Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Мастер-класс по литературно-критическому письму»




Скачать 158.03 Kb.
Дата27.06.2017
Размер158.03 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философский

Кафедра наук о культуре
Программа дисциплины
«Мастер-класс по литературно-критическому письму»
для направления 031400.62
«Культурология» -- подготовка бакалавра

Автор -- И.В. Кукулин,

кандидат филологических наук

(ikukulin@yandex.ru)



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ наук о культуре отделения куль-

турологии философского

факультета ГУ—ВШЭ

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ В.А. Куренной

«_____» __________________ 200 г. «16» сентября____ 2009 г.

Утверждена УС факультета


_________________________________
Пояснительная записка
Данный курс является синтетическим: он объединяет собственно мастер-класс по литературно-критическому письму и лекционный курс, чьей задачей является сообщение знаний о критике как важнейшем культурном медиа современного общества. Это необходимо для того, чтобы дать слушателям курса не только собственно навыки литературно-критического письма, но и объяснить социальные функции этого типа письма, и место критики в системе актуальной культуры.

Целью данного курса является подготовка «контекстно информированного» читателя, и, в идеале, потенциального автора литературно-критических текстов, способного применять полученные навыки при работе в медиа различного типа – печатных и интернетных, и, возможно, на радио. Проблемы освещения культурного процесса на телевидении, в связи с множеством институциональных и технологических особенностей тележурналистики, потребовали бы другого курса как минимум такого же объема и поэтому в данном курсе не рассматриваются.

В план семинарских занятий по курсу включены элементарные знания о навыках рецензирования произведений других видов искусств, помимо литературы – таким образом, термин «литературно-критическое письмо» в названии курса понимается расширительно. Это расширение обусловлено задачами курса: 1) сообщить аудитории общие представления о типах критического письма, которые могут не зависеть от конкретного объекта описания; и 2) дать студентам навыки, которые могут быть использованы в журналистской работе – а во многих газетах и интернет-медиа в связи с ограниченностью персонала журналистам, пишущим «о культуре», необходимо иметь универсальные навыки письма о разных типах художественных произведений.







Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ.
Занятия



1

Роль и значение литературной критики в культуре модернизирующегося общества.

Критика как медиа



6

6

--

--

2

Стратегии критического высказывания

6

6

--

--

3

Критические высказывания об основных видах современного искусства

22

2

10

10

4

Главные типы и жанры критического высказывания

8

4

4

4

5

Российская критика в инокультурном контексте: институциональные, стилистические и методологические различия

2

2

--

--


Форма отчетности:
Каждый студент должен для допуска к зачету сдать минимум пять эссе – точнее, текстов тех типов и жанров, которые будут разбираться на семинарах, и посвященных тем книгам, фильмам или событиям, которые будут обсуждаться на семинарах. Объем каждой работы – 8--12 тыс. знаков с пробелами. Если уровень письма и мышления в этих текстах, а также работа на семинарах будут удовлетворительными, зачет ставится автоматически. Если уровень текстов не удовлетворяет экзаменатора, студент должен пройти дополнительный, устный, зачет по материалам и литературе лекционного курса. Итоговая оценка по результатам мастер-класса учитывает работу студента на семинарских занятиях. Форма основного зачета – устная.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • Работа на практических занятиях (обсуждения, устное реферирование литературы по курсу) – 30 % итоговой оценки

  • 5--7 письменных домашних работ – 30--50 % итоговой оценки (в зависимости от числа и качества работ).

  • Устный зачет (120 мин.) – 20% (в случае сдачи 7 работ) – 40% (в случае сдачи 5 работ) итоговой оценки


Базовый учебник или ридеры:
Адекватные базовые учебники на русском языке по данной дисциплине отсутствуют. В качестве ридеров используются издания из серии «Библиотека русской критики» (вышла в 2003—2005 гг.) и книга «Война из-за “Войны и мира”: Роман Л.Н. Толстого “Война и мир” в русской критике и литературоведении» (СПб., 2002).
План занятий:
Тема 1. Роль и значение литературной критики в культуре модернизирующегося общества. Критика как медиа
Лекция 1. Зачем нужна критика (газетная, журнальная и интернетовская), какова задача критика. Три типа критики (по Б. Менцель). Взаимоотношение культурной критики с социальным и политическим анализом. Возможность и взаимодополнительность разных прочтений одной книги (фильма, спектакля и т.п.).
Обязательная литература:

Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья первая // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении / Сост. И. Сухих. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 177—206.

Дополнительная литература:



Менцель Б. Перемены в русской литературной критике. Взгляд через немецкий телескоп / Пер. с нем. С. Шамхаловой // Неприкосновенный запас. 2003. № 4 (30). С. 145—153.
Лекция 2. Адресация критики. Чем отличается и в каких случаях нужны статьи/рецензии о книгах (фильмах и т.п.), которые читатель, скорее всего не читал, и об известных многим. Разные позиции критика: ориентация на неосведомленного и осведомленного читателя, позиция «культуролога» и «социолога». Критик как просветитель. Яркая авторская позиция критика и излишества самовыражения в ущерб содержательности.
Обязательная литература:

Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. …

Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов (Рец. на кн.: Лесевич В. Письма о научной философии. СПб., 1878) // Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. М.: Правда, 1990 (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»). С. 281—358.
Тема 2. Стратегии критического высказывания
Лекция 3. Критик как публичная фигура. Личная и редакционная политика. Примеры ярких публичных фигур из истории русской критики (В. Белинский, Д. Писарев, К. Чуковский, А. Белинков, М. Чудакова), и как они сочетали независимость с требованиями редакционной политики. Критик как «скрытая величина». Примеры (Н. Страхов, А. Гольдштейн). Могут ли сменяться эти роли на протяжении жизни одного критика?
Обязательная литература:

Белинков А. Поэт и толстяк (Из книги «Юрий Олеша. Сдача и гибель русского интеллигента») // Критика 50-х—60-х годов ХХ века / Сост. Е. Скарлыгиной. М., 2004 (Библиотека русской критики). С. 383—435.
Тема 3 – см. раздел семинарских занятий.
Тема 4. Главные типы и жанры критического высказывания

Лекция 4. Главные жанры критики и публицистики. Их структурные принципы. Лучшие образцы этих жанров. Рецензия, обзор, фельетон, предисловие и послесловие, анонс, некролог, полемическая реплика, «проблемная статья». Исторический смысл «малых жанров» критики.
Обязательная литература:

Тынянов Ю. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 150—166.
Лекция 5. Объект и этика критики. Каким может быть у критика отношение к объекту его анализа. О необходимости фактографической оснащенности, о недопустимости личных нападок. Этика критической полемики. Литературная политика критического высказывания: статья, открывающая дискуссию; статья, закрывающая дискуссию (на примере С. Львовского); статья, меняющая русло обсуждения (на примере М.Ф. Де-Пуле и С. Кузнецова).
Обязательная литература:

Эйхенбаум Б. Нужна критика // Критика 1917—1932 годов / Сост. Е. Добренко. М., 2003 (Библиотека русской критики). С. 388—390.

Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 319--374.

Дополнительная литература:

Де-Пуле М.Ф. Война из-за «Войны и мира» // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении / Сост. И. Сухих. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 317—323.

Кузнецов С. Кровь империи и печень врага (Старое и новое. Выпуск 9) // Русский журнал. 2003. 8 мая (http://old.russ.ru/krug/20030508_sk.html).

Львовский С. «Видит горы и леса»: История про одно стихотворение Виталия Пуханова // Новое литературное обозрение. 2009. № 96 (http://magazines.russ.ru/nlo/2009/96/lv26.html).
Лекция 6. Главные форматы нынешней критики: толстожурнальный, глянцевый, интернетный, газетный. Ключевые представители отечественной критики на нынешнем этапе: М. Айзенберг, Н. Иванова, А. Немзер, А. Урицкий, Л. Данилкин, Д. Быков. О неудовлетворительном состоянии современной критики и о том, как возможно его преодолеть.
Обязательная литература:

Немзер А. Сказка о потерянной критике // Немзер А. Замечательное десятилетие. М.: Захаров, 2003. С. 109—126.

