Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов. Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков»




Скачать 313.23 Kb.
Дата04.03.2017
Размер313.23 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии


Программа дисциплины

«Правила чтения:

техники понимания и интерпретации литературных текстов.

Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков»


для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

Авторы программы:
Кучерская М.А., канд. филол. наук, Ph.D., проф., mayakuch@gmail.com

Лекманов О.А., доктор филол. наук, проф., lekmanov@mail.ru

Лямина Е.Э., канд. филол. наук, проф., catherine.lyamina@gmail.com

Немзер А.С., канд. филол. наук¸ордин. проф., nemzeras@gmail.com

Осповат А.Л., проф., alex.ospovat@gmail.com

Пенская Е.Н, доктор филол. наук, проф., e.penskaya@gmail.com

Поливанов К.М., доцент, polivanownew@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2013-2014




Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов. Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков».
Программа разработана в соответствии с:

Стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов. Ключевые тексты русской литературы XIX и XX вв.» являются:

- детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами указанного периода, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов;

- формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;

- развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


    • основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики;

    • главные черты поэтики русской короткой прозы 1790-1830-х годов и последней четверти XIX в., лирики середины XIX в., прозы и поэзии Серебряного века;

    • знать социокультурный и литературный контекст разбираемых текстов.

Уметь:


    • видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии;

    • различать биографические контексты, релевантные для понимания текста;

    • сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов.

Иметь навыки (приобрести опыт):



    • полифокусного анализа и интерпретации классических текстов в единстве понятных и «темных» мест, а также историко-литературного контекста эпохи.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию

компетенции



Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Дает определение основным понятиям поэтики, стиховедения и нарратологии; владеет методикой «медленного чтения» текстов

Интерактивные

лекции;


Дискуссии на семинарских занятиях

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Способен самостоятельно анализировать и интерпретировать предложенные тексты; применяет на практике биографический, контекстульный, интертекстуальный, социологический, нарративный, стиховедческий методы при анализе текстов

Самостоятельная работа - подготовка к семинарам, подготовка рефератов, эссе, выполнение аудиторных контрольных работ;

Дискуссии на семинарах



Способен применять полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков, русской и иностранных литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

ИК – Б5.3/7.1

Ориентируется в историко-культурном и литературном контексте «золотого» и Серебряного веков русской литературы; осознает культурную дистанцию между современной и исследуемой эпохой и понимает, какими способами ее можно преодолеть

Интерактивные

лекции;


Дискуссии на семинарских занятиях;

Подготовка рефератов, эссе



Способен редактировать и комментировать художественную и научную литературу

ИК – Б.1.1 ред.,2-3/Б.7.2

Владеет базовыми приемами историко-литературного, социокультурного и реального комментирования классических текстов

Самостоятельные работы (эссе, контрольные работы, реферат), дискуссии на семинарах




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является базовой. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знание базовых литературоведческих понятий и приемов анализа на уровне программы средней общеобразовательной школы;

Понимание специфики прозаической и поэтической организации текстов;

Способность к освоению новых методов анализа текста и к существенному расширению читательского опыта (в количественном и качественном отношении).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Курсовая работа;

- История русской литературы,

- Основные подходы к изучению прозаического нарратива;

- дисциплин концентрации «Русская литература и культура».
5 Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




Ключевые тексты XIX в.

126

42

32

52

1

Новелла Пушкина «Выстрел»: «медленное чтение» в полифонии аспектов (жанр, язык, композиция etc.)

30

10

10

10

2

Лирические тексты Н.А. Некрасова: нарушение жанровых конвенций и читательского ожидания

24

4

4

8

3

Очерк Некрасова «Петербургские углы» в контексте повествовательной традиции XIX в.

12

2

2

8

4

Формирование канона русской драмы в первой половине XIX века

22

8

6

8

5

«Расточитель» Н.С.Лескова: подведение итогов

10

2

2

6

6

Рассказы Л.Н. Толстого

34

12

10

12




Ключевые тексты XX в.

