Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Туризм: от социальной теории к практике управления»




Скачать 351.35 Kb.
страница1/3
Дата06.02.2017
Размер351.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

«Туризм: от социальной теории

к практике управления»

для направления 040200.62 - Социология

подготовки бакалавра
Составители: д.соц.н, проф.Н.Е.Покровский; д.соц.н., проф.Т.И.Черняева

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция______________ кафедры ______________

Председатель Зав. кафедрой

_________________ _____________

“___” __________ 2009 г. “___” _____ _____ 2009 г.

Утверждено УС факультета

_______________________

Ученый секретарь

_______________________

“___” __________ 2009 г.

Москва 2009




  1. Пояснительная записка



Аннотация

Основная направленность курса "Туризм: от социальной теории к практике управления" связана с раскрытием туризма как социального конструкта и объекта управления в мире современного потребления. Процессы глобализации, стимулируя развитие сферы гипер-реальности, приводят к переоценке значимости различных областей потребления. Туризм, прежде представлявшийся весьма второстепенным видом экономики и культуры, превращается в знак эпохи, в значительной степени выражающим ее суть, в своеобразный маркер постсовременности. Сами культуры стали "мобильными", сориентированными на привлечение туристов и соответственным образом преобразующими материальную среду. Курс посвящен рассмотрению новых смыслов туризма, иными словами, тому, что скрывается за масштабными формами туристической деятельности, в чем состоит скрытая (даже от них самих) мотивация туристов и каков так называемый текст туристских посланий. В рамках курса исследуются основные концептуальные модели туризма, дается компаративный анализ существующих подходов. Раскрывается связь туризма с важнейшими социальными институтами, анализируются социальная феноменология и экзистенция туризма, формирование идентичности в туристических практиках. Дается социологический анализ практик конструирования достопримечательностей в туризме, показывается специфика услуг индустрии гостеприимства и туризма. Осуществляется переход от понимания методологических сложностей изучения и оценки экономических, экологических и социокультурных воздействий туризма к формированию систем измерения и управления туристическим бизнесом. Системно излагаются основные концепты туриндустрии и турбизнеса, анализируется их соотношение и структура. Рассматриваются организационные формы туризма и конкурентоспособность туристических предприятий, основные компетенции персонала и стратегии организационного развития. Обсуждаются существующие практики управления турфирмой. Особое внимание уделяется малоизученным вопросам менеджмента туризма на примерах регионального развития.

Требования к студентам:

Необходимый уровень базовых знаний – законченное среднее образование, желательный уровень – владение основами социологической теории и практики, основами менеджмента и маркетинга


Учебные задачи курса:

- рассмотреть мобильность в пространственно–временном контексте, исследовать географическую мобильность и ее формы в зависимости от типа общественного устройства.



  1. выявить специфику социального конструирования ценностей и практик мобильности.

  2. показать природу процессов глобализации и возникновения новых смыслов потребления;

  3. освоить основные социологические концепты в изучении туризма;

  4. разработать обобщенную социологическую мл\одель туризма;

  5. сформировать умения анализировать туристичсекий текст и деконструировать туристический имидж (фотографии);

  6. исследовать практики конструирования ландшафта в туризме;

  7. раскрыть возможные последствия развития туризма;

  8. сформировать представление о нормативно – правовой базе развтия туризма в РФ;

  9. определить особенности менеджмента туризма;

  10. понимать значение маркетинг –менеджмента в развитии туристической организации;

  11. понимать перспективы развития туризма.



По окончании изучения курса студент должен:

  • знать основные научные подходы к исследованию пространства. времени, мобильности;

  • освоить социологические концепции туризма;

  • разбираться в специфике туристической детельности;

  • уметь сравнивать различные подходы к анализу туристических практик;

  • уметь использовать технологии социального конструирования ландшафта, анализа фотографических изображений, создания туристических текстов, организационного проектирования


Формы контроля:

  • текущий контроль предполагает индивилдуальную и групповую работу на семинарах; выполнение практических работ

  • промежуточный контроль предполагает подготовку и представление 4 контрольных заданий;

