Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Социология потребления»




страница1/5
Дата15.05.2017
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет -
Высшая школа экономики»

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Социология потребления»

для направления 040200.62 подготовки бакалавра



Автор программы: Я.М. Рощина

yroshchina@hse.ru






Рекомендована секцией УМС

"Cоциология"

Председатель В.Г.Ледяев


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2009 г.



_______________

“ ” _____________ 2009 г.



Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Е.В.Надеждина
_______________

“___” __________ 2009 г.



Москва, 2009 г.

I. Пояснительная записка



Автор программы: кандидат экономических наук Рощина Яна Михайловна

Требования к студентам: Курс «Социология потребления» предназначен для студентов 3-4 курса факультета социологии и предполагает знание студентами основ микроэкономики и макроэкономики, социологии, экономической социологии. Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и прослушать курс «Экономическая социология».
Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по Направлению 040200.62 "Социология" подготовки бакалавра. Курс рассчитан на 28 часов лекция и 14 часов семинаров.

Данный курс является инновативным, дающим широкое представление об основных социологических теориях потребления. В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии, соответствующие модели и инструментарий. В курсе анализируются реальные процессы в области потребления в России и за рубежом, его динамика за последние десятилетия, основные методологические подходы к статистике потребления, некоторые направления социальной политики. Рассматриваются также основные методы эмпирического анализа потребительского поведения, результаты важнейших работ западных и российских социологов (советского и современного периодов).

Программа дисциплины «Социология потребления» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Апробация курса в ГУ-ВШЭ проводилась в ходе чтения автором курса в 1999-2008 гг. на факультете социологии.
Задачи курса:


  • Проанализировать основные социологические теории потребления

  • Сравнить экономический, социологический и маркетинговый подходы к потреблению

  • Изучить основы применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах

  • Рассмотреть методы эмпирических исследований потребления и основные результаты в этой области

  • Изучить тенденции истории потребления в России и в мире


Учебная задача курса:

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных социологических и экономических подходах к изучению потребления. В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии, соответствующие модели и инструментарий. Задачей курса является также изучение применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах (микроэкономика, маркетинг) и возможности их прикладного использования

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • знать модели и теоретические концепции потребления в социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология);

  • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме;

  • иметь представление о реальных социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом.

  • обладать навыками использования статистических данных.



Самостоятельная работа студентов:


В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов. По каждой теме лекционного и семинарского занятия предложена основная литература и дополнительная литература.

Программа курса предполагает написание эссе, в ходе которого студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными относительно развития сферы потребления в России.


Формы контроля:

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

5% - посещаемость лекций и семинаров

25% - доклады на семинарских занятиях

10 % - оценка за промежуточную контрольную работу

20% - оценка за написание эссе

40% - оценка за письменную экзаменационную работу


Требования к докладам

Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. Все статьи и части книг содержатся в «Хрестоматии по социологии потребления» или предлагаются в электронном виде на CD. В течение каждого семинара делается около 5-6 докладов по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить к началу семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10-12 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов.


Требования к написанию эссе

Объем эссе – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервал. В эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными относительно развития сферы потребления в России. Используя полученные знания в области теоретических концепций социологии потребления, а также знания в области экономики и экономической социологии, студентам предлагается проанализировать либо динамику потребления в какой-либо сфер (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.), либо различия в потреблении между социальными группами (по доходу, составу семьи и т.д.). Литература для написания реферата – статистические справочники Росстата; основной источник данных – «Социальное положение и уровень жизни населения России», М., Росстат, последний год издания на момент чтения курса, предлагается студентам в электронном виде (CD).


Промежуточная контрольная работа и письменная экзаменационная работа выполняются соответственно в середине и в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагают краткий ответ на 7-8 вопросов, а также решение 2-3 задач. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение контрольной работы – 1 час 20 минут, письменной экзаменационной работы – 2 астрономических часа.

Письменная экзаменационная работа считается выполненной успешно, если дан ПОЛНЫЙ ответ хотя бы на один вопрос.


Полученныe студентами баллы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу, итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,



от 8 до 10 баллов – «отлично».

  1   2   3   4   5

  • Факультет социологии
  • I. Пояснительная записка
  • Самостоятельная работа студентов