126

42

32

52

1

Русский модернизм: поэты и стихотворения

78

24

24

30

2

Рассказ Е. И. Замятина «Ловец человеков»

22

6

6

10

3

Рассказ В.В. Набокова «Адмиралтейская игла»

20

6

6

8

4

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»

36

12

10

14




Итого:

252

84

64

104


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя модуля)



Контрольная работа

*

4 неделя


*

3 неделя


*

5 неделя


*

3 неделя


Аналитическая работа,

3-4 тыс. слов



Эссе




*

6 неделя


*

7 неделя





Письменная работа,

60 минут


Реферат

*

6 неделя


*








8-10 тыс. знаков

Промежу­точный

Зачет





*







Устный, 30 минут

Итоговый

Экзамен











*

Устный, 45 минут


    1. Критерии оценки знаний, навыков



Критерии оценки письменных работ:

Наличие четкой структуры текста и логики изложения;

Доказательность аргументации – с опорой на теоретические знания (лекции, научная литература) и получаемые на семинарах навыки анализа текста, привлечения литературного и биографического фона и контекста;

Стилистическая выдержанность текста;

Соответствие правилам оформления;

Соответствие заданным параметрам объема текста;

Отсутствие грамматических ошибок.

Критерии оценки устных выступлений и участия в дискуссии

Соответствие жанру (доклад, выступление в дискуссии, реплика).

Наличие структуры выступления и логики изложения;

Доказательность;

Оригинальность;

Стилистическая выдержанность устной речи;

Владение нормами академического этикета.

7 Содержание дисциплины
Ключевые тексты русской литературы XIX века
Раздел 1. Новелла Пушкина “Выстрел”: “медленное чтение” в полифонии аспектов (жанр, язык, композиция etc.)

Концепция изучения данного раздела не предусматривает жесткого деления занятий на лекционные и семинарские: текст Пушкина читается и обсуждается фраза за фразой, по ходу делаются необходимые экскурсы. Тексты эпохи для воссоздания литературного фона и исторического контекста, равно и научная литература, задаются для самостоятельного прочтения, после чего привлекаются в аудиторной работе, а также используются в студенческих ответах (письменных и устных), репликах, дискуссиях и докладах.

Пресуппозиция раздела - установка на чтение «Выстрела» как текста иной эпохи, функции, бытования и проч., т.е. текста, значительно удаленного от современного читателя и его опыта, что требует овладения техникой (комплексом разнообразных техник) выявления и истолкования этой инакости.

Ниже перечислены основные пучки параметров (слои текста), которые планомерно выявляются и обсуждаются в ходе разбора пушкинской повести:

а) язык (нормативное, конвенциональное, просторечное, архаизирующее, остраняющее, иронизирующее, жаргонное словоупотребление в «Выстреле» - с проекциями на иные тексты эпохи, см. раздел «Источники»);

б) строение и ритм фразы (инверсии, эллипсисы, «нагота» vs. многословие, эмфаза, ретардация, восходящая и нисходящая интонации);

в) нарративные приемы и их эффекты (модель «рассказ в рассказе»; клише; «окрашивание» текста индивидуальной манерой рассказчика; трансформации этой манеры; интонационные дублеты);

г) персонажная система и композиционное устройство (ономастика русской повести 1820-х гг. [на одном из занятия студентам предлагается блиц-работа по соотношению имен и типажей]; дублетность героев; модификации сюжетных схем);

д) аллюзионная техника, уровни ее проявления (эпиграфы; прямые и скрытые цитаты; тематические, биографические, интонационные, стилистические отсылки; внятность их различным кругам читателей пушкинской новеллы);

е) исторические, культурные, бытовые реалии и концепты эпохи, их отражение в тексте (армейский быт vs. жизнь в поместье; армия vs. гвардия; офицерская корпорация и ее законы; карточная игра; дуэль и дуэльный кодекс; ухаживание, брак, флирт, адюльтер; занятия и быт мелкопоместного дворянина и крупного землевладельца; титулованное дворянство, аристократия, древность происхождения; чтение и читатели; светская беседа).

ж) жанровое разнообразие русской прозы 1820-1830-х гг.; место «Выстрела» в этой становящейся системе.

Количество часов аудиторной работы – 20.


Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Пушкин. Выстрел // Повести Белкина. Научное издание. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 1999. С. 1-35 (первой пагинации – в разделе «Повести Белкина». Репринт первого издания (1831 г.)). – Электронная версия – на сайте ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом): http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8733

Бестужев А.А. Вечер на бивуаке; Второй вечер на бивуаке // Бестужев-Марлинский А.А. Соч.: В 2-х тт. Т. 1. С. 77-97.

