Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины опд. В. 02 Литература Германии




Скачать 157.76 Kb.
Дата04.07.2017
Размер157.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«томский государственный педагогический университет»

(тгпу)

Утверждаю

Проректор (декан факультета)

____________________________

«____»____________ 200_ года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.02 Литература Германии

1. Цели и задачи дисциплины


Предметом изучения дисциплины является изучение периодизации немецкой литературы от ее истоков до 20 века. В курсе лекций раскрываются основные характеристики литературных эпох, изучаются крупнейшие писатели и поэты Германии, а также написанные ими произведения. Таким образом, цель изучения дисциплины – дать студенту представления об основных литературных эпохах, их представителях и произведениях немецкой литературы.

Наряду с практической образовательной целью данный курс имеет и воспитательное значение, так как способствует расширению кругозора студента, повышению уровня культуры и образованности, а также культуры мышления, формированию уважения к духовным ценностям других народов.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен:

  • иметь представление об основных литературных эпохах, знать их временные рамки;

  • знать выдающихся писателей и поэтов Германии, определять, к какому периоду относится их творчество;

  • знать основные произведения немецкой литературы, их сюжет и главных героев.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

IX


Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

60

60

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

60

60

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

1.

Литература Германии от истоков до раннего Средневековья.

2

2.

Литература Германии в период высшего и позднего Средневековья.

4

3.

Эпоха Гуманизма и Реформации.

4

4.

Литература немецкого барокко.

2

5.

Пиетизм и Рококо.

2

6.

Эпоха Просвещения.

4

7.

«Буря и натиск».

4

8.

Немецкая классика.

4

9.

Романтизм.

6

10.

Эпоха Бидермейер.

2

11.

Движение „Junges Deutschland“.

2

12.

Поэтический реализм.

4

13.

Натурализм.

4

14.

Литература на «стыке веков» (конец 19 – начало 20 вв.).

4

15.

Импрессионизм.

2

16.

Экспрессионизм.

4

17.

Литература 20-х гг. 20 в.

4

18.

Немецкая литература в изгнании.

2

4.2. Содержание разделов дисциплины




№ занятия

№ темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Количество часов

1.

1.

Основные произведения ранней немецкой литературы (Песнь и Хильдебрандте, Annolied, Muspilli и другие эпические произведения, переводы с греческого и латыни)

2

2.

2.

Литература высшего Средневековья (Песнь о Нибелунгах, Песнь о Кудрун, любовная лирика).

Произведения Вальтера фон дер Фогельвейде.



2

3.

2.

Литература позднего Средневековья.

2

4.

3.

Эпоха Гуманизма и Реформации.

2

5.

3.

Мартин Лютер как великий немецкий реформатор, его труды и заслуги.

2

6.

4.

Литература Барокко. Мартин Опиц, Андреас Грифиус. Лирика Барокко – сонеты.

2

7.

5.

Пиетизм в литературе Германии, Феллер и Спенсер. Рококо. Анакреонтика, творчество Готтшеда, Клопштока и Ленца.

2

8.

6.

Эпоха Просвещения. Основные идеи писателей-просветителей, основные литературные жанры и характеристика эпохи.

2

9.

6.

Лессинг и Лихтенберг как ведущие представители эпохи Просвещения, их произведения. «Натан Мудрый»

2

10.

7.

Движение «Буря и натиск». Характеристика эпохи, драма как основной литературный жанр. Ранние произведения Гёте.

2

11.

7.

Шиллер «Страдания юного Вертера», «Разбойники», лирика.

2

12.

8.

Немецкая классика. Драма как основной жанр, стремление к гармонии в обществе. Мартин Виланд, Шиллер и Гёте.

2

13.

8.

Гёте «Фауст», анализ выдержек из произведения.

2

14.

9.

Ранний, высший и поздний романтизм. Основные идеи романтизма и литературные жанры.

2

15.

9.

Романтические мотивы. Романтическая ирония. Связь древности и современности в произведениях романтизма (сказки Гауфа и братьев Гримм).

