Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Психология самооценки Для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра




Скачать 203.3 Kb.
Дата03.07.2017
Размер203.3 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины




Психология самооценки

Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра

Автор программы: Молчанова О.Н.

(olmol@list.ru)



Рекомендовано

Одобрено на заседании

секцией УМС «Психология»

кафедры Общей и экспериментальной психологии

Председатель


Зав. кафедрой

В.А. Штроо

А.К. Болотова


«____» _____________ 2008 г.


«____» _____________ 2008 г.





Утверждено УС

Факультета психологии

Учёный секретарь


­­­­­­­­­­­_____________________ Е.Б. Старовойтенко
«____» _____________ 2008 г.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Москва 2008

Пояснительная записка
Требования к студентам: Дисциплина «Психология самооценки» рассчитана на студентов второго курса факультета психологии и опирается на совокупность знаний по общим философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии.
Аннотация:

Включение в учебный процесс дисциплины, посвященной проблемам самооценки, вызвано важностью этого образования, влияющего на продуктивность учебной деятельности, успех профессиональной карьеры и удовлетворенность работой; межличностный статус и стиль общения; на формирование определенных личностных черт и выбор поведения в конкретной ситуации.

Дисциплина «Психология самооценки» предполагает изучение основных подходов исследования самооценки, рассмотрение базовых представлений о ее сущности и механизмах функционирования, условий ее формирования и развития в онтогенезе, причинах и последствиях различных видов самооценки, методов исследования самооценки и способов ее коррекции.

Тематический план дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа









Лекции

Сем. и практ. занятия



1


Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки

6


2

0

4


2

Механизмы и мотивы самооценивания.

6

2

0

4

3

Виды, параметры и формы самооценки.

4

2

0

2

4

Стабильность и изменчивость самооценки

6

2

0

4

5

Возрастные особенности самооценки

8

2

2

4

6

Прикладные исследования самооценки

10

2

2

6

7

Методы изучения и коррекции самооценки

10

2

2

6




Итого:

50

14

6

30



Базовые учебники


  1. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.

  2. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-182.


Формы контроля:
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических и семинарских занятиях (выступления, доклады, обсуждение),

Домашнее задание («Описание индивидуального случая»)

Письменный зачет (120 мин.)


Оср=ОWсем. зан.+ ОWдом. задание + ОWзачет
Wработа на сем. занятиях=0,2 Wдом. задание =0,3 Wзачет=0,5

Содержание программы
Тема 1. Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки
Общее представление о феноменологии самооценки. Роль и функции самооценки в развитии и функционировании личности.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию «Я», самосознания и самооценки. Подход У. Джеймса: «чистое» и эмпирическое «Я». Составные элементы эмпирического «Я»: физическая, социальная, духовная личность. Самооценка в структуре эмпирического «Я».

Теория «зеркального Я» (Ч.Кули). Интеракционистский подход (Дж.Мид). Самоуважение как социальный конструкт. Экспериментальные факты в поддержку теорий У. Джеймса и Ч. Кули. Модель С. Хартер.

Проблема «Я» в психоаналитической теории. Проблема «Я» в гуманистической и экзистенциальной психологии.

Самооценка в структуре Я-концепции (М. Розенберг, Р. Бернс).

Отечественные исследования самооценки. Самооценка в структуре самосознания (И.И.Чеснокова). Структурная модель «самости» (И.С.Кон). Самооценка в структуре самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Самооценка как специфическая функция самосознания (Л.В. Бороздина).


Литература:

Основная:

        1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 333-365.

        2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №4. С.99-100.

        3. Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 7-44.

        4. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 45-122.

        5. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 208-242.

        6. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. 2006. № 2.

Дополнительная:


  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

  3. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2, №3. С.25-38.

  4. Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 156-173.

  5. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс). М., 1991.

  6. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

  7. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999.

  9. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

  10. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). N.Y.: Springer. 1999.

  11. Rogers C., Dymond R. Psychotherapy and Personality Change. Chicago, 1957.

  12. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. N.J., 1965.

  13. Sedikides K., Gregg A. Portraits of self // Sage handbook of social psychology, London: Sage Publications, 2002. P. 110-138.