Титов В.П. Уединенный домик на Васильевском // Марьина роща: Русская романтическая повесть. М., 1984. С. 136-155. Электронная версия: http://az.lib.ru/t/titow_w_p/text_0020.shtml

Уолпол Г. Замок Отранто (пер. с англ.). Электронная версия: http://lib.ru/INOOLD/UOPOL/wallpoll1_1.txt

Карамзин Н.М. Остров Борнгольм. Электронная версия: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0100.shtml


Научная литература:

Гроссман Л.П. Исторический фон «Выстрела» [1929] // Гроссман Л.П. Цех пера: Эссеистика. М.: Аграф, 2000. С. 463-490.

Бочаров С. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974. С. 174-181.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века. СПб.: Искусство – СПб, 1994 (глава «Дуэль», с. 164-179).

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб.: изд-во С.-

Петербургского университета, 1996 (раздел о «Выстреле», с. 153-199).



Чумаков Ю. Н. Фуражка Сильвио // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 141-148.

Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 1998 (гл. 3, 4, 5, 6 = с. 75-269).
Раздел 2. Лирические тексты Некрасова: нарушение жанровых конвенций и читательского ожидания (2 лекции, 2 семинара).

Количество часов аудиторной работы – 8.


Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Некрасов Н.А. 14 июня 1854 г.; «Внимая ужасам войны…»; «Еду ли ночью по улице темной…»; «Ни стыда, ни состраданья…»; «Давно – отвергнутый тобою…» // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15 т. Художественные произведения. Л., 1980-1982. Т. 1-3.

Плещеев А.А. «Мне тяжело читать кровавые страницы…» // Плещеев А.Н. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964.
Научная литература:
Б.М. Эйхенбаум. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Байбурин А.К., Левинтон Г.А., Руднев П.А. Некоторые аспекты описания и анализа поэтического текста // Н.А Некрасов и русская литература. Кострома, 1971.

Бухштаб Б. Некрасов: Проблемы творчества. Л., 1989.

Раздел 3. Очерк Некрасова «Петербургские углы» в контексте повествовательной традиции XIX в. (1 лекция, 1 семинар).

Концепция занятий в данном разделе аналогична разделу 1.

Параметры, выделяемые в ходе «медленного чтения» очерка:

а) отражение в тексте литературной и реальной биографии Некрасова второй половины 1840-х гг.; авторское «я», сферы его интереса, способы фиксации впечатлений, наблюдений и умозаключений;

б) система персонажей.

в) типы речи в повести: прямая, несобственно-прямая, косвенная; монологи, диалоги, авторские ремарки, восклицания;

г) грамматика, синтаксис и пунктуация текста;

д) система аллюзий и реминисценций в очерке.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Некрасов Н.А. Петербургские углы // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15 т. Художественные произведения. Л., 1983. Т. 7.
Научная литература:

Гуковский Г.А. Неизданные повести Некрасова в истории русской прозы сороковых годов // Некрасов Н.А. Жизнь и похождения Тихона Тростникова. М.; Л., 1931.

Жук А.А. Сатира натуральной школы. Саратов, 1979.

Раздел 4. Формирование канона русской драмы в первой половине XIX века.
Тема 1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (1 лекция, 1 семинар).

Литературная судьба Грибоедова. Комедия Грибоедова «Горе от ума» в контексте драмы XVIII и начала ХIХ века. «Горе от ума» и «Говорун» Хмельницкого. Набор традиционных амплуа и их трансформация в комедии Грибоедова. Русский вольный ямб и стих «Горе от ума. Вариации стихотворного размера и персонажи. Сюжет и композиция комедии. Трагедийный перелом и его подготовка.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 2. Н.В. Гоголь. «Игроки» (1 лекция).

Отсутствие «афиши» в комедии. Ситуация «театра в театре». Обманщики и обманутые. Функции «вставных историй» в диалогах. «Игроки» Гоголя и тема карточной игры в русской литературе начала Х1Х века. Смысл эпиграфа к комедии. «Миражная интрига» в «Игроках» и «Ревизоре».

Количество часов аудиторной работы – 2.
Тема 3. А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся». «Бедность не порок» (1 лекция, 1 семинар).

