Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины по дисциплине История экономических учений По направлению подготовки




Скачать 174.83 Kb.
Дата21.07.2017
Размер174.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации






«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета экономики и управления



Т.Н. Ушакова «30» декабря 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

По дисциплине История экономических учений

По направлению подготовки 38.03.01 « Экономика»

Курс 1(очная форма обучения)



1(заочная форма обучения)

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра гуманитарных наук

Трудоемкость дисциплины 108 (час.)/ 3 (зач. ед.)







Утверждено на заседании

кафедры:


Протокол № 5

«30» декабря 2015г.

Зав. кафедрой


Автор-составитель:

Коновалова Людмила Владимировна, к.э.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность


Архангельск, 2015

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории.

Задачи курса:


  • дать возможность студентам проследить развитие экономической мысли, пути поиска и выбора рациональных экономических решений;

  • ознакомить студентов с историей возникновения, расцвета и смены экономических идей, систематизированных в экономические учения;

  • представить студентам экономические взгляды в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники;

  • выработать у студентов логику экономического анализа и понимание причин, определявших появление различных экономических взглядов.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Дисциплина относится к вариативной части программы бакалавриата и является обязательной.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-№ 2


Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

основные этапы развития экономической мысли, начиная с древнейших времен и до современности, и теоретические особенности основных научных школ

свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях экономической теории

логикой развития экономического анализа, объясняющего причины, определявшие появление различных экономических взглядов


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.



Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

34

1

В том числе:







Лекции (Л)

16




Практические занятия (ПЗ)

18




Самостоятельная работа (всего)

74

1

Зачет






Общая трудоемкость (час.)

108

1


Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Курс

Аудиторные занятия (всего)

8

1

В том числе:







Лекции (Л)

4




Практические занятия (ПЗ)

4




Самостоятельная работа (всего)

100

1

Контрольная работа






Зачет






Общая трудоемкость (час.)

108

1


5. Содержание дисциплины:

1. Содержание разделов дисциплины






п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.


Тема 1. Экономическая мысль древнего мира и феодального общества

Экономическая мысль Древнего мира. Экономическая мысль Древнего Востока в Древнем Египте, Вавилонии, Древнем Китае, Древней Индии, Древней Палестине. Экономическая мысль Древней Греции, представленная трудами Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима: Катон Старший, Варрон, Колумелла.

Экономические учения феодального общества

Экономическая мысль Востока в средние века. Средневековый Китай. Экономическая мысль арабских стран раннего средневековья. Экономическая мысль средневековой Европы. Канонисты. Экономическая мысль россии периода феодализма.



Тема 2. Социальные утопии. Меркантилизм – первая научная школа.

Социальные утопии. Идеи первых социалистов-утопистов Томас Мор. Томазо Кампанелла. Особенности меркантилизма как экономической идеи. Испанский меркантилизм. Французский меркантилизм, “кольбертизм”, Антуан Монкретьен. Английский меркантилизм. Томас Мэн. Особенности русского меркантилизма. Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич, Иван Тихонович Посошков.





Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Тема 3. Классическая буржуазная политэкономия

1. Возникновение классической буржуазной политэкономии в Англии и во Франции. Экономическое учение физиократов. Франсуа Кенэ и его "Экономическая таблица". Жак Тюрго.

2. Политэкономия Адама Смита и Давида Рикардо.

3. Завершающий этап развития классической школы.

Жан Батист Сэй и теория 3-х факторов производства. Фредерик Бастиа. Томас Роберт Мальтус - "Опыт о законе народонаселения". Джон Стюарт Милль.

Тема 4. Критическое направление экономической мысли

Общая характеристика мелкобуржуазной политэкономии. Условия возникновения утопического социализма в западной Европе начала XIX века и его общая характеристика. Основоположники марксизма – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Исторические условия возникновения марксизма. Историческое направление в Германии.





Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.


Тема 5. Маржиналистская революция и появление австрийской школы. Неоклассическое направление экономической мысли.

Австрийская школа Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген Бём-Баверк. Неоклассическое направление экономической мысли. Альфред Маршалл, Артур Пигу. Кембриджская школа. Американская школа. Джон Бейтс Кларк. Лозанская школа (школа общего равновесного анализа). Леон Вальрас, Вильфредо Парето.



Тема 6. Экономическая мысль начала 20-го века. Теории монополии и конкуренции. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли. Американский институционализм

Й. Шумпетер и его "новатор". Теория монополистической конкуренции Эдуарда Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон.

