Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология»




Скачать 328.75 Kb.
страница1/4
Дата22.04.2017
Размер328.75 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

Социальная и экономическая антропология


для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Ссорин-Чайков Николай Владимирович

ns267@cam.ac.uk

Юдин Григорий Борисович



gregloko@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.В. Радаев


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Социальная и экономическая антропология».

Программа разработана в соответствии с:


  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины


Основные цели курса “Социальная и экономическая антропология” состоят в следующем:

  • введение а антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров

  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания

  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии

  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования

Сегодня социология и социальная антропология – это две разные дисциплины со своим методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Настоящий курс преследует цель одновременно продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять социологическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал.

Курс разделён на три логических блока. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» - переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом чего явилась смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих частях историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: традиционные темы классической экономической антропологии и политической экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать основные антропологические школы и логику развития антропологической теории и полевой практики;

  • Уметь применять категориальный аппарат антропологии для анализа базовых проблем хозяйственной организации в современном мире;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии позиции исследователя в эмпирической работе и овладеть понятиями, позволяющими продуктивно описывать собственную исследовательскую позицию.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)



ОК-8

− воспроизводит основные исторические модели использования гуманитарного и антропологического знания

− оценивает роль гуманитарного и антропологического знания в воспроизводстве и изменении властных отношений в обществе, в артикуляции интересов отдельных групп



Лекции, подготовка эссе

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-

экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)



ОК-9

− применяет этнографические методы в социальных исследованиях

− представляет связи между антропологическими и социологическими подходами к гуманитарному анализу

− распознаёт базовые родственные, политические, религиозные и экономические структуры, лежащие в основании анализируемых феноменов


Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

− использует категориальный аппарат антропологии для объяснения социально-экономических феноменов

− распознаёт антропологические модели, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер



Подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а

также для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)



ОК-15

− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников

Подготовка эссе, самостоятельное чтение текстов из списка обязательной и дополнительной литературы

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-

профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам

социологического исследования (формируется частично)


ПК-1

− демонстрирует понимание ограничений социально-научного наблюдения, обусловленных позицией наблюдателя

− владеет навыками поиска информантов в этнографических исследованиях

− интерпретирует данные этнографического исследования

− демонстрирует способность синтезировать антропологическое и социологическое знание в теоретической работе



Лекции, подготовка домашнего задания, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и

гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической

деятельности (формируется частично)


ПК-4

− оценивает экономические последствия управленческих мер

− представляет роль гуманитарного знания в функционировании различных режимов управления



Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка эссе,

Способность и умение использовать полученные знания в преподавании

социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных

дисциплин)

(формируется частично)


ПК-12

− даёт определение основным категориям социально-антропологической теории

− использует примеры антропологических исследований для разъяснения ценности различных методов сбора и анализа информации




Обсуждение текстов на семинарах, подготовка домашнего задания, подготовка эссе




Каталог: data -> 2012
2012 -> Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра
2012 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» Москва
2012 -> Пронин Владимир Николаевич,19. 04. 1955 Образование
2012 -> Гловели г. Д. История экономических учений
2012 -> Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»
2012 -> Curriculum vitae бессмертная Ольга Юрьевна
2012 -> Программа «маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе»
2012 -> Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика»
  1   2   3   4

  • 1Область применения и нормативные ссылки
  • 2Цели освоения дисциплины
  • 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины