Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины по дисциплине История России по направлению «44. 03. 01 Педагогическое образование»




страница1/12
Дата27.06.2017
Размер2.04 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Российская академия наук

Уральское отделение

Институт истории и археологии

ФГБОУ ВО «Уральский государственный

педагогический университет»

Исторический факультет


История России

Методические рекомендации и программа курса

Екатеринбург

2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра истории России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине ________История России____

по направлению «44.03.01 – Педагогическое образование»



Профиль: История

Екатеринбург - 2016

Рабочая программа по дисциплине «История России»
Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, 2016. ____ с.


Составители:

к.и.н., доц. Т.Г. Мосунова (темы I-V); к.и.н., доц. З.И. Гузненко (темы VI-XIII); к.и.н., доц. Э.А. Черноухов (темы XIV-XIX); к.и.н., доц. Н.Н. Баженова (темы XX-XXIX); д.и.н., проф. Г.Е. Корнилов (темы XXX-XXXVIII), отв. ред.; к.и.н. Н.Н. Мельников; д.и.н., проф. А.В. Сперанский (темы XXXIX-XXXXII); к.и.н. Г.А. Кругликова (темы XXXXIII-XXXXIX).


Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор

Постников С.П.

Кандидат исторических наук, доцент

Манькова И.Л.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры истории России УрГПУ

Протокол №6 от 18.02.2016г. Зав. кафедрой ________ Г.Е. Корнилов

Декан исторического ф-та____________________ И.Л. Бахтина



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения учебных дисциплин «История России» является формирование в рамках общекультурных и профессиональных компетенций готовности овладевать знаниями и умениями в области истории России, необходимых для осуществления всех видов деятельности, предусмотренных стандартом исторического образования.

Курс «История России» призван решить несколько важных задач. В условиях гуманитаризации высшей школы он должен помочь студентам:

- понять и уметь объяснять сложные и противоречивые события мировой и отечественной истории;

- уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;

- уметь анализировать особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в истории России IX-XXI вв.;

- увидеть те факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России: особенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.;

- осмыслить историю Российского государства IX-XXI вв. для использования исторического опыта и его уроков в жизни, профессиональной и общественной деятельности.

1.2. Место дисциплине в структуре ООП

Курс «История России» относится к обязательным историческим дисциплинам, профессионально формирующим бакалавра.

Дисциплина «История России» относится к профессиональному циклу вариативной части (Б.03.Б.07).

Программа построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом исторического факультета Уральского государственного педагогического университета по направлению «Педагогическое образование. Профиль - история».

Программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом новейших достижений исторической науки и образовательной практики. При составлении программы учитывались также методологический принцип историзма, методологический и общепедагогический принцип преемственности и непрерывности образования.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (СПК-1);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (СПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

— знает методы решения исследовательских задач с позиций цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов.

— знает место истории в современной науке и культуре, значимость исторических дисциплин в общегуманитарной подготовке учащихся;

— знает основные этапы исторического развития России, ее место в мировой истории, общее и особенное в развитии России и народов России, важнейшие события отечественной истории;

— знает основные комплексы исторических источников, владеет приемами и методами их научного анализа и критики;

— знает основные методы реконструкции прошлого;

— владеет системой знаний об основных эпохах и важнейших со­бытиях мировой истории, о цельности, множественности и вариатив­ности всемирного исторического процесса;

—владеет сущностью исторического сознания, знает его формы и функции,

— владеет представлениями о специфике религиозных феноменов, о месте религии и свободомыслия в жизни индивида и общества, о мировых религиях в контексте истории человечества;

—владеет представлениями о развитии науки, о роли науки в истории человечества, об основных этапах ее развития и главных достижениях, об основных методах изучения истории науки;

—владеет соотношениями научного, философского и религиозного сознания, связь естественнонаучного и гуманитарного знания;

— владеет представлениями об этапах становления истории как науки, ее основных направлениях и школах;

— владеет умениями библиографической работы и исторического анализа;

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 24 зачетные единицы

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы



Количество часов

Всего трудоемкость



В том числе




Аудиторные часы

Самостоятельная

работа


лабораторные

Всего

Лекции

Прак-тические

Введение

4

2

2

-

2




Тема I. Восточные славяне в древности

32

16

2

4

6




Тема II. Киевская Русь в IX - первой трети ХII вв.

40

20

2

2

4

2


Тема III. Период феодальной раздробленности

40

20

2

4

6




Тема IV. Образование Российского государства

40

20

2

4

6




Тема V. Русь Московская

40

20

2

2

4




Тема VI. Общая характеристика переходного периода от Средневековья к Новому времени. Россия после смуты

20

10

2

2

4




Тема VII. Российское государство и его институты в XVII в.

20

10

2

2

4




Тема VIII. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

28


14


2


2


4



Тема IX. Международное положение и внешняя политика России в XVII в.

12


6


2


2


4



Тема X. Культура и быт российского общества в XVII в.

16

8

2

4

6




Тема XI. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в.

Эпоха Петра I



36


18


2


2


4






Тема XII. Россия в 1720-е – начале 1760-х гг. Эпоха дворцовых переворотов

20


10


2


2


4



Тема XIII. Россия во второй половине XVIII в. Правление Екатерины II и Павла I

40


20


2


2


4


2


Тема XIV. Социально-экономическое развитие России

в первой половине XIX в.



12


6


2


2


4



Тема XV. Внутренняя и внешняя политика России в 1801–1825 гг.

48


24


2


4


8



Тема XVI. Начало революционного движения в России. Декабристы

20


10


2


2


4


2


Тема XVII. . Внутренняя и внешняя политика России в 1825–1855 гг.

48


24


2


4


8



Тема XVIII. Общественно-политическая мысль в России в 1820–1850-х гг.

16


8




4


4



Тема XIX. Культура и быт России в первой. половине XIX в.

20

10

2

2

4




Тема XX. Либеральные реформы 1860-1870-х гг..

24

12

4

4

8




Тема XXI. Внутренняя политика царизма в 1880-е - начале

1890-х гг.



12


6


2


2


4



Тема XXII. Развитие капитализма в пореформенной России (1860-1890-е гг.)

16


8


2


4


6



Тема XXIII. Революционное и общественно-политическое движение в 1860-е - начале 1890-х гг.

32

16

12

2

4

2


Тема XXIV. Внешняя политика пореформенной России (1860-1890-е гг.)

20


10


2


4


6






Тема XXV. Культура и быт России во второй половине XIX в..

16

8

2

2

4




Тема XXVI. Власть и общество на рубеже XIX-XX вв.

16

8

4

4

8




Тема XXVII. Освободительное движение в России на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг.

28

14

10

4

14




Тема XXVIII. Россия в 1907-1914 гг. Думская монархия

20

10

6

4

10




Тема XXIX. Культура России в конце XIX – начале XX столетий.

16


8


4


4


8



Тема XXX. Россия в годы первой мировой войны

18

9

8

1

9




Тема XXXI. Революция 1917 г. в России

28

14

6

8

14




Тема XXXII. Гражданская война в России: причины, результаты, последствия, уроки

24


12


6


6


12



Тема XXXIII. НЭП: сущность, противоречия, историческое значение

32


16


10


6


16



Тема XXXIV. Проблемы теории и практики индустриализации страны

16


8


4


4


8



Тема XXXV. Российская деревня в 20-30-е гг. XX в.

16

8

4

4

8




Тема XXXVI. Становление советской системы государственного управления

16


8


4


4


8



Тема XXXVII. Советская культура в 1920-30-е гг., особенности и противоречия

16


8


6


2


8



Тема XXXVIII. Мир и СССР в 1930-е гг.

14

7

5

2

7




Тема XXXIX. СССР в годы Второй мировой войны

48

24

2

2

4







Тема XXXХ. СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)

36

18

2

6

8




Тема XXXXI. СССР в

1953-1964 гг.


40

20

2

2

4




Тема XXXХII. СССР в

1965-1985 гг.


36

18

2

2

4




Тема XXXХIII. Советский Союз в годы перестройки (1985-1991 гг.). Политическая реформа

16


8


2


2


4



Тема XXXХIV. Складывание многопартийности в стране. Общественно-политические партии и движения

24

12

6

2

8




Тема XXXХV. Межнациональные отношения в CCCР. Упразднение союзной государственности

28

14

8

2

10




Тема XXXХVI. «Новое политическое мышление» СССР. Внешняя политика России в 1990-е гг.

14

7

2

-

9

2


Тема XXXХVII. Внутренняя политика России в 1990-е гг.

32

16

2

2

4




Тема XXXXVIII. Отечественная культура в 1985-2002 гг.

10

5

3

2

5




Тема XXXXIX. Россия в начале нового тысячелетия

8

4

4

2

6




Итого

432

204

82

106

228

16

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет истории России. Место истории России в системе исторических наук. Методологические основы, задачи и проблемы курса.

Концепции (интерпретации) исторического процесса. Складыва­ние двух направлений мирового общественного развития: восточного и западного. Их основные типологические черты. Проблема взаимовлияний и контактов: «Восток-Россия-Запад». Теория модернизации.

Основные этапы осмысления прошлого России: от средневекового мира к научному. Российские исторические школы и их представители. Проблема типологии российской цивилизации. Факторы, определившие ее особенности.
Раздел I.

Русское государство в IX - начале XVII вв.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Кафедра истории России РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине ________ История России
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины Целью
  • II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение
  • Раздел I. Русское государство в IX - начале XVII вв.