Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»




Скачать 336.37 Kb.
Дата10.01.2017
Размер336.37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук


Программа дисциплины

Русская литература XX века




для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Большухин Л. Ю., lbolshukhin@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «11» декабря 2014 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман


Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «11» декабря 2014 г.

Председатель М.В. Цветкова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «24» декабря 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров


Нижний Новгород, 2014




1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Русская литература XX века

Программа разработана в соответствии с:



  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • Образовательной программой направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Русская литература XX века являются:

  1. Изучение ключевых произведений русской классической литературы

  2. Повышение культуры мышления, способности к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

  3. Осознание культурных традиций и способности к культурной толерантности.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать ключевые произведения русской литературы XX века; уметь анализировать их в общем контексте истории русской литературы и мировой культуры.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) самостоятельно анализировать научную литературу, оформлять результаты своего исследования в жанре доклада, создавать академическую презентацию на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

  • Овладеть основами современной информационной библиографической культуры; основными методами поиска научных данных на базе новых информационных технологий

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



ОК-1

Овладевает культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, интерпретирует информацию и представляет связи между произведениями различных эпох и культур.


Соотнесение и сравнительная интерпретация различных текстов, а также различных вариантов одного произведения. Рассмотрение текста в историческом, культурном и жанровом контекстах.

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и

письменную речь



ОК -2

Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь при анализе произведений русской классической литературы.

Анализ и интерпретация изучаемых произведений.

Знание ключевых понятий культурологи, знанием культурных традиций, способностью к культурной толерантности

ОК -3

Знает ключевые понятий культурологии, традиции «золотого века» русской культуры, овладевает

способностью к культурной толерантности. Студент ориентируется в культурном пространстве, может пользоваться культурологической терминологией




Привлечение материалов по теме «Русская литература XX века и другие виды искусства

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК - 13

Умеет получать информацию в сети Интернет, форматировать текст научной работы, готовить компьютерные презентации. Совершенствует навыки работы с информацией в глобальных компьютерных сетях

Поиск и структурирование информации при подготовке докладов, сопровождаемых презентациями

Владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК 4

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей.


Выступления на семинарах, представление результатов своей научной работы в устном и письменном виде

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  1. Основы исторического знания.

  2. История России в компаративном освещении.

  3. Академическое письмо (русский язык)

  4. История и теория культуры.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия







108

37







71

1

Литература 1894 – 1921 годов ХХ века

36

13







24

2

Литература 20-х – 40-х годов ХХ века

36

12







23

3

Литература 50-х – 90-х годов XX века

36

12







24



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 курс

Параметры




1

2







Текущий

(неделя)


Реферат

*







Представление реферативной работы с презентацией

Итоговый

Экзамен




*




В устной форме

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Реферат (доклад с презентацией по одному из авторов, произведений или направлений русской литературы) оценивается по следующим критериям:

  1. Полнота ответа на поставленный вопрос (знание произведения, литературного и исторического контекста, творчества автора в целом, особенностей поэтики произведения, истории его изучения)

  2. Общая эрудиция, продемонстрированная в ходе ответа (соотнесение изучаемого произведения с другими явлениями мировой культуры)

  3. Логика построения доклада (отчетливое выделение тезисов и аргументов, уместность обращения к тексту произведения и посвященным ему литературоведческим работам, наличие выводов)

  4. Умение представить результаты доклада (доклад плюс презентация)

  5. Владение нормами письменной и устной литературной речи.

Каждый критерий оценивается по двум баллам, оценка выставляется по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает аудиторную работу студентов и выполнение реферата:

О,5ауд О,5 реферат. =1 накопленная

О,5 накопленный О,5 зачёт = 1 итоговый

Оценки округляются арифметическим способом.



7Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Литература 1884 – 1921 годов.

Общая характеристика литературной ситуации в последнее десятилетие XIX века. Отказ от идеологического наследия революционеров-демократов 60-х годов. Спор о роли и личности В. Белинского. Интерес к философии, поэзии. Переосмысление представлений о месте и роли писателей XIX века (Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев).

Утрата романом статуса генерального литературного жанра. Интерес к малым прозаическим формам. Обретение лирикой широкой читательской аудитории. Утрата интереса к гражданской поэзии. Отказ от народнических идеалов Д. Мережковского, Н.Минского. Необычайный успех поэзии С. Я. Надсона. Ранняя смерть поэта. Мистификация переписки поэта с графиней Лидой. Надсон и Буренин.

Судьба В.С. Соловьева. Философия «всеединства». Критические опыты В. Соловьева. Поэзия В. Соловьева. Поэма «Три свидания» как утверждение нового типа контакта поэта с высшей реальностью. Опыт видения.

Старший символизм. Круг петербургских поэтов. Своеобразие поэтической и философской позиции Д. Мережковского. Книга «Символы». Концепция «нового искусства» в статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Опыт новой философско-исторической прозы: «Христос и Антихрист». Поэзия З. Гиппиус. Декадентский период. Путь к новому христианству.

Тема смерти в поэзии Ф. Сологуба. Новаторство романа «Мелкий бес». «Трагедия без катарсиса». Сатирическое и ироническое в романе.

Московский символизм.

Особый путь в литературу В. Брюсова. Освоение поэтических языков французской поэзии. Антиномия поэтической позиции В.Брюсова. Стилизация как основной стилистический прием. «Русские символисты» как успешный пиар проект. Реакция В. Соловьева. Ориентация на скандал и эпатаж – основа творческого поведения В. Брюсова. Соотношение жизни и творчества.

Младосимволисты: Андрей Белый, Вяч. Иванов, А. Блок. Кружок «аргонавтов». Культ В. Соловьева.

Андрей Белый - великий экспериментатор. Стих или проза: сложная структура «Второй драматической симфонии». Первый поэтический сборник «Золото в лазури». Проблема единства всего поэтического творчества А. Белого. Роман Андрея Белого «Петербург» - вершина символистской прозы: тема отношений отца и сына, переосмысление тем и образов русской классической литературы (Пушкин, Гоголь, Достоевский), создание полифонического «петербургского текста», обращение к актуальной политической проблематике: террор, провокация и провокатор. Установка на «поэтическое слово». Значимость «Петербурга» для движения прозы конца 1910-х – 1920- х гг.

Творческий путь А. Блока. «Трилогия вочеловечивания». Новый способ объединения лирических текстов. Метатекстуальные связи в трех книгах стихов. Мотив пути – центральный мотив трех книг. Движение от гармонии с миров к трагическому осознанию непреодолимой пошлости бытия. Тема «живого мертвеца». Тема исторической судьбы Росси как тема спасение через приобщение к надличному. Лейтмотивный образ Прекрасной Дамы. Инварианты образа. Мотив сохранения высшей Красоты.

Поэтика лирического театра А. Блока.

Творческая история поэмы А. Блока «Двенадцать». Отношение Блока к поэме. Реакция разных литературных партий и групп на это произведение. Сложность понимания. Стилистическое многоголосие поэмы. Специфика системы символических образов. Преодоление традиционного гуманизма. Многозначность финала. Блок и Пушкин.

Творческая судьба А. М. Горького. Путь в литературу. Роль книг и культуры в формировании мировоззрения писателя. Влияние идей Ницше на раннее творчество Горького. Ранние произведения писателя и поэтика символизма. Тема сильной личности. Открытие нового героя в русской литературе – босяка. Сложность авторского отношения к этому герою.

Эволюция авторской позиции: недоверие к социальному типу крестьянина в «Челкаше», фатальный изъян в характере героя «Коновалова». Драма «На дне» как воплощение кризисного авторского мировоззрения. Двойственное отношение к позиции Луки. Жалость и ложь как единственно возможные способы помощи миру. Лука – богоискатель и богостроитель. Позиция Сатина как позиция сверхчеловека. Ее условность в мире ночлежки. «Комплекс Луки» у Горького. Воспоминания Ходасевича.

Роман «Мать» и повесть «Исповедь» как продолжение авторского богоискательства.

Общая характеристика творчества Л. Андреева, А. Куприна, И. Бунина.

Кризис символизма в 1909 – 1910 годах и формирование постсимволистских течений в литературе.

Творчество В. В. Маяковского в контексте истории русского авангарда. Влияние новых идей в живописи на поэзию. Трансформация группы живописцев «Венок» в литературное объединение «Гилея».

Поэтическое новаторство В. Хлебникова. Поэтика «Зверинца». Концепция времени и пространства. Семантизация всех уровней поэтического языка. Опыт «заумной» поэзии.

Структура первого сборника В. Маяковского «Я!». Рождение лирического героя и утверждение его в мире как главная тема поэта. Концепция любви в ранних поэмах и трагедии «Владимир Маяковский». Маяковский и «Новый Сатирикон».

Роль и значение акмеизма. Проблема случайности/неслучайности его возникновения.

Поэтическая судьба Н. Гумилева. Процесс долгого, драматичного утверждения в литературе. Гумилев и Брюсов. Общение круга молодых поэтов с Вяч. Ивановым. История неприятия Ивановым поэмы Н. Гумилева «Блудный сын».

Образование «Цеха поэтов».

Яркий литературный дебют А. Ахматовой. Традиции русской психологической прозы в ранней лирике Ахматовой. Новый трактовка образа женщины в книгах Вечер» и «Четки». Статья Н. Недоброво.

О. Мандельштам и его книга «Камень». Поэтика книги. Преодоление символизма. Новый способ восприятия трансцендентного. Детское мировосприятие. Тема страха.



Общая характеристика творчества И. Анненского, В. Ходасевича, М. Кузмина, М. Волошина.
Источники

Обязательные:

Блок А. А. Стихотворения; Возмездие; 12; Соловьиный сад; Интеллигенция и революция; О назначении поэта; Роза и крест // Блок А. А. Полное собрание стихотворений и писем в двадцати томах. М., 1997 – издание продолжается. Т 1 – 8.

Брюсов В. Я. Стихотворения; Огненный ангел // Брюсов В. Я. Собрание сочинений в семи томах. М., 1973.

Гиппиус З. Н. Стихотворения. СПб., 2006. НБП.

Мережковский Д.С. Стихотворения; Смерть; Вера // Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. НБП.

Белый А. Стихотворения; Петербург // Белый Андрей Сочинения в 2-х томах. М. 1990

Маяковский В.В. Стихотворения; Владимир Маяковский; Облако в штанах; Флейта – позвоночник // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М., 1955. Т 1.

Хлебников В. Стихотворения // Хлебников В. Собрание сочинений : В 6 т.М. 2013. Т 1.

Ахматова А. Стихотворения // Ахматова А.А. Сочинение в двух томах. М., 1990. Т 1.

Гумилев Н. С. Стихотворения // Гумилев Н. С. Сочинения в трех томах. М., 1991. Т 1.

Мандельштам О.Э.

Горький А. М. Макар Чудра; Старуха Изергиль; Коновалов; Челкаш; Мальва; Бывшие люди; Фома Гордеев; Трое; Исповедь; На дне; Сказки об Италии; Детство; В людях; Несвоевременные мысли // Горький А. М. Собрание сочинений в тридцати томах. М., 1949.

Куприн А. И.// Куприн А. И. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1982.

Бунин И. А.Антоновские яблоки; Деревня; Суходол; Господин из Сан – Франциско; Сны Чанга; Легкое дыхание; Окаянные дни // Бунин И. А. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1988.

