Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков




Скачать 471.28 Kb.
страница1/2
Дата15.05.2017
Размер471.28 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Общеуниверситетский факультатив



Программа дисциплины

Россия и вызовы современности:

Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков

Автор д.э.н., проф. Шейнис Виктор Леонидович

Рекомендовано секцией УС Одобрено на заседании кафедры

«Политология» всеобщей и отечественной истории

Председатель Зав.кафедрой

____________Поляков Л.В. ___________Васильев Л.С.

«__»_____________200__г. «__»_____________200__г.

Утверждена первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

__________________________________

__________________________________

«__»____________200__г.

Москва 2008

Факультативный курс

«Россия и вызовы современности:

Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков»
Дисциплина относится к вузовскому компоненту
Пояснительная записка

Автор программы: доктор экономических наук, профессор Шейнис Виктор Леонидович.

Требования к студентам: изучая курс, студент должен:


  1. знать, как появляются и что собой представляют внутренние и внешние вызовы, периодически возникающие перед обществами и государствами на различных этапах их исторического развития;

  2. понимать содержание и характер вызовов, встававших перед Россией в ХХ-ХХI вв., как отвечали на них российское общество и государство;

  3. представлять, как и почему исторические вызовы в 1900-1917 гг, 1917-1985 гг., 1985 г.— наст. время периодически перерастали в угрозу самому существованию страны и народа;

  4. понимать особенности процессов модернизации в России, их неравномерный, фрагментарный и незавершенный характер на каждом из трех этапов рассматриваемого периода;

  5. иметь представление об альтернативности исторических процессов, об объективных и субъективных факторах выбора пути на исторических развилках;

  6. иметь общие представления о роли СССР-России в мировой истории в ХХ веке и о влиянии мировых процессов на историческое развитие России;

  7. уметь работать со справочной, учебной и научной литературой;

  8. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать свои мысли.


Аннотация

Россия в ХХ-ХХI вв. прошла исключительно драматичный путь.. Заторможенность общественного развития страны в XIX в., сознательный курс российской монархии и правящего класса на «подмораживание» социальных процессов предопределили, с одной стороны, историческое отставание России от Западной Европы (Россия – страна второго эшелона мирового экономического и социального развития), а с другой – неимоверный взрыв накопившихся противоречий в начале века. Важная особенность социального развития страны в этот период – крайняя поляризация вступивших в борьбу политических сил, слабость и «проседание» центра.

Первая развилка на историческом пути России в рассматриваемый период возникла в начале ХХ в. как выбор между эволюцией и революцией. Под давлением революционных и либеральных общественных сил средневековая по происхождению, устройству и менталитету монархия вступила после первой русской революции на путь социально-экономических и конституционных реформ. Эти реформы во многом были половинчатыми и не привели к созданию полноценных по критериям ХХ в. механизмов развития. Хотя в этот период в России происходил беспрецедентный экономический подъем (создавалась современная промышленность, прокладывались железные дороги, росли города и т.д.), шло быстрое становление современных классов, - все это вело к углублению общественных противоречий. Главными тормозящими устройствами оставались крестьянское малоземелье при невозможности городов абсорбировать избыточное население, поземельная община и монархическое государственное устройство.

Тем не менее Россия обретала импульсы развития. Возможно, ее исторический путь был бы иным, если бы она получила, как рассчитывал министр-реформатор, «двадцать лет покоя». (Обсуждение возможных альтернативных вариантов, «что было бы, если бы...», вовсе не заказано историку, как это часто утверждают). Но в ход событий вмешалась мировая война, за которой последовал революционный взрыв невиданной силы.

В 1917-1929 гг. Россия прошла ряд исторических развилок, и почти в каждом случае в силу объективных и субъективных условий, которые детально рассматриваются в курсе, она выбирала самый худший, т.е. наиболее жестокий, кровавый и разрушительный вариант (исключение - НЭП). Платой за экономическую (и до некоторой степени социальную) модернизацию стало создание тотально несвободного общества. В СССР-России утвердился тоталитаризм в самых крайних, законченных формах, уничтоживший десятки миллионов граждан и сформировавший искаженное сознание и нравственные критерии целых поколений выживших людей.