  • итоговый контроль проводится в форме конференции

  • итоговая оценка определяется по накопительной системе


Система оценок и перевода

Максимальное число зачетных единиц – 10

из них:

работа на семинарских занятиях - 30% (0,3)



выполнение практических работ - 40% (0,4)

выполнение контрольных работ - 20% (0,2)

выступление на конференции - 10% (0,1)
Конверсия оценок

8 - 10 - отлично

6 - 7 - хорошо

4 - 5 - удовлетворительно

до 4 - неудовлетворительно
Зачет выставляется при набранной сумме баллов свыше 4.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Пространство, общество, человек в перспективе мобильности

Социологическая концептуализация пространства и времени. Субстанционалистская и структуралистская традиции в толковании пространства. Социальное пространство в интерпретации Г.Зиммеля. Теория социального пространства П.Бурдье. Наблюдатель социальных изменений. Социальное время и социальная иерархия. Социальные функции времени. Плотность социального времени. Социокультурное управление временем. Понятие социального хронотопа. Пространственно-временной проект российской цивилизации. Системное представление об обществе как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Мобильность. Географическая мобильность и ее формы в зависимости от типа общественного устройства.

Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Экономические и религиозные практики географической мобильности. Завоевание земель. Насильственное перемещение -плен. Кочевничество. Географические открытия – колонизация земель. Крестовые походы. Миссионерство. Паломничество. Миграция (эмиграция, иммиграция). Исследовательские и социализирующие практики. Путешествия. Гранд-туры. Экспедиции. Рекреационные практики. Отдых на курортах. Гедонистические и созерцательные практики. Туризм. Фланерство. Шоппинг. Маргинальные и иррациональные практики. Бродяжничество. Шизопутешествие. Мобильность по вертикали: Альпинизм. Спелеология. Дайвинг. Аэроспорт.

ТЕМА 2. Разнообразие и эволюция научных представлений о туризме
Антропологический дискурс путешествия. Источники антропологии туризма, которые до сих пор дискурсивно определяют ее теоретическое поле. Фиксация культурных различий и идентичность исследователя.География туризма Отечественные традиции географии в приложении к туризму. Зонирование территории и оценка туристических ресурсов. Лундская школа социальной географии. Модель Т.Хагерстренда

Экономика и менеджмент туризма Нормативно-правовая база и концептуальная модель туризма. Статистика туризма. Психология в контексте маркетинговых исследований туризма. Идентичность по Э.Эриксону: историческая и социокультурная обусловленность индивидуального развития Психологические детерминанты социальной активности туристов. Случай альтернативного туризма Туризм как психологическая игра

Социологические интерпретации туризма. Социология туризма в системе социологического знания и в обществе
ТЕМА 3. «Grand Theory»: глобалистические матрицы туризма
Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурная гибридизация, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. (а) глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной системы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер).

Туризм как форма потребления. Глобализация и "макдональдизация". Модель "макдональдизации" Дж.Рицера. Четыре основных принципа "макдональдизации". Дисней-лэнд и тематические парки развлечений в структуре современного потребления. Круизные корабли и формат движущегося "храма потребления". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Идельный тип" (М.Вебер), "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Применимость теории Дж.Рицера в российских условиях. Роль туризма в возникновении новых типов мобильных («сдвинутых») культур: процессы гибридизации и фрагментации.


ТЕМА 4. Социальные теории туризма-I
Концепция «псевдо-события» Д.Бурстина. Навязчивость туристской среды, но в той мере, в которой ее собственная структура навязана ожиданиями туристов. Различие между туристами и путешественниками Д.Маккеннел vs Д.Бурстин: аутентичность опыта и театрализованная подлинность. Передний план – место встречи гостей и хозяев, потребителей и обслуживающего персонала. Задний план (закулисье) Привлекательность заднего плана для туристов. Туристский опыт ограничивается структуральными тенденциями. Пространства для аутсайдеров, которым разрешается рассмотреть в деталях внутреннюю организацию театрализованной (инсценированной) подлинности. Сценическая обстановка. Континуум сцен туристической обстановки.

