Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Курс 1 ступени «От азов к мастерству»




Скачать 348.33 Kb.
Дата03.03.2017
Размер348.33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Частное образовательное учреждение «Академия Фотографии»
Утверждаю

Директор

_______________/ Н.А. Почтарева

«________»_____________________


Программа дисциплины

Курс 1 ступени «От азов к мастерству» (экспресс)



  1. Цели и Задачи первой ступени:

Цель курса дать базовые знания в теории формирования фотографического изображения, необходимые навыки в работе с цифровой фотокамерой, освоить на практике в студии приемы работы со светом и основы композиционных построений в различных жанрах фотографии. С целью развития фотографического видения, слушатели курсов рассматривают лучшие примеры работ признанных в мире фотографов, в контексте истории фотографии.

Задачи

1. Сформировать адекватное представление о современной фотографии не столько как об элементе рекламного бизнеса, сколько как о самостоятельном искусстве

2. Заложить основы для дальнейшего всестороннего развития фотографического вкуса

3. Развить простейшие навыки построения композиции

4. Дать элементарные знания по техническим вопросам: основы экспонометрии, общее представление о фотографической технике.

5. Дать общее представление о современной фотографической технике


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны знать исторические этапы развития фотографического искусства; освоить технические аспекты фотосъемки; работать с профессиональным студийным оборудованием; разбираться в жанрах фотографии; освоить приемы композиции;


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

50

Аудиторные занятия

50

Лекции

20,8

Практические занятия

29,7

Семинары




Лабораторные работы




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




И (или другие виды самостоятельной работы)




Вид итогового контроля (экзамен, зачет)

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


N

Наименование разделов
и дисциплин

Всего,
час.

в том числе

Форма
контроля

лекции

практические
занятия

1


Экспонометрия


6,6

 3,3

3,3




 2

Фотокомпозиция


9,9

 3,3

6,6




3

Устройство и типы фотокамер


3,3

 3,3







4

Фотографические жанры и направления



19,8

6,6



13,2



5

История фотографии


3,3

3,3







6

Обработка изображения, подготовка к печати

6,6




6,6




7

Устный зачет


1

1










ИТОГО

50

20,8

29,7

зачет



4.2. Содержание разделов дисциплины


    1. Техника и технология фотографии

  • принципы работы и особенности цифровой фотографии;

  • основы оптического построения изображения;

  • фотографическая оптика и светотехника, бленды, светофильтры;

  • искажения и нарушения изображения;

  • глубина резкости;

  • фотографические материалы;

  • фотографические процессы;

  • штативы, фотовспышки накамерные и внешние.




    1. Экспонометрия

  • экспопара;

  • экспозамер, режимы экспозамера, экспокоррекция;

  • использование гистограммы при цифровой съемке

  • диапазон передаваемых яркостей и проблемы контраста

  • современные способы измерения экспозиции, табличный расчет экспозиции;

  • Зонная теория Ансела Адамса и расчет экспозиции по нескольким точкам замера;

  • Подсветка теней и выдержка синхронизации;

  • Влияние экспокоррекции на TTL систему, экспонометры.




    1. Фотокомпозиция

  • основные аспекты композиционного построения снимка;

  • золотое сечение, правило «третей»;

  • точка съемки;

  • планы;

  • линейная и тональная композиция;

  • смысловой и изобразительный центры кадра;

  • основные композиционные элементы;

  • кадрирование;

  • тон и цвет;

  • 12 приемов композиции.



  1. Фотографические жанры и направления

  • натюрморт;

  • портрет;

  • пейзаж;

  • репортаж;

  • жанр.



5. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


Издатель Л. Гусев.

Фотография как… Александр Лапин

Москва

2004

ООО «Издательство Астрель», автор Том Энг

Фотография полная энциклопедия

Москва

2007

DIGITAL PHOTO, ООО "Медиа-С"

Секреты мастеров фотографии

Москва

2007

Л.Д. Курский, Я.Д. Фельдман "Высшая школа"

Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке

Москва

1991

Александр Ефремов

Фотография без Photoshop.Секреты профессиональной фотосъемки.

СПб

2008

Александр Ефремов

Фотография без Photoshop.Секреты профессиональной фотосъемки.

