Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Модели психотерапии личности»




Скачать 142.52 Kb.
Дата21.07.2017
Размер142.52 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство

экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет психологии

Программа дисциплины

«Модели психотерапии личности»

для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра
Авторы: Лэнгле А. E-mail: alaengle@hse.ru

Орлов А.Б. E-mail: aorlov@hse.ru

Петровский В.А. E-mail: vpetrowsky@hse.ru

Рекомендовано секцией УМС

«Психология»

Председатель

________________Штроо В.А.

«__»____________ 2006 г.

Утверждено УС факультета психологии

Ученый секретарь

________________ Старовойтенко Е.Б.

«__»____________ 2006 г.


Одобрено на заседании кафедры психологии личности

Зав. кафедрой

____________Абульханова К.А.

«__»_______________ 2005 г.


Москва 2005



Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

I

Модели гуманистической парадигмы

54

22

10

22

1

Экспрессивная клиентоцентрированная психотерапия

16

6

4

6

2

Онтотерапия

14

6

2

6

3

Диалогическая психотерапия

12

4

2

6

4

Триалогическая психотерапия

12

6

2

4

II

Модели динамической парадигмы

54

10

22

22

5

Транзактный анализ

54

10

22

22

III

Модели экзистенциальной парадигмы

54

22

10

22

6

Феноменологический метод в психотерапии

16

8

4

8

7

Dasein - анализ

14

6

2

4

8

Логотерапия

12

4

2

4

9

Экзистенциальный анализ

12

4

2

6




ИТОГО

162

54

42

66


Базовые учебники

  1. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия. - М.: Академический Проект, 2001. - 196 с.

  2. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2005. – 159 с.

  3. Менегетти, А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. - М.: Онтопсихология, 2003. - 140 с.

  4. Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000.- 379 с.

  5. Соколова, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 366 с.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

  7. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Пер. с англ.. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 864 с.


Формы контроля:

  • текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль: оценки за домашнее задание (3-4 тыс. слов) и тестовое экзаменационное задание, выполняемые в письменном виде (120 мин.);

  • итоговый контроль: выполняется по завершении дисциплины. Результирующая оценка выставляется в пятибалльной и десятибалльной системе. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля. При получении результирующей оценки (Ор) учитываются следующие парциальные оценки (в скобках указаны относительная значимость каждой из парциальных оценок): оценка за активность на занятиях Oа (0,1); оценка за посещаемость занятий Оп (0,1); оценка за домашнее задание Одз (0,4); оценка за экзамен Оэ (0,4): Ор = Оа х 0,1 Оп х 0,1 Одз х 0,4 Оэ х 0,4.

  • итоговая оценка: поскольку контроль является итоговым, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется одна из четырех итоговых оценок: «отлично» (Ор=8-10), «хорошо» (Ор=6-7), «удовлетворительно» (Ор=4-5), «неудовлетворительно» (Ор<4).


Содержание программы.

Раздел I. Модели гуманистической парадигмы.

  • Название темы. Тема 1. Экспрессивная клиентоцентрированная психотерапия.


  • Содержание темы. Научная биография Н.Роджерс. Теоретические основания. Основные языки экспрессивной терапии. Понятие «творческая связь». Особенности экспрессивной терапии (отличия от арт-терапии, специфика клиентуры, терапевтические установки в экспрессивной работе). Тенденции развития экспрессивной терапии. Психотерапевтическое кредо Н.Роджерс. Вариант терапевтической методики: экспрессивный коллаж.

  • Основная литература.
    1. Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. С. 294-298.

    2. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-248.

    3. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Пер. с англ.. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 330-336.


  • Дополнительная литература.
    1. Роджерс Н.  Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, 1, 132-139.





  • Название темы. Тема 2. Онтотерапия.

  • Содержание темы. Научная биография А.Менегетти. основные положения онтопсихологии. Психологическая структура человека. Характеристика экзистенциальной ситуации. Множественность языков самовыражения. Характеристики онейрической активности. Методы онтотерапии. Директивность и индирективность в работе онтотерапевта. Структура онтотерапевтического курса. Вариант терапевтической методики: интерпретация сновидений.

  • Основная литература.
    1. Менегетти, А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. - М.: Онтопсихология, 2003. - 140 с.


  • Дополнительная литература.

    1. Орлов А.Б.  Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы
      // Вопросы психологии, 1994, 3, 150-155.




  • Название темы. Тема 3. Диалогическая психотерапия.

