края».



Изобразительное искусство: мар. – Ю. Белков. «Новокоминские доярки», «Трактористы» (Х., м.), И. Ефимов: «Хлеб сельчанам» (Х., м.), И. Михайлин. «За сеном» (Х., м.), С. Подмарев. «Натюрморт марийский» (Х., м.), Н. Токтаулов. «Сенокос» (Х., м.); рус. – И. Шишкин «Рожь» (Х., м.); тат. - Б.Урманче «У сепаратора». (Х., м.); удм. – Т. Семенов «Хлебороб» (Х., м.); А. Миттов «Сеятель» (Графика).

Первые исследовательские навыки. Собираем материалы для школьной энциклопедии: «Славные люди родной деревни, родного города».

Готовим презентацию, репортаж: «Герой дня – труженик села», «Почетный гражданин города».

Каталог: docs
docs -> Малярова Татьяна (гобой)
docs -> Сто восемь минут…
docs -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
docs -> Кристева Любовь Петровна (фио учителя, составившего рабочую программу учебного предмета) г. Москва 2016 год. Пояснительная записка рабочая программа
docs -> Состав делегации Кыргызской Республики для участия в работе девятого заседания Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
docs -> Города десногорска
docs -> Датировка в лирике: типология и поэтика
docs -> «Жизнь замечательных людей»
docs -> Книга для чтения в семье и в школе скромное приношение детям, вступившим в XXI столетие По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
docs -> Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения с дистанционной формой обучения
  1   2   3   4   5   6   7

  • Примерная ПРОГРАММА
  • Художественное слово .
  • Изобразительное искусство
  • Первые исследовательские и творческие навыки .
  • Первые исследовательские навыки .
  • Изобразительное искусств о.
  • Тема 4. Славные люди родного края
  • Музыка.