СПб

2009

ООО «Издательство Астрель», автор Том Энг

Фотография полная энциклопедия

Москва

2007

Паранюшкин Р.В. Издательство "Феникс"

Композиция

Ростов н/Д

2005

Издатель Л. Гусев.

ПЛОСКОСТЬ И ПРОСТРАНСТВО, ИЛИ ЖИЗНЬ КВАДРАТОМ АЛЕКСАНДР ЛАПИН

Москва

2005

Марк Гейлер, Издательство НТ-Пресс

Основы композиции&художественной фотосъемки

Москва

2005

Издательство"Амфора", С.М.Даниэль.

Искусство видеть.

Спб

2006

Рози Диккинс

Современное искусство

Москва

2006

Дыко Л.П.


«Основы композиции в фотографии», Издание второе, переработанное и дополненное

Москва

1989г.

Дыко Л.П.,Редакция Алексея Завьялова, "Искусство"


Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп

Москва

2007

Я.Д.ФЕЛЬДМАН, Л.Д. КУРСКИЙ,«Легкая и пищевая промышленность»

«Техника и технология фотосъёмки»

Москва

1981

Гонт Л.

«Экспозиция в фотографии»

Москва

1990

Д.Килпатрик, из-во «Мир»


«Свет и освещение»

Москва

1988

А.Б. Меледин, Ю.И. Жураба и др. «Высшая школа», Редакция П.Н.Ермолаев


«Справочник фотографа»

Москва

2000

Ли Фрост, Арт-родник.


«Современная фотография»

Москва

2003г

б) дополнительная литература:




Издательство "Thames&Hudson"

HENRI CARTIER-BRESSON the man, the image & the world a retrospective

Paris

1992

Издательство "Bulfinch Press"

The Great LIFE Photografers

New York

2004

Издательство "Moskow House of Photography Museum"

Alexander Rodchenko REVOLUTION IN PHOTOGRAPHY catalogue

Moscow

2008

Ян Стычинский (фотографии) , Ян Жабинский (текст)

ЖИВОТНЫЕ близкие и далекие

Warszawa

1959

Издательство " Antique Collectors' Club, Ltd".

Soviet Impressionist Painting Vern G.Swanson

China

2008

Издательство "7L "

SHOT IN SICILY Michael Roberts

Paris

2007

Издательство "CORVINA VERLAG"

DIE UNGARISCHE MALEREI DES 20. JAHRHUNDERTS

Corvina

1971

Издательство "Белый город"

Мой ангел. Детский портрет в русской живописи

Москва

2004

Josef Sudek

Panorama

Prague

1956

Издательство "Искусство"

Ван Дейк

Москва

1989

Государственное Музыкальное Издательство

Большой театр СССР опера, балет

Москва

1958

Brigitta Zulicke

Hollandishe Malerei

Leipzig

1975

Wilhelm Rudolph

Fabrige Gemaldewiedergaben

Leipzig

1968

Издательство "teNeues"

Collecting Fine Art Photography

Italy

2008

Издательство "АВРОРА"

Мартирос Сарьян

Ленинград

1987

Roni Horn

Cabinet of

Germany

2001

Издательство "Bulfinch Press"

DAVID LASHAPELLE

New York

2007

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина , Всемирный фонд дикой природы, МДМ-Банк

Каталог выставки "Глаза в глаза"

Италия

2003

Издательство "Thames&Hudson"

EDWARD STEICHEN lives in photography Todd Brandow&William A.Ewing

Italy

2007

Издательство "teNeues"

MARC HOM PORTRAITS

Italy

2006

Sherman Hines

professional photographers of america Loan collection

China

1993

Издательство "TASCHEN"/ АРТ-РОДНИК

ХЕЛЬМУТ НЬЮТОН

Италия

2005

Издательствр "SHIRMER MOSEL"

PETER LINDBERGH IMAGES OF WOMEN

London

2000

Ludovit Hlavac

SOCIALNA FOTOGRAFIA NA SLOVENSKU

Bratislava

1974

David Kimber "AMPHOTO"

LIGHTING FOR GLAMOUR PHOTOGRAPHY

New York

1995

Издательство "Белый город"