Н. Грабурн: укорененность священного ритуалов перехода Идеальные типы туристов: разница опыта. Концептуализация туристского опыта


ТЕМА 5. Социальные теории туризма-II
Дж.Урри: мобильность и ее метафоры. XXI век – век мобильностей. Воплощения мобильности / новая социальность: скейпы и потоки. Метафоры мобильности (кочевник, бродяга, турист, корабль, гостиница, мотель). Номадизм. Современные кочевники. Общество кочевников. Кочевое сознание Кочевые сервисы. Глобальное /транснациональное гражданство.

Полемика Урри с Бурстином и Маккеннелом. Лиминальность (В.Тернер) Туризм как приключение и как зрелище. The Gaze – Взгляд туриста . Статичные формы туристского взгляда. Мобильное зрение. Беглые взгляды. Взгляд че­рез аппаратуру. Виды туристического созерцания: романтическое, коллективное, зрительское, экологическое антропологическое. Практики социального управления туристским вниманием.

Туризм и потребление:З.Бауман. Потребление фордистское (массовое) и посфордистское Туризм и визуальное потребление. Роль фотографии в туризме. Организация пространства под воздействием взгляда туриста. Фиксация взгляда в фотографии и роль фотоизображения в формировании туристических пространств. «Синдром Кодака». Фотография и идеализация туристических пространств. Фотография и видеосъемка как процесс закрепления обладания "местом". Возникновение цифровой гиперреальности, более реальной, чем сама материальная реальность Иммобильность и туризм – власть виртуализации.

Туризм как социальная практика: от определения к полю. Исходные дефиниции. Поле туризма: взгляд социолога


ТЕМА 6. Конструирование ландшафта в туризме
Понятие ландшафта. Географический ландшафт. Социокультурный ландшафт. Создание, использование и трансформация ландшафта посредством системы знаков, с помощью которых люди идентифицируют себя и понимают окружающий мир. Ландшафт как текст. Технологизация туристического текста. Основные сюжетные линии: оси времени, мифологизация, надежда и риск, навязанная ценность, присоединение к знаменитости, жажда настоящего. Тело в освоении туристического ландшафта: стабильные и динамичные ландшафты. Правило «4П»: Привлечение (принятие), Понимание, Присвоение, Подключение действия, лежащее в основе визуальной организации пространства (имиджа). Пути конструирования туристического ландшафта: новизна и неожиданность, лабиринты архетипов и отключение повседневности, атака имиджа, зрелищность и взаимодействие чувств, программирующие нарративы.


ТЕМА 7. Ценностные основы и конструирование идентичностей в туризме: теория и практика

Манильская декларация по мировому туризму. Провозглашение ценностей туризма:полное и гармоничное развитие человеческой личности; постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад; равные права в определении своей судьбы; освобождение человека, понимаемое как право на уважение его достоинства и индивидуальности; признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов. Ценностная матрица туризма В отличие от ценностей, которые имеют достаточно стабильную природу, мотивация туризма может меняться в зависимости от возраста, статуса, гендера, профессиональной принадлежности и туристского опыта Идентичность туриста Уровневая организация и идентификационный цикл. Производство и концептуализация идентичности осуществляется на трех, подчас перекрывающих друг друга, уровнях: фундаментальном ценностно-смысловом уровне, уровне осуществляемых действий и номинативном уровне.В целом, процесс конструирования идентичности подчинен "игре" различия и предполагает обрисовку символических границ. Идентификационные установки, по-разному структурирующие жизненный мир, практики, опыт и субъективные задачи.

Базовые элементы пространственного познания и идентичность. Туристы как чужаки. Туристы как чужаки: не принадлежат ни к "ним", ни к "нам", не друзья и не враги, причина путаницы и беспокойства (Бауман). Виртуальная идентичность: случай русских туристов Туризм в мире универсальной отчужденности.
ТЕМА 8. Последствия развития туризма: экологический, экономический, социокультурный дискурсы.
Методологические сложности изучения и оценки экономических, экологических, социокультурных воздействий туризма. Туризм и инвайронмент: симбиотические связи и конфликт. Влияние туризма на экосистемы. Туризм и созданная человеком среда. Инфраструктурные изменения в городской среде. Конкурентная борьба за ресурсы. Система измерения социальных воздействий туризма. Влияние туризма на религию, язык, здоровье местных жителей. Туризм и социальные изменения: от эйфории к ксенофобии. Физическое присутствие туристов. Эффект демонстрации. Неоколониализм. Туризм и моральный порядок: проституция, преступность, азартные игры. Культурные изменения.


