Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Психология управления для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра




Скачать 247.28 Kb.
Дата15.05.2017
Размер247.28 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

Психология управления

для направления 030100.62 – Философия

подготовки бакалавра


Автор: Н.В. Антонова

Рекомендовано секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2009 г.


Одобрено на заседании


кафедры организационной и рефлексивной психологии

Зав. кафедрой


____________ В.А. Штроо

«___» __________ 2009 г.


Утверждено УС


факультета философии

Ученый секретарь


__________

«___» __________ 2009 г.



Москва 2009



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы

кандидат психологических наук, доцент Антонова Наталья Викторовна, nvantonova@hse.ru.


Требования к студентам

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплин «Общая психология (для непрофильных факультетов)», «Социальная психология (для непрофильных факультетов)».


Аннотация

Учебная дисциплина «Психология управления» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления организацией.



Основная цель спецкурса - формирование знаний о психологических закономерностях поведения личности и группы в условиях реализации управленческих отношений.
Учебные задачи дисциплины

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных и семинарских) занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы.

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • иметь представление о закономерностях и механизмах управления поведением и деятельностью людей, а также группами людей;

  • знать основные закономерности и методы управленческих воздействий;

  • уметь выделять социально-психологические проблемы в деятельности руководителя и осуществлять их анализ.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • текущий контроль: работа на семинарских занятиях (тематические выступления, участие в обсуждении, деловые и ролевые игры);

  • промежуточный контроль: эссе;

  • итоговый контроль: письменный зачет.


Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за активность на занятиях Оакт, оценка за эссе Оэ, и оценка за зачет Озач.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wакт= 0,3; Wэ=0,4; Wзач=0,3.

  3. Пример расчета:

    Если у студента

    Оакт

    4

    Оэ

    7


    Озач

    6

    при коэффициентах

    Wакт

    0,3


    Wэ

    0,4



    Wзач

    0,3


    То в результате

    округленно Орез = 6

    Орез = ОактWакт ОэWэ ОзачWзач =

    = 4*0,3 7*0,4 6*0,3 = 5,8

  4. Поскольку контроль является рубежным, то в ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (6)».


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

1. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – 384 с.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоят. работа

Лекции

Сем. занятия

1.

Предмет психологии управления. Механизмы управления поведением людей.

13

2

2

9

2.

Руководитель как субъект управления.

13

2

2

9

3

Исполнитель в организации.

13

2

2

9

4.

Управление группой в организации.

13

2

2

9

5.

Принятие управленческих решений.

13

2

2

9

6

Общение в организации.

14

2

2

10

7.

Конфликт в организации.

16

2

4

10

8.

Управление корпоративной культурой.

13

2

2

9




Итого:

108

16

18

74



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Предмет психологии управления. Механизмы и методы управления поведением людей
Психология управления как наука. Предмет психологии управления. Основные направления исследований в психологии управления. Место психологии управления в системе психологической науки.

Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в XX в. от «человеческого материала» к «самоценной личности». Организационная теория: «научное управление» Ф. Тейлора, административная школа А. Файоля, «бюрократическая» концепция организации М. Вебера, теория «человеческих отношений» Э. Мэйо и др. Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации». Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная. Модели управления X, Y, Z, их характеристика. Социально-психологические механизмы и методы управления поведением людей.



Основная литература

  1. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 5-23; 39-53.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

  3. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997.

  4. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

Дополнительная литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2000.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1995.

  3. Грейсон Дж. К., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., 1991.

  4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб., 2001.

  5. Занковский А.И. Организационная психология. - М., 2000.

  6. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 1997.

  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.

  8. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  9. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов. - М., 1998.

  10. Психология управления: Курс лекций. - Новосибирск, 1997.

  11. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000.

  12. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. - Л., 1986.


Тема 2. Руководитель как субъект управления

Руководитель в современном бизнесе: социально-психологический портрет, требования к профессиональной деятельности, тенденции в стиле руководства. Управленческие роли: руководитель, администратор, организатор, управленец.