Нестеров

Москва

2000

National Gallery of ART Washington Издательство "Thames&Hudson"

foto Modernity in Central Europe,1918-1945

Germany

2006

Alexandre Dupouy

EROTIC ART PHOTOGRAPHY

New York

2004

Gabriel Bauret

COLOR PHOTO-GRAPHY

New York

2005

Издательство "Правда"

Импрессионисты и постимпрессионисты

Москва

1988

Издательство "Leipzig"

Moskau und Umdebung

Moscow

1978

Museum Palace Editions

ЭНДИ УОРХОЛ

Italy

2005

Издательство "Красная Площадь"

Футуризм. Радикальная революция. Италия-Россия

Москва

2008

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Китай

Москва

2006

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Египет

Москва

2006

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Англия

Москва

2006

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Франция

Москва

2006

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Италия

Москва

2006

ЗАО "Грунер + Яр ЗАО" , Юлия Ли.

Лучшие фотографии GEO Египет

Москва

2006

Мультимидийный комплекс актуаальных искусств , музей "Московский дом Фотографии"

Фестиваль. Мода и стиль в фотографии 2007

Москва

2007

Zogling und Meister

JOEL-PETER WITKIN ZOGLING &MEISTER

Munchen

2000

Издательство "Пунктум"

ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ МАЗУРИН

Москва

2005

Издательство литературы на иностранных языках

soviet art photography

Москва

1955

Jean Clair,Издательство "Bulfinch Press"

HENRI CARTIER-BRESSON europeans

France

2003

Издательство "Художник РСФСР"

Тропинин

Ленинград

1987

Издательство "SCHIRMER/MOSEL"

WER SIND SIE, HENRI CARTIER-BRESSON?

Germany

2003

Нина Свиридова, Дмитрий Воздвиженский

Время Иллюзий

Москва

2006

Lurzer's Archive Special

200 BEST AD PHOTOGRAPHIERS

Austria

2004

Издание Московского Дома Фотографии

Фтобиеналле 2004

Москва

2004

Издательство "SCHIRMER/MOSEL"

HORST

Germany

2001

Издательство "Художник РСФСР"

Петров

Ленинград

1987

Джон Хеджкоу, Издательство "РОСМЭН ПРЕСС"

ФОТОГРАФИЯ ЭЦИКЛОПЕДИЯ

Москва

2003

Издательство ЦПК ТБ РСФСР, Т.Константинова

ФОТО 1839-1989

Москва

1988

Издательство "Белый город"

Веласкес

Москва

1998

Замира Ибрагимова

Николай Грицюк

Новосибирск

2005

Andras Szekely

MIHALY MUNKACSY

Hungary

1977

Публикация издательского департамента Объединения национальных музеев Франции, возглавляемого Катрин Марке

От Авангарда до Постмодернизма Третьяковская галерея

Франция

2006

Б.Р. Виппер, Издательство "Искусство"

Становление реализма в голландской живописи 17 века

Москва

1957

Lino Manfrotto+Co.

MANFROTTO LIGHTING SUPPORT SOLUTIONS

Italy

2009

Издательство "Титул"

Интерьер. Руководство по технике освещения.

Сингапур

1998

"Издательство К. Тублина"

Анри Картье Брессон Воображаемая реальность

СПб

2008

Региональный общественный благотворительный фонд «Центр современного искусства»

С неба на землю

Москва

2006

Издательство "teNeues"

SNOWDON eine retrospektive

Italy

2000

Издательство "Высшая школа"

Справочник фотографа

Москва

1990

Издательство "Советский Художник"

Мастера советского искусства. Татьяна Яблонская. Живопись. Графика.

Москва

1980

Издательство "Советский Художник"

Альбом "Лубок.Народные картинки 17-18 вв."

Москва

1968

Издательство "Советский Художник"

Мастера советского искусства. Татьяна Маврина. Графика.Живопись

Москва

1982

И.Г.Мосин. " СЗКЭО "Кристалл""

Мировое Искусство иллюстрированная энциклопедия

СПб.

2006

Форум культуры и искусства Узбекистана

Tashkentale 2008

Узбекистан

2008

Издательство "Прогресс"

Мгновения Счастья

Лейпциг

1972

Издатель Л. Гусев.

Сергей Максимишин. Последняя империя 20 лет спустя.

Москва

2007

Издательство "Thames&Hudson"

HENRI CARTIER-BRESSON

New York

2006

Александр Китаев

STILL-LIGHT

Спб

2000

Издательство "Аврора"

Russian and soviet Painting

Ленинград

1985

Издательство "Московский Дом Фотографии"

Итальянская фотография 1930-1970 -х годов.

Москва

2007

Издательство "Художник РСФСР"

Новое о Репине

Ленинград

1969

Б.Бакст, И. Бажан

Никон, как тебя понимать? Вспышки и аксессуары Nikon

Москва

2005

ЗАО "Издательский дом "АРТ ТЕМА"

Афон Скит "Новая Фиваида"

Москва

2000

ЗАО "Издательский дом "АРТ ТЕМА"

Благословение.Святая Гора Афон

Москва

2000

Журба. Ю. И.

Лабораторная обработка фотоматериалов

Москва

1984

Издательство "Пунктум"

Фотограф Алексей Мазурин

Москва

2005

Издательство "Пунктум"

Шедевры Фотографии из частных собраний.

Москва

2003

Издательство "Мир", Р. Рессинг

Увеличение фотоснимка

Москва

1985

PalaceEditions, Русский музей

Пьер и Жиль

Спб

2007

Издатель. Д.Аронов

Иоханнес Иттен. Искусство формы

Москва

2001

Х.Ньютон. Издательство "Эксмо"

Хельмут Ньютон. Автобиография

Москва

2005

Издательство "Астрель"

ArtBook. Кандинский

Москва

2002

Сергей Луций

Самоучитель. Photoshop CS2

Спб.

2006

Издательство "Советский художник"

Панорама искусств 4

Москва

1981

Anna Gregorova

Fotograficka Tvorba

Словакия

1977

Edition Stemmle

Arthur Tress

Цюрих

1995

Издательство "Тимпул". Б.В. Пальчевский

Фотография. Курс для начинающих.

Кишинев

1986

С.Ошанин, В. Танасийчук. Издательство "Искусство"

Макросъемка в природе.

Москва

1973

Издательство "Искусство"

Цветная фотография.

Москва

1958

Издательство "Искусство"

Справочник фотолюбителя

Москва

1977

Закс М.И., Курский Л.Д.

Основы светотехники и цветоведения в фотографии

Москва

1978

К.А.Алликвеэ Издательство "Искусство"

Об экспозиции в фотографии

Москва

1981

Л.Д. Курский, Я.Д. Фельдман "Высшая школа"

Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке

Москва

1991

Рози Диккинс

Современное искусство

Москва

2006



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие электронных сборников фотографий видеотеки, телефильмов.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обеспечение предполагает наличие в аудитории теле-, видеоаппаратуры, библиотечного фонда специальной литературы; в студии – профессиональных осветительных приборов, штативов, стоек светосинхронизаторов, экспонометров, натюрмортного фонда.



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс 1 ступени «От азов к мастерству» (экспресс) призван сформировать у выпускников знания об отличительных чертах фотографических жанров, помочь понять их внутреннее содержание и символичность. Студенты подробно знакомятся с разнообразными техническими и структурными особенностями фотографии. Данный курс формирует у студентов установку на осознание фотографическо-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов. Курс призван вооружить студентов способами анализа явлений фотографического искусства.

Занятия проводятся в групповой форме. На освоение дисциплины отводится 50 часов, из них 20,8 часов — лекционные занятия, 29,7 часов — практические занятия и домашняя самостоятельная работа. Форма контроля — устный зачет.

Чтение лекций следует сопровождать просмотром фотографий, видеозаписей о жизни и творчестве великих фотографов, фильмов о фотографии.

На практических занятиях преподаватель должен не только спрашивать студентов по содержанию лекционного материала, но и уделять большое внимание отработке лекционного материала на практике. Часть время урока должно отводиться просмотру отснятого студентами материала и разбору ошибок при съемке. Нужно добиваться не только теоретического усвоения курса, но и умения применять полученные знания на практике. Процесс формирования таких навыков и их отработки очень важен.

В усвоении курса большое значение имеет самостоятельная домашняя работа студента, которая предполагает отработку полученных на лекционных занятиях знаниях, а так же съемку по тем жанрам фотографии, которые невозможно произвести в студии (пейзаж, репортаж).