ТЕМА 10. Организация туристской деятельности
Туриндустрия. Центральная, дополнительная, окраинная туриндустрия (Фрейер). Соотношение индустрии туризма, гостеприимства и досуга.

Туристская услуга. Пакет услуг (тур). Специфика иуруслуг. Классические, неклассические, постнеклассические теории организаций. Специфика туристической организации. Проектирование целевой картины организации. Внешняя среда. Структура и функции. Руководство и лидерство. Организационные коммуникации и информационные потоки. Кадровая политика организации. Соотношение формального и неформального руководства. Основные болезни организации. Инновации. Имидж организации. Технология "22 шага организационного проектирования" (Фокина, Слонов, Корсаков).




ТЕМА 11. Менеджмент туризма
Основные уровни управлении яв туризме : глобальный, национальный, региональный, организационный. школы менеджмента и их возможности в управлении туризмом. Ориентация на производство. Ориентация на сбыт. Ориентации на потребителя. Потребители как активы. Стратегия развития туризма. Государственное управление и развитие туризма. Социальная ответственность туристического бизнеса.


ТЕМА 12. Маркетинг – менеджмент туристических программ
Маркетинг-менеджмент в новой экономике: дигитализация и коннективность, кастомизация и кастомеризация, конвергенция отраслей. (Котлер). Рынки и маркетингово-ориентированное стратегическое планирование. Разработка и представление стратегии позиционирования. Инструменты дифференцирования. Разработка глобальных рыночных предложений. Товарная стратегия и брендинг. Брендинг места. Разработка и управление сервисом. Создание и управление партнерскими сетями и маркетинговыми каналами. Маркетинг партнерских отношений. Формирование коммуникаций, проектирование рекламной / PR-кампании.


ТЕМА 13. Перспективы современного туризма
Туризм как индикатор радикальных культурных изменений. Аддиктивные удовольствия Социальный контроль Туризм и трансформация социального пространства "Вариативный контроль", или культурная модель современного туризма: (а) полная предсказуемость вариаций, (б) высокая эффективность вариаций, (в) полная просчитываемость вариаций, (г) контролируемость вариаций Новые грани географической мобильности в XXI веке. Роль туризма в интенсификации географической мобильности: гуманизация технологий. Всплеск интереса к вертикальной мобильности - подводным путешествиям, горным восхождениям, космическому туризму. Гуманизация технологий.

Виртуальное путешествие: безопасность игра комфорт. Тело как носитель виртуальных возможностей. Городское пространство и туризм. Конструирование новых возможностей дестинации: возрождение городов и экомузеи. Изменения транспортных сервисов и транзитных мест (не-мест). Глобтроттерство.

Туризм и занятость. Трудовая биография сокращается. Непосредственное трудовое время сокращается и в границах трудовой биографии. Сокращается доля людей, вовлеченных в трудовую деятельность. Перспективные виды туризма: старые и новые ценности. Перспективные группы туристов. Интенсификации туристского опыта как важный ориентир туризма будущего.

Рост популярности туризма выходного дня. Преодоление неравенства в туризме: роль общественного сектора в развитии туристического пространства. Социальные движения и туризм. Долгосрочная Программа ST-EP (Sustainable Tourism – Elimination Poverty).



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1 ( 2 часа). Тема 1. Пространство, общество, человек в перспективе мобильности

Вопросы для обсуждения в малых группах и последующей презентации результатов групповой работы
1. Какие преимущества и ограничения для изучения туризма имеют субстанционалистская и структуралистская традиции в толковании пространства?

2. Как связаны общество и пространство?

3. Опишите туризм, используя основные понятия теории П.Бурдье (социальное пространство, габитус, практики, капитал, докса). Каким образом соотносятся географическое и социальное пространство туризма?

4. Какие ценности составляют основу исторических и современных практик мобильности?

5. В чем выражается специфика туризма по сравнению со сходными практиками мобильности?

Форма контроля – групповая презентация
Рекомендуемая литература

Основная

Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества.- М: Весь мир.2004.

Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993.

Бурдье П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994.288 с.

Верлен Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география // Социологическое обозрение . 2001.Том 1. № 2.

Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1997

Ильин В.И. Социальное неравенство.- М.: Институт социологии РАН, 2000.280 с.

Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения условий человеческой жизни.- М.: Университетская книга, 2005. 576 с.

Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства.- М.: Канон-Пресс–Ц. 2003.Гл.1,3.

Штомка П. Социология. Анализ современного общества.- М.: Логос.2005.

Ярская В.Н., Яковлев Л.С., Печенкин В.В., Ежов О.Н. Пространство и время социальных изменений.- Саратов: Научная книга, 2004.

Lefebvre H. The production of Space.-London: Basil Blackwell,1991.-436 p.


Дополнительная

Абрамова И.И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена // Ярославский Педагогический Вестник, 2006. №3

Бьюмонт М. Мир как универсальный магазин: утопия и политика потребления в конце XIX века // НЛО, 2004. № 70.

Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм.- Ростов–на-Дону: Феникс, 2004. 320 с.

Парк Р. Сознание бродяги: рассуждения по поводу соотношения сознания и перемещения //Социологическое обозрение. 2002. №1. Т. 2.

Пространство и время в современной социологической теории / Под ред Ю.Л.Качанова.- М.: Изд-во «Институт социологии РАН»,2000. 156 с.

Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе.- М.: Праксис.2005. 304 с.

Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Ось-89, 1997.



Семинар 2 -3 ( 4 часа). Тема 2. Разнообразие и эволюция научных представлений о туризме
Вопросы для обсуждения


  1. Роль наблюдений путешественников, зафиксированных в дневниках, путевых очерках и экспедиционных журналах в становлении антропологии туризма. Идентичность антрополога и анализ данных

  2. Сравнение традиционного и социально- географического подходов в понимании туризма. Как можно воплотить идеи лундской школы в разработке программы эмпирического исследования?

  3. Основные темы экономики туризма. Роль статистических данных в становлении туризма. Законодательство РФ и туризм. Туризм как психологическая игра

  4. Сравнение отношения к дневниковым записям психолога и антрополога

  5. Роль социологии в интегрировании научных подходов

Форма контроля: устные ответы, активность в групповом обсуждении. Оценивается не только точность ответа, но и умение рассуждать и доказывать свою точку зрения
Рекомендуемая литература

Основная

Биржаков М.Б. Введение в туризм.- СПб. 2001.

Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. 303с.

Каганский В.Л. Путешествие в ландшафте культуры // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. НИИ Информкультура. М.: 2001, Вып.2. С.7

Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика.1998.

Соколова М.В. История туризма. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с.

Экономика современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. - М-СПб: Издательский торговый дом «Герда»,1998;

Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности : Учеб. для студентов вузов турист. профиля / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов и др.; Междунар. каф. ЮНЕСКО по культур. туризму в целях мира и развития, Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001

Consumer Psychology of Tourism, Hospitality and Leisure: Volume 3 / Ed. by G I Crouch, R. R. Perdue, H. J. P. Timmermans, M. Uysal.- CABI, 2004.

Hagerstränd Т. Space, Time and Human Conditions.- London, New York: Prentice Hall International,1975.-348 pp.

Holloway J. C. The Business of Tourism 7th Edition.- Prentice Hall.2006
Дополнительная

Зорин И. В. Туризм как явление современной экономики // Актуальные проблемы туризма. - М., РМАТ, 1997. - С. 130-157

Кусков А.С., Понукалина О.В., Одинцова Т.Н. Рекреационная география.- Саратов: Юл, 2003.

Соколова М.В. К вопросу о становлении и развитии правовых аспектов туризма //Право: теория и практика. – 2006. – № 11 (82). – С. 4 – 8

Carlstein T. Time Resources,Society and Ecology. On the Capacity for Human Interaction in Space and Time.- London: George Allen

  1   2   3

  • Факультет социологии
  • Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании
  • Утверждено УС факультета
  • Аннотация