Ранний Островский. Поэтика ранних пьес. История создания комедии «Свои люди – сочтемся». Функция фольклорных текстов в комедии «Бедность не порок». Святочная культура и ее назначение в «Бедность не порок». Построение финалов в пьесах Островского.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 4. Сухово-Кобылин А.В. Драматическая трилогия (1 лекция).

Положение в литературной среде. Философские работы. Трилогия.

Количество часов аудиторной работы – 2.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Грибоедов А.С. Горе от ума // Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. СПб., 1995. http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0010.shtml

Хмельницкий Н.И. Говорун // Стихотворная комедия конца XVIII - начала XIX в. М.; Л., 1964. http://az.lib.ru/h/hmelxnickij_n_i/text_0030.shtml

Гоголь Н.В. Игроки // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 5. http://www.ilibrary.ru/text/1552/p.1/index.html

Островский А.Н. Свои люди – сочтемся, Бедность не порок // Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 16-ти т. Т. 1. М., 1949. http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0030.shtml

Сухово-Кобылин А.В. Трилогия. М. ГИХЛ, 1955.
Научная литература:
Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С.347-379. http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0150.shtml

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

Лотман Ю. М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995. С. 786—814.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-786-.htm

Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981.

Калмановский Е.С. Сухово-Кобылин и русская литература 1850-1860-х годов // Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. Л.,1989.
Раздел 5. «Расточитель» Н.С.Лескова: подведение итогов (1 лекция, 1 семинар).

Драма Лескова как итог развития русской драмы первой половины XIX века. Заимствования из пьес Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского. Полемика Н.С.Лескова с А.Н.Островским.

Количество часов аудиторной работы – 2.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Лесков Н.С. Расточитель // Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. М., 1992-…. Т. 5.
Научная литература:
Столярова И.В. Драма Н.С.Лескова «Расточитель» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Раздел 6. Рассказы Л. Н. Толстого.
Тема 1 (1 лекция). Единство «поэтического мира» Л. Н. Толстого. Естественное и «искусственное». Основные принципы повествования. Остранение. Детализация и «генерализация». «Текучая» природа человеческой личности («диалектика души»).

Количество часов аудиторной работы – 2.


Тема 2. Рассказ «Три смерти» (2 лекции, 2 семинара).

Проблема смерти и изображение смерти в прозе Толстого. Мир цивилизации, мир крестьянства, мир природный. Композиция рассказа. Время, пространство, предметная сфера. Контраст и его снятие. Различие и сходство в изображении персонажей. Символика и «художественность» в поэтической системе Толстого. «Три смерти» и позднейшее творчество Толстого.

Количество часов аудиторной работы – 8.
Тема 3. Рассказ «После бала» (3 лекции, 3 семинара).

Контекст философии и художественных сочинений Толстого 1880-1900-х гг. «Ранний Толстой» и поэтика «После бала». Поэтизация и критика прошлого. Толстовские концепции «культуры», «государства», «общества», «семьи и брака» в «После бала». Семантика заглавья и сюжетная организация рассказа. Проблема «среды» и личного выбора (испытания) героя. Тема «ухода» в позднем творчестве Толстого и ее решение в «После бала». Календарная символика рассказа (масленица и пост). Автор, рассказчик, герой. «Морализм» и «художественность» позднего Толстого.

Количество часов аудиторной работы – 12.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Л. Н. Толстой. Три смерти; После бала; Посмертные записки старца Федора Кузмича.
Научная литература:
Б. М. Эйхенбаум. Лев Толстой; Из книги «Лев Толстой <…> Пятидесятые годы» (ч. 3; гл. 1-3) // Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009. С. 29-72; 280-323.

М. Б. Плюханова. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.

А. К. Жолковский. Морфология и исторические корни «После бала» // А. К. Жолковский. Блуждающие сны. М., 1992 (2-е изд. – 1996).

Ключевые тексты русской литературы XX века

Раздел 1. Русский модернизм: поэты и стихотворения.

Формат разработки каждой темы раздела: 1 лекция + 1 семинар (4 аудиторных часа).


Тема 1. В. Брюсов.

Лекция: Предметный мир стих. «Творчество»

Семинар: Город в стих. «Горят электричеством луны…»

Научная литература: Гиндин С. И. Валерий Брюсов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001. Кн. 2. С. 3–62.  

 

Тема 2. А. Блок.



