Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины опд. В. 00 Литература англии и США




Скачать 132.78 Kb.
Дата03.07.2017
Размер132.78 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«томский государственный педагогический университет»

(тгпу)

Утверждаю

Проректор (декан факультета)

____________________________

«____»____________ 200_ года

Программа дисциплины
ОПД.В.00 ЛИТЕРАТУРА АНГЛИИ И США

1. Цели и задачи дисциплины


Предметом изучения литературы Великобритании является изучение периодизации литературного процесса. Литература средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература XVII века: барокко, классицизм. Литература XVIII века: просвещение. Предромантизм. Литература XIX века: романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Русско-англоязычные связи. Изучение каждого литературного направления начинается с теоретических положений: с выяснения общих принципов, особенностей и значения эпохи, мировоззренческих основ, философских и социальных концепций, эстетических черт, характерных для различных направлений. Поскольку данная дисциплина читается на английском языке, одна из дополнительных целей – формирование коммуникативно-языковой компетенции. Наряду с практической образовательной целью – изучение литературы Великобритании, данный курс имеет и воспитательное значение, т.к. способствует расширению кругозора студентов, повышению уровня культуры и образованности, а также культуры мышления, формированию уважения к духовным ценностям других народов.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


  • Студенты должны знать основные литературные направления английской литературы во все периоды ее развития, знать творчество наиболее выдающихся писателей и их произведения, отличающиеся ярким художественным своеобразием.

  • Студенты должны повысить уровень интеллектуальной компетенции, расширить рамки лингвистического, литературоведческого и гуманитарного образования, а также этических, эстетических и мировоззренческих основ и представлений.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

IX


Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

60

60

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

60

60

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

1.

Периодизация литературного процесса: литература эпохи феодализма.

6

2.

Периодизация литературного процесса: литература эпохи Возрождения.

6

3.

Периодизация литературного процесса: литература XVII века.

6

4.

Периодизация литературного процесса: литература Просвещения.

6

5.

Сентиментализм.

4

6.

Предромантизм.

6

7.

Романтизм.

4

8.

Реализм.

6

9.

Литература конца XIX и начала XX века.

4

10.

Второй период современной английской литературы.

6

11.

Литература после 2-ой мировой войны до наших дней.

6

4.2. Содержание разделов дисциплины




№ п/п

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

1.

Общая характеристика древней английской литературы. Англосаксонская литература. Англо норманская литература. Историческая справка. Народно-героический эпос. «Песнь о Беовульфе».Литература эпохи феодализма. Рыцарский роман.

2.

Джеффри Чосер – предшественник английского Возрождения. Творческий путь Чосера. Демократизм. Сюжеты и жанры «Кентерберийских рассказов». Роль Чосера в развитии английского языка и литературы.

3.

Характеристика эпохи Возрождения в Англии. Первоначальные накопления, морские открытия, развитие науки, гуманизма. Томас Мор и его «Утопия». Лирика и эпическая поэзия – Ф. Сидней, Э. Спенсер, К. Марло. Идейное и художественное значение творчества К. Марло.

4.

Уильям Шекспир. Биография. Периодизация творчества. Первый период творчества. Исторические пьесы-хроники. Комедии. «Ромео и Джульетта».

5.

Второй период творчества Шекспира. Характеристика гуманизма. Трагическая судьба героев и их моральная победа. «Гамлет – принц Датский». Социальные, философские и психологические проблемы трагедии. Сонеты. Их проблематика и художественные особенности. Третий период творчества. «Буря». Значение Шекспира для мировой литературы.

6.

Особенности исторического развития Англии в XVII веке. Джон Беньян. «Путь паломника». Джон Мильтон. Жизнь и творческий путь. Мильтон – теоретик и творец первой буржуазной революции. «Потерянный рай» - отражение современности в библейских образах. Джон Драйден – английский классицизм.

7.

Характерные черты английского просвещения. Англия в XVIII веке. Формирование буржуазного строя. Развитие промышленности и торговли. Периодизация английского просвещения. Направления.

8.

Даниель Дефо. Жизнь и творческий путь. Дефо-публицист. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Проблема труда. Особенности реалистического метода Дефо.

9.

Джонатан Свифт. Мировоззрение. Приемы сатиры. «Путешествие Гулливера». Широта социально-критического содержания. Стиль Свифта: сарказм, пародия. Своеобразие реализма.

10.

Сэмюэль Ричардсон. Создание психологического нравоучительного романа в эпистолярном жанре. «Памела», «Кларисса».

Генри Филдинг – крупнейший английский реалист XVII века. Политические фарсы и комедии. «История Тома Джонса – найденыша». Многосторонняя критика современности.



11.

Противоречия сентиментализма. Лоуренс Стерн. Проблемы, сюжет и образы романа. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».

Оливер Гольдмит. Демократические симпатии и противоречия творчества. Поэма «Покинутая деревня». Роман «Вексфильдский священник». Картины быта и нравов.



12.

Предромантизм как переход к романтизму. Уильям Годвин. Роман «Калеб Вильямс». Художественные особенности поэзии Уильяма Блейка. Особенности образности и поэтики. Романтические черты.

13.

Романтизм. Основные черты. Направления в романтизме. Консервативный романтизм. «Озерная школа». Творчество Водсворта., Колриджа и Саути. «Лирические баллады». Революционный романтизм. Устремленность в будущее.

14.

Джордж Гордон Байрон. Творческий путь, мировоззрение. Политическая деятельность. «Паломничество Чайльд Гарольда» - лирико-эпическая поэма. Восточные поэмы. Драматические поэмы. Итальянский период. Политические сатиры. «Дон Жуан». Реалистический роман-поэма. Новаторство.

15.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. Романтизм и реализм в творчестве В. Скотта. Периодизация творчества. Поэмы. Исторические персонажи и герои романов «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой». Стиль. Фольклорные мотивы.

16.

Социально-политическая обстановка в Англии. Чартистское движение. Расцвет критического реализма. Его основные черты.

Чарльз Диккенс. Жизнь и творческий путь. Периодизация творчества. Ранние социальные романы. Критическое содержание.



17.

Второй период творчества Ч. Диккенса. Романы 40-50-х годов. Социально-политические проблемы романа «Домби и сын». «Холодный дом» - проблемы суда и собственности. Романы 60-х годов. Социально-историческая концепция.

18.

У. М. Теккерей. Основные вехи творчества. «Книга снобов». Критика общества. «Ярмарка тщеславия». Проблема среды. Типическое и индивидуальное в образах героев. Реалистический метод. Проблемы композиции. Ирония, сатира. Исторический роман.

19.

Социально-историческое положение Англии. Внешняя политика Англии. Рабочее движение. Идейная и эстетическая борьба в английской литературе. Основные направления:

1. Натурализм: Д. Мур и Д. Гиссинг.

2. Неоромантизм: Д. Конрад, Р.Л. Стивенсон.

3. Реализм: Т. Гарди, Мередит.

4. Декадентство: О. Уайльд.

5. «Колониальные» писатели: А.К. Дойл, Р. Киплинг.



20.

Томас Гарди. Демократизм. Гуманизм творчества. «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Проблема личности и общественных условий. «Джуд Незаметный». Тема «рока» и «судьбы». Философия.

Редиард Киплинг. Проблемы колониализма. Реалистические детали. Романы. «Казарменные баллады». «Книга джунглей» - характер иносказаний.



21.

Оскар Уайльд – теоретик декадентства и эстетизма. Проблема красоты. Реализм и декадентство в сказках. Проблематика и сюжет пьес. «Портрет Дориана Грея» - моральные нормы. «Баллады Редингской тюрьмы». Парадоксы.

Модернизм. Дж. Джойс. Д.Г. Лоуренс. «Потерянное поколение» - как литературное направление.



22.

Джордж Бернард Шоу. Периодизация творчества Шоу и фабианство. Социально-этические проблемы. «Неприятные пьесы». «Пьесы для пуритан». Эстетика Шоу. Гротеск.

Герберт Джордж Уэллс. Периодизация творчества. Развитие жанра научной фантастики. «Война миров». Эволюция творчества. «Россия во мгле». Обличение фашизма. «Необходима осторожность». Особенности стиля и языка.



23.

Уильям Сомерсет Моэм. Пьесы. Ранние романы. «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош» - проблемы искусства. Противоречия творчества. Рассказы. «Сапоги и пиво».

Джон Бойнтон Пристли. Творческий путь. Драмы 30-40-х годов. «Опасный поворот», «Он пришел». Содержание и характер драматургии 50-60-х годов. Принципы драматургии Пристли: прием, ретроспективы, концовки. Стиль Пристли.



24.

Ричард Олдингтон. Творческий путь. Имажизм. Обличительная антивоенная проблематика романа «Смерть героя». «Потерянное поколение». Позднее творчество. Художественный метод. Стиль. Новаторство. Образность.

Джеймс Олдридж – публицист. Ранние романы: «Дело чести», «О 2-ой мировой войне», «Дипломат», «Охотник». Антиколониальные романы: «Герои пустынных горизонтов», «Последний изгнанник».



25.