8.2. Методические указания для студентов

Преподаватель случайным образом выбирает для каждого студента одну фотографию, выполненную в традиционной технике съемки, без применения обработки, затрагивающей суть фотоснимка. По этой фотографии слушателю задается ряд вопросов:


Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Рассказать алгоритм создания предложенной фотографии и пояснить выбор параметров для съемки (диафрагма, выдержка, ISO, фокусное расстояние)

2. Рассказать о влиянии каждого из этих параметров на конечный результат.

3. Рассказать о композиции, примененной в фотографии. Объяснить, почему сделано именно так, и что возможно улучшить?

4. Перечислить приемы композиции, которые вам известны.

5. Рассказать об источниках освещения, примененных к предложенной фотографии и их особенностях.

6. Правильно ли использованы источники освещения. Если нет, как нужно было использовать правильно.

7. Баланс белого и его настройка.

8. Возможно ли в данном сюжете, выставляя параметры экспозиции, ориентировать на гистограмму?

9. Какие дополнительные аксессуары и фото-принадлежности могли быть использованы для создания этой фотографии?



Видеотека



Название

Описание

Количество




 

CD, DVD диски

 

1

Свет в портретной съемке

Идея фильма, принадлежит одному из самых ярких в америке фотографов-портретистов Джоу Крейгу. Фильм содержит множество идей по освещению и постановке. Практические пособия для студийного фотографа.

1

2

Свет и цвет в фотодизайне.

Эта учебная программа содержит специфический подход, позволяющий зрителю лучше познать технические приемы и искусство фотографии.

1

3

Сборник фотографий. Александр Родченко.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

4

Сборник фотографий. Анри Картье-Брессон.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

5

Сборник фотографий. Ансель Адамс.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

6

Сборник фотографий. Борис Игнатович.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

7

Сборник фотографий. Василий Сокорнов.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

8

Сборник фотографий. Дмитрий Бальтерманц.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

9

Сборник фотографий. Евгений Халдей.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

10

Сборник фотографий. Иван Шагин.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

11

Сборник фотографий. Карл Булла.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

12

Сборник фотографий. Максим Дмитриев.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

13

Сборник фотографий. Роберт Мэпплторп.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

14

Сборник фотографий. Хельмут Ньютон.

Биография. Этапы творчества. Сборник Фотографий.

1

15

Сборник фотографий. Студийный портрет.

Сборник работ фотографов по теме портрет.

1

16

Сборник фотографий. Натюрморт.

Сборник работ фотографов по теме натюрморт.

1

17

Сборник фотографий. Репортажная и документальная фотография.

Сборник работ фотографов по теме. Репортажная и документальная фотография.

1

18

Ю. Козырев. «Ирак. Часть 1»

Слайд-шоу, выполненное всемирно-известным фотографом Юрием Козыревым. Посвящается военным действиям в Ираке. Часть 1.

1

19

Ю. Козырев. «Ирак. Часть 2»

Слайд-шоу, выполненное всемирно-известным фотографом Юрием Козыревым. Посвящается военным действиям в Ираке. Часть 2.

1

20

Ю. Козырев. «Афганистан»

Слайд-шоу, выполненное всемирно-известным фотографом Юрием Козыревым. Посвящается военным действиям в Афганистане.

1

21

«Автохром»

Фильм, созданый французскими кинематографистами. История развития фотографии.

1

22

Фильм У. Кляйна «Контрольные отпечатки. Часть 1»

Авторский фильм Уильяма Кляйна, посвященный знаменитым фотографам последних 40 лет. Каждый фильм содержит биографические данные и направление творческой деятельности 6 разных фотографов.

1

23

Фильм У. Кляйна «Контрольные отпечатки. Часть 2»

Авторский фильм Уильяма Кляйна, посвященный знаменитым фотографам последних 40 лет. Каждый фильм содержит биографические данные и направление творческой деятельности 6 разных фотографов.

1

24

Фильм У. Кляйна «Контрольные отпечатки. Часть 3»

Авторский фильм Уильяма Кляйна, посвященный знаменитым фотографам последних 40 лет. Каждый фильм содержит биографические данные и направление творческой деятельности 6 разных фотографов.

1

  • 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
  • Фотографические жанры и направления
  • 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
  • 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю
  • 8.2. Методические указания для студентов
  • Примерный перечень вопросов к зачету
  • Название Описание Количество