Лекция: Подтексты из Л. Толстого и Н. Некрасова в стих. «На железной дороге»

Семинар: "Страшный мир" в стих. "Незнакомка»

Научная литература: Максимов Д. Е. Идеи пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1975. С. 6–143.  

 

Тема 3. И. Анненский.



Лекция: Природа и человек в стих. «Одуванчики»

Семинар: Образ города в стих. «Петербург»

Научная литература: Гинзбург Л. Я. Вещный мир // Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 292–330.

 

Тема 4. Н. Гумилёв.



Лекция: Фантастический реализм стих. «Заблудившийся трамвай»

Семинар: Экфрасисы в стих. «Фра Беато Анджелико»

Научная литература: Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н. С. Гумилёва) // Гумилёв Н. С. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1989. С. 5–32.

 

Тема 5. А. Ахматова.



Лекция: Поэтика ранней Ахматовой в стих. «Я сошла с ума, о, мальчик странный…»

Семинар: Христианская тема в стих. «Когда в тоске самоубийства…»

Научная литература: Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

 

Тема 6. О. Мандельштам.



Лекция: Образ Москвы в стих. «На розвальнях, уложенных соломой…»

Семинар: "Неконвенциональная" поэтика стих «Мастерица виноватых взоров…»

Научная литература: Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996. С. 189–276.

 

Тема 7. В. Хлебников.



Лекция: Русский верлибр ХХ века и стих «Зверинец»

Семинар: Заумь в стих «Бобэоби пелись губы…»

Научная литература: Тынянов Ю. Н. О Хлебникове // Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М., 1993. С. 230 – 238.

 

Тема 8. В. Маяковский.



Лекция: Маяковский - поэт-оратор (стих. «Вам!»)

Семинар: Живопись, музыка и слово в стих. «А вы могли бы?»

Научная литература: Гаспаров М. Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. М., 1995. С. 363-395.

 

Тема 9. Б. Пастернак.



Лекция: Природа и поэзия в стих. «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Семинар: Метафоры в стих. «Сложа вёсла»



Научная литература: Синявский А. Д. Поэзия Пастернака // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. Л., 1965. С. 9–64.

 

Тема 10. С. Есенин.



Лекция: Пантеистическая образность стих. «Край любимый! Сердцу снятся…»

Семинар: Пушкинизм стих «Годы молодые с забубённой славой…»

Научная литература: Азадовский К. М. Сергей Есенин: лирика и драма. СПб., 2003. С. 5–48.  

 

Тема 11. В. Ходасевич.



Лекция: Композиция стих. «Путём зерна»

Семинар: Реминисценции в стих. «Окна во двор»

Научная литература: Бочаров С. Г. «Памятник» Ходасевича // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 415–471.  

 

Тема 12. М. Цветаева.



Лекция: Мир детства в стих. «Книги в красном переплёте…»

Семинар: Мир взрослых в стих. «Квиты: вами я объедена…»

Научная литература: Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 307–315. 
Раздел 2. Рассказ Е. И. Замятина «Ловец человеков».
Тема 1 (1 лекция, 1 семинар). Проза Е. И. Замятина в контексте литературы 1910-х гг. Основные темы, мотивы, приемы. Россия и Запад, «старое» и «новое», «органичное» и «механическое» в прозе Замятина.

Количество часов аудиторной работы – 4.


Тема 2 (1 лекция, 2 семинара). Рассказ «Ловец человеков». Семантика заглавья. Композиция рассказа. Фантастический урбанизм. Тема войны и смерти. Тема искусства. Эротические мотивы. Лейтмотивная техника. Специфика предметных деталей. Особенности стиля.

Количество часов аудиторной работы – 6.


Тема 3 (1 лекция). Рассказ «Ловец человеков», позднейшая проза Замятина (роман «Мы») и литература 1920-х гг.

Количество часов аудиторной работы – 2.


Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Е. И. Замятин. Ловец человеков (любое издание).

Е. И. Замятин. О синтетизме; Новая русская проза; О литературе, революции, энтропии и о прочем; О сегодняшнем и современном // Е. И. Замятин. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М., 1999 (или другие издания).
Научная литература:
Виктор Шкловский. Евгений Замятин // Виктор Шкловский. Гамбургский счет. М., 1990. С. 143-145.

Ю. Н. Тынянов. Литературное сегодня // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 150-166.

Раздел 3. Рассказ В. В. Набокова «Адмиралтейская игла».
Тема 1 (1 лекция, 1 семинар). Основные темы литературы первой эмиграции и их преломление в прозе Набокова. Автобиографические реалии и их мифологизация и деконструкция в рассказе «Адмиралтейская игла».

Количество часов аудиторной работы – 4.


Тема 2 (1 лекция, 2 семинара). Литературный фон рассказа «Адмиралтейская игла». Семантика заглавья и «петербургский миф». Метатекстуальный план рассказа: «литература» и «жизнь». Автор и повествователь. «Дурная поэзия» и «дурная проза» в «Адмиралтейской игле».

Количество часов аудиторной работы – 6.


Тема 3 (1 лекция). «Адмиралтейская игла» и позднейшая мемуарная и художественная проза Набокова.

Количество часов аудиторной работы – 2.


Источники и научная литература к разделу:
В. В. Набоков. «Адмиралтейская игла» и другие рассказы из кн. «Весна в Фиальте» // В. Набоков. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. <Т. 3> / Вступит. ст. А. А. Долинина; примеч. к рассказам Ю. Левинга

Раздел 4. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Тема 1 (1 лекция). Литературный дебют Солженицына и общественная ситуация конца 1950-х – начала 1960-х гг. «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Количество часов аудиторной работы – 2.


Тема 2 (1 лекция, 1 семинар). Русская и советская история в рассказе «Матрёнин двор».

Количество часов аудиторной работы – 4.


Тема 3 (1 лекция, 1 семинар). Композиция рассказа. Заглавье, «увертюра», концовка. Пространственно-временная организация повествования.

Количество часов аудиторной работы – 4.


Тема 4 (1 лекция, 2 семинара). Фольклор и русская классика в рассказе. «Языковое расширение». Особенности словоупотребления, синтаксиса, орфографии и пунктуации Солженицына.

Количество часов аудиторной работы – 6.


Тема 5 (1 лекция, 1 семинар). Героиня и повествователь: русская праведница и русский писатель.

Количество часов аудиторной работы – 4.


Тема 6 (1 лекция). «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка». «Матрёнин двор» и позднейшая проза Солженицына.

Количество часов аудиторной работы – 2.


Источники и научная литература к разделу:
Источники:
А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича; Матрёнин двор; Случай на станции Кочетовка; Пасхальный крестный ход // А. И. Солженицын. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006 - … . Т.1. / Комментарии В. В. Радзишевского

А. И. Солженицын. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М., 1996 (главы «Писатель-подпольщик», «Обнаруживаясь», «На поверхности»).

А. И. Солженицын. Некоторые грамматические соображения // А. И. Солженицын. Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1997. Т. 3. С. 524-539

И. С. Тургенев. Певцы; Смерть; Живые мощи (из книги «Записки охотника»)

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос; Кому на Руси жить хорошо

Н. С. Лесков <Предисловие к «Рассказам о праведниках»>
Литература:
Р. Л. Джексон. «Матрёнин двор»: Сотворение русской иконы // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика 1974-2008. М., 2010. С. 547-557.

О. А. Лекманов. «От железной дороги подале, к озерам…» (о том, как устроено пространство в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000. С. 329-333.
Словари:
Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (любое издание)

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Ред. Д. Н. Ушаков (любое издание)

Словарь русского языка: В 4 т. (любое издание) / Ред. А. П. Евгеньевой

А. И. Солженицын. Русский словарь языкового расширения. М., 2000 (или более ранние издания)



  1. Образовательные технологии

В рамках изучения курса студенты выполняют 2-3 проверочные письменные работы в течение каждого модуля. Преподаватель оценивает каждую работу, письменно (а при запросе студента – устно) комментируя ошибки и недочеты. На занятиях проходит коллективное обсуждение, студенты делают сообщения и доклады, в т.ч. в форме презентаций, участвуют в дискуссиях.




  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1 Тематика заданий текущего контроля
Пример блиц-работы по ономастике русской прозы и драматургии 1810-1820-х гг.:
1) поясните, как образованы следующие именования

2) укажите, героям какого типа они могут принадлежать
Граф Ольгин, Полковник

Петр Аглаев [«Семейство Холмских», Д.Н. Бегичев]

Графиня Алина Звездич [«Испытание», А.А. Бестужев]

Помещик Лидин [«Граф Нулин», Пушкин]

Княжна Глафира Юрьевна Мишурская

Валериан Стрелинский [«Испытание», Бестужев]

Князь Борис Матвеевич Рамирский [«Семейство Холмских»]

Его сестра, графиня Авдотья Матвеевна Хлестова

Князь Николай Петрович Гремин [«Испытание]

Фиалкин [«Липецкие воды», А.А. Шаховской]


Примерные темы для аналитической работы (3-4 тыс. слов, «Выстрел»):

1. В некоторых точках повествования как будто происходит торможение сюжета, а в других, - напротив, убыстрение. Приведите примеры и прокомментируйте их.


2. Целый ряд слов (лексем) повторяются в характеристиках и высказываниях того или иного персонажа. Каковы, на Ваш взгляд, самые заметные случаи? Чем это можно объяснить?
3. На лекциях и семинарах мы говорили о том, что повествование меняет свою стилевую окраску. Приведите примеры и прокомментируйте их.
4. Можно ли говорить об изменениях в облике персонажей? Аргументируйте свой
взгляд.



Вопрос для самостоятельной письменной работы (разбор):
Разберите и прокомментируйте стихотворение русского поэта-модерниста (не более восьми строк; по выбору студента), написанное до 1921 г.
Примерные вопросы для самостоятельной письменной работы (60 минут):
1. Тезисно сопоставьте образ нарратора в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» и в очерке «Петербургские углы».

2. Фрагменты (осколки) каких поэтических традиций и топик обнаруживаются в стихотворении «Внимая ужасам войны...»? Тезисы подтвердите примерами.

3. Охарактеризуйте композиционное строение стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…».

4. Чем отличается зеленый господин от других обитателей «петербургского угла»?



9.2 Примерные вопросы/задания для оценки качества освоения дисциплины
Промежуточный контроль (зачет) во 2 модуле:
А) В качестве задания по части «Ключевые тексты XIX в.» предлагается разобрать один из 10 фрагментов новеллы «Выстрел», отвечая на сформулированные к нему вопросы, например:

Характер мой вам известен: я привык первенствовать,
но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было
в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством:
я перепил славного Б***, воспетого Д. Д–м. Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня,
как на необходимое зло.


Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою …

Прокомментируйте нижеследующий фрагмент: каково его положение в тексте повести; кто рассказчик и кто адресат рассказа? какие реальные лица прозрачно зашифрованы в этом рассказе? какова степень достоверности сообщенных здесь фактов? каковые речевые приемы использует рассказчик?

Б) В качестве задания по части «Ключевые тексты XX в.» предлагается прокомментировать одно из стихотворений, изучавшихся в течение 1-2 модуля:
Примерные вопросы для самостоятельной письменной работы / доклада (3-4 модуль):

А (Ключевые тексты XIX в.)

1. Врач и священник в рассказе «Три смерти»

2. Речевая характеристика персонажей рассказа «Три смерти»

3. Авторская оценка персонажей рассказа «Три смерти»; средства ее выражения

4. Символична ли «смерть дерева» в рассказе «Три смерти»?

5. Формы предчувствия смерти у барыни и ямщика

6. Дорога в рассказе «Три смерти»

7. Почему автор «После бала» упоминает о том, что Иван Васильевич умел хорошо рассказывать?

8. «Царская» тема в рассказе «После бала»

9. Прошлое и настоящее в рассказе «После бала»

10. Звук в рассказе «После бала»

11. Цвет и свет в рассказе «После бала»

12. Мимика, пластика и речь в рассказе «После бала»

13. Опьянение в рассказе «После бала»

14. Роль заключительного обмена репликами в рассказе «После бала».
Б. Ключевые тексты XX в.

