Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар кафедры общей и экспериментальной психологии  для направления




Скачать 397.13 Kb.
страница1/4
Дата21.07.2017
Размер397.13 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Психологии


Программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

кафедры общей и экспериментальной психологии




для направления

030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра


Авторы программы:

Кузнецова М.Д., кандидат психологических наук

(mdkuznetsova@hse.ru; k_masha@list.ru)


Шадриков В.Д., доктор психологических наук, профессор

(shadrikov@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А.К. Болотова
Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г

Председатель В.А. Штроо


Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________ [подпись]

Москва, 2011

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, проходящих дисциплину «Научно-исследовательский семинар кафедры общей и экспериментальной психологии».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.;

  • Образовательной программой по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, М., 2010 г.

  • Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, М., 2011г.
  1. Цели освоения дисциплины


Основная цель научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии заключается в формировании интереса у учащихся к научно-исследовательской деятельности и выработке навыков, необходимых для её успешной реализации.

Настоящая программа научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии описывает основные вопросы, которые рекомендуются к обсуждению на первом курсе бакалавриата. Содержание программы отражает общепсихологическую научную и методологическую проблематику и строится на основе видения общего содержания подготовки в рамках научного семинара на четыре года обучения. Основная линия, закладываемая в четырехлетний план работы в рамках научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии, заключается в поэтапном наращивании содержания и глубины рассмотрения проблем, связанных с научной работой, с учетом задач, решаемых студентами в рамках их собственной научной деятельности на каждом из этапов подготовки. Содержательно программа НИС отражает необходимую научно-практическую базу для написания качественных курсовых работ каждого года обучения и итоговых дипломных работ. Таким образом, тематика рассматриваемых проблем постепенно расширяется и детализируется. Круг рассматриваемых вопросов и решаемых задач на каждом из этапов обучения (курсов) можно обозначить следующим образом:



1 курс. Формирование общих представлений о системе научных знаний, целях, задачах и специфике научного познания и научных исследований. Формирование представления об особенностях психологической науки, её предмета и методов. Значение научной теории и теоретического анализа в научной работе. Развитие навыков работы с литературой при составлении теоретических обзоров, анализа оригинальных авторских текстов. Развитие навыков критического разбора различных теорий и их основных положений. Формирование навыков постановки научной проблемы, формулирования целей, задач и гипотез научной работы, определения объекта и предмета научного исследования. Теоретический анализ как форма научной работы, общая организация аналитического исследования. Формирование навыков самостоятельной организации научных исследований, базирующихся на теоретическом анализе проблемы. Первичное знакомство с методами и формами организации научных исследований, включающих сбор экспериментальных и эмпирических данных (на примере простых пилотажных исследований и опыта приглашенных специалистов). Разбор требований к написанию качественных курсовых работ первого года обучения и способов удовлетворения данных требований.

2 курс: Формирование знаний и навыков, необходимых для эффективной организации научного исследования. Знакомство с различными видами научных исследований (аналитические, эмпирические, экспериментальные и т.д.). Определение места и значения эксперимента в науке и научной работе. Определение формы и стратегии научно-исследовательской работы в зависимости от поставленной научной проблемы. Рассмотрение специфики определения целей и задач, гипотез, методологии и методов исследования в зависимости от формы исследовательской работы и исследуемой проблематики. Моделирование различных видов исследовательских работ. Анализ различных подходов к разработке программы исследования. Формирование навыков самостоятельной разработки программ исследований, формулирования обязательных и дополнительных пунктов программы, представления и обоснования разработанных программ. Знакомство с методами и формами организации серьезных научных исследований, включающих сбор экспериментальных и эмпирических данных (на примере опыта приглашенных специалистов). Разбор требований к написанию качественных курсовых работ второго года обучения, возможных стратегий написания научной работы на втором курсе.