Web: http://www.psychology.soton.ac.uk/people/showpublications.php?username=cs2&source=

  1. Wylie R.C. The Self-Concept. V.1. A Review of Methodological Consideration and Measuring Insrument. Lincoln, 1974.

  2. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.

Тема 2. Механизмы и мотивы самооценивания


Интериоризация «чужих оценок» как механизм самооценивания (Ч.Кули, Дж.Мид). Экспериментальные исследования, подтверждающие факт изменения самооценки в сторону групповых оценок. Факторы принятия оценок других людей.

Социальное сравнение как механизм самооценивания. Основные постулаты теории социального сравнения (К.Хакмиллер). Эмпирические исследования подтверждающие, дополняющие и опровергающие основные положения теории социального сравнения.

Самоатрибуция как механизм самооценивания. Теория самовосприятия Д.Бема.

Соотнесение реального и идеального Я как механизм самооценивания. Точка зрения К.Роджерса и современные представления о расхождении реального и идеального Я.

Временное сравнение как механизм самооценивания. Конгруэнтный и неконгруэнтный подходы. Модель фокусирующего внимания.

Смысловая интеграция жизненных переживаний (В.В.Столин, И.С.Кон) как основа самооценивания.

Мотивы самооценивания: Я-соответствия, самовозвышения (максимизации самооценки), самопознания, самоверификации, самосовершенствования.
Литература:

Основная:


        1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-217.

        2. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 97-106.

        3. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.



Дополнительная:


  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Спиридонова И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения. Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.

  3. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

  4. Cooly C.H. Human nature and social order. N.Y., 1922.

  5. Harter S. Development processes in the construction of the self // T.D. Yawkey, J.E. Johnson (Eds.) Integrative processes in socialization: Early to middle childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 45-78.

  6. Higginns E.T., Strauman T., Klein R. Standards and the process of self-evaluation: Multiple affects from multiple stage // Sorrentino R.M., Higginns E.T. (Eds.) Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior. N.Y., 1986. P. 23-63.

  7. Jones S. Self and interpersonal evaluations: Esteem theories vs. consistency theories // Psychological Bulletin. 1973. V.79. № 3. P. 185-199.

  8. Jones S, Pines H. Self-revealing events and interpersonal evaluations // J. of Personality and Social Psychology. 1968. V.8. P. 277-281.

  9. Markus H.R., Nurius P. Possible selves// American Psychologist. 1986. № 41. P. 954-969.

  10. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago. 1934.

  11. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). N.Y.: Springer. 1999.

  12. Rogers C., Dymond R. Psychotherapy and Personality Change. Chicago, 1957.

  13. Skolnick P. Reactions to personal evaluations. A failure to replicate // J. of Personal and Social psychology. 1971. V.18. P. 62-67.

  14. Shranger J.S., Lund A. Self-evaluation and reactions to evaluation from others //J. of Personality. 1975. V.43. № 1. P. 94-108.

  15. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why people self-verify? // J. of Personal and Social Psychology. 1992. V.62. № 3. P. 392-401.

Тема 3 . Виды, параметры и формы самооценки


Низкая и высокая самооценка. Психологические особенности людей с высокой и низкой самооценкой. Роль стабильности и уровня самооценки в психологическом функционировании (М.Кернис). Cтратегии поведения и саморегуляции лиц с высокой и низкой самооценкой. Причины и последствия низкой самооценки.

Модель оптимальной самооценки.

Параметры самооценки: высота, устойчивость, адекватность, аргументированность, дифференцированность, осознаваемость, точность, уверенность.

Формы самооценки: общая и частные самооценки. Качественные характеристики общей самооценки: полнота отражения психологического мира личности, ее физических данных, последовательность, скоординированность, интегрированность частных самооценок, стабильность, динамичность. Качественные характеристики частных самооценок: специфика отражаемого в них содержания, степень значимости для личности, мера обобщенности, эмансипипрованность от внешних оценок (А.В.Захарова). Соотношение общей и частных самооценок: «восходящая» и «нисходящая» теории.

Разная модальность самооценки: категорическая, проблематическая. Три вида самооценки по ее временно отнесенности: прогностическая, актуальная, ретроспективная.
Литература:

Основная:


  1. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 18-30.

  2. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? Psychological science in the public interest. 2003. V. 4. № 1.

