Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Современная политическая философия и проблема республиканизма»




Скачать 136.09 Kb.
Дата03.07.2017
Размер136.09 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Современная политическая философия и проблема республиканизма» для направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», профиль 09.00.03 «История философии»






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Программа дисциплины

«Современная политическая философия и проблема республиканизма»

для направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», профиль

09.00.03 «История философии»




Автор программы:

Филиппов Александр Фридрихович

д.соц.н., ординарный профессор Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, filippovaf@gmail.com
Одобрена на заседании Академического совета аспирантской школы по философским наукам «09» октября 2014 г.

Москва - 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспирантов, обучающихся по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01. «Философия, этика и религиоведение» по профилю 09.00.03 «История философии», и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов.



Программа разработана в соответствии c:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 47.06.01. «Философия, этика и религиоведение»;

  • Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 47.06.01. «Философия, этика и религиоведение», профиль 09.00.03 «История философии», утвержденным в 2014 г.

2.Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины – дать аспирантам представление об одном из самых влиятельных и актуальных течений в современной западной политической философии, научить разбираться в источниках, существе происходящих дискуссий, знать ключевые фигуры, их интеллектуальные биографии и идейную эволюцию, уметь связывать традицию и современность в республиканской мысли, а тем самым глубже понимать непреходящее значение классики политической философии (Макиавелли, Монтескье и др.).

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать: Основные источники по философии республиканизма
Уметь: Анализировать политико-философские концепции республиканизма
Иметь навыки (приобрести опыт): Самостоятельного исследования данной темы, отслеживания новых дискуссий и публикаций.



В результате освоения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:


Компетенция
(указываются в соответствии с ОС НИУ ВШЭ)


Код по ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях

УК-1

Демонстрирует способность научно анализировать проблемы и аргументы в области метафизической проблематики


Лекционные занятия, семинарские занятия с разбором и сравнительным анализом метафизических концепций и аргументов, самостоятельная работа по изучению литературы и источников, написание эссе.

Способность проводить теоретические исследования в области философии, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1

Демонстрирует способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Семинарские занятия с разбором и сравнительным анализом метафизических концепций и аргументов, самостоятельная работа по изучению литературы и источников, выступление с докладом, написание эссе.

Способность предлагать и аргументировано обосновывать способы решения современных проблем философии

ПК-1

Демонстрирует способность применять на практике знания, полученные в ходе изучения метафизических идей и теорий

Семинарские занятия с разбором и сравнительным анализом метафизических концепций и аргументов, самостоятельная работа по изучению литературы и источников, выступление с докладом, написание эссе.



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к курсам по выбору вариативной части для направления 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», профиль 09.00.03 «История философии».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих базовых дисциплинах:



  • История и философия науки

  • Иностранный язык

  • Метафизика и методология философского исследования

Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



- готовность соблюдать все принципы академической этики при проведении научных исследований, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ОПК-7)

5.Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лек-ции

Семи-нары

Практи-ческие занятия

1.

Империя, государство и республика

16

2

2

0

12

2.

Актуализация республиканизма как европейский проект

14

4

2

0

8

3.

Классический республиканизм Возрождения и его современные трактовки

24

4

4

0

16

4.

Республиканская идея в трудах Монтескье и ее современные трактовки

22

4

2

0

16

5.

Понятие и проблема республиканизма в проекте Квентина Скиннера

24

4

4

0

16

6.

Республиканская идея в трудах Ханны Арендт

28

4

4

0

20

7.

Республиканский проект Филиппа Петти

24

4

2

0

18




Итого:

152

26

20

0

106

6.Формы контроля знаний аспирантов





Тип контроля

Текущий

Итоговый по дисциплине


Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Эссе




+







Письменная работа: комментарий к одному из указанных в программе источников, 1500-2000 слов, выполняется дома в течение недели.

Экзамен







+




Устная защита эссе (при неудовлетворительном ответе могут быть заданы дополнительные вопросы по теме курса)

7.Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль знаний по дисциплине «Современная политическая философия и проблема республиканизма» осуществляется путем оценки усвоения материала при выполнении домашних заданий (обсуждения на семинарах рекомендованных источников).
Итоговый контроль знаний будет состоять из двух частей:

- Оценка за итоговое эссе (темы эссе даны в п. 12.2.)

- Оценка за экзамен (устный экзамен в форме обсуждения с экзаменатором итогового эссе с контрольными вопросами по другим темам курса – примеры вопросов см. в п. 12.1.)

8.Порядок формирования итоговой оценки по дисциплине:

Оитог=Опром*0,1+Осем*0,2+Оэссе*03+Оэкзам*0,4

Оитог – итоговая оценка

Опром – оценка промежуточного контроля

Осем – оценка за активность на семинарах

Оэкзам – оценка за экзамен


9.Содержание дисциплины

Тема1. Империя, государство и республика.

Основная литература:


  1. Res Publica: история понятия: Сб. статей / пер. с нем.; науч. ред. О. Хархордин. СПб.: Издательство Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009.
  2. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.

  3. Макиавелли Н. Государь. М.: Директ-Медиа, 2012.

  4. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М.: Директ-Медиа, 2011.

Литература для самостоятельного изучения:


  1. Шмитт К. Номос земли в jus publicum Europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008. Гл. 1.3

  2. Филиппов А. Ф. Социология и космос // Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1990.


Количество часов аудиторной работы - 4 часа

Общий объем самостоятельной работы – 12 часов
Тема 2. Актуализация республиканизма как европейский проект.

Основная литература:

Laborde C. Critical republicanism. Oxford; New York Oxford University Press, 2008.



Литература для самостоятельного изучения:

  1. Republicanism: A Shared European Heritage. Volume I. Republicanism and Constitutionalism in Early Modern Europe. Introduction. Cambridge: Cambrdige University Press, 2002.

  2. Laborde C. and J. Maynor. The Republican Contribution to Contemporary Political Theory // Republicanism and Political Theory. Oxford etc.: Basil Blackwell, 2008.

  3. Armitage D. Empire and Liberty: A Republican Dilemma // Republicanism: A Shared European Heritage. Volume II. Cambridge: Cambrdige University Press, 2002.

  4. Bobbio N., Viroli M. The Idea of the Republic. Cambridge: Polity Press, 2003.


Количество часов аудиторной работы – 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 8 часов.
Тема 3. Классический республиканизм Возрождения и его современные трактовки.

Основная литература:

  1. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990 (или любое другое издание).

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Machiavelli and Republicanism. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

  2. Skinner Q. Visions of Politics. Vol. 2. Renaissance Virtues. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Ch. 1, 4-7.

  3. Viroli M. Machiavelli. Oxford: Oxford University Press, 1998.

  4. Viroli M. Machiavelli’s God. Princeton: Princeton University Press, 2010.


Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.
Тема 4. Республиканская идея в трудах Монтескье и ее современные трактовки.

Основная литература:

  1. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М,: Госполитиздат, 1955. Книга 5.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. De Dijn A. French Political Thought from Montesquieu to Tocqueville: Liberty in a Levelled Society? Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

  2. Sheehan C. A. James Madison and the Spirit of Republican Self-Government. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. Ch. 3-4.


Количество часов аудиторной работы – 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.
Тема 5. Понятие и проблема республиканизма в проекте Квентина Скиннера.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Shapiro I. Reflections on Skinner and Pettit // Hobbes Studies 22 (2009) 185–191.

  2. Pettit Ph. Keeping Republican Freedom Simple // Political Theory, Vol. 30 No. 3, June 2002, р. 339-356.

  3. Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2006.


Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.
Тема 6. Понятие и проблема республиканизма в проекте Ханны Арендт.

Основная литература:

  1. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Vetlesaen A. J. Hannah Arendt, Habermas and the republican tradition // Philosophy & Social Criticism January 1995 21: 1-16.

  2. Hanohan I. Civil republicanism. Ch. 4. London: Roudledge, 2003.


Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 20 часов.
Тема 7. Понятие и проблема республиканизма в проекте Филиппа Петти.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Republicanism and Political Theory / edited by Cécile Laborde and John Maynor. Oxford etc.: Oxford University Press, 2008. Ch. 5.

  2. Pettit Ph. Republicanism: A theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press, 2002.

  3. Pettit Ph. Republican Freedom: Three Axioms, Four Theorems // Republicanism and Political Theory. Oxford etc.: Basil Blackwell, 2008.

  4. Skinner Q. Freedom as the Absence of Arbitrary Power // Republicanism and Political Theory. Oxford etc.: Basil Blackwell, 2008.


Количество часов аудиторной работы – 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 18 часов.

10.Образовательные технологии


При проведении обучения используются компьютерные программы для работы с текстами, а также мобильные устройства на платформе iOS, Android. Кроме того, широко используется хранилище файлов Dropbox как локальная библиотека литературы, база данных JSTOR, доступная в сети НИУ ВШЭ, а также общедоступные сетевые библиотеки Libgen.info и т.п.

11.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации

  1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


12.1. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки аспирантов:

  • В чем заключается относительность понятия «государство»?

  • Чем различаются между собой империя, республика и государство как исторические формы политической жизни?

  • В чем сходство и различия между понятиями государства, империи и республики?

  • С чем связана актуализация проблемы и понятия республики в Европе, начиная с 90-х гг. XX в.?

  • Каковы основные фигуры и основные публикации по проблемам республиканизма в новейшей истории?

  • Как связаны между собой дискуссии вокруг политической философии Ханны Арендт и Юргена Хабермаса и новейший республиканизм?

  • В чем суть историко-политического проекта Квентина Скиннера?

  • Что такое «свобода до либерализма» в понимании Скиннера и как это связано с проблемой республиканизма?

  • Чем обязан современный республиканизм Кембрижской школе истории идей?

  • Что такое негативная и позитивная свобода в понимании Исайи Берлина и как эти понятия усвоены в современном республиканизме?

  • Какие философы Нового времени рассматриваются в наши дни как классика республиканской мысли и в чем их современное значение?

  • Как изменялись трактовки политической мысли Макиавелли в течение веков? Почему это важно в наши дни?

  • Что нового внес современный республиканизм в трактовку Макиавелли?

  • В чем сходства и различия в интерпретации Макиавелли у Скиннера и Маурицио Вироли?

  • Какие понятия Макиавелли адаптируются в современном республиканизме для нужд новейшей политической философии?

  • Что такое «разум государства» как это понятие меняется в истории политической мысли?

  • Что такое «полицейское государство» и какое отношение это понятие имеет к проблематике республиканизма?

  • В чем специфика трактовки республики в сочинениях Ш.-Л. Монтескье?

  • Как переосмысливается вклад Монтескье в политическую философию республиканизма в наши дни?

  • Как повлиял Монтескье на американский республиканизм?

  • В чем специфика республиканского аргумента Ханны Арендт? Можно ли причислять ее к классике республиканизма?

  • Как устроена республиканская аргументация в философии Филиппа Петти?

  • Что является предметом дискуссий между Скиннером и Петти? Какое значение это имеет для общей философской проблематики республиканизма?


12.2. Примеры темы эссе:

  • Проведите сопоставительный анализ традиционных и современных интерпретаций республиканской мысли Макиавелли.

  • Проанализируйте аргументы, относящиеся к проблематике негативной и позитивной свободы (а. на примере И. Берлина и К. Скиннера, б. на примере И. Берлина и Ф. Петти, в. на примере К. Скиннера и Ф. Петти).

  • Сопоставьте понятия империи у К. Шмитта и республики у К. Скиннера.

  • Сопоставьте республиканизм Мэдисона и трактовку американской политической жизни у Х. Арендт.

12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.

  2. Макиавелли Н. Государь. М.: Директ-Медиа, 2012.

  3. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М.: Директ-Медиа, 2011

  4. Laborde C. Critical republicanism. Oxford; New York Oxford University Press, 2008.

  5. Res Publica: история понятия: Сб. статей / пер. с нем.; науч. ред. О. Хархордин. СПб.: Издательство Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Pettit Ph. Republicanism: A theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press, 2002. (база данных электронных книг НИУ ВШЭ).

  2. Republicanism: A Shared European Heritage. Volume I-II. Cambridge: Cambrdige University Press, 2002. (база данных электронных книг НИУ ВШЭ).

  3. Skinner Q. Visions of Politics. Vol. 2. Renaissance Virtues. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. (база данных электронных книг НИУ ВШЭ).



Литература для самостоятельного изучения

  1. Maynor J. Republicanism in the Modern World. Cambridge: Polity Press, 2003.

  2. Republicanism and Political Theory / edited by Cécile Laborde and John Maynor. Oxford etc.: Oxford University Press, 2008.

  3. Res Publica: история понятия: Сб. статей / пер. с нем.; науч. ред. О. Хархордин. СПб.: Издательство Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009.

  4. Viroli M. Machiavelli. Oxford: Oxford University Press, 1998.

  5. Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2006.



    Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, аспирант использует следующие программные средства:

Например:



  • MS Word, MS Excel, MS Power Point

  • Браузеры

13.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Ноутбук, проектор.




Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»
2015 -> Программа дисциплины «Экономика и политика Италии»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 231000. 62 «Программная инженерия»
2015 -> Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы»
2015 -> Программа дисциплины "История" для направления 45. 03. 03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 10. 05. 01 2014 «Компьютерная безопасность» подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Античная литература»

  • 1.Область применения и нормативные ссылки
  • 2.Цели освоения дисциплины
  • 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5.Тематический план учебной дисциплины
  • 6.Формы контроля знаний аспирантов
  • 7.Критерии оценки знаний, навыков
  • 8.Порядок формирования итоговой оценки по дисциплине
  • 9.Содержание дисциплины Тема1. Империя, государство и республика.
  • Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.
  • 10.Образовательные технологии
  • 11.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации
  • 12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • 13.Материально-техническое обеспечение дисциплины