Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Политический менеджмент»




Скачать 211.27 Kb.
Дата03.07.2017
Размер211.27 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины


«Политический менеджмент»

Для специальности 030200.62 –Политология

Темы для подготовки бакалавра

Автор: профессор, Шаблинский И.Г.




Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2008 г.

Председатель Поляков Л.В.

__________________


Одобрена на заседании кафедры

«Политический консалтинг и избирательные технологии»

« 04 » сентября 2008 г.

Зам. зав. кафедрой Огарь И.В.

___________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

« ____» ___________2008 г.

Ученый секретарь Орлов И.Б.

__________________

Москва

2008 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель преподавания дисциплины: создание у студентов первичной политологической «системы координат», позволяющей в необходимых случаях дополнить правовой анализ политическим.

Задачи преподавания дисциплины

  • Введение студентов в круг базовых понятий политологии. Демонстрация взаимосвязанности политических и правовых процессов и явлений;

  • Первичное ознакомление студентов с характером работы политологов, с требованиями, предъявляемыми рынком труда к профессиональным знаниям и навыкам политологов.

  • Выработка у студентов первичных навыков работы с политическими и политологическими текстами.

2. Связь курса с другими дисциплинами

Курс подкрепляется и сам служит подкреплением для «Политической истории» и «Политической системы и политических процессов в современной России», а также для дисциплин: «История политических учений», «Сравнительная политология», «Социальная и политическая психология», «Политическая социология», «Государство и бюрократии», «Методы анализа политических процессов» и т.д.. Две последние дисциплины обеспечивают наполнение предлагаемых в рамках курса политологических концепций необходимой конкретикой, позволяют лучше увидеть и почувствовать границы их использования.

Курс тесно связан с дисциплинами «Социология (введение)» и «Психология (введение)».

В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «социальное пространство», «социальная стратификация», «мобильность», «общественное мнение» и пр. В рамках курса достаточно подробно рассматриваются политологические и социологические концепции «элиты».



При освещении психологического климата общества и его влияния на общественное мнение, а также при рассмотрении динамики политических систем активно используются некоторые фундаментальные понятия психологии и социальной психологии (настроения, эмоции, фрустрация, агрессия, относительная депривация и др.)

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1

Предмет и система курса. Основные понятия.

5

2




3

2

Типологии лидерства.

8

4




4

3

Сущность харизмы. Политический менеджмент в условиях действия харизмы.

7

4




3

4

Типы политических карьер в условиях демократического режима (рационально-легального типа лидерства), наборы политических качеств.

3







3

5

Менеджмент при создании политических партий.

4







4

6

Виды политических партий. Российский политический спектр, его развитие.

2







2

7

Политический менеджмент в условиях различных партийных систем.

6

2




4

8

Управление общественными связями.

4







4

9

Создание средства массовой информации. Порядок регистрации.

3







3

10

Идеологические установки в политической рекламе. Идеология – определения.

14

3

3

8

11

Политический менеджмент и выборы.

11

1

2

8

12

Стадии избирательной кампании.

2







2

13

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.

5




2

3

14

Менеджмент в рамках избирательных споров.

5,5

1,5




4

15

Выборы в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

9




4

5

16

Выборы в Государственную Думу в 2003 и в 2007 гг.

9

2

3

4

17

Кризисный менеджмент – понятие, факторы.

3,5







3,5

18

Политический кризис в России в 1993 г.


7

1,5

2

3,5




Итого:

108

21

16

71



Базовые учебники

  1. «Мир политической науки». Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО-Университет) МИД России. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]; МГИМО (Университет) МИД России, ТК Велби, Из-во Проспект, 2004.

  3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003

  4. Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.



Формы контроля
Дисциплина оценивается зачетом.

Результирующая оценка слагается из оценок:



  • посещаемости лекций

  • контроля на семинарских занятиях (посещение и активное участие в дискуссии)

  • выполнение эссе

  • ответа на зачете

Алгоритм формирования оценки таков:



  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 10%

  • вес посещаемости семинаров, активного участия в дискуссиях. W п.с. выступлений = 20%

  • эссе W эссе = 20%

  • ответ на зачете W ответ на зачете = 50%

Содержание программы

Блок «Менеджмент и лидерство».

Тема 1. Предмет и система курса. Основные понятия.

Понятия политического менеджмента, политического лидерства, политических технологий. Лидер и менеджер. Важнейшие лидерские качества. Политические лидерство и менеджмент в истории политической мысли (Платон, Макиавелли, Вебер). М. Вебер о политике как профессии.



Основная литература:

  1. Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. - М.: «Союз», 1993.

  2. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

Тема 2. Типологии лидерства.

Соотношение типов лидерства: «традиционное» - «легальное» - «харизматическое». Проблемы политического менеджмента в условиях различных типов лидерства. Исторический экскурс. Лидерство традиционного типа. Монархи-лидеры реформ, политических движений (ХYI-XYII вв., эпоха Реформации - Генрих IY, Просвещение – Петр I, ХХ век - Хуан Карлос I).

Традиционное лидерство в рамках номенклатуры. Лидерство и олигархия. Политический менеджмент в условиях режима номенклатуры (СССР, КНР)

Основная литература:


  1. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб: «Питер-Пресс», 1996.

  2. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. Нац. Демокр. Инт-т международных отношений США. - М., 1994.

Тема 3. Сущность харизмы. Политический менеджмент в условиях действия харизмы.

Харизматическое лидерство охранительно-националистического и революционистского типов. Харизматическое неформальное (духовно-политическое) лидерство.



Основная литература:

  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международный педагог. Акад., 1994.

  2. Евгеньева Т. Ценности и мифы массового сознания и их место в политической кампании // Технология политических кампаний. - М.: Фонд социально-политических исследований, 1991. С.18-26.

Тема 4. Типы политических карьер в условиях демократического режима (рационально-легального типа лидерства), наборы политических качеств.

Публичная и аппаратная карьеры. Карьера политического менеджера. Патрон-клиентские отношения. Гендерный аспект политического менеджмента. Женщина – политический менеджер и публичный политик. Феномен «дочери (жены) вождя» (И.Ганди, Г.Меир, М.Тэтчер, Аун Сан, Б.Бхутто, К.Акино).



Основная литература:

  1. Егорова-Гартман Е.В., Косолапова Ю.Н., Минтусов И.Е. Восприятие власти. Поиск ясных образов. Электоральное решение: есть ли разгадка // «Власть», 1994, № 1. С.18-21.

  2. Егорова-Гартман Е.В., Минтусов И.Е. Политическое консультирование. - М.: ИПО «Профиздат», 1999.


Блок «Партии».

Тема 5. Менеджмент при создании политических партий.

Определение участка спектра, политической ниши новой партии. Учет законодательства о партиях. Организация собраний сторонников в регионах. Организация региональных отделений. Проведение учредительного съезда. Процесс регистрации.



Основная литература:

  1. Егорова-Гартман Е.В., Плешаков К.В., Байбакова Р.Б. Политическая реклама. - М.: ИПО «Профиздат», 1999.

  2. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. Научно-практ. пособие. - Обнинск: «Титул», 1995.


Тема 6. Виды политических партий. Российский политический спектр, его развитие.

Крупнейшие группы электората. Целевые аудитории российских партий. Политический маркетинг в рамках партийного строительства.



Основная литература:

  1. Зотова З.М. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М.: «Знание», 1994.

  2. Как победить на выборах: метод, пособие по организации избир. Кампаний. Кн.1-5. - М.: Центр прикладн. Полит. Исследований ИНДЕМ и Национальный инт-т междунар. Исследований (США), 1991-1992.


Тема 7. Политический менеджмент в условиях различных партийных систем.

Типология партийных систем. Партия в парламенте. Внутрипарламентский менеджмент. Управление фракциями в органах законодательной власти. Роль руководителей фракции. Роль регламентов. Регламент Государственной Думы.



Основная литература:

  1. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.: Институт гос-ва и права РАН, 1995.

  2. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: «Смысл», 1993.



Блок «Политическая реклама»
Тема 8. Управление общественными связями.
Работа со СМИ. Организация пресс-конференций, брифингов, «круглых столов». Понятие журналистского пула.
Основная литература:

  1. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. Стратегия - М.: «Изограф», 1999.

  2. Наполитан Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. - М.: «Арктур», 1993.

  3. Политический консультант в российских избирательных кампаниях. Центр полит. Консультирования «НиколлоМ». - М., 1995.



Тема 9. Создание средства массовой информации. Порядок регистрации.
Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Система отношений по выпуску СМИ
Основная литература:

  1. Политический маркетинг. Практические советы. - М., 1993.

  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: «Аспект-Пресс», 1995.



Тема 10. Идеологические установки в политической рекламе. Идеология – определения.
Основные содержательные компоненты идеологий. Основные идеологические течения в современном мире. Крупнейшие мировые политические идеологии. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Коммунистическая и социалистическая идеология. Влиятельные идеологии с разным подходом к государству: национализм, фашизм, анархизм. Представительство идеологий на российском рынке СМИ.
Основная литература:

  1. Егорова-Гартман Е.В., Плешаков К.В., Байбакова Р.Б. Политическая реклама. - М.: ИПО «Профиздат», 1999.

  2. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. Научно-практ. пособие. - Обнинск: «Титул», 1995.


Блок «Выборы».

Тема 11. Политический менеджмент и выборы.

Разновидности избирательных систем; их взаимосвязь с типами политического менеджмента. Президентские кампании в США, Франции, Польше. Эволюция российской избирательной системы: исторические этапы. Реформа Условия перехода на смешанную избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы (1993 г). О новом этапе реформирования избирательной системы. Переход к пропорциональной системе при выборах депутатов Государственной Думы.


Основная литература:

  1. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. М., 1999.

  2. Слепенков И.М., Аверин Ю.П., Усманов Б.Ф. и др. Избирательная кампания: Стратегия, тактика, психологические аспекты. Рос. Центр избират. Технологии. - М., 1995.


Тема 12.Стадии избирательной кампании.
Назначение выборов: субъекты права назначения и процедура.

Избирательные округа: порядок образования, конфигурация. Манипуляции с нарезкой округов, «джерримандерринг». Избирательные комиссии: система, государственно-правовой статус, порядок формирования и компетенция. Участие представителей партий в работе избирательных комиссий.


Основная литература:

  1. Шультце Р.О. Избиратели с меняющимися предпочтениями. Сб. Ст. / Под ред. В.С.Комаровского, Г.И.Иванова. - М.: Рос. Акад. Управления, Политол. Центр, Науч.-информ. отд., 1993. С.73-76.



Тема 13.Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.
Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей. Предвыборная агитация: понятие, правовое регулирование и порядок проведения. Роль средств массовой информации. Стратегии избирательных побед. Что значит «оседлать волну», «победить в конкурсе обаяний», «подавить контрагитацией»? Опыт избирательных побед Б.Клинтона, М.Тэтчер, Й.Анталла, Б.Ельцина, Ф.Миттерана.
Основная литература:

  1. Салмин А.М. Политический портрет Маргарет Тэтчер. - М., 1982. - 121 с.

  2. Пивоваров Ю.С. Общественно-политические взгляды Р.фон Вайцзеккера. - М., 1986. - 55с.

  3. Бунин И.М. Ле Пен и Национальный фронт во Франции. - М., 1987. - 57 с.; Филиппов Б.А. Общественно-политические взгляды Иоанна Павла II. - М., 1987. - 79 с.


Тема 14.Менеджмент в рамках избирательных споров.
Конфликты в ходе избирательных кампаний. «Грязные избирательные технологии». Управление финансированием выборов: правовое регулирование и практика. Законодательный запрет на использования ряда источников финансирования.

Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Наблюдатели на выборах. Управление наблюдателями. Установление результатов выборов и их опубликование.


Основная литература:

  1. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, демократы. М., 2000.

  2. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (Российский опыт). «Статус». - Тула, 1999.


Тема 15. Выборы в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Политический менеджмент и избирательные технологии в условиях относительного баланса «партии власти» и оппозиции. Президентские выборы 1996 года. Выборы в Государственную Думу 1999 года. Политический менеджмент и избирательные технологии в условиях раскола элиты.



Основная литература:

  1. Зотова З.М. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М.: «Знание», 1994.

  2. Как победить на выборах: метод, пособие по организации избир. Кампаний. Кн.1-5. - М.: Центр прикладн. Полит. Исследований ИНДЕМ и Национальный инт-т междунар. Исследований (США), 1991-1992.

  3. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.: Институт гос-ва и права РАН.


Тема 16. Выборы в Государственную Думу в 2003 и в 2007 гг.

Избирательные технологии в условиях полного доминирования «партии власти». Президентские выборы в России в 2004 и 2008 гг.



Основная литература:

  1. Вацлав Гавел: Литературный портрет. - М., 1992. - 76 с.; Филиппов Б.А. Общественно-политические взгляды Л.Валенсы. - М., 1992. - 51 с.

  2. Орлов Б.С. Политический портрет Герхарда Шредера. - М., 1999. - 52 с.; Перегудов С.П. Тони Блэр. - М., 1999. - 103 с.; Рубинский Ю.И. Лионель Жоспен. - М., 1999. - 103 с.


Блок «Кризисный менеджмент»
Тема 17. Кризисный менеджмент – понятие, факторы.

Оценка имеющихся политических ресурсов. Оценка ресурсов соперника. Расчет политических последствий. Поиск союзников в критической ситуации. Политический кризис в августе 1991 г. в СССР.



Основная литература:

  1. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. Стратегия - М.: «Изограф», 1999.

  2. Наполитан Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. - М.: «Арктур», 1993.

  3. Политический консультант в российских избирательных кампаниях. Центр полит. Консультирования «НиколлоМ». - М., 1995.


Тема 18. Политический кризис в России в 1993 г.

Модели поведения. Политический кризис в Украине в ноябре 2004 г.


Основная литература:

  1. Вацлав Гавел: Литературный портрет. - М., 1992. - 76 с.; Филиппов Б.А. Общественно-политические взгляды Л.Валенсы. - М., 1992. - 51 с.

  2. Слепенков И.М., Аверин Ю.П., Усманов Б.Ф. и др. Избирательная кампания: Стратегия, тактика, психологические аспекты. Рос. Центр избират. Технологии. - М., 1995.



Дополнительная литература:
Егорова-Гартман Е.В., Плешаков К.В., Байбакова Р.Б. Политическая реклама. - М.: ИПО «Профиздат», 1999.

Жмыриков А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. Научно-практ. пособие. - Обнинск: «Титул», 1995.

Зотова З.М. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М.: «Знание», 1994.

Как победить на выборах: метод, пособие по организации избир. Кампаний. Кн.1-5. - М.: Центр прикладн. Полит. Исследований ИНДЕМ и Национальный инт-т междунар. Исследований (США), 1991-1992.

Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.: Институт гос-ва и права РАН, 1995.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: «Смысл», 1993.

Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, демократы. М., 2000.

Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (Российский опыт). «Статус». - Тула, 1999.

Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. Стратегия - М.: «Изограф», 1999.

Наполитан Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. - М.: «Арктур», 1993.

Политический консультант в российских избирательных кампаниях. Центр полит. Консультирования «НиколлоМ». - М., 1995.

Политический маркетинг. Практические советы. - М., 1993.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: «Аспект-Пресс», 1995.

Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. М., 1999.

Слепенков И.М., Аверин Ю.П., Усманов Б.Ф. и др. Избирательная кампания: Стратегия, тактика, психологические аспекты. Рос. Центр избират. Технологии. - М., 1995.

Труевцев К. Партитура для парламента и партия Президента. Закономерности развития многопартийности и избирательного процесса в России), Москва, ГУ ВШЭ, 2001.


Шультце Р.О. Избиратели с меняющимися предпочтениями. Сб. Ст. / Под ред. В.С.Комаровского, Г.И.Иванова. - М.: Рос. Акад. Управления, Политол. Центр, Науч.-информ. отд., 1993. С.73-76.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - М., 1992.


Специально можно было бы также порекомендовать работы, выпускаемые Центром научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН).

Ниже приводится список этих работ в хронологическом порядке.

Салмин А.М. Политический портрет Маргарет Тэтчер. - М., 1982. - 121 с.

Пивоваров Ю.С. Общественно-политические взгляды Р.фон Вайцзеккера. - М., 1986. - 55с.

Бунин И.М. Ле Пен и Национальный фронт во Франции. - М., 1987. - 57 с.; Филиппов Б.А. Общественно-политические взгляды Иоанна Павла II. - М., 1987. - 79 с.

Денискина В.Я. Политический портрет М.Тэтчер. - М., 1990. - 70 с.; 1991 г.: Любин В.П. Общественно-политические взгляды Норберто Боббио. - М., 1991. - 78 с.

Вацлав Гавел: Литературный портрет. - М., 1992. - 76 с.; Филиппов Б.А. Общественно-политические взгляды Л.Валенсы. - М., 1992. - 51 с.

Орлов Б.С. Политический портрет Герхарда Шредера. - М., 1999. - 52 с.; Перегудов С.П. Тони Блэр. - М., 1999. - 103 с.; Рубинский Ю.И. Лионель Жоспен. - М., 1999. - 103 с.

Иванян Э.А. Мадлен Олбрайт. - М., 2000. - 44 с.; Лыкошина Л.С. Лешек Бальцерович. - М., 2000. - 59 с.

Хенкин С.М. Хуан Карлос I. - М., 2001. - 62 с.



Предварительные темы эссе

1. Роль лидера в создании образа партии: российский опыт


(1990-2008 гг.).

2. Вожди радикальных группировок - организационные и идеологические функции.

3. Идеологический фактор в создании образа лидера в условиях тоталитарных и авторитарных режимов.

4. Типичные черты карьеры "лидера нации" в США: обобщение президентских биографий.

5. Политические кризисы как схватки лидеров (Россия -
1991-2008 годы): политический, психологический и моральный аспекты.

6. Лидер в избирательной кампании: российский и зарубежный опыт.

7. СМИ и образ политического лидера.

8. «Партия власти» и ее лидеры в российской политике в 1993 – 2007 гг.

9. Харизматическое лидерство в условиях демократии и диктатуры

10. Организация избирательной компании в избирательном округе (на примере кампании в одном из субъектов РФ)

11. Организация избирательной кампании при выборах депутатов Государственной Думы (на примере одной из кампаний в 1993 2007 гг.). Роль менеджмента в организации победы партийного списка
12. Цели политической партии и их достижение (на примерах конкретных партий)

Вопросы для зачета
Блок «Лидерство и политический менеджмент».


  1. Типология политического лидерства по М.Веберу.

2. Идеи вождизма и лидерства в истории политической мысли: Платон, Макиавелли, Ницше.

3.Политическая биография Л.Валенсы.

2.Понятия политического лидерства

4.Cущность лидерства харизматического типа.

2.Варианты политических карьер в демократических обществах

5. Классификации политического лидерства Типы лидерства в демократическом обществе

6.В.Ленин: политическая биография.

7.Сущность лидерства традиционного типа.

8.Хуан Карлос I: политическая биография.

9.Гендерный подход к проблематике лидерства. Политические биографии: И.Ганди, М.Тэтчер.

10.Харизматики охранительного типа: Биография Ф.Франко

11. Патрон-клиентские отношения и их роль в политических карьерах

12.Харизматики революционистского типа: О.Кромвель.

13 .Президентские выборы в США в 1996 и 2000 г. Механизм выдвижения лидеров.

14.Харизматическое лидерство: Наполеон.

15.Президентские выборы во Франции в 1995 г. Механизм выдвижения лидеров.