Web: http://www.csom.umn.edu/Assets/53495.pdf

  1. Bluestein J. The Myth of the Self-Esteem “Myth”.

Web: http://www.janebluestein.com/handouts/myth.html
Дополнительная:


        1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск. 1993.

        2. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.

        3. Baumeister R.F.(Ed.). Self-esteem:The puzzle of low self-regard. N.Y., London. 1993.

        4. Emler, N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England: York Publishing Services. 2001.

        5. Kernis, M.H., Waschull, S.B. The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory // M.P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA:Academic Press. 1995. V. 27. Р. 93–141.

        6. Kernis, M.H., Grannemann, B.D., Barclay, L.C. Stability of Self-Esteem: assessment, correlates, and excuse making // Journal of Personality. 1992. V. 60. P. 621–644.

Тема 4. Стабильность и изменчивость самооценки


Проблема стабильности/изменчивости самооценки. Нестабильность иерархии шкал самооценивания и недифференцированность смысловой сферы как факторы неустойчивости самооценки (Е.Т.Соколова).

Механизмы поддержания устойчивости самооценки: обесценивание негативной обратной связи, подкрепление значимой части Я-концепции, игнорирование информации и/или изменение самооценки, приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления, избирательность в выборе круга общения, сравнение с несходными другими, генерализация самооценки из одной области на другие и др. (К.Герген, В.В. Столин, В.Ф. Сафин).

Стратегии поддержания собственного «Я» у лиц с высокой и низкой самооценкой (Р. Баумейстер). Представление о Я-схеме, рабочей Я-концепции и «возможных Я» (Х. Маркус).

Динамика самооценки в течение жизни. Внутрисемейные факторы, влияющие на формирование самооценки. Детско-родительские отношения как предиктор особенностей самооценки взрослого человека. Факторы изменчивости самооценки на этапе взрослости. Влияние событий жизни на самооценку. Изменение структурно-иерархической организации самооценки в кризисной жизненной ситуации.


Литература:

Основная:

              1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-237.

              2. Зинько Е.В. Устойчивость самооценки // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1.

              3. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 245-254.

              4. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. № 2. С. 23-51.


Дополнительная:
1. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи //

Личность в психологическом эксперименте. М., 1973. С.34-44.



  1. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000.

  2. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. №3. С.62-72.

  3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

  4. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

  5. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на струкутру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128-133.

  6. Harter S. Development processes in the construction of the self // T.D. Yawkey, J.E. Johnson (Eds.) Integrative processes in socialization: Early to middle childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 45-78.

  7. Kernis, M.H., Waschull, S.B. The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory // M.P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA:Academic Press. 1995. V. 27. Р. 93–141.

  8. Kernis, M.H., Grannemann, B.D., Barclay, L.C. Stability of Self-Esteem: assessment, correlates, and excuse making // Journal of Personality. 1992. V. 60. P. 621–644.

Тема 5. Возрастные особенности самооценки


Зарождение самосознания. Самоощущение. Самовыделение и «принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных процессах. Дифференциация «Я» - «другой». Самоузнавание. Базовые категории самости: имя, пол, возраст. Я как источник активности.

Основы формирования образа самого себя у дошкольников. Временной аспект образа себя у дошкольников. Понятие «предсамооценка» (Б.Г.Ананьев). Механизмы самооценивания в дошкольном возрасте. Особенности самооценки и их динамика от младшего к старшему дошкольному возрасту.

Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Оценочная деятельность учителя и ее влияние на самооценку младшего школьника. Асинхронность становления структурных компонентов самооценки в младшем школьном возрасте (А.В.Захарова).

Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста (Е.И.Савонько). Самооценка и эмоциональные реакции школьников на трудности в работе (М.Неймарк).

Самооценка в подростковом возрасте и в юности. Формирование идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Дж.Марсиа) и самооценка.

Развитие чувства «Я» (Г. Олпорт).

Специфика самооценки в период ранней взрослости. Изучение содержания самооценки, ее источников и механизмов.

Особенности самооценки в период средней взрослости. Различия в содержании самооценки, ее уровневой и структурной организации у мужчин и женщин.