Вызов, который бросил Советскому Союзу гитлеровский фашизм, представлял самую страшную угрозу физическому существованию его народа за всю его историю.

В жестокой и страшной войне СССР выстоял. Но победа, оплаченная десятками миллионов жизней, была присвоена правящим режимом, закрепившим еще на четыре десятилетия тотальную несвободу в собственной стране и ряде сопредельных и удаленных стран. К концу ХХ в. страна оказалась под давлением новых вызовов: неэффективной экономики с ВПК, пожиравшим национальные ресурсы, несостоятельности мировых амбиций советского государства, развития разрушительных социальных процессов, эрозии политико-идеологического монолита и др. Наступил общий кризис социально-политической и экономической системы.

Перестройка 80-90-х гг. по объективному содержанию представляла попытку изменить вектор исторического развития и ввести страну в сообщество европейских демократических государств. В этот период она вновь прошла ряд развилок на историческом пути. Однако накопленный груз прошлого, укорененность класса государственной бюрократии, инфантилизм, соблазны, ошибки и просчеты новых политиков, вышедших на публичную арену в годы перестройки и постперестройки, дезориентированное массовое сознание широких слоев народа во многом вернули страну в прежнее русло. Развернулись процессы реставрации чуть поколебленного авторитарного режима под девизом «управляемой», «суверенной» демократии.

Для практической работы будущим специалистам-гуманитариям: философам, экономистам, политологам и др. важно понять закономерности исторического развития России в ретроспективе и перспективе, способы ее ответа на возникавшие вызовы, уяснить неслучайный характер ключевых событий и стоящих перед нашим обществом проблем, незавершенность разворачивавшихся в последние годы процессов и открытость перспективы. Знание исторических корней современного положения России, внешних влияний, истоков сегодняшних явлений и процессов должно помочь будущим специалистам в решении их профессиональных задач.

В основу программы курса положен комплексный анализ этапов исторического процесса, выявление в них общего и особенного. Метод изложения российской истории - проблемно-хронологический, что дает студентам возможность увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины возникновения, способы разрешения (или консервирования). Курс сконцентрирован на исследовании альтернатив исторического развития России и причин, по которым власть в каждом случае осознавала или не осознавала вызовы, давала на них верные или ошибочные ответы, делала тот или иной выбор, а общество его принимало.

Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов и написание рефератов.
Учебная задача курса
В результате изучения курса студент должен:


  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

  • уметь искать и систематизировать собранный материал по проблеме, уметь оперировать полученными знаниями;

  • уметь оценивать исторические процессы с точки зрения общечеловеческого прогресса и объективных условий развития мировой цивилизации.



Тематический план учебной дисциплины
Курс составляет 100 аудиторных часов. Он рассчитан на три модуля и включает лекционные часы (64 часа) и семинарские занятия (36 часов). Самостоятельная работа студентов состоит из поиска и изучения литературы и источников, написания на этой основе рефератов, а также занятий на семинарах. На самостоятельную работу студентов отводится, не считая семинарских занятий, 64 часа.

Третий модуль завершается сдачей дифференцированного зачета. Авторский подход к изучению курса обусловил тематический план.






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Введение в курс. Россия в ХХ-ХХI веках

10

2

0

8

2.

Россия в мире. Современные концепции мирового развития

12

4

0

8

3.

Россия в начале ХХ в. Итоги социально-экономического развития

12

2

2

8

4.

Россия в начале ХХ в. Политическое развитие и борьба за конституцию

12

4

2

6

5.

1917 год в России. Февральская революция. Политические силы России на пути к Октябрю

14

4

2

8

6.

1917 год в России. Октябрьская революция

10

2

2

6

7.

Гражданская война в России. 1918-1922гг. Образование СССР

12

4

0

8

8.

НЭП

12

4

2

6

9.

Советский вариант «большого скачка»

14

4

2

8

10.

Политическое развитие и тоталитарный режим в СССР в 1920-30-х годах

10

2

2

6

11.