  • Содержание темы. Концепции доминанты на другом (А.А. Ухтомский) и диалога (М.М. Бахтин). Основные трактовки понятия «диалог». Основные понятия диалогического подхода (позиция вненаходимости, внутренняя диалогичность, диалогическая интенция, диалогическая позиция). Постулаты диалогического подхода. Противоречия диалогического подхода.

  • Основная литература.
    1. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 305-306, 317-326.


  • Дополнительная литература.
    1. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. // Вопросы психологии, 1990, 3, 17-25.





  • Название темы. Тема 4. Триалогическая психотерапия.

  • Содержание темы. Триалогическая концепция личности человека. Содержание, единица, границы и структура личности. Персона, тень и лик. Личность как триалог. Актуал- и онтогенез личности. Самосознание личности. Личность и сущность. Триалогическая модель психотерапии. Основные трактовки понятия «триалог». Основные идеи триалогического подхода. Типы триалогов. Понятия «субвизор» и «супервизор». Специфика внутренних триалогов клиента и терапевта. Постулаты триалогического подхода. Триалогическая трактовка процесса психотерапии.

  • Основная литература.
    1. Орлов А.Б.  Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. 
      // Вопросы психологии, 1995, 2, 5-19.

    2. Орлов А.Б.  Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии, 2002, 3, 3-19.


  • Дополнительная литература.
    1. Орлов А.Б.  Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования / Под ред. В.Я.Ляудис, Н.Н.Корж. М.: РПО, 1998. С.172-173.



Раздел II. Модели динамической парадигмы.


  • Название темы. Тема 5. Транзактный анализ.

  • Содержание темы. Три «я» в одном человеке: «Родитель» «Взрослый» «Дитя». Эффект «отраженности» другого во мне. Метод «отраженной субъектности». Понятия «переключение» и «взаимодействие» эго-состояний. Анализ индивидуальных эгограмм. Что такое «транзакции»? Понятие дополнительных и пересекающихся, открытых и скрытых транзакций. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций. Пристройка с переключением». Игры. Драматический треугольник («Спаситель» - «Преследователь» - «Жертва»). Трагикомическая пирамида. «Проигрывание» игр «Да, но…», «Судебная комната». Шесть преимуществ «игры». Идея контр-тезиса. Понятие сценария. Четыре установки жизни. Директивы, модели, предписания и разрешения.

  • Основная литература.
    1. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия. - М.: Академический Проект, 2001. - 196 с.


  • Дополнительная литература.
    1. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Пер. с англ.. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 864 с.



Раздел III. Модели экзистенциальной парадигмы.


  • Название темы. Тема 6. Феноменологический метод в психотерапии.

  • Содержание темы. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психотерапии. Концепция интенциональности сознания. Объяснение и понимание. Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля и феноменология Dasein М. Хайдеггера. Феноменологический метод: описание и выявление оснований. Различие феноменологического подхода и классического психоанализа. Шаги феноменологического метода по М. Хайдеггеру. Практические упражнения в феноменологическом видении. Проективная диагностическая методика «Я и моя жизненная ситуация».

  • Основная литература.

1. Dasein-анализ в философии и психологии. Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2001.

  • Дополнительная литература.

    1. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология. // Логос, №3, 1992,

с.125–135.

    1. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.



  • Название темы. Тема 7. Dasein - анализ.

  • Содержание темы. Аналитика Dasein М. Хайдеггера. Экзистенциалы забота (заброшенность, падение, проект) и бытие-к-смерти. К. Ясперс: пограничные ситуации и экзистенциальная коммуникация. Ж.-П. Сартр: существование предшествует сущности. Dasein-анализ Л. Бинсвангера. Миропроект, забота и любовь как формы трансценденции. Dasein-анализ М. Босса: Dasein как «просвет бытия». Практические упражнения в Dasein-аналитическом толковании сновидений.

  • Основная литература.

    1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: Рефл-бук, 1999.

    2. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1998.




  • Дополнительная литература.

    1. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985.

    2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. Сборник. / Сост. А.А.Яковлев. М.: Политиздат, 1989, с. 319-344.

    3. Ясперс К. Введение в философию. Минск: Изд-во ЕГУ «Пропилеи», 2000.



  • Название темы. Тема 8. Логотерапия.

  • Содержание темы. Научная биография В.Франкла: от опыта выживания в концентрационном лагере к терапии смыслом. Трехмерная модель человека. Психодинамика и ноодинамика. Воля к смыслу. Логотерапевтическое представление о ценностях. Понятие экзистенциального вакуума. Ноогенные неврозы. Технический арсенал логотерапии: парадоксальная интенция и дерефлексия.