Андреев Л. Баргамот и Гараська; Жизнь Василия Фивейского; Мысль; Красный смех; Рассказ о семи повешенных; Полет; Жизнь человека // Андреев Л. Н. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М. 1990.

Дополнительные (требуется знание творчества не менее двух авторов в лирике и прозе):

Анненский И. Ф. Стихотворения // Анненский И. Ф Стихотворения и трагедии. Л., 1990. БПБС – 3.

Ходасевич В. Ф. Стихотворения // Ходасевич В. Ф Стихотворения. Л., 1989. БПБС – 3.

Шмелев И С.. Человек из ресторана // Шмелев И.С. Собрание сочинений в двух томах. М., 1989.

Зайцев Б. К. Голубая звезда // Зайцев Б. К. Сочинения в трех томах. М., 1993.

Розанов В.В. Опавшие листья // Розанов В.В Опавшие листья. М., 1992.

Аверченко А.Рассказы; Дюжина ножей в спину революции // Аверченко А. А. Собрание сочинений в шести томах. М., 1999.

Сологуб Ф. Стихотворения; Мелкий бес // Сологуб Ф. Собрание сочинений в шести томах. М., 2000.

Иванов Вяч. Стихотворения // Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия: в 2-х томах. СПб., 1995. НБП.

Волошин М. Стихотворения // Собрание сочинений в десяти томах. М., 2003. Т 1.

Кузмин М. А. Стихотворения; Крылья // Кузмин М. А. Собрание сочинений в семи томах. М., 1992.
Научная литература:

Обязательная:
Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия серебряного века. 1890 – 1917. Антология. М., 1993. С. 5 – 44.

Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. М., 2006 (разделы о литературе рубежа XIX-XX вв.)

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

Тынянов Ю. Литературный факт // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т. 27 – 28. М., 1937.

Тагер Е. Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия (1908 – 1917) // Тагер Е. Б. Избранные работы. М., 1988.

Лотман М. Ю., Минц З. Г. Символизм // Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002.

Гиндин С. И. Валерий Брюсов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001. С. 3 – 63.

Ходасевич В. Ф. Брюсов // Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 4. М., 1997. С. 19 – 41.

Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 292 – 320.

Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока //Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975

Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.

Баран Х., Гурянова Н. А. Футуризм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001.

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л. 1984.

Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001.

Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.

Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н. С. Гумилева) // Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1990.

Изуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1898 – 1906). Л., 1976.


Дополнительная:

Тименчик Р. Д. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. М., 2008.

Богомолов Н. А. Читатель книг // Гумилев Н. Сочинения: в 3-х т. Т. 1. М., 1991.

Эткинд Е. Г. Единство «Серебряного века» // Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века: Очерки, СПб., 1997. С. 19 – 24.

Баран Х. О Хлебникове. Контексты. Источники. Мифы. М., 2002.

Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. Хлебников. М., 1983.

Корецкая И. В. Иннокентий Анненский // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001.

Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М., 1997.

Корецкая И. В. Символизм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001.

Богомолов Н. А., Малмстад Д. Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. СПб., 2007.


Раздел 2. Название раздела Литература 20 – 40-х годов XX века
Ситуация после революции. Поиск ответов на новые вопросы. Каким должно быть искусство революционного мира и как прежняя система ценностей может быть соотнесена с новой действительностью.

Общая характеристика прозы периода гражданской войны: преобладание «малых форм».

Образование группы «Серапионовы братья» 1 февраля 1921 года в «Доме искусств» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин). Цель - «литературное преображение нового быта» (Ю. Н. Тынянов). Две основных линии: сказ (влияние А. Ремизова и Е. Замятина) и авантюрный роман (влияние А. Грина). Программная статья Л. Лунца «На Запад!».

Новый герой в прозе М. Зощенко. Человек, сформировавшийся вне культуры. Скрытое сочувствие к своему герою в «Рассказах Назара Ильича господина Синебрюхова». Тема утраченного человеческого достоинства. «Голубая книга» и «Возвращенная молодость» как исследование человеческой природы и попытка понять способность человека к духовной трансформации.

Роман Е. И. Замятина «Мы» в культурном контексте эпохи. «Я боюсь» — литературный манифест Замятина 1921 года, исповедующий культ правды. Чтение курса новейшей литературы в педагогическом институте им. Герцена, в 1920-1921 гг. — работа во «Всемирной литературе», «неореализм». «Мы» (1920) в контексте фантастико-авантюрного романа и антиутопии. Динамика стиля от ясности к разорванности.

Проза И. Бабеля. Путь писателя. Преодоление и предательство себя как ключевые темы «Конармии». «Разгром» А.А. Фадеева как вариант дискредитации мировоззрения интеллигента.

Романы И. Ильфа и Е. Петрова. Совмещение идеализации советской действительности и сатиры на нее. Взаимоотношения с ней героя: распознавание, копирование, использование. Жанры утопии, антиутопии; плутовского авантюрного романа и фельетона в контексте творчества Ильфа и Петрова.

Творческий путь А. Платонова. Поэтизация новой действительности. Тема жертвы и подвига в ранних произведениях. Социальное и вечное в «Котловане». Особенности языка произведения: сочетание в пределах одной фразы газетных штампов с высокой лексикой. Структурирование мира на языковом уровне.