Грэм Грин. Периодизация и диапазон творчества. Проблемы совести, выбора пути. Антиколониальные романы: «Суть дела», «Тихий американец», «Наш человек в Гаване». Роль острого приключенческого сюжета. Противоречивость идейных позиций.

Чарльз Перси Сноу. Роль науки. Эпопея «Чужие и братья». Проблематика, сюжеты, герои романов «Новые люди», «Возвращение домой». Мир политики – «Коридоры власти».



26.

«Сердитые молодые люди». Общие черты: социально-экономическая ситуация, герой, мотивы отчаяния.

Джон Осборн, пьесы. Джон Уэйн. «Спеши вниз». К. Эймис. «Счастливчик Джим». Джон Брэйн. «Путь наверх». Рабочий роман. Алан Силлитоу. Общие характеристики. Отчаяние. Сид Чаплин. Проблемы тинэйджеров. Стэн Барстоу. «Можно любить и так».



27.

Философский роман экзистенциалистской ориентации. А. Мердок, К. Уилсон, Э. Уилсон, У. Голдинг. Основные произведения послевоенного периода.

28.

Английская драма до 1956 г. Выступление Джона Осборна. Уэскер, Биэн, Арден, Делени. Джон Осборн после 1956 г. Роберт Болт. «Театр абсурда». Драматургия Пинтера и Симпсона.

5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Дубровская, Н. В. Английская литература : хрестоматия / Н. В. Дубровская. - Томск : Издательство ТГПУ, 2008. - 144 с.

б) дополнительная литература:

  1. Шекспир, В. Комедии. Хроники. Трагедии. Сонеты / В. Шекспир. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - 749 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины



  • Материалы лекций как основное средство обучения.

  • Теоретическая и художественная литература.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины




  • Аудиокассеты с записями художественных текстов (например, сонеты Шекспира, рассказы английских писателей. Отрывки из романов, например, Т. Харди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей».)

  • Видеокассеты с записями художественных фильмов по произведениям английских авторов.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Литература Великобритании» является весьма обширным курсом, поэтому необходим тщательный отбор материала, рекомендуемого студентам для самостоятельной работы. Отдельные разделы студенты могут изучить самостоятельно с тем, чтобы не повторять один и тот же материал на лекциях и в самостоятельной работе. При изучении художественных произведений рекомендуется шире применять принцип выбора текста. Так, например, не следует ограничивать студентов строго определенным романом какого-либо автора, а предложить прочитать один из романов автора по желанию студентов.

Программа строится по принципу сочетания обзорных лекций о направлениях и группах писателей и характеристик творчества крупнейших писателей (Шекспира, Дефо, Диккенса и др.). Характеристика дается анализом их наиболее важных произведений.

Изучение каждого литературного направления следует начинать с теоретических положений: с выяснения общих принципов, особенностей и значения эпохи, мировоззренческих основ, философских и социальных концепций, эстетических черт, характерных для различных направлений. На этой общей основе строится потом характеристика творчества отдельных писателей.

8.2. Методические рекомендации для студентов
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Рыцарский роман.

  2. Елизаветинская эпоха.

  3. Идеи Просвещения в Англии.

  4. Основные черты критического реализма в Англии.

  5. Периодизация английской литературы.

  6. Английская литература в середине 20-го века.

8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ



  1. Английский рабочий роман.

  2. Английский философский роман.

  3. Социальный роман 19-го века.

  4. Антивоенная тема в творчестве английских писателей.

  5. Роль природы в английской литературе.

8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену



  1. Anglo-Saxon literature.

  2. Anglo-Norman literature.

  3. J. Chaucer.

  4. W. Shakespeare.

  5. J.Milton.

  6. Enlightenment.

  7. D.Defoe.

  8. S.Richardson.

  9. H.Fielding.

  10. J.G.Byron.

  11. Ch.Dickens.

  12. W.M.Thackeray.

  13. The first period of Modern English literature.

  14. O.Wilde.

  15. Th.Hardy.

  16. B.Shaw.

  17. H. Wells.

  18. W.Maugham.

  19. R. Aldington.

  20. G.Greene.

  21. Angry Young Men.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация по специальности 02900 «Перевод и переводоведение».


Программу составила:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры перевода и переводоведения __________________Н.В. Дубровская
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры перевода и переводоведения

протокол № 1 от «28» августа 2009 г.



Зав. кафедрой _________________ В.В. Быконя
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФИЯ ТГПУ
Председатель методической комиссии ФИЯ _________________ О.А. Слабухо
Согласовано:

Декан ФИЯ _________________ И.Е. Высотова

  • Программа дисциплины