Исследования самооценки в позднем возрасте. Изменение высоты самооценки и ее механизмов в геронтогенезе. Содержание самооценки, ее устойчивость и адекватность в пожилом и старческом возрасте. Процессы, компенсирующие нарастание негативных характеристик в позднем возрасте, стабилизирующие систему «Я».
Литература:

Основная:

        1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 367-388.

        2. Олпорт Г. Развитие чувства Я // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 156-172

        3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. С. 30-62.



Дополнительная:


              1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. №4. С.5-13.

              2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. М. 1980. Т.Н. С. 103-127.

              3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4.

              4. Анкудинова И.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 3.

              5. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. №1. С.23-41.

              6. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. психология. 1990. №2. С.24-38.

              7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. №4. С.45-57. Психология. 1997. № 1. С.27-43.

              8. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1: Содержание самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №4, 1998. С. 29-40. Сообщение 2: Высота, устойчивость, адекватность самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №1, 1999. С. 20-30.

              9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М., 2001.

              10. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 2.

              11. Захарова А.В. Психология формирования самооценнки. Минск. 1993 .

              12. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

              13. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

              14. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии, №2(18), 1999. С. 133-141.

              15. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М., 1985.

              16. Славская А.Н. Экзистенциальный подход к проблее Я-концепции ребенка //Современная психология:состояние и перспективы исследований. – М., 2002. Ч. 3. С. 185.

              17. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. №2. С.110-117.

              18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

              19. Hoiat M. Satisfaction with early relationships with parents and psychosocial attitudes in adulthood: Which parent contributes more? // The j. of Genetic Psychology. 1998. V. 159. № 2. P. 203-220.

Тема 6. Прикладные исследования самооценки


Образ физического Я и самооценка. Образ физического Я у подростков, страдающих ожирением (Е.Т.Соколова). Особенности физического Я и самооценка при транссексуализме (Е.Т. Соколова).

Самооценка и уровень притязаний. Классические исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе) и современные данные о соотношении самооценки и уровня притязаний (Л.В.Бороздина и др.).

Самооценка и локус контроля.

Самооценка и удовлетворенность жизнью. Взаимосвязь самооценки и ощущения счастья.

Самооценка и коммуникативные проблемы.

Особенности самооценки у лиц с делинквентным поведением: возможности изучения и коррекции.

Личностная и профессиональная самооценка. Самооценка и самоэффективность.
Литература:

Основная:


        1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 2000. С. 3-52

        2. Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 406-422.

        3. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. М., 1989. С.169-191.


Дополнительная:


  1. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  4. Бороздина Л. В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 104-113.

  5. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1987. № 1. С.23-26.

  6. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии 1986 №4. С.146-154.

  7. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 45-54.

  8. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

  9. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии. 1983. № 5. С.29-34.

  10. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.58-64.

  11. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 277-332.

  12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000.

  13. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.

  14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

  15. Epstein, S. Coping Ability, Negative Self-Evaluation, and Overgeneralization: Experiment and Theory // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. V.62. P. 826–836.

Тема 7. Методы изучения и коррекции самооценки

Систематизация и анализ методов изучения самооценки.

Нестандартизированные самоотчеты: самоописания в дневниках, письмах, беседе; методика свободного самоописания, методика «Двадцать утверждений».

Стандартизированные самоотчеты: опросник самоуважения М.Розенберга, опросник самоотношения Р.Пантилеева, опросник эмоционально-ценностного отношения к себе В.В.Столина и др.

Контрольные списки (техника «Лист прилагательных»): достоинства и недостатки.

Применение проективных техник для исследования Я-концепции и самооценки. Рефрактивные техники.

Перспективы развития методов диагностики самооценки и связанных с ней конструктов

Развитие самопонимания, самопознания и самооценки. «Окно Джогарри»: модель представления самого себя и соучастия других в процессе восприятия и познания.

Эмпатическое общение как фактор повышения самооценки, самоприятия. «Я-высказывание» как техника общения.



Психотерапевтические подходы (психоаналитический, гуманистический, когнитивный, экзистенциальный, гештальт-терапия; позитивная психотерапия, поведенческая терапия) и тренинги в решении проблем, связанных с «Я»: принципы работы и эффективность.

Литература:

Основная:


        1. Кон И.С. О пользе и вреде самоанализа // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 117-122.