Внешняя политика СССР в 1920-30-х годах

12

4

0

8

12.

Великая Отечественная война

10

2

2

6

13.

Итоги второй мировой войны. Начало «холодной войны»

12

4

0

8

14.

1945-1953 гг. СССР в последние годы жизни Сталина

10

2

2

6

15.

Власть и общество в СССР в 1953-1955 гг.

12

4

0

8

16.

1956 год в СССР и Восточной Европе

10

2

2

6

17.

Время Хрущева. Свет и тени

14

4

2

8

18.

Обманчивая стабилизация. 1965-1985 гг.

10

2

2

6

19.

Внешняя политика СССР. 1965-1985 гг.

12

2

2

8

20.

Общий кризис советского «социализма»

12

4

2

6

21.

Приход Горбачева. Концепция и первые шаги перестройки. 1985-86 гг.

10

2

2

6

22.

КПСС и советское общество в 1987-1989 гг.

12

4

2

6

23.

Внешняя политика СССР в годы перестройки. Конец «социалистического лагеря»

10

2

2

6

24.

1989-1990.Кризис перестройки

12

4

2

6

25.

1991. Последний год Советского Союза

10

2

2

6

26.

Экономические реформы и эскалация политических конфликтов в России в 1992-1993 гг.

14

4

2

8

27.

Конституционный процесс в России в 1990-1993 гг. Конституция 1993 г.

12

4

2

6

28.

От режима Бориса Ельцина к режиму «управляемой демократии»

12

4

2

6

 

Итого

324

88

44

192


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:


  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, выступления на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль представляет сдачу зачета (III модуль)

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентов всех форм промежуточного контроля и ответа на зачете.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка формируется из следующих показателей:

Реферат 0,30 – 30%

Выступления на занятиях 0,20 – 20%

Посещаемость 0,20 – 20%

Зачет 0,30 – 30%(при высоком уровне активности по первым трем позициям зачет ставится автоматически)

Оценка учитывает объем, глубину, осознанность усвоения и прочность знаний, умение анализировать и обобщать материал, выдвигать основные тезисы, располагать их в логической последовательности, подбирать необходимые и достаточные аргументы для их обоснования.


Базовый учебник
Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 (рукопись, электронный вариант) – в работе

Россия перед вызовами ХХ и ХХ1 веков.

(Главные вызовы и ответы России на историческом пути)

Тема 1
Введение в курс. Россия в ХХ и ХХ1 веках
Чему и как учит история. Детерминированность и/или альтернативность исторических процессов. Понятие вызова. Вызов и угроза. Слагаемые национальных интересов: интересы личности, общества, государства. Специфика российской модернизации. Прогресс, стагнация и регресс в истории общества. Общий взгляд на историю России в ХХ и ХХ1 вв.

Качества источников по проблемам курса. Специфика работы с источниками и литературой по современной истории. Содержание, структура и хронологические рамки курса. Перестройка и постсоветская Россия — главные сюжеты курса.
Основная литература

Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 Глава 1. (рукопись, электронный вариант) – в работе

Ахиезер А. ,Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005, с. 11-40, 687-701.

Долуцкий И.И., Ворожейкина Т.Е. Политические системы в России и СССР в ХХ в. М., 2008, т.1, с.156-166.

Российская модернизация: размышления о самобытности. М., 2008, с.15-88

Холодковский К.Г. Социологическое и историческое в общественном процессе // Политические исследования, 2008, №6



Дополнительная литература

Арон Р. История ХХ века. Антология. М., 2007, с.12-68, 895-916.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986, с.6-46.

Ключевский В.О. Сочинения, т.1. Курс русской истории. М., 1956, с. 13-29.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980? c. 5-14

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.3, с.15-49

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал, т.1. М., 1997, с.7-29.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991, с.14-41.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, с.28-55.

Тема 2.

Россия в мире. Современные концепции мирового развития
Россия между Европой и Азией. Российский вариант догоняющего развития. Особенности российского прогресса в новое и новейшее время. Теория конвергенции. «Конец истории». «Столкновение цивилизаций». «Конец знакомого мира». «Будущее свободы и нелиберальная демократия».
Основная литература

Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 Глава 2. (рукопись, электронный вариант) – в работе

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХI века. М., 2003, с. 5-28.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990, с.11-47.