Исторические условия становления американского

институционализма. Т. Веблен – основоположник институционального направления. «Теория праздного класса», Социально-правовой институционализм Д. Коммонса. Коньюктурно-статистический институционализм У. Митчелла.



Тема 7. Кейнсианство

Экономическое учение Дж. М. Кейнса. "Общая теория занятости, процента и денег". Кейнсианское "открытие" государства. Теория мультипликатора. Неравновесная теория занятости.



Тема 8. Неолиберализм и монетаризм

Экономические идеи родоначальника неолиберализма - Л.Мизеса. Неолиберализм в Германии. Л. Эрхард: путь к "социальному рыночному хозяйству". Неолиберальная методология Ойкена. Экономические воззрения Ф. Хайека. Современный монетаризм. Чикагская школа. Учение М. Фридмена.



Тема 9. Теоретические разработки экономистов России

Итоги и опыт революционных преобразований в России. Практика нерыночного хозяйствования. Экономические взгляды В. И. Ленина

Михаил Иванович Туган-Барановский, Школа А. В. Чаянова

Исследование проблем экономической динамики Н. Д. Кондратьевым

Экономико-математическая школа в России. Владимир Карпович Дмитриев, Евгений Евгеньевич Слуцкий, метод линейного программирования Леонида Витальевича Канторовича, Виктор Валентинович Новожилов.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



Очная форма обучения



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов



У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

4

4










24

32



Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

6

6










24

36



Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.

6

8










26

40




Всего

16

18










74

108


Заочная форма обучения



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

1

1










35

37

2

Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

1

1










40

42

3

Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.

2

2










25

29




Всего

4

4










100

108


6. Интерактивные формы проведения занятий

Очная форма обучения



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Деловая игра «Первые экономические школы»


4

2

Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления.

Разбор ситуационных вопросов

4

Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

23,5%


Заочная форма обучения



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Деловая игра «Первые экономические школы»


1

2

Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления.

Разбор ситуационных вопросов

1

Итого (час.)

2

Итого (% от аудиторных занятий)

25%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

2

Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

3

Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (выполнение тестов, контрольных работ, эссе, рефератов, конспектов).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в приложении №4 к рабочей программе «Фонд оценочных средств, для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации».



8.2. Форма промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета:

1. Этап - активность на практических занятиях

2. Этап - контрольная работа

3. Этап- тестирование

Вопросы к зачету приводятся в приложении №4 к рабочей программе «Фонд оценочных средств, для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации».


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Горяинова Л.В. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горяинова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10694.— ЭБС «IPRbooks»

  2. Елисеева Е.Л. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Елисеева Е.Л., Роньшина Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6285.— ЭБС «IPRbooks»

9.2. Дополнительная литература

  1. Гужва Е.Г. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гужва Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19005.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 269, [3] с.

  3. Ядгаров Я.С. История экономических учений [Текст] : учебник / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 478 с.

  4. Костакова Т.А. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Костакова Т.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 109 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  5. Медушевская И.Е. История экономических учений. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Медушевская И.Е., Скворцова В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 313 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19287.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  6. Экономическая история. История экономических учений [Текст] : учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2009. - 383 с.

  7. История экономических учений : учеб. пособие/ [под ред.: В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой]. – М.: ИНФРА-М, 2009. -783 с.

  8. История экономических учений [Текст] : учебник / под ред.: А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

9.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной среды «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://setstolica.ru:8080/index.php/История_экономических_учений

  2. Галерея экономистов собрание электронных материалов по истории экономической мысли. [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://gallery.economicus.ru/

  3. История экономических учений, вопросы и ответы [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://ufadengi.ru/ru/economics/467-histec.html

  4. История экономических учений [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/istoriya-et.html

  5. Титова Н. История экономических учений. Курс лекций [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Titova/index.php

  6. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций

  7. Таганрог: ТРТУ, 2004 [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.aup.ru/books/m172/

9.4. Перечень информационных технологий, используемых для осуществления образовательного процесса по дисциплине

  1. СПС КонсультантПлюсhttp://www.consultant.ru/

  2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

  3. ЭБС Iprbooks http://www.iprbookshop.ru/


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные аудитории, компьютерные средства обучения, наглядные пособия – фотографии экономистов в альбомах и на сайте «Галереи экономистов».


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «История экономических учений» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «История экономических учений». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.



1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________



5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


СПАСИБО!

Автор (ы):




Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры экономики


Коновалова Л.В.



Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

ВШЭУ САФУ им. М.В. Ломоносова

профессор

Скрипниченко В.А.