Проза и драматургия М.А. Булгакова 20-х гг. Роман «Белая гвардия». Временное и вечное в истории. Образная и тематическая связь с всеми крупнейшими русскими писателями XIXвека. История становления нового мира в контексте вечных ценностей. Смысл финала. Активное использование биографических реалий как материала для текста. Пьесы Булгакова о гражданской войне («Дни Турбиных», «Бег»). Сатирические повести и пьесы 20-х гг. («Собачье сердце», «Роковые яйца», «Багровый остров» и др.). Осмеяние социальных экспериментов эпохи. Гротеск и фантасмагория в структуре сатирических произведений М. Булгакова. Соединение сатиры и исповеди художника в «Театральном романе». Роман «Мастер и Маргарита» как уникальное сочетание сатирического и философского. Споры в критике о многозначности романных образов. Своеобразие авторской позиции «отраженной» в судьбе трех персонажей: Берлиоза, Иешуа и Мастера. Эстетические открытия Булгакова, предопределившие многие художественные решения русской прозы второй половины ХХ века. Тема отношений художника и власти в «Мастере и Маргарите», «мольериане» и пьесе «Пушкин».

Лирика О.Э. Мандельштама как поэзия «новых смыслов». Циклическая концепция времени у поэта. Политические взгляды позднего Мандельштама. Семантическая поэтика Мандельштама и Ахматовой.

Творчество С. Есенина. Соотношение автобиографического мифа и подлинной биографии. Мотив ухода из Рая. Кризис последних лет. Поэма «Черный человек» как исповедь поэта. Самоубийство и последующие мифы об «убийстве».

Эволюция поэзии В. Маяковского. «Новые истины», провозглашаемые Маяковским до и после революции. Сотрудничество в «Окнах РОСТА» и в рекламных советских агентствах.. Поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» как опыт приобщения к миру, где возможно преодоление смерти. Сатирический пафос пьес «Клоп» и «Баня». Предсмертная поэма «Во весь голос» как итог творчества Маяковского.

Творчество Н. А. Заболоцкого. Связь с авангардной традицией (ОБЭРИУ). Остранение у Заболоцкого. Современность и вечность в его творчестве. Проблема насильственной смены принципов поэтики. Заболоцкий и Тютчев. Заболоцкий и Пастернак.

Поэзия М. И. Цветаевой. Ранняя лирика: поэтизация «интимности», «дневниковости» и «спонтанности», конструирование лирической героини (непослушной девочки из хорошей семьи), отстаивание права на «наивность» и «банальность» (апологии «книжных» и исторических героев). Рискованная исповедальность любовных стихотворений и «романных» поэтических циклов 1914-16 гг. («Подруга», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Откуда такая нежность…», «Бессонница»). Культ обреченного поэта («Стихи к Блоку», «Ахматовой»). Мифологические двойники лирической героини: на пути к «сюжетным» и лирическим поэмам. Цветаева в большевистской России: революционное отрицание революции, трансформация «русской» темы, усиление мотивов одиночества и неподсудности поэта. Цветаева в изгнании: конфликт с европейской «бюргерской» обыденностью и эмигрантским консерватизмом.



Первый съезд советских писателей в 1934 году. Утверждение канонов социалистического реализма. Дискуссия об искусственном или естественном происхождении этой эстетической и идеологической концепции. Превращение русской литературы в советскую. Творчество Шолохова и А. Толстого. Первые признаки кризиса соцреализма на рубеже 30-х – 40-х годов.

Источники

Обязательные:
Замятин Е.Пещера; Мамай; Мы // Замятин Е. Собрание сочинений в пяти томах. М., 2003.

Платонов А. Котлован; Чевенгур; Песочная учительница; В прекрасном и яростном мире // Собрание сочинений в восьми томах. М., 2009.

Зощенко М. М. Рассказы; Голубая книга; Сентиментальные повести // Зощенко М. М. Собрание сочинений: В 5 томах. М., 1993.

Фадеев А. Разгром. М., 1949 (многократно переиздавался).

Шолохов М. Тихий Дон. М., 1995 (многократно переиздавался).

Пастернак Б. Л. Стихотворения; Охранная грамота // Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений с приложениями в одиннадцати томах. М., 2003.

Маяковский В. В. Стихотворения; Про это; Люблю; Хорошо; Во весь голос; Клоп //

Есенин С. А. Стихотворения; Анна Снегина; Страна негодяев // Есенин С. Собрание сочинений в шести томах. М. 1977.

Булгаков М. А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита // Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1989.

Ахматова А.А. Стихотворения; Реквием // Ахматова А. А. Сочинения в двух томах. М., 1990.

Мандельштам О. Э. Стихотворения; Шум времени // Мандельштам О. Э. Сочинения. В 2-х томах. М. 1990.

Заболоцкий Н.А. Стихотворения // Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.- Л., 1965. БПБС - 2

Цветаева М. И. // Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1994; Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л., 1990 (Библиотека поэта, Большая серия).
Дополнительные:
Тынянов Ю. Н. Кюхля; Смерть Вазир-Мухтара // Сочинения в трех томах. М., 1994.

Олеша Ю. К. Зависть// Олеша Ю. К. Повести и рассказы. М., 1965.

Лунц Л. Обезьяны идут; На Запад! // Лунц Л. «Обезьяны идут!» Собрание произведений. СПб., 2003.

Хармс Д /. Стихотворения // Харис Д. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драма. Письма. Л., 1991.

Каверин В. А. Конец хазы; Исполнение желаний; Художник неизвестен // Каверин В. А Собрание сочинений в шести томах. М., 1963.

Тихонов Н. Стихотворения // Тихонов Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1984.

Багрицкий Э.Стихотворения; Дума об Опанасе // Багрицкий Э. Стихотворения и поэмы. М. – Л., 1964. БПБС – 2.

Добычин Л. Город Эн // Добычин Л. Полное собрание сочинений и писем. Спб., 2013.

Вагинов К. Козлиная песнь // Вагинов К. Козлиная песнь. М., 1991.

Шварц Е. Тень // Собрание сочинений: В 5-ти томах. М., 2010.

Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина; Похождения Невзорова, или Ибикус; Петр I. // Толстой А. Н. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1995.

Клюев Н. Стихотворения; Погорельщина // Клюев Н. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб., 1999. 

Бабель И. Конармия; Одесские рассказы // Бабель И. Собрание сочинений: в 4 тт. М., 2007.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1995; Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М., 1995.

Литература

Обязательная:

Флейшман Л.С. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. СПб., 2005.

Флейшман Л.С. Пастернак в 1920-е годы. СПб., 2003.

Чудакова М.О. Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого. М., 2001.

Чудакова М.О. Новые работы. 2003—2006. М., 2007.

Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990.

Бочаров С. Г. «Вещество существованья» // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1995.

Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Тынянов Ю. Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко // Чудакова М. О. Литература советского прошлого. М., 2001.

Щеглов Ю. К. Энциклопедия некультурности (Зощенко: рассказы 1920-хгг. И «Голубая книга» // Лицо и маска Михаила Зощенко. М., 1994.

Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Полное собрание стихотворений. СПб., 1993.

Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982.

Лекманов О. А., Свердлов М. И. Сергей Есенин. Биография. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 2011.

Роднянская И. «Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов; «Сердечная озадаченность» // Роднянская И. Движение литературы: в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 299-360; ср. также: Вопросы литературы. 1959. № 1;

    Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.


Дополнительная:

Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тоталитарного террора, 1929–1953. СПб., 2000.

Власть и художественная интеллигенция (документы 1917-1953 гг.). М., 1999.



    А.К. Жолковский. Книга книг Пастернака: О заглавном тропе «Сестры моей – жизни»; «Мне хочется домой, в огромность…», или Искусство приспособления; Откуда эта Диотима: Заметки о «Лете» Пастернака // Жолковский А. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М., 2011

    Б. М. Гаспаров. Борис Пастернак: По ту сторону поэтики (Философия. Музыка. Быт). М., 2013.

Жолковский А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М., 1999.

Щеглов Ю. К. Комментарий// Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1995.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма <О Мандельштаме и Ахматовой> // Смерть и бессмертие поэта. М., 2001.

Щеглов Ю. К. Комментарий// Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М., 1995.

Левин Ю. И. От синтаксиса смыслу и далее («Котлован» Андрея Платонова) // Левин Ю. И. Избранные работы. М., 1998.

Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография. Том I. Часть 1 - 2. М., 2005 [справочник].

Петровский М. Мастер и Город: Киевские контексты Михаила Булгакова. СПб. 2008.
Раздел 3. Литература 50 – 80-х годов XX века

Преодоление канонов социалистического реализма. Великая Отечественная война как важнейший внелитературный фактор влияния на литературный процесс.



«Лейтенантская» проза. В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Некрасов, В.Быков и другие.

«Оттепель» как культурно - исторический феномен. Вера в будущее и человека – важнейший фактор формирования нового художественного мировоззрения. Романтизация действительности. Полемика вокруг поэмы А. Т. Твардовского «Тёркин на том свете» и романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».

Судьба романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». История создания. Реакция власти на публикацию. Успех или провал? Жанровая природа текста. Образ А. Блока в романе. Концепция творческой личности. Тема Рождества в романе. Стилистический эксперимент в романе.



«Молодежная проза». Тема дружбы в творчестве В. Аксенова» «Коллеги», «Звездный билет». Поиски новых повествовательных приемов в «Апельсины из Марокко». Реабилитация темы любви в повести А. Гладилина «Хроники времен Виктора Подгурского».

Истоки и поэтика «деревенской» прозы. В.Овечкин, А.Солженицын, В.Распутин, В.Белов. Мифопоэтический язык рассказа Солженицына «Матренин двор». Своеобразие эволюции художественного мировоззрения В.Распутина. От «Прощание с Матерой» до «Пожара». Апокалиптические мотивы в творчестве В.Распутина. Жизнь после смерти в повести «Пожар». Синтез публицистического и мифопоэтического начал. Особое место творчества В.М.Шукшина в рамках традиций «деревенской» прозы. Своеобразие поэтики жанра рассказа у Шукшина. Экзистенциальное и бытовое в героях В.Шукшина.

Творческий путь Ю. Домбровского. Художественный анализ возможности противостояния тоталитарной системе в романе. «Факультет ненужных вещей».

Эволюция творчества Ю. Трифонова. Преодоление концепции мира повести «Студенты». Открытие «городской» темы в повестях «Обмен», «Предварительные итоги». Герой – неудачник в повести «Другая жизнь». Современность и история в повести «Старик». Тема судьбы поколения 30-х годов в «Доме на набережной», «Время и место», «Исчезновение».

Формирование в 70-е годы идеологической оппозиции в литературе. Формирование художественного андеграунда.



Эмиграция «третьей волны».

Кризис системы этических ценностей в советской русской литературе в начале восьмидесятых годов. Достоевский в художественном сознании современной прозы. «Колымские рассказы» В.Шаламова. Образ «кромешного мира». Отказ от прежних представлений о роли литературы в обществе. Отрицание христианской идеи о возможности воскрешения человеческой души. Концепция «конечности» человеческой личности. Переосмысление этики ненасилия и любви к человеку в творчестве В.Астафьева, В.Распутина, Ч.Айтматова в начале 80-х годов ХХ века.

Повесть В.Астафьева «Печальный детектив» и повесть В.Распутина «Пожар». Тема возмездия как центральная в позднем творчестве В.Астафьева. Вопрос о природе зла в творчестве В.Астафьева. Онтологическое зло в романе Ч.Айтматова «Плаха». Повесть «Печальный детектив» как исповедальное и философское произведение. Своеобразие позиции автора и героя. Композиционное своеобразие построения повести.

Судьба А.И.Солженицына как писателя и человека. Основные вехи творческого пути. Своеобразие художественного метода. Анализ поэтики рассказа «Один день Ивана Денисовича»: жанровое своеобразие, система образов героев, трактовка образа советского интеллигента и человека из народа. Тема труда в рассказе. У истоков «деревенской» прозы – «Матренин двор». Бытовой и символический уровень рассказа «Матренин двор». Идейно-художественное своеобразие романа «В круге первом». Символика романа. Своеобразие выражения авторской позиции в произведениях А.Солженицына. Традиции Л.Толстого в творчестве А.Солженицына. «Толстовская» модель писательского поведения в творчестве А.Солженицына. Исповедальное начало в «Архипелаге ГУЛАГ». Публицистика А.Солженицына. Мировоззрение А.Солженицына и идеология «оттепели». Образ творческой личности у А.Солженицына в романе «В круге первом» и фантастических повестях братьев Стругацких. Судьба больших эпических форм в современной литературе: «Красное колесо»

Писатель как учитель и пророк на примере творческой судьбы А.Солженицына.



Смена эстетической парадигмы в русской литературе в 70-е годы XX века. А. Битов и его роман «Пушкинский дом». Проблема восприятия современным сознанием культурного опыта XIX века. Образ музея. Своеобразие построения романа «Пушкинский дом». Роль реминисценций. Саша Соколов и его роман «Школа для дураков». Новые принципы взаимоотношения прозаического и поэтического слова. Проза как поэзия. «Анормальное» сознание как доминирующая форма мировосприятия. Вен. Ерофеев и его поэма «Москва – Петушки». Образ агероической личности. Герой и действительность. Сатира Вен. Ерофеева. Библейский топос в поэме. Мотив богооставленности. Соотношение творчества Вен. Ерофеева с последующей постмодернистской традицией. Разнообразие художественных возможностей интертекстуальности как свойства произведения. Трагизм и ирония у Вен. Ерофеева.

Творчество С.Довлатова как ответ трагическому мировоззрению писателей-реалистов. Воскрешение пушкинских традиций в творчестве С.Довлатова. «Капитанская дочка» и «Зона». Образ автора. Природа юмора С.Довлатова. Маргинальность как способ спасения героя русской



«Другая» литература. Кардинальное изменения в обществе и литературе в конце 80-х годов. «Возвращенная» литература и ее влияние на современный литературный процесс.

Постмодернизм в России. Общая характеристика постмодернизма как литературного направления. Историко-культурный контекст его возникновения и становления. Соцреализм как субстрат для русского постмодернизма. Кризис художественного вымысла. Многоликость постмодернизма. Проблема иллюзорности единства направления. Позиция Вик. Ерофеева и его статья «Поминки по советской литературе» (1990). «Жизнь с идиотом» как философская притча. Проблема новаторства и традиции в творчестве Вик. Ерофеева. Литературный нигилизм В.Сорокина. Логика творческого пути: от рассказов до «Голубого сала». В. Пелевин и его роман «Чапаев и Пустота». Черты философского романа. Границы авторской иронии. Концепция возможности художественного слова у Пелевина. Пелевин – сатирик. «Бесконечный тупик» Д. Галковского как воплощение принципиальной относительности интеллектуального миропонимания. Полемика с историософией Л. Н. Толстого в романе Г. Владимова «Генерал и его армия».

Разрушение традиционных связей между литературой и писателями к середине 90-х годов XX века. Жизнь без цензуры.



Новое видение темы войны в творчестве О.Ермакова «Знак зверя». Реальное и фантастическое в романе.

Основные проблемы литературного процесса девяностых годов. В поисках жанра. Эпическое начало в творчестве П. Крусанова («Укус ангела»), Д. Липскерова («Сорок лет Чанжоэ»). «Альтернативная история» как основа сюжета современной литературы. Филологический роман как жанр. Д.Быкова «Орфография». Человеческое в произведениях Е. Гришковца: «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Рубашка». Попытка воплощения мировоззрения поколения 30- летних в романе И.Стогова «Мачо не плачут». Роль массовой литературы в современном литературном процессе. Прагматическое начало как основа авторского видения мира в творчестве Б.Акунина, Х. ван Зайчика (Алымов и Рыбаков) и др.

Чудаков А. «Ложится мгла на старые ступени». Чеховская традиция в романе. Проблема оптимистического мировосприятия. Реинкарнация классического текста.

Русская поэзия шестидесятых - девяностых годов. Причины «поэтического ренессанса» в конце 50-нач. 60 годов. Особая роль поэта и поэзии в общественной жизни. Синтез гражданских и лирических мотивов в творчестве Е.Евтушенко и Р.Рождественского. Риторическая традиция в поэзии. Новая жизнь жанра поэмы. Поэма Е.Евтушенко «Братская ГЭС». Воскрешение традиций авангардной поэзии в творчестве А.Вознесенского.

«Тихая лирика»: Н.Рубцов, С.Куняев, Ю.Кузнецов. Традиции элегической поэзии.

Неоакмеизм в поэзии. «Старшая ветвь» (Арс. Тарковский, Д.Самойлов), неоакмеисты - «шестидесятники» (Б.Ахмадулина, А.Кушнер).

«Лианозовская» школа как пример поэтической оппозиции гражданской лирики: Крапивницкий, Некрасов, Сапгир.

Поэтика авторской песни. Героическое и сатирическое в творчестве В.Высоцкого. Специфика «ролевой» поэзии. Философско-лирические притчи Б.Окуджавы. Разговорная интонация в творчестве Ю.Визбора.

Поэтические школы как «единицы» литературного процесса 80-90 годов. Московские концептуалисты: Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров. Поэзия необарокко: И.Жданов, Е.Шварц, А.Еременко, А.Парщиков. «Орден куртуазных маньеристов» (В.Степанцов, В.Пеленягрэ, Д. Быков).

Христианские мотивы в творчестве Б.Чичибабина и В.Блаженного.

«Ленинградская школа» поэтов: Е.Рейн, Д. Бобышев, А.Найман и поэзия И.Бродского. Трагическое начало в поэзии И.Бродского. Тема времени и пространства в творчестве И.Бродского. «Филологическая школа»: Лев Лосев, В. Уфлянд
Источники

Обязательные

Аксенов В. П.. Звездный билет; Коллеги; Апельсины из Марокко // Аксенов В. П. Апельсины из Марокко. М., 2003.

Пастернак Б. Л. Доктор Живаго // Пастернак Б. Полн. собр. соч.: В 11 т. М., 2003-2004. Т. 1, 2, 4.

Окуджава Б. Ш.. Стихотворения // Окуджава Б. Стихотворения. СПб., 2001.

Бродский И. Стихотворения // Бродский И. Сочинения в четырех томах. СПб. 1992.

Трифонов Ю. Обмен; Другая жизнь; Дом на набережной // Трифонов Ю. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1985.

Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей // Домбровский Ю.О. Собрание сочинений в шести томах. М., 1993. Т 5.

    Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича; Матренин двор; Архипелаг ГУЛАГ (на выбор - одна часть) // Солженицын А. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006 – (издание продолжается). Т. 1-6.

Астафьев В. Царь- рыба. М., 1984; Астафьев В. Печальный детектив// Набат сердца. Рассказы. Повести. Роман. М., 1988.

Пелевин В. Чапаев и Пустота. М., 2003.

Соколов С. Школа для дураков // Соколов С. Школа для дураков. Романы. СПб., 1999.

Битов А. Пушкинский дом. СПб., 1999.

Ерофеев Вен. Москва – Петушки // Москва – Петушки с комментариями Эдуарда Власова. М., 2000.

Владимов Г. Большая руда; Верный Руслан (на выбор); Генерал и его армия //

Распутин В. Прощание с Матерой. Пожар // Распутин В. Последний срок. М., 1991.
Некрасов В. В окопах Сталинграда. Л., 1991.

Шукшин В. М. Рассказы // Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. М., 1998.

Дополнительные

Дудинцев В. Д. Не хлебом единым. М., 1979.

Гроссман В. С.. Все течет // Гроссман В. Все течет: Поздняя проза. М., 1994

Слуцкий Б. А. Стихотворения // Слуцкий Б. А. Соч.: В 3 т. М., 1991. Т.1-2.

Е. А. Евтушенко. // Евтушенко Евг. «Я прорвусь в двадцать первый век…» М., 2001 (или по иным многочисленным «избранным»)

Вознесенский А. А. Стихотворения // Вознесенский А. Тьмать. М., 2008 (очень много других изданий)

Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. М., 1989 (проза Ю. М. Даниэля (Николая Аржака) и А. Д. Синявского (Абрама Терца); материалы советской печати; выступления в защиту Синявского и Даниэля)



Галковский Д. Бесконечный тупик. М., 1998.

Леонов Л. Пирамида

Крусанов П. Укус ангела. СПб., 2003.

Чудаков А. П. Ложится мгла на старые ступени. М., 2012.

Довлатов С. Д. Зона. Компромисс // Довлатов С. Д. Собрание сочинений в трех томах. СПб., 1993. Т 1.
Научная литература

Обязательная
М. О. Чудакова. Сквозь звезды к терниям: Смена литературных циклов; Заметки о поколениях // Чудакова М. О. Избранные работы: Литература советского прошлого. М., 2001. Т. 1. С. 339-366; 377-392

М. О. Чудакова  Под скрип уключин // Новый мир. 1993. № 4.

П. Вайль, А. Генис. 60-е: Мир советского человека. М., 2013

А. К. Жолковский. Искусство приспособления // Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1992. С. 35-64

    Б. М. Гаспаров. Борис Пастернак: По ту сторону поэтики (Философия. Музыка. Быт). М., 2013

    Ю. К. Щеглов. О некоторых спорных чертах поэтики позднего Пастернака (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго») // Щеглов Ю. Проза. Поэзия. Поэтика: Избранные работы. М., 2012.

    Р. Д. Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е годы. М.; Toronto, 2005

    Ж. Нива. Солженицын. М., 1991

    М. О. Чудакова. Три «советских» нобелевских лауреата // Чудакова М. Новые работы: 2003-2006. М., 2007. С. 193-233

    А. Немзер. Русская словесность на «Матрёнином дворе» // Солженицынские тетради: Материалы и исследования. М., 2014. <Вып.> 3.

Аннинский Л. Мальчики великой эпохи; Интеллигенты и прочие; Путь Василия Шукшина // Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые. М., 1977

С. И. Чупринин. Крупным планом. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М., 1983

Н. Б. Иванова. Проза Юрия Трифонова. М., 1984

    Л. Лосев. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2006. ЖЗЛ (есть переиздания)



Дополнительная

    Как работает стихотворение Бродского: Из исследований славистов на Западе. М., 2002

Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. СПб., 2003

Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. Рогов К. Ю., Уварова И. П. М., Венеция, 1998. [Россия/Russia. Т. 1 (9)]



Ю. К. Щеглов. «Затоваренная бочкотара» Василия Аксенова: Комментарий. М., 2013

А. А. Житенев Поэзия неомодернизма. СПб. 2012.

В. Кулаков Поэзия как факт. М. 1999.

С. И. Чупринин. Русская литература сегодня: новый путеводитель. М., 2009.

И. С. Скоропанова Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб. 2001.

Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. – М., 2000.

Роднянская И. Литературное семилетие. – М., 1995.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века Минск, 1998.

Савицкий С. Андеграунд, М., 2002.

Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. М., 2014.

8Образовательные технологии


Дискуссии, перевод; обсуждение и интерпретация текстов, обсуждение докладов, посещение музея книги и отдела редких книг НГОУБ.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Приблизительная тематика рефератов


  1. Функция фельетона в художественном творчестве М. Булгакова

  2. Судьба литературного альманаха «Метрополь»

  3. История литературной группы СМОГ и творчество С.Соколова.

  4. Русские концептуалисты: Л.Рубинштейн, Д.Пригов

  5. Художественное творчество и публицистика А.Солженицына последних десяти лет.

  6. «Пирамида» Л.Леонова и его судьба в современной русской критике.

  7. Судьба поэта Бориса Рыжего.

  8. История литературной премии Букер в России. Литературная судьба номинантов и победителей.

  9. Спор между журналами «Новый мир» и «Октябрь» в 60-е годы ХХ века.

  10. Розанов и Вен. Ерофеев

  11. Образ героя-неудачника в творчестве Ю. Трифонова.

  12. Гротеск в произведениях А. Д. Синявского (Абрама Терца)

  13. Булгаков и Маяковский.

  14. Тема детства в поэзии 60-х – 70-х годов ХХ века.

  15. Своеобразие гражданской поэзии в период «оттепели».

  16. Женская поэзия Серебряного века.

  17. «Роман с ключом» как жанр в русской литературе.

  18. Составление антологии: двадцать рассказов конца ХХ века.

  19. «Родился новый Гоголь!». Опыт нахождения незаурядного произведения современной литературы.

  20. Журнальная жизнь в 30-е годы ХХ века. Забытые имена.

Тема доклада, сопровождаемого презентацией, для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:



  1. Общая характеристика литературного процесса 10-х годов ХХ века.

  2. Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века.

  3. Общая характеристика литературного процесса 30-х годов ХХ века.

  4. Общая характеристика литературного процесса 40 – 60-х годов ХХ века.

  5. Общая характеристика литературного процесса 70-2000 годов ХХ века.

  6. Характеристика русского символизма. Основные представители, теория символизма, художественное своеобразие.

  7. Характеристика русского футуризма. Основные представители, манифесты, художественное своеобразие.

  8. Акмеизм. Основные представители, художественное своеобразие.

  9. Проза начала ХХ века. Общая характеристика творчества И.Бунина, Л.Андреева, А. Куприна, Ф.Сологуба. (на выбор)

  10. Основные этапы творческого пути А. Блока

  11. Система мотивов лирика А.Блока. Путь лирического героя.

  12. Своеобразие драматургии А. Блока.

  13. Проблематика и художественное своеобразие поэмы А.Блока «12».

  14. Творческий путь М. Горького.

  15. Проблематика и художественное своеобразие прозы М.Горького (на выбор 2 произведения).

  16. Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне».

  17. Основные мотивы лирики В.Маяковского.

  18. Творческая позиция Маяковского в послереволюционный период. Опыт гражданской поэзии.

  19. Большая лирическая форма в позднем творчестве В. Маяковского.

  20. Основные мотивы лирики Н.Гумилева.

  21. Основные мотивы лирики А.Ахматовой.

  22. Своеобразие лирики Б. Пастернака.

  23. Герой-художник и революция в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

  24. Книга стихов Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь»: мотивная структура, своеобразие композиции.

  25. Концепция искусства и образ Маяковского в «Охранной грамоте» Б. Пастернака.

  26. Трактовка интеллигента, тема «нового человека» в контексте соцреалистической концепции искусства в «Разгроме» А. Фадеева.

  27. Временное и вечное в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

  28. Основные мотивы сатирической прозы М. Булгакова.

  29. Концепция добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  30. Спор о человеке в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  31. Сатира в в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  32. Художественные концепции гражданской войны в прозе 20-30-х годов: Фадеев, Булгаков, Серафимович, Вс. Иванов.

  33. История ОБЭРИУ. Общая характеристика творчества Д. Хармса.

  34. Утопическое и антиутопическое начало в романе А. Платонова «Чевенгур».

  35. Тема творца, мастера, созидателя в рассказах и повестях А. Платонова.

  36. Общая характеристика творчества Э. Багрицкого и Н. Тихонова.

  37. Объекты сатиры и иронии в творчестве Ильфа и Петрова.

  38. Поэтическая картина мира в творчества А. Ахматовой 20-х – 30-х годов.

  39. Книга Н. Заболоцкого «Столбцы»: основные мотивы.

  40. «Тихий Дон»: трагическая картина мира. Тема свободы, выбора и вины.

  41. Антитоталитарный пафос творчества Е.Замятина и А.Платонова.

  42. «Военная проза» 60-х годов. Творчество В. Некрасова.

  43. Концепция человека в произведениях А.И.Солженицына.

  44. Романтический герой в ранней прозе В. Аксенова.

  45. Творчество Ю. Трифонова. Детство героя в контексте истории.

  46. Поэзия 60-х – 2000 годов.

  47. Герой в прозе В.Шукшина и С.Довлатова.

  48. «Деревенская проза». Идеология и художественное своеобразие.

  49. Русский постмодернизм: Вен. Ерофеев, В. Пелевин.

  50. Литературная ситуация на рубеже ХХ – ХХI веков.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовые учебники и пособия


История русской литературы: XX век: Серебряный век. Под редакцией Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М., 1995.

Пайман Аврил История русского символизма. М. 1998.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). М., 2001.

Лейдерман Н. Л. И Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы. В 2 т. М. 2003.



11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Ноутбук, проектор, экран

Автор Большухин Л. Ю.





  • 1Область применения и нормативные ссылки
  • 2Цели освоения дисциплины
  • 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5Тематический план учебной дисциплины
  • 6Формы контроля знаний студентов
  • 6.1Критерии оценки знаний, навыков
  • 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине
  • 8Образовательные технологии
  • 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
  • 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • 11Материально-техническое обеспечение дисциплины