Составляющие деятельности руководителя. Функции деятельности руководителя: планирование, организационная деятельность, контроль, руководство. Функциональные цели. Организационные и психологические факторы, влияющие на реализацию управленческих функций.

Стили руководства. Области эффективного применения различных стилей руководства. Функции и квалификация руководителей на различных управленческих уровнях.

Руководитель и лидер. Теоретические подходы в исследовании лидерства: «теория черт» лидерства, функциональная, ситуационная, вероятностная модели руководства, мотивационный и перцептивный подходы, концепция «ценностного обмена». Роль лидера. Факторы эффективности руководства.

Личность руководителя. Понятие о личности и ее структуре в психологической науке. Социально-психологические характеристики личности руководителя: биографические характеристики, способности, личностные черты. Личностные типологии менеджеров. Ограничения личностной эффективности руководителя.

Психологические механизмы снижения эффективности реализации управленческих функций. Психологическая оценка эффективности управленческой деятельности. Экология руководителя. Саморегуляция и самоконтроль в деятельности менеджера.

Функции имиджа руководителя. Составляющие имиджа. Типы имиджформирующей информации. Принципы создания имиджа. Этапы формирования имиджа. Методы управления личным имиджем.



Основная литература

  1. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 153-159; 243-257.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.

  4. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. - С. 158-253, 479-504.

  5. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997. - С. 64-114.

Дополнительная литература

  1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (Психология и этика российско-американского делового партнерства). - М., 1994.

  2. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 1996.

  3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

  4. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М., 1995.

  5. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М., 1997.

  6. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997.

  8. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1991.


Тема 3. Исполнитель в организации

Понимание исполнительской деятельности и ее социально-психологические характеристики. Оценка исполнительской деятельности: ее параметры и взаимосвязь с особенностями управленческой концепции руководителя. Психологические типы исполнителей. Методы управления исполнителями различных психологических типов.

Мотивация работников. Значение мотивации. Основные принципы управления людьми Ф. Тейлора. Исследования Э. Мэйо. Мотивация и иерархия потребностей Маслоу. Теория Макгрегора. Мотивирующие факторы: исследования Херцберга. Использование теорий в современном бизнесе. Реализация новых концепций: мотивация посредством общения.

Кадровый менеджмент. Сущность управления персоналом. Основные функции в сфере управления персоналом. Основные направления специализации кадровой работы. Функции специалистов по работе с персоналом: планирование людских ресурсов, набор персонала, планирование карьеры, оценка персонала, адаптация и обучение персонала, кадровое консультирование, профилактика конфликтов, развитие персонала. Методы управления персоналом: методы поиска и набора персонала, методы оценки и отбора персонала, методы подбора руководителей и формирования управленческих команд.



Основная литература

  1. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. - С. 4-103.

  2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997. - С. 212-283.

  3. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 65-90; 329-361.

Дополнительная литература

  1. Белл Д. Тип личности и стиль руководителя. – Тверь, 1993.

  2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М., 1992.

  3. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М., 1993.

  4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1994.

  5. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М., 1991.

  6. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.

  7. Ладанов И.Д. Психология современного зарубежного менеджмента. – М., 1992.

  8. Ливехуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. – Калуга, 1994.

  9. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986.

  11. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / Под. ред. А.Л. Журавлева, В.А. Хашенко. – М., 1990.

  12. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М., 1995.

  13. Таунсенд Р. Секреты управления. – М., 1991.

  14. Толочек В.А. Стили деятельности. – М., 1992.

  15. Хараш А.У. Руководитель, его личность и деятельность. – М., 1981.

  16. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. – М., 1994.

  17. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся. – М., 1992.

  18. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.,1992.

  19. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. – М., 1994.


Тема 4. Управление группой в организации

Организация как группа. Типы групп в организации.

Малая социальная группа. Формальные и неформальные группы и их взаимодействие в организации. Референтная группа и группа членства.