16.А.Пиночет: политическая биография.

17.Президентские выборы в Польше в 1990 и 1995 гг.

18. Неформальное харизматическое политическое лидерство

19. И.Сталин: политическая биография.

20. Политическая биография В.Путина

21. Политическое лидерство в рамках номенклатуры: Ю.Андропов, К.Черненко.



Блок «Партии. Политическая реклама»

22. Политика, власть, государство, легитимность. Определения. Типы легитимности.



  1. Виды политической деятельности и субъекты политики. Примеры классификаций видов политической деятельности и субъектов политики.

  2. Политики «по случаю», «по совместительству», профессиональные политики. Профессиональные политики: мотивы деятельности. Политический лидер и чиновник: различия. (По М.Веберу).

  3. Государство в современном обществе – основные функции. Правовое государство – признаки. Право и закон в правовом государстве.

  4. Идеология: определения, содержание. Виды политических идеологий; использование идеологических установок в политической рекламе

  5. Политические партии их классификации. Роль менеджмента в партийном строительстве

  6. Партийная система современной России. Структура электоратов различных партий.

  7. Социологические исследования электоратов политических партий. Структура российского электората

  8. Основные факторы, вызывающие изменения социальной/политической системы. Возможные траектории изменения социальной/политической системы.

31.Особенности политического менеджмента в условиях поляризованных коалиционных партийных систем; партийных систем с двумя доминирующими партиями, с одной доминирующей партией.

Блок «Выборы»

32. Разновидности избирательных систем, их особенности.

33. Эволюция российской избирательной системы: исторические этапы.

34. Стадии избирательного процесса.

35. Российская избирательная система на современном этапе: федеральный и региональный уровни.

36. Порядок образования политической партии. Условия для ее участия в выборах.

37. Основания для признания политической партии участвующей в выборах.

38. Система избирательных комиссий в Российской Федерации.

39. Порядок образования ЦИК России.

40. Порядок образования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

41. Порядок выдвижения кандидатов политическими партиями. Самовыдвижение. Документы, представляемые для регистрации. Перечень сведений о кандидате, представляемых в избирательную комиссию.

42. Дифференциация организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий для целей регулирования предвыборной агитации.

43. Агитационный период. Основные требования, предъявляемые законодательством к СМИ в процессе избирательной кампании.

44. Избирательный фонд: понятие, цели. Отчеты о расходовании средств фонда.

45. Пожертвования в избирательный фонд. Запреты, установленные законодательством.

46. Механизмы разрешения избирательных споров.

47. Итоги выборов в Государственную Думу 1999 года. Особенности кампании.

48. Итоги выборов в Государственную Думу 1995 года. Особенности кампании.

49. Итоги выборов в Государственную Думу 2003 года. Особенности кампании.

50. Итоги выборов в Государственную Думу 2007 года.

51. Итоги президентских выборов 1991 года. Особенности кампании.

52. Итоги президентских выборов 1996 года. Особенности кампании.

53. Итоги президентских выборов 2000 года. Особенности кампании.

54. Разновидности и примеры успешных избирательных стратегий. Что значит «оседлать волну?», «победить в конкурсе обаяний»?

55. Примеры правонарушающих избирательных технологий.

Автор программы: И.Г.Шаблинский.




  • «Политический менеджмент»
  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель преподавания дисциплины
  • Задачи преподавания дисциплины
  • 2. Связь курса с другими дисциплинами
  • Тематический план учебной дисциплины
  • Название темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы
  • Итого: 108 21 16 71
  • Содержание программы Блок «Менеджмент и лидерство». Тема 1
  • Блок «Партии». Тема 5
  • Блок «Политическая реклама» Тема 8.
  • Блок «Выборы». Тема 11.
  • Блок «Кризисный менеджмент» Тема 17.
  • Дополнительная литература
  • Предварительные темы эссе
  • Вопросы для зачета Блок «Лидерство и политический менеджмент».
  • Блок «Партии. Политическая реклама»