2

16.

9.

Лирика Гейне, Ахима фон Арнима, Йозефа фон Айхендорфа.

2

17.

10.

Бидермейер. «Маленький человек» в литературе эпохи Vormärz.

2

18.

11.

Движение „Junges Deutschland“.

2

19.

12.

Поэтический реализм. Историзм в литературе. Исторические предпосылки, национальное единство Германии как одна из важнейших тем, основные жанры литературы реализма.

2

20.

12.

Теодор Фонтане «Эффи Брист», Готфрид Келлер, Теодор Штром, Густав Фрайтаг.

2

21.

13.

Натурализм. Исторические предпосылки, социальная тематика, тема одиночества и обезличивания человека в крупном городе. Социальная драма, использование фонографических методов при передаче прямой речи героев произведений.

2

22.

13.

Формула «Искусство = природа – х», произведения Герхарда Хауптманна. «Путевой обходчик Тиль» – герои, характеры, символика.

2

23.

14.

Литература конца 19 – начала 20 века. Исторические условия. Символизм и современный роман. Произведения Роберта Музиля, Германа Гессе, Генриха и Томаса Маннов.

2

24.

14.

Франц Кафка, интерпретация основных мотивов его произведений, новелла «Превращение».

2

25.

15.

Импрессионизм. Лирика как основной жанр. Отражение восприятия действительности на первом плане, отражение самой действительности на втором плане. Попытки передать сугубо субъективное восприятие реальности, развитие «секундного стиля» (Sekundenstil). Лирика Артура Шнитцлера. Райнер Мария Рильке и Штефан Цвейг.

2

26.

16.

Экспрессионизм. Периоды экспрессионизма. Общественно важные темы, проблемы жизни в крупных городах, индустриализация как основные мотивы произведений экспрессионизма. Лирика, эпос, драма.

2

27.

16.

Произведения Генриха Манна. Лирика Георга Тракля, Альфред Доблин «Берлин. Александерплатц».

2

28.

17.

Литература 20-х гг. 20 в. Четкое, объективное и реалистичное представление реальности в произведениях данной эпохи. Страдания и нищета как основные мотивы, лирика, современный роман, репортажи, эпический и народный театры.

2

29.

17.

Произведения Эрих Мария Ремарк, Курта Тухольски, Кэстнера. Пьесы и лирика Бертольда Брехта. «Трёхгрошовая опера».

2

30.

18.

Немецкая литература в изгнании. Исторические предпосылки, проблема выбора между подчинением режиму и бегством из страны. Тема самоубийства в произведениях писателей того времени. Творчество Клауса, Томаса и Генриха Маннов.

2

5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература



  1. основная литература:

  1. Гаврилова, В. В. Семестр с книгой. Избранные художественные тексты = Lesesemester : Literarische Texte zum Lesen : комплект / В. В. Гаврилова, И. Бюнтинг, К.-Д. Бюнтинг. – М. : КНОРУС, 2007. – 184 с.

  1. дополнительная литература:

  1. Die deutsche Literatur : ein Abriss in Text und Darstellung : in 15 Bänden / hrsg. von Otto F. Best und Hans-Jürgen Schmitt. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1991. – Band 1-15.

  2. Fontane, Theodor. Effi Briest : Roman ; mit einem Nachwort von Kurt Wölfel / Theodor Fontane. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1996. – 352 S.

  3. Grimm, Brüder. Deutsche Sagen ; ausgewählt und mit einer Einleitung herausgegeben von Hermann Gerstner / Brüder Grimm. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1974. – 168 S.

  4. Heine, H. Buch der Lieder / H. Heine : hrsg. von Bernd Kortländer. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1992. – 408 S.

  5. Hoffmann, E. T. A. Der goldene Topf : ein Märchen aus der neuen Zeit ; Nachwort von Hartmut Steinecke ‚ E. T. A. Hoffmann. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1996. – 152 S.

  6. Lyriktheorie : Texte vom Barock bis zur Gegenwart / hrsg. von Ludwig Völkner. – Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1990. – 464 S.

  7. Deutschsprachige Literatur [Электронный ресурс] : die Seite enthält die Information über alle literarische Epoche. – Режим доступа : http://wikipedia.org/wiki/Deutsche_Literatur

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины



  • компоненты учебно-методического комплекса как основные средства обучения (материалы лекций);

  • художественная литература;

  • интернет-ресурсы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к Интернет.




8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Изучение литературной эпохи следует начинать с характеристики социального положения и рассмотрения исторических предпосылок. Студентам следует дать представления о том, как развитие общества отражается в литературе. Для наиболее полного понимания эпохи следует анализировать отдельные произведения данного периода, а также затрагивать биографию писателя. Произведения могут меняться по усмотрению преподавателя, читаться в сокращенном варианте, также преподаватель может ограничиться анализом выдержек из выбранных произведений.

При анализе следует обращать внимание не только на жанр, сюжетные линии и характеры главных героев, но и рассматривать те стилистические особенности и мотивы, с помощью которых достигается именно такое отражение реальности.

До начала курса следует предъявить студентам список необходимой для прочтения художественной литературы.

8.2. Методические указания для студентов

Студенты читают произведения, находящиеся в предъявленном списке для чтения. Кроме того, они могут пользоваться Интернет-ресурсами для сбора информации по прочитанному произведению, а также для углубления своих знаний о нем. На материале лекций, а также с опорой на Интернет-ресурсы студентам предоставляется возможность подготовить доклады об отдельных авторах или произведениях.

По окончании курса студентам предлагается составить сводную таблицу всех эпох (их временные рамки, основные характеристики, представители и произведения). Курс оканчивается зачетом, где студенты могут показать полученные знания.




  1. Примерный перечень тем докладов

    1. «Песнь о Нибелунгах» как одно из самых комплексных произведений средневековой немецкой литературы.

    2. «Парабола кольца» в произведении Лессинга «Натан Мудрый».

    3. Лирика Гёте.

    4. Романтические мотивы – мотив голубого цветка, мотив путешествий и пр.

    5. Творчество братьев Гримм, его место в немецкой литературе.

    6. Новое в творчестве натуралистов, фонографические методы.

    7. Импрессионизм в литературе и живописи – параллели и связи.

    8. Литературная династия Маннов.

    9. Тема войны в романах Ремарка.




  1. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Основные произведения ранней немецкой литературы.

  2. Литература Средневековья.

  3. Эпоха Гуманизма и Реформации.

  4. Литература Барокко.

  5. Пиетизм, Рококо, Анакреонтика.

  6. Эпоха Просвещения, исторические предпосылки, основные идеи.

  7. Движение «Буря и натиск».

  8. Творчество Шиллера и Гёте.

  9. Романтизм. Романтические мотивы.

  10. Основные литературные жанры эпохи романтизма, лирика.

  11. Бидермейер.

  12. Движение „Junges Deutschland“.

  13. Поэтический реализм и историзм в литературе.

  14. Натурализм. Социальная драма, тема одиночества.

  15. Литература конца 19 – начала 20 века.

  16. Произведения Маннов.

  17. Франц Кафка и интерпретация его романов и новелл.

  18. Эпоха импрессионизма. Лирика.

  19. Экспрессионизм. Основные мотивы произведений экспрессионизма.

  20. Литература 20-х гг. 20 в.

  21. Немецкая литература в изгнании. Основные темы и мотивы произведений.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация по специальности 022900 «Перевод и переводоведение».


Программу составила:

ассистент кафедры перевода и переводоведения _________________ Е.Ю. Моисеева


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры перевода и переводоведения

протокол № 1 от «28» августа 2009 г.



Зав. кафедрой _________________ В.В. Быконя
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФИЯ ТГПУ
Председатель методической комиссии ФИЯ _________________ О.А. Слабухо
Согласовано:

Декан ФИЯ _________________ И.Е. Высотова

  • ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