Понятие групповой динамики. Процессы лидерства в группе. Процессы принятия решений в группе. Развитие групповой структуры. Этапы развития малой группы. Процессы нормообразования в группе. Механизм группового давления. Типы реакций на групповое давление: конформизм, нонконформизм, ценностно-ориентационное единство.



Основная литература

  1. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. – С. 115-152.

  2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М., 1997.

Дополнительная литература

  1. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.

  2. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., Дело, 1996.

  3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

  4. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М., 1995.

  5. Психология управления. Практикум. / Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  6. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, 1997.



Тема 5. Принятие управленческих решений

Подходы к принятию решений. Классификация решений. Этапы выработки решений.

Проблема соотношения эффективности группового и индивидуального решения. Этапы индивидуального принятия решения. Приемы, повышающие эффективность процесса индивидуального принятия решения.

Процесс принятия группового решения. Преимущества и ограничения группового решения. Феномен «огруппления» мышления в результате принятия группового решения. Факторы «огруппления» мышления. Феномен групповой поляризации. Механизмы социальной ингибиции и социальной фасилитации, их влияние на процесс принятия группового решения.

Методы повышения эффективности процесса принятия группового решения. Групповая дискуссия, методы организации групповой дискуссии. Распределение ролей в процессе групповой дискуссии. «Брейнсторминг» (метод мозгового штурма) как метод повышения эффективности групповых решений, технология его проведения.

Основная литература


  1. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. – С.210-226.

  2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

  3. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 109-128.

Дополнительная литература

  1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М., 1992.

  2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. - М., 1992.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2000.

  4. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.

  5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.

  6. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.

  7. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 1992.

  8. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  9. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся! – М., 1992.

  10. Хилл Н. Думай и богатей. – М., 1995.

  11. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1993.

  12. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. – М., 1994.


Тема 6. Общение в организации

Общее понятие об общении. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, социально-перцептивная стороны общения. Понятие об управленческом общении. Формы и принципы управленческого общения.

Составляющие психологического контакта: дистанция, пространство, уровень общения. Невербальные средства общения, их применение в управленческом общении.

Переговорный процесс. Типичные модели поведения на переговорах. Психология эффективного переговорного процесса. Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления.

Технология проведения совещаний. Технология публичного выступления. Особенности вступления в контакт с аудиторией в процессе публичного общения.

Деловая беседа: функция, структура, содержание, риторические средства. Начало беседы: цели, приемы, возможные трудности. Этап передачи информации. Техника постановки вопросов. Приемы активного слушания. Этап аргументирования. Этап опровержения доводов собеседника. Этап принятия решения.

Стили общения (агрессивный, неуверенный, ассертивный): теория и диагностика. Техники уверенного поведения. Манипулятивный стиль общения. Влияние манипуляции на личность и деятельность руководителя.

Понятие коммуникативной компетентности. Уровни коммуникативной компетентности.



Основная литература

  1. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. - С. 309-414.

  2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

  3. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 185-198.

Дополнительная литература

    1. Азбука делового общения. – М., 1991. – Вып. 1.

    2. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1992.

    3. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (Психология и этика российско-американского делового партнерства). - М., 1994.

    4. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М.,1992.

    5. Грановская Р.Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.

    6. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. – Барнаул, 1994.

    7. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1996.

    8. Диллман Б. Результаты на мишени. – СПб., 1995.

    9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997

    10. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. – СПб., 1995.

    11. Кови С. 7 навыков лидера. – Минск, 1996.

    12. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 1994.

    13. Морган Р. Искусство продавать. – М., 1994.

    14. Психология управления. Практикум. / Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

    15. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. – М., 1995.

    16. Петкевич Э. Этика менеджера. – Махачкала, 1991.

    17. Психология управления. Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2001.

    18. Соснин В.А. , Лунев П.А. Учимся общению. – М., 1993.

    19. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! – М., 1993.

    20. Фаст Дж. Язык тела. – М., 1995.

    21. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. – М., 1994.

    22. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. – М., 1995.

    23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

    24. Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.

    25. Шостром Э. Анти-карнеги, или человек-манипулятор. – Минск, 1992.

    26. Энкельман Н. Преуспеть с радостью. – М., 1993.


Тема 7. Конфликт в организации

Понятие межличностного конфликта. Объективная конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Классификация конфликтов. Структура и динамика межличностного конфликта. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Конструктивная и деструктивная функции межличностного конфликта. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов.



Основная литература

  1. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997. - С. 426-479.

  2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

  3. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 198-212.

Дополнительная литература

  1. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.

  2. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М., 1993.

  3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983.

  4. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1989.

  5. Дена Д. Преодоление разногласий. – СПб., 1994.

  6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.

  7. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – Пермь, 1992.

  8. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.

  9. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. – М., 1993. Ч. 2.

  10. Основы социально-психологической теории. Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. – М., 1995.

  11. Паркинсон Дж. Люди сделают так, как захотите вы. – М., 1993.

  12. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М., 1994.

  13. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  14. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. – М., 1995.

  15. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1986.

  16. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. – М., 1993.

  17. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. - Л., 1986.

  18. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 1995.

  19. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании – М., 1995.

  20. Шостром Э. Анти-карнеги, или человек-манипулятор. – Минск, 1992.



Тема 8. Управление корпоративной культурой

Понятие, составляющие корпоративной культуры (КК). Структура корпоративной культуры. Функции корпоративной культуры. Типологии корпоративной культуры. Управление корпоративной культурой: этапы и механизмы формирования КК



Основная литература

  1. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997. - С. 154-185.

  2. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001.

  3. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. – С. 284-304.

Дополнительная литература

  1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Учеб пособие. – Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003.

  3. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.

  4. Психология управления. Практикум./Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  5. Творогова Н.Д. Психология управления. Курс лекций. – М., Гэотар-Мед, 2001.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы эссе

  1. Стиль управления в организации.

  2. Руководитель и лидер в организации.

  3. Личность руководителя.

  4. Лидерство в организации.

  5. Мотивация работников как фактор эффективного управления.

  6. Типы поведения в конфликтной ситуации.

  7. Принятие управленческого решения.

  8. Модели управления в организации.

  9. Роль коммуникативных процессов в управлении.

  10. Параметры оценки исполнительской деятельности.

  11. Психологические типы исполнителей.

  12. Основные стратегии управленческого взаимодействия.

  13. Типы организационных культур.

  14. Невербальное общение в работе руководителя.

  15. Эффективность деловой беседы.

  16. Эффективность проведения совещания.

  17. Ведение переговоров.


ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

  2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.

  3. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

  4. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997.

  5. Розанова В.А.. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008.

  6. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997.

  7. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001.


Дополнительная

  1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М., 1992.

  2. Азбука делового общения. – М., 1991. – Вып. 1.

  3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1991.

  4. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (Психология и этика российско-американского делового партнерства). - М., 1994.

  5. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1992.

  6. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.

  7. Белл Д. Тип личности и стиль руководителя. – Тверь, 1993.

  8. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М., 1993.

  9. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983.

  10. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1989.

  11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2000.

  12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1995.

  13. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1994.

  14. Грановская Р.Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.

  15. Грейсон Дж. К., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., 1991.

  16. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. – Барнаул, 1994.

  17. Дена Д. Преодоление разногласий. – СПб., 1994.

  18. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1996.

  19. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб., 2001.

  20. Диллман Б. Результаты на мишени. – СПб., 1995.

  21. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997

  22. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.

  23. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.

  24. Занковский А.И. Организационная психология. - М., 2000.

  25. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 1997.

  26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

  27. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. – СПб., 1995.

  28. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М., 1991.

  29. Кови С. 7 навыков лидера. – Минск, 1996.

  30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – Пермь, 1992.

  31. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.

  32. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 1996.

  33. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

  34. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 1992.

  35. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М., 1995.

  36. Ладанов И.Д. Психология современного зарубежного менеджмента. – М., 1992.

  37. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М., 1997.

  38. Ливехуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. – Калуга, 1994.

  39. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Учеб пособие. – Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003.

  40. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.

  41. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. – М., 1993. Ч. 2.

  42. Морган Р. Искусство продавать. – М., 1994.

  43. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов. - М., 1998.

  44. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. – М., 1995.

  45. Паркинсон Дж. Люди сделают так, как захотите вы. – М., 1993.

  46. Петкевич Э. Этика менеджера. – Махачкала, 1991.

  47. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М., 1994.

  48. Психология управления. Практикум. / Под ред. Н.Д.Твороговой. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  49. Психология управления: Курс лекций. - Новосибирск, 1997.

  50. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. – М., 1995.

  51. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1986.

  52. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000.

  53. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов на Дону, 1997.

  54. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. - Л., 1986.

  55. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. – М., 1993.

  56. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / Под. ред. А.Л. Журавлева, В.А. Хашенко. – М., 1990.

  57. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М., 1995.

  58. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! – М., 1993.

  59. Таунсенд Р. Секреты управления. – М., 1991.

  60. Творогова Н.Д. Психология управления. Курс лекций. – М., Гэотар-Мед, 2001.

  61. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, 1997.

  62. Толочек В.А. Стили деятельности. – М., 1992.

  63. Фаст Дж. Язык тела. – М., 1995.

  64. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся. – М., 1992.

  65. Хараш А.У. Руководитель, его личность и деятельность. – М., 1981.

  66. Хилл Н. Думай и богатей. – М., 1995.

  67. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 1995.

  68. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. – М., 1994.

  69. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1993.

  70. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1992.

  71. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. – М., 1995.

  72. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

  73. Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.

  74. Шостром Э. Анти-карнеги, или человек-манипулятор. – Минск, 1992.

  75. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. – М., 1994.

  76. Энкельман Н. Преуспеть с радостью. – М., 1993.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Основные направления исследований в психологии управления.

  2. Модели управления X, Y, Z, их характеристика.

  3. Социально-психологические механизмы и методы управления поведением людей.

  4. Составляющие и функции деятельности руководителя.

  5. Стили руководства. Области эффективного применения различных стилей руководства.

  6. Руководитель и лидер. Теории происхождения лидерства.

  7. Личность руководителя. Социально-психологические характеристики личности руководителя и личностные типологии менеджеров.

  8. Ограничения личностной эффективности руководителя.

  9. Имидж руководителя. Методы управления личным имиджем.

  10. Исполнительская деятельность и ее социально-психологические характеристики.

  11. Психологические типы исполнителей. Методы управления исполнителями различных психологических типов.

  12. Мотивация работников.

  13. Кадровый менеджмент. Управление персоналом.

  14. Организация как группа. Типы групп в организации.

  15. Управление процессами групповой динамики в организации.

  16. Механизм группового давления. Типы реакций на групповое давление.

  17. Эффективность группового и индивидуального решения.

  18. Этапы выработки индивидуальных решений.

  19. Процесс принятия группового решения: этапы и механизмы.

  20. Методы повышения эффективности процесса принятия группового решения.

  21. Формы и принципы управленческого общения.

  22. Психологический контакт в управленческом общении.

  23. Невербальные средства общения, их применение в управленческом общении.

  24. Психология эффективного переговорного процесса.

  25. Технология проведения совещаний.

  26. Технология публичного выступления.

  27. Деловая беседа как форма управленческого общения.

  28. Стили общения и их использование в управленческом общении.

  29. Манипуляция в управленческом общении.

  30. Понятие коммуникативной компетентности. Уровни коммуникативной компетентности.

  31. Межличностный конфликт в управленческом общении.

  32. Понятие и виды корпоративной (организационной) культуры.

  33. Управление корпоративной культурой.

Автор программы: (Н.В.Антонова)




  • Рекомендовано секцией УМС
  • Утверждено УС