3 курс: Формирование знаний и навыков, необходимых для осуществления профессионального подбора методов и методик исследования, адекватных поставленным научно-исследовательским целям и задачам. Анализ процессов и механизмов концептуализации и операционализации понятий в рамках исследуемой проблематики. Формирование четких представлений о стратегиях и принципах определения параметров изучаемого явления, поддающихся экспериментальному изучению и диагностике. Определение базовых принципов отбора качественного методического инструментария (валидность и надежность методик, соотнесение исходных теоретических позиций разработчиков методики с теоретическими позициями исследователя, соотнесение целевого назначения методик с задачами исследования, требование полной локальной валидизации и т.д.). Анализ возможностей разработки собственного диагностического инструментария. Анализ возможностей адаптации существующего диагностического инструментария к целям, задачам и условиям конкретной научно-исследовательской работы. Формирование навыков квалифицированного определения параметров выборки. Рассмотрение методов анализа полученных материалов. Знакомство с технологиями организации и проведения серьезных научных исследований, включающих сбор экспериментальных и эмпирических данных, их обработку и систематизацию (на примере опыта приглашенных специалистов). Разбор требований к написанию качественных курсовых работ третьего года обучения, возможных стратегий написания научной работы на третьем курсе.

4 курс: Формирование знаний и навыков, необходимых для осуществления качественной интерпретации полученных научно-исследовательских и экспериментальных данных. Формирование четких представлений о стратегиях и принципах формулировки выводов научно-исследовательской работы. Соотнесение полученных результатов с исходными целями, задачами и гипотезами работы. Соотнесение полученных результатов с теоретической и методологической базой работы. Качественная разработка заключений и рекомендаций. Анализ стратегий и возможностей определения дальнейших перспектив исследования и постановки новых научно-исследовательских проблем и задач. Знакомство с технологиями организации и проведения серьезных научных исследований, включающих сбор экспериментальных и эмпирических данных, их обработку и интерпретацию (на примере опыта приглашенных специалистов). Разбор требований к написанию качественных выпускных квалификационных работ, возможных стратегий написания успешной дипломной работы на последнем году подготовки бакалавра. Анализ имеющихся научных работ участников семинара, совместное обсуждение и индивидуальное консультирование.

Вместе с тем, последовательное повторение наиболее общих научных проблем (постановка проблемы научного исследования, формулировка цели, задач и гипотезы научной работы, определение теоретической и методологической базы исследования и т.д.) с поэтапным выходом на более глубокий уровень их рассмотрения будет способствовать закреплению и отработке знаний и навыков, необходимых для эффективного решения научно-исследовательских задач. Кроме того, работа в рамках научно-исследовательского семинара на всех этапах подготовки предполагает знакомство студентов с реальной практикой научных исследований, реализуемых молодыми и опытными специалистами в различных направлениях общей и экспериментальной психологии. Первый год обучения предполагает привлечение преимущественно молодых ученых, аспирантов и преподавателей кафедры, в рамках которой реализуется научно-исследовательский семинар. Параллельно реализуемой задачей здесь выступает знакомство студентов с направлениями исследований, реализуемых в рамках кафедры и конкретными преподавателями, работающими в данных направлениях. На более поздних этапах подготовки предполагается знакомство студентов с высококвалифицированными специалистами, работающими в разных направлениях и исследовательских группах, как отечественных, так и зарубежных ВУЗов, что позволит сформировать у них представление о серьезной научной работе, реализуемой на высоком качественном уровне.

Исходя из вышесказанного, программа НИС для первого года обучения предполагает постановку общих научных проблем, формирование общих представлений о научно-исследовательской работе, формирование навыков реферирования научных текстов и организацию простых, пилотажных исследований (что соответствует задачам курсовой работы первого года обучения), а также знакомство студентов с молодыми преподавателями и исследователями, работающими в рамках кафедры общей и экспериментальной психологии.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать чем научные знания отличаются от всех других форм знания, что является предметом научного познания в целом и предметом психологической науки, в частности, как происходит постановка научной проблемы, выдвижение научной гипотезы, на основе чего строится организация научного исследования и т.д.;

  • понимать разницу между наукой и житейским опытом, научной проблемой и практической задачей, предметом, объектом и субъектом познания и т.д.;

  • уметь сформулировать научную проблему, поставить цель и определить задачи работы, выдвинуть гипотезу, определить теоретическую базу исследования, подобрать необходимую литературу, провести качественный теоретический обзор по выдвинутой проблематике, сопоставить и обобщить взгляды и положения ведущих специалистов в выбранной области исследования, представить и обосновать полученные результаты.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции:

Способен применять профессиональные знания и умения на практике



СК-Б2

Владеет навыками психологического и научно-исследовательского анализа динамики развития и изменения различных социальных процессов и явлений. Способен ставить и решать научно-исследовательские задачи в рамках профессиональной и общественной деятельности.

Семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, выполнение практических заданий, психологический анализ биографий и составление личностных профилей на основе биографических данных, участие в разрешении проблемных вопросов, связанных с различными аспектами индивидуальной и общественной жизни человека.

Системные компетенции:

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач



СК-Б6

Владеет навыками отбора качественной литературы и других информационных ресурсов, демонстрирует знание различных подходов и теорий в психологии и смежных науках, использует в ходе самостоятельной работы различную литературу по психологии и смежным дисциплинам. Умеет работать с электронными базами данных, осуществлять эффективный поиск информации в сети Интернет.

Семинарские занятия, подготовка к обсуждению проблемных вопросов, подготовка выступлений и презентаций, выполнение домашних работ, включающее поиск и отбор необходимых информационных ресурсов (теоретических, методических и практических разработок).

Системные компетенции:

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества



СК-Б7

Владеет навыками анализа общественно и профессионально значимых проблем, постановки исследовательских целей и задач, определения методологического и методического аппарата исследования, выдвижения гипотез, разработки программы исследования, анализа и интерпретации полученных результатов, применения полученных результатов на практике для решения первоначально определенных проблем.

Семинарские занятия, обсуждение различных научно-исследовательских проектов, научных работ учащихся и преподавателей, подготовка выступлений и презентаций, выполнение домашних работ.

Профессиональные компетенции (инструментальные):

Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ



ИК-Б3

Знает основные требования к изложению и представлению результатов проделанной работы и отчетных материалов. Владеет основными навыками структурирования, изложения и подачи материала, аргументированного представления собственной позиции. Применяет соответствующие знания, умения, навыки на практике.

Семинарские занятия, подготовка выступлений и презентационных материалов, выполнение домашних работ, подготовка и оформление письменных домашних заданий, совместное обсуждение качества представленных материалов.

Профессиональные компетенции (инструментальные):

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению



ИК-Б7

Свободно ориентируется в теоретических и методологических основах современной психологической науки, владеет навыками работы с различными концепциями, моделями, методами и инструментами, необходимыми для решения практических, профессиональных и научно-исследовательских задач.

Семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, выполнение домашнего задания, написание самостоятельных домашних работ.

Профессиональные компетенции (социально-личностные):

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию



СЛК-Б3

Владеет основными навыками целеполагания, принятия решения, планирования и прогнозирования своей деятельности, оценки полученных результатов. Способен к рефлексивному психологическому анализу собственной деятельности и деятельности других людей, её результатов, определению возможностей дальнейшего личностного развития и самосовершенствования.

Семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, выполнение домашнего задания, написание самостоятельных домашних работ.

Профессиональные компетенции (социально-личностные):

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе



СЛК-Б6

Оценивает нормы общественной морали, причины их возникновения, возможные следствия отдельных действий и поступков в системе общественных отношений. Владеет навыками психологического и научно-исследовательского анализа динамики развития и изменения различных социальных процессов и явлений.

Семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, выполнение домашнего задания, написание самостоятельных домашних работ.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «Практика и (или) научно-исследовательская работа» (Б.5).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Общая психология;

  • Философия.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):

  • Общие знания по философским, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.

  • Знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы.

  • Способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Общая психология»

  • «Экспериментальная психология»

  • «Психологический практикум»

  • И т.д.
  1   2   3   4

  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы