Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»




страница1/9
Дата15.05.2017
Размер1.44 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9






Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/ специальности

46.03.01 «История» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет гуманитарных наук

Школа исторических наук

Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
для направления 46.03.01 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Н.С.Алмазова, к.и.н., доцент nalmazova@hse.ru

П.С.Стефанович, д.и.н., профессор pstefanovich@hse.ru

А.В. Шарова, к.и.н., доцент, asharova@hse.ru

А.В.Воеводский, к.и.н., доцент avoevodsky@hse.ru

А.А.Исэров, к.и.н., доцент aisserov@hse.ru

И.А.Ладынин, к.и.н., доцент ladynin @ mail.ru


Одобрена академическим советом образовательной программы «история»

«__»____________2015г.

Согласована

Председатель коллегии УМС по истории «__»___________ 2015г.

Е.Б.Смилянская

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 46.03.01 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Введение в историю человечества.

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом высшего профессионального образования ФГОУ ВПО НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой 46.03.01 «История»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 46.03.01 «История»

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:

  • формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса;

  • формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки;

  • знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами;

  • формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории;

  • знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук;

  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • знать общий ход всемирно-исторического процесса, уметь ориентироваться в нем;

    • получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития всемирной истории и о современных подходах к ее изучению;

    • уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории, обладать основами целостного синхронистического видения исторического процесса;

    • иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции



Системные

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач


Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения


СК- Б6

СК-Б7


СК-Б9


Владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого, владеет приемами источниковедческого анализа (базовыми), может сопоставлять данные источников и анализировать существующие концепции.
Умеет осуществить постановку проблемы, выделить цели и задачи исследования, проанализировать источниковую базу работы и оценить ее результаты

Умение слышать высказанные точки зрения, аргументировать свою позицию, вести дискуссию



Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.

Реферат по монографии

Семинарские занятия


профессиональные
Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач


ПК-9


Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Социально-личностные

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе



СЛК-Б6

Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация данных по истории отдельных периодов и регионов. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки

5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисцип­лине

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

Начало человеческой истории




2

2

2

2

Общие проблемы истории древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э




2

2

6

3

Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.





4

2

8

4

Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.




2

2

4

5

Общество и государство древней Индии и древнего Китая




2

2

4

6

Современные научные концепции античности





2







7

Древняя Греция: истоки европейской культуры





2

2

8

8

Походы Александра Македонского и образование «мировой» державы




2




6

9

Эпоха эллинизма





2

2

4

10

Древний Рим: формирование цивилизационных оснований будущей Европы





4

4

8

11

Средневековая цивилизация: основные черты




2

2

4

12

Раннее Средневековье: Каганаты, Халифаты и обновленные империи




2

2

4

13

Мир вокруг Тысячного года «Ренессанс XII в».




2

2

4

14

Рах mongolica и апогей Средневековья




2

2

6

15

Мир после «Черной смерти»




2

2

6

16

Мир на пороге Нового времени




2

2

4

17

«Бунташный век»




4

2

6

18

«Плоды Просвещения»




4

2

6

19

Эпоха романтизма: либералы и консерваторы




4




4

20

Время торжествующего капитализма




2

2

6

21

Конец старого мира. Первая Мировая война и межвоенный период




4

2

6

22

Вторая Мировая война и ее последствия




2

2

4

23

Мир в послевоенный период и конец послевоенной эпохи




2




4

24

Вызовы нового мира




2




4

25

Характерные черты исторического развития России




2




4

26

Образование Древнерусского государства (IX–X вв.)




2




6

27

Древнерусские земли в XI – начале XIII в.: экономическое, демографическое и политическое развитие




2

2

4

28

Социальные отношения, право, церковь, общественно-политическая мысль домонгольской Руси




2




6

29

Нашествие монгол на Русь (1237-1240 гг.) и установление зависимости от Орды





2




4

30

Позднесредневековая Русь: факторы дезинтеграции и борьба за единство





2

2

6

31

Образование Русского государства (середина XV – середина XVI в.). «Новая монархия» или «восточный деспотизм»?





2




6

32

Выбор пути развития в середине XVI в. Политика Ивана Грозного и её последствия




2

2

4

33

«Кризис XVII века» в России: Смутное время, традиции и новации в XVII в.

Церковно-религиозный кризис в XVII в. Сословный строй, крепостное право и социальная борьба XVI–XVII вв.






4

2

8

34

Петровские преобразования и их судьба в первой половине XVIII в. Идеализм и прагматизм в политике России второй половины XVIII в





4

4

8

35

Россия и Европа в конце XVIII – первой половине XIX в.

Российская империя: от реформ к катастрофе

Политические теории, проекты и движения во второй половине XVIII – XIX в.





4

2

4

36

Революция 1905-1907 гг., I Мировая война и Великая русская Революция





4

4

6

37

Создание СССР и политика большевиков: «утопия у власти» и «великое отступление».





2

2

6

38

СССР во II Мировой войне и послевоенный биполярный мир. Продолжение и конец «советского эксперимента».





2

2

6

39

Распад СССР. Советский эксперимент и его значение для мировой истории. Современная Россия в условиях глобализации




4

2

4




ИТОГО часов




122

96

238


6. Формы контроля:

Тип контроля

Форма контроля

1 год







Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Домашнее задание
Контрольная работа

*


*


*

*
*

Проводятся в начале/конце семинара.


Промежу­точный

Реферат







*

*

2-3 тыс.слов

Итоговый

Экзамен





Рубежный контроль после II модуля





Итоговый контроль после 4 модуля

Письменная работа или устный ответ по усмотрению преподавателя (2 вопроса)


6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.

Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Домашнее задание – проводится в формах, выбранных преподавателем.

Контрольная работа - проводится в тестовой форме или в форме контрольных заданий. Студент должен показать знание базовых фактов и понятий.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»
2015 -> Программа дисциплины «Экономика и политика Италии»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 231000. 62 «Программная инженерия»
2015 -> Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы»
2015 -> Программа дисциплины "История" для направления 45. 03. 03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 10. 05. 01 2014 «Компьютерная безопасность» подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Античная литература»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9