1. Мотив тумана в рассказе «Ловец человеков»

2. Музыка в рассказе «Ловец человеков»

3. Открытое и закрытое пространства в рассказе «Ловец человеков»

4. Рай и ад в рассказе «Ловец человеков»

5. Зоологические метафоры в рассказе «Ловец человеков»

6. Небо, земля, море в рассказе «Ловец человеков»

7. Номинации персонажей в рассказе «Ловец человеков»

8. «Английский миф» в рассказе «Ловец человеков»

9. Петербургская топография в рассказе «Адмиралтейская игла»

10. «Адмиралтейская игла» и «Медный всадник»

11. Романсы в «Адмиралтейской игле»

12. Литературные симпатии и антипатии рассказчика «Адмиралтейской иглы»

13. Синхронное и ретроспективное восприятие революции в рассказе «Адмиралтейская игла»

14. Автор и рассказчик «Адмиралтейской иглы»

15. Литература и реальность в «Адмиралтейской игле»

16. Прошлое и настоящее в «Адмиралтейской игле»
Контрольное задание:

Составить словарь рассказа «Матрёнин двор»


Итоговый контроль (экзамен) в 4 модуле:
Экзаменационный вопрос: анализ и интерпретация фрагмента одного из изучаемых текстов (ср. описание экзаменационного задания по «Выстрелу»).

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине «Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Оценка за промежуточный и итоговый контроль включает в себя накопленную оценку за текущий контроль и оценку работы над итоговым заданием.

Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и семинарских занятиях - активность участия в дискуссиях, правильность ответов на вопросы. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным и итоговым контролем - Оаудиторная

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения самостоятельных работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа
Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа



где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП
Результаты первого и второго модуля (1 этап):

Онакопленная 1 = 0,6 Отекущий + 0,2 Оауд. + 0,2 Осам.работа

где Отекущий = 0,5·Отекущий 1 + 0,5·Отекущий 2

при этом

Отекущий 1 (по первой части дисциплины - Ключевые тексты русской литературы XIX века) = 0,6·Ореферат+ 0,4·Ок/р (письменная работа по тексту);

Отекущий 2 (по второй части дисциплины - Ключевые тексты русской литературы XX века) = Отекущий = 0,4·Оэссе + 0,6·Ок/р1
Промежуточная оценка (за первый этап освоения дисциплины) выставляется по формуле:

Опромежуточная = 0,7·Онакопленная 1 + 0,3·Опромежуточный зачет
Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля в форме зачета – арифметический.

Результаты третьего и четвертого модулей (второй этап):

Онакопленная 2 = 0,6 Отекущий + 0,2 Оауд. + 0,2 Осам.работа

где Отекущий = 0,5·Отекущий 1 + 0,5·Отекущий 2

при этом

Отекущий 1 (по первой части дисциплины - Ключевые тексты русской литературы XIX века) = 0,6·Оэссе+ 0,4·Ок/р;

Отекущий 2 (по второй части дисциплины - Ключевые тексты русской литературы XX века) =·Ок/р
Перед итоговым контролем (экзамен, 4 модуль) определяется итоговая накопленная оценка:

Онакопленная Итоговая= Опромежуточная + Онакопленная 2 : 2


Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину выставляется по следующей формуле:
Орезульт. = 0,3·Онакопл. итоговая + 0,7·Оитоговый экз.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Способ округления результирующей оценки по дисциплине – арифметический.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



    1. Базовый учебник


Нет
11.2 Основная литература

Указана выше, при каждом из разделов в обеих частях курсах (Ключевые тексты XIX в. и Ключевые тексты XX в. соответственно).


11.3 Дополнительная литература

Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

Бицилли П. М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1972. С. 118-124 (или любое иное издание; Гл. 2. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского - фрагмент о рассказе Толстого "Три смерти").

Ж. Нива. Солженицын. М., 1991.

Б. Н. Любимов. «Уплотненное время»: категория времени в произведениях А.И. Солженицына // Путь Солженицына в контексте большого времени: Сб. статей. М., 2009.
11.4 Справочники, словари, энциклопедии

Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989 – издание продолжается. Т. 1–5.

Русские писатели XX века: Биографический словарь. М., 2000.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984 (есть переиздания).

Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999 (есть переиздания).

Словарь Академии Российской, Ч. I-VI. СПб., 1789-1794. Электронная версия: http://www.runivers.ru/lib/book3173/



11.5 Программные средства

Письменные самостоятельные работы студентов выполняются в текстовом редакторе Microsoft Word и строго к объявляемому на очередном занятии dead-line высылаются преподавателю на адрес электронной почты.


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для ряда аудиторных занятий необходим компьютер с выходом в интернет и проектор.

1 Контрольная работа включает три задания: анализ подтекстов, текста, разбор стихотворения


  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Критерии оценки знаний, навыков
  • Базовый учебник