  • Основная литература.

    1. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000.

  • Дополнительная литература.

    1. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2003.

    2. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.


  • Название темы. Тема 9. Экзистенциальный анализ.

  • Содержание темы. Понятия внутреннего и внешнего диалога. Внутреннее согласие как терапевтическая цель экзистенциального анализа. Концепция фундаментальных мотиваций. Базовое доверие, ценность жизни, аутентичность, будущее и смысл. Метод персонального экзистенциального анализа, биографический метод, метод укрепления воли и другие методы и техники. Практические элементы проведения терапевтической сессии.

  • Основная литература.

    1. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2005. – 159 с.

    2. Экзистенциальная психология и психотерапия. Специальная тема выпуска журнала Психология. Журнал Высшей школы экономики. №2, 2005, с.52-109.

  • Дополнительная литература.

1. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности. // Вопросы психологии, 2004, №4, с. 3-21.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

  • домашние задания:

  1. Психотерапия и искусство.

  2. Психотерапия и мир образов.

  3. Диалог в психотерапии.

  4. Дискуссионные моменты триалогического подхода к психотерапии.

  5. Эго-состояния.

  6. Транзакции.

  7. Игры.

  8. Сценарии.

  9. Практическое применение методики «Я и моя жизненная ситуация».

  10. Феноменологическое описание бытовой ситуации.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  • Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Каковы отличия между экспрессивной и арт-терапией?

  2. Каковы значения понятия «творческая связь» (по Н.Роджерс)?

  3. Какие преимущества дает использование экспрессивных искусств в психотерапевтической работе?

  4. Что представляет собой психотерапевтическая методика «экспрессивный коллаж»?

  5. Какова психологическая структура человека с точки зрения онтопсихологии?

  6. Каковы основные методики онтотерапии?

  7. Что представляет собой курс краткосрочной онтотерапии?

  8. Каковы правила и принципы онтотерапевтической интерпретации сновидений?

  9. Каковы основные значения понятия «диалог»?

  10. Что представляют собой этапы психотерапевтического процесса (уровни диалога) с позиций диалогического подхода к психотерапии?

  11. Каковы основные понятия диалогического подхода в психотерапии?

  12. Каковы основные постулаты диалогического подхода?

  13. Каковы основные моменты триалогической концепции личности?

  14. Каковы основные значения понятия «триалог»?

  15. Каковы основные идеи триалогического подхода?

  16. Каковы основные типы триалогов в психотерапевтическом отношении?

  17. Что такое эго-состояние?

  18. Опишите каждое из следующих эго-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя

  19. Почему ТА является динамической теорией личности?

  20. Какими способами, согласно Берну, люди структурируют свое время?

  21. Приведите примеры дополнительной, перекрестной и скрытой трансакций и нарисуйте соответствующие этим трансакциям диаграммы

  22. Что Берн подразумевал под сценарием?

  23. Что такое «директивы», «модели», «приказания»? (Матрица сценария по Клоду Стайнеру)

  24. Что такое «игры»?

  25. Какова основная идея концепции интенциональности сознания?

  26. Как психотерапия различает объяснение и понимание?

  27. В чем отличие феноменологического метода от психоанализа?

  28. Каковы шаги феноменологического метода по М.Хайдеггеру?

  29. Каковы основные экзистенциалы Dasein по М.Хайдеггеру?

  30. Что такое «заброшенность» человека?

  31. Каковы основные идеи Dasein-анализа Л.Бинсвангера?

  32. Каковы основные моменты Dasein-аналитического толкования сновидений?

  33. Какова основная идея терапии смыслом?

  34. В чем отличие психодинамики от ноодинамики?

  35. Какие категории ценностей выделяет логотерапия?

  36. Какова нозологическая область применения парадоксальной интенции и дерефлексии?

  37. Каковы основные компоненты переживания внутреннего согласия?

  38. Каковы основные предпосылки исполнения фундаментальных мотиваций?

  39. В чем состоит основная идея персонального экзистенциального анализа?

  40. Какова последовательность шагов метода укрепления воли?

Авторы программы: ___________________________________ Лэнгле А.

___________________________________ Орлов А.Б.

___________________________________ Петровский В.А.





  • Название темы. Тема 1. Экспрессивная клиентоцентрированная психотерапия.
  • Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. С. 294-298.
  • Менегетти, А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. - М.: Онтопсихология, 2003. - 140 с.
  • Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 305-306, 317-326.
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии, 1995, 2, 5-19.