        2. Бернс Р. Проблемы измерения Я-концепции // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 365-367.

        3. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.

        4. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 460-468.

        5. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 254-289.


Дополнительная:



  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001.

  3. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  4. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. – Спб: Речь, 2004. – 288 с.

  5. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.

  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.

  8. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета., 1983.

  9. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.

  10. Brecht G. Sorting out self-esteem. Sydney, 1996.

  11. Coopersmith S. A method for determing types of self-esteem // J. of Abnormal and Social psychology. 1959. V. 59. №1. P. 87-94.

  12. Crandall R. The measurement of self-esteem and related constructs // J. Robison, P. Shaver Measures of Social Psychological Attitudes. Mich.,1973. P.45-158.

  13. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.

  14. Wylie R.C. The Self-Concept. V.1. A Review of Methodological Consideration and Measuring Insrument. Lincoln, 1974.



Домашнее задание:

Описание индивидуального случая: особенности самооценки.

Методические указания студентам





  • При оформлении письменного отчета по проведенному эмпирическому исследованию необходимо соблюдать ряд общих требований:

  • Работа должна содержать протоколы проведенных методик;

  • В работе должны быть представлены краткие биографические данные испытуемого;

  • Необходимо достаточно полно и подробно описать результаты исследования по каждой методике, а также особенности невербального поведения и речевых высказываний испытуемого, отмеченных в ходе выполнения методик;

  • Полученные данные должны быть проанализированы, сопоставлены, обобщены и проинтерпретированы. Выводы должны быть обоснованны и содержать ссылки на конкретные результаты.

Основные методики, которые должны быть проведены:

        1. Тест двадцати утверждений («Кто Я?»);

        2. Шкала самоуважения М. Розенберга;

        3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн;

        4. Техника «Лист прилагательных»*;

        5. Моторная проба Шварцландера;

        6. Шкала самоэффективности*;

        7. Техника исследования возможных «Я»*;

        8. Шкала личностной тревожности*;

        9. Методика исследования уровня субъективного контроля*;

        10. Символические задания на выявление «социального Я»*;

        11. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина*;

        12. Шкала измерения одиночества*.

Методики, отмеченные «звездочкой», не обязательны для проведения.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Проблема «Я» в психологии У. Джеймса.

  2. Интеракционистский подход (Ч.Кули, Дж.Мид): теория и эксперименты.

  3. Модель С. Хартер: попытка объединения теорий Ч. Кули и У. Джеймса.

  4. Проблема «Я» в психоаналитических теориях.

  5. Я-концепция в гуманистической психологии.

  6. Содержание понятия «самооценка». Соотнесение понятий «самооценка» и «самоотношение».

  7. Самооценка в структуре Я-концепции.

  8. Виды самооценки.

  9. Функции самооценки.

  10. Защитные механизмы самооценки и позитивного Я-образа.

  11. Устойчивость самооценки: факты, механизмы, закономерности.

  12. Cтратегии поведения и саморегуляции лиц с высокой и низкой самооценкой.

  13. Причины и последствия низкой самооценки.

  14. Модель оптимальной самооценки.

  15. Общая характеристика параметров самооценки.

  16. Соотнесение общей и частных самооценок.

  17. Психологические особенности людей с низкой и высокой самооценкой.

  18. Проблема адекватности самооценки. Аффект неадекватности: суть и условия возникновения.

  19. Самооценка и уровень притязаний.

  20. Самооценка и локус контроля.

  21. Общая характеристика механизмов самооценивания.

  22. Временное сравнение как механизм самооценивания.

  23. Теория социального сравнения: за и против.

  24. Самоатрибуция как механизм самооценвания.

  25. Сравнительный анализ теорий самоуважения и Я-соответствия.

  26. Общая характеристика мотивов самооценивания.

  27. Физический образ-Я и самооценка.

  28. Влияние родительских позиций на формирование самооценки ребенка.

  29. Особенности самооценки и ее динамики в дошкольном и младшем школьном возрасте.

  30. Динамика самооценки на этапе взрослости.

  31. Возможности коррекции самооценки.

  32. Проблемы диагностики самооценки и других элементов Я-концепции.



  • Методические указания студентам