Дополнительная литература

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1997.

Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М., 2004, с. VII-LI, 1-51, 87-122.

Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М., 2003.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004, с.7-25, 431-449, 469-488.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003, с. 13-115, 495-515.



Тема 3.

Россия в начале ХХ в. Итоги социально-экономического развития
Россия – страна второго исторического эшелона экономического и социального развития. Экономика страны в начале века. Развитие промышленности. Железнодорожное строительство. Государственный сектор в экономике. Социальная структура, классы и сословия, социальная мобильность. Проблемы русской деревни. Сельская поземельная община. Аграрные реформы 1906-1914 гг.

Основная литература

Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 Глава 3. (рукопись, электронный вариант) – в работе


Долуцкий И.И., Ворожейкина Т.Е. Политические системы в России и СССР в ХХ в. М., 2008, т.1, с166-177,185-200

Дякин В.С. Был ли шанс у Столыпина? СПб, 2002, с.262-302.



Дополнительная литература

Долуцкий И.И., Ворожейкина Т.Е. Политические системы в России и СССР в ХХ в. М., 2008, т.1, с.177-185, 200-221.

Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб, 2000, т.1, с.76-157, 423-486

Россия.ХХ век. Россия в начале ХХ века. Исследования. М., 2002, с.5-72, 168-270.



Тема 4.

Россия в начале ХХ в. Политическое развитие и борьба за конституцию.
Самодержавие и проблемы государственного устройства России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Либеральное движение в России: земство, Союз «Освобождение» и конституционно-демократическая партия. «Легальный марксизм» и революционное движение. Образование и раскол социал-демократической партии. Новая волна политического террора и возникновение социал-революционной партии. Рабочие организации под патронажем полиции.

Первая русская революция 1905-07 гг. Отступление власти и Октябрьский манифест 1905 г. «Основные законы Российской империи» - «конституция Николая П». Российский конституционализм и парламентаризм после Основных законов.


Основная литература

Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008. Глава 4. (рукопись, электронный вариант) – в работе


Долуцкий И.И., Ворожейкина Т.Е. Политические системы в России и СССР в ХХ в. М., 2008, т.1, с.222-278.

Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. ПСС т.11, с.1-131.

Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике.1985-1993. М., 2005, т.1, с.20-40.
Дополнительная литература

Ленин В.И. Бойкотировать ли Государственную Думу? т.12, с 158-161; Государственная Дума и социал- демократическая тактика, т.12, с.163-174; Роспуск Думы и задачи пролетариата, т.13, с.305-327; Социал- демократия и выборы в Думу, т.14, с.249-273; Выборы в Думу и тактика русской социал- демократии, т.15, с.37-48; Против бойкота, т.16, с.1-36; Третья Дума, т.16, с.139-149.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995, с.307-542.

Маклаков В.А. Первая Государственная Дума. Воспоминания современника. М., 2006.

Маклаков В.А. Вторая Государственная Дума. Воспоминания современника. М., 2006.

Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990, т.1, с.263-443.

Пименов Р.И. Происхождение современной власти. М., 1996, с.141-228.

Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи. М., 1998, с.9-80, 148-174, 226- 232.

Россия. ХХ век. Россия в начале ХХ века. Исследования. М., 2002, с.354-541.

Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. М., 2007, с.4-25.


  1   2

  • Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков
  • Факультативный курс «Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков» Дисциплина относится к вузовскому компоненту
  • Тематический план учебной дисциплины
  • Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
  • Россия перед вызовами ХХ и ХХ1 веков. (Главные вызовы и ответы России на историческом пути) Тема 1 Введение в курс. Россия в ХХ и ХХ1 веках
  • Дополнительная литература
  • Тема 2. Россия в мире. Современные концепции мирового развития
  • Тема 3. Россия в начале ХХ в. Итоги социально-экономического развития
  • Тема 4. Россия в начале ХХ в. Политическое развитие и борьба за конституцию.