Агеев А. Вместо предисловия // Агеев А. Газета, глянец, интернет. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 11—13.
Лекция 7. Различие в рецензировании отечественных и иностранных произведений (книг, фильмов, спектаклей и т.п.). Необходимость дозированных объяснений социальных задач и контекста иностранных произведений. Критик как связующее звено между культурами, «почтовая лошадь просвещения». Важность внимания к культурам малых, «нецентральных» народов и стран: экзотическое может стать инновативным для всего мира, как иранское или балканское кино 1990-х, или русский роман XIX века. Краткое изложение новейшей истории рецензирования иностранной литературы: взлет в «Серебряном веке», идеологизация в 1920-х годах, падение в 1930-х, новый взлет в 1960-х, падение в 1970-х, «переформатирование» в 1990-х: возрождение, но при преимущественном внимании к мэйнстримной и философской литературе.
Обязательная литература:

Голынко-Вольфсон Д. Индустрия сновидений: Игру со сновидениями Барикко предпочитает игре с литературными претекстами // Ex Libris НГ. 2002. 8 августа (http://exlibris.ng.ru/lit/2002-08-08/2_industry.html).

Дубин Б., Рейтблат А. Литературные ориентиры современных журнальных рецензентов // Новое литературное обозрение. 2003. № 59 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/dub.html).

Михайлин В. Переведи меня через made in: несколько замечаний о художественном переводе и о поисках канонов // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://magazines.russ.ru/nlo/2002/53/mihail.html).

Дополнительная литература:

Волошин М.А. Анри де Ренье // Волошин М.А. Лики творчества / Сост. В.А. Мануйлов, В.П. Купченко, А.В. Лавров. М.: Наука, 1988 («Литературные памятники»). С. 54--70 (http://lib.ru/RUSSLIT/WOLOSHIN/voloshin_renje.txt).

Ковалева И. «Строфы с комплексным повествовательным эффектом» // Иностранная литература. 2006. № 5. С. 267—271.

Каспэ И. И снится нам не рокот космодрома...: к феноменологии рецензирования «иностранной литературы» // Новое литературное обозрение. 2002. № 53. С. 298--303 (в Интернете не выложено).
Лекция 8. Какие типы литературных произведений могут стать объектами критики? Обсуждение массовой литературы (фильмов класса B, формульной поп-музыки etc.) в критических статьях: подход «социологизаторский» и «переключающий» («переквалификация» произведения масс-культуры в ранг «высокой культуры»). Книга журналиста или политика. Радикальное переосмысление классического или забытого старого произведения. Другие трудные для рецензирования типы книг: мемуары и биографии.
Обязательная литература:

Майзель Е. Донцова/Васильева: Популярное Женское Обезболивающее // Критическая масса. 2003. № 4. С. 13—17 (в Интернете не выложено).

Дополнительная литература:

Усманова А. Евровидение как шоу-case // Сайт «Наше мнение» (Белоруссия). 2007. 16 мая (http://www.nmnby.org/pub/0705/16m.html).

Шевцов Ю. Фронтовое турне (Рец. на кн.: Зыгарь М. Война и миф. М.; СПб.: ИД «Коммерсантъ»; ИД «Питер», 2007) // Коммерсант-Деньги. 2007. 29 октября (http://www.piter.com/publish/pressa/bar/2444).
Лекция 9. Как читать критические статьи. Как вычленять позицию автора. Направления в критике: политико-идеологические (консервативно-пассеистское, консервативно-радикальное, националистическое, либеральное, леворадикальное, религиозное), эстетические (традиционалистское, «центристское», «авангардно-технологическое», «авангардно-антропологическое»), методологические (психоаналитическое, философское, имперессионистическое) – краткий обзор.
Обязательная литература:

Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. М.: Новое литературное обозрение, 1997. Глава о Маяковском. Литература существования.

Лекция 10. Разные типы контекстуализации: в ряду других произведений этого же автора, этого же жанра, этой же темы (разные трактовки одной и той же темы), других статей об этом же объекте критики. Что дает контекстуализация критику и читателю. Необходимость историзации.
Обязательная литература:

Терц А. Что такое социалистический реализм // Критика 50-х—60-х годов ХХ века / Сост. Е. Скарлыгиной. М., 2004 (Библиотека русской критики). С. 65—115.

Дополнительная литература:

Абрахам П. Искусства и науки как свидетельства социальной истории / Пер. с фр. Н. Авдониной // Анналы экономической и социальной истории: избранное. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 465—494.
Тема 5. Российская критика в инокультурном контексте: институциональные, стилистические и методологические различия
Лекция 11. Как функционирует литературная критика в других странах. Институции и тип постановки вопроса. Чем нам интересен этот опыт. Различие англо-американской традиции (сближение литературной критики и научной филологии, criticism) и «континентальной», русско-немецко-французской (резкое разведение академического и журналистско-критического письма). Сближение этих традиций в ХХ веке благодаря русским формалистам, англо-американской «новой критике» (Т.С. Элиот и др.), французским структуралистам 1950—60-х годов и общим последствиям молодежной революции 1968 года (сближение гуманитарных наук с нуждами практической жизни).
Обязательная литература:

Нестеров А. Радуга критического притяжения: О чем пишут англоязычные критики: Осень—зима 2005 года // Иностранная литература. 2006. № 3. С. 234—244.

Барт Р. Писательство и деторождение. Литература в духе Мину Друэ / Пер. с фр. С. Зенкина // Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. С. 118—121, 223—230.

Райх-Раницкий М. Моя жизнь / Пер. с нем. В. Брун-Цехового. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 392—421, 458—463.

Дополнительная литература:

Лисюткина Л. Хит-парад «Любимые книги немцев» -- сенсация 2004 года // Новое литературное обозрение. 2005. № 71 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/li33.html).

Уайнбергер Э. Джеймс Лафлин / Пер. с англ. А. Драгомощенко // Уайнбергер Э. Бумажные тигры. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. С. 263—268.
Семинарские занятия: практикум по овладению разными жанрами критического письма.
Тема 3. Критические высказывания об основных видах современного искусства
Семинар 1. Как писать рецензию на книгу художественной литературы. Обязательные компоненты такой рецензии. Обсуждение одной книги (романа): главное в книге, чем она выделяется в ряду других книг подобного жанра в современной литературе, в творчестве этого автора и т.д. Чем отличается рецензия на стихи от рецензии на прозу. Технология работы с издательствами.
Статьи для разбора:

Рецензия на прозу: Каспэ И. Синтаксис, синтагма, нож (Рец. на кн.: Геласимов Андрей. Рахиль. Роман с клеймами. М.: Яуза; Эксмо, 2004) // Новое литературное обозрение. 2005. № 73 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ka33.html).

Рецензия на книгу стихотворений: Львовский С. Возьмите нас к звездам, отведите нас в кино (Рец. на кн.: Тимофеев Сергей. Почти фотографии. На русском и латышском языках. Переводы на латышский Андриса Акментиньша. Riga: Орбита — ATENA, 2003) // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/serlvov.html)
Книги для самостоятельного рецензирования:

А. Кабаков. Беглец: Роман. М., 2009.

Ф. Сваровский. Путешественники во времени: Стихотворения. М., 2009.
Семинар 2. Рецензия на книги non-fiction. Пределы профессиональной компетенции критика в специальных вопросах.
Статья для разбора:

Дашевский Г. Ум как добродетель (О книге Ж. Бенда «Предательство интеллектуалов») // Коммерсант—Weekend. 2009. 7 августа (http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1212993


  • Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры