Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных коммуникаций»




Скачать 374.49 Kb.
страница1/3
Дата21.07.2017
Размер374.49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных коммуникаций» для направления «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» подготовки магистра Автор: Е.Р.Ярская-Смирнова E-mail: elena.iarskaia@socpolicy.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2010 г. «___» _______________2010 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь « ____» ___________________2010 г. Москва, 2010 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АВТОР ПРОГРАММЫ Е.Р.Ярская-Смирнова д.с.н. проф. АННОТАЦИЯ ЦЕЛЬ КУРСА: Курс состоит в освоении теоретических оснований, принципов, особенностей качественных методов исследований и навыков их осуществления. Программа курса формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий исследовательской методологии, знакомит с основными теоретическими идеями феноменологического направления социальной науки, стратегиями сбора, обработки и интерпретации данных, презентации отчетов. Курс разработан автором при поддержке программы Curriculum Development Центрального Европейского Университета в Будапеште. ЗАДАЧИ КУРСА: сформировать общее понятие качественных данных, прояснить специфику основных подходов к их сбору и анализу, дать представления об основных теоретических понятиях феноменологической социологии и этнографического метода, установить прикладные задачи, отработать навыки систематизации визуальных данных и презентации результатов исследования, способствуя формированию общественной дискуссии. ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ. После успешного завершения курса магистрант сможет иметь представление: о сущности, формах и функциях качественных данных и качественных исследований; об источниках и методах качественных исследований; о современных направлениях и предметном поле качественной социологии; о значимости качественных исследований в прикладном ракурсе; знать: предмет и задачи качественных исследований; основные этапы развития качественных исследований публичной сферы; основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям; уметь: самостоятельно провести анализ материала, соотносить тенденции развития качественных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества, оперировать основными теоретическими понятиями курса, систематизировать факты и формулировать на этой основе аргументированные выводы, использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин; владеть навыками: работы с источниками, применять понятийный аппарат качественных исследований, ведения научной дискуссии, самостоятельной работы с информацией и научной литературой по теме курса, анализа информации из различных источников, подготовки письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии. ФОРМАМИ КОНТРОЛЯ успеваемости по данному курсу является проверка готовности к участию в семинарских занятиях по результатам самоподготовки, оценивание активности студента на семинарах, собеседование по пройденным темам; ведение портфолио выполненных заданий; презентация анализа визуальных документов по конкретным заданиям; проверка мини-эссе и заслушивание презентаций проектов; зачет. Формы отчетности – проект и зачет. Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов: Оценка за 1 и 2 модули 100 = 10 посещаемость, пунктуальность, корректная электронная коммуникация с преподавателями 50 участие в семинарах (выступления, домашняя работа, отчетность о процессе учебы) 40 финальное эссе Оценки выставляются в десятибалльной шкале: «отлично»: средний балл от 8 до 10; «хорошо»: 6 и 7; «удовлетворительно: 4 и 5; «неудовлетворительно»: менее 4. СТРУКТУРА КУРСА: курс состоит из 14 часов лекционных и 14 часов семинарских занятий. Подготовка к семинарским занятиям предполагает активную самостоятельную работу магистрантов с научной литературой и образами, выход «в поле», сбор и анализ данных, написание кратких заметок и схем ответов по заданиям. Домашние задания основаны на чтении научной литературы и публицистики, поиске и обработке информации различного рода, на семинарских занятиях проводится индивидуальная и групповая работа по результатам самоподготовки. Занятия на семинарах включают работу в малых группах, выступления магистрантов с краткими сообщениями и докладами, презентации, обсуждение инструментария, полевых материалов и отчетов, дискуссии по заданиям и темам курса. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ № Название темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа Лекции Сем. занятия 1 Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций 4 2 2 2 Методы и стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций 8 4 4 3 Интерпретация данных 8 2 4 4 Этика и валидность качественного исследования 2 2 2 5 Этнографическое письмо 4 2 2 ИТОГО 28 14 14 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций Лекция 1. Теория и методология качественных методов. Линия Платона и линия Аристотеля. Основные парадигмы социального знания (по Хабермасу) – позитивизм, герменевтика, критическая социальная теория. Кратко о каждом направлении, чтобы показать их отличия. Истоки кач.методов. Романтизм, феноменология, этнометодология. Дильтей, Вебер, Зиммель, Дж.Г.Мид, Чикагская школа, Гуссерль, Мерло-Понти, Рикер, Щютц, Бергер и Лукман, Гофман, Страус, Гарфинкель Методы понимания. Герменевтическая интерпретация. Романтизм как отказ от овеществления. Герменевтическая интерпретация (Рикёр, Гадамер). Герменевтический круг. Понятие феноменологического описания. Идеографический vs. номотетический метод. Антипозитивизм. Феноменологический метод по Гуссерлю (дается после практикума по анализу видоролика из повседневности). Структура понимания по М. Бахтину (дается на том же занятии с анализом роликов). Феноменологическая философия и понимающая социология как база социологии повседневности. Проблематизация, остранение. Исследование повседневности. Мифологии повседневности. Вещи, тело, потребление. Тактики потребителей. Понятия «социальной жизни», «жизненного мира», интерсубъективности. Структура жизненного мира по Шютцу. Конечные смысловые сферы. Механизмы повседневной типизации. Гофман о повседневных ритуалах. Драматургический подход. Социальное конструирование реальности. Социология знания. Этнометодология. Гарфинкель. Основные допущения и принципы этнометодологии. Различия между обыденным и научным языком Понятие «теории» по Страусу и Корбин. Понятие «скрытого знания». Понятия насыщенного описания, emicetic, близкие-к-опыту, далекие-от-опыта понятия. Романтическая линия в социальной науке. Исследователь как бриколер. Этнография как метод исследований. Развитие этнографического подхода в социологии. Этнография организаций, профессий и работы, образования, городской жизни, феминистская, медицинская этнография. «Журнал современной этнографии». Развитие качественных методов в современной России. «Жесткие» и «мягкие» данные, насыщенное и ненасыщенное описание по К.Гирцу. Естественные методы в качественном социальном исследовании. Выборка в качественных исследованиях. Проблема отбора случая в кейс стади. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании. Критика количественных методов социологами-«качественниками» (М.Буравой). Семинар по теме 1. Теория и методология качественных методов. Полевая работа. Полевые исследования. Метод наблюдения. Метод интервью. Неопросные методы исследований: анализ текстов. Прикладные исследования. Партисипаторные и акционистские исследования. Качественные методы в исследовании социальной политики и социальной работы. Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы Цикл полевого исследования. Вопросы для самопроверки Отношения власти в качественном интервью. Отношения ЯДругой в качественном интервью. Есть ли у стратегии кейс стади преимущества по сравнению с устной историей Почему Пространство и время в кейс стади. Участвующее наблюдение: хорошо ли быть «туземцем» для исследования Формальные и неформальные отношения в качественных исследованиях. Ответственность исследователя, использующего качественные методы. Можно ли найти истину при помощи интервью Достоинства качественных методов. Должен ли исследователь соблюдать «дистанцию» (от кого и от чего) в качественных исследованиях Какие темы нельзя раскрыть при помощи качественных методов. Недостатки качественных методов. Сопротивление поля в качественных исследованиях. Фигура исследователя в качественных методах. Отношения ЯДругой в наблюдении. Качественные методы: искусство или наука Можно ли применять триангуляцию, если работаешь «под прикрытием» Качественные методы: журнализм или наука Риски качественных исследований. Что такое «ускользающий феномен» Литература к теме 1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 1999. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс. 1995. Бауман З. Рассказанные жизни и прожитые истории Социологически исследования. №1, 2004. с.5-14. Бекк-Виклунд М. Феноменология: мир жизни и обыденного знания Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. С. 71-106. Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологииВоронков В., Здравомыслова Е. (pед.) Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. 1997. С. 14–23. (Тр. ЦНСИ; № 5). Бурдье П. Понимание Контексты современности-II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. С. 36-41. http:ecsocman.edu.rudbmsg126040 Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий Социологическое обозрение Том 2. № 1. 2002. С. 26-47. http:www.sociologica.ruJournal03tra1.pdf Гарфинкель Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов Социологическое обозрение Том 3. № 1. 2003. С. 3-19. http:www.sociologica.rus707tra1.pdf Гиртц К. Насыщенное описание: о природе понимания в культурной антропологии Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997. Гиртц К. С точки зрения туземца: о природе понимания в культурной антропологии Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования Перевод И.Ф. Девятко. С. 89-108. http:www.ecsocman.edu.rudbmsg6455 Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культурыАнтология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. С. 171–200. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РосАН-TEMPUSTASIS, 1996. С. 39-48. http:www.ecsocman.edu.rudbmsg6455 Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования Социологические исследования, 1989, № 1. Ионин Л.Г. Феноменологическая социология Критика современной буржуазной теоретической социологии А.П. Ковалев, С.М. Митина, Э.А. Орлова и др.; Ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 2003. C. 95-135. http:ecsocman.edu.rudbmsg62325 Рикер П. Познавательная идентичность http:ru.philosophy.kiev.ualibraryRicoeuriden.html Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук П.Рикер. Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО “KAMI”. Изд.центр Academia. 1995. С. 3-18. Романов П., Ярска-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологииСоциологический журнал. 1998. № 1–2. С. 145–161. Романов П.В. Методологическая эволюция социально-антропологических исследований организаций Журнал социологии и социальной антропологии. №4, 1999. Романов П.В. Микроуровень социальной реальности: возможности междисциплинарного подхода Социологические исследования. №3, 2002. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию (Учебное пособие для студентов вузов). М., 1998. http:socioworld.nm.ruanalizsemenova.html Татарова Г.Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных Социология: 4М. 2002. N 14. С. 33-52. http:www.ecsocman.edu.rudbmsg63452 Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений Вопросы социологии. 1993, № 1-2, С. 129-138. Шютц А. Структура повседневного мышления Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129-137. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных Социология: 4М. 1991. N 1. http:ecsocman.edu.ru:8100dbmsg1584 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. Рн-Д: Феникс, 2004 Тема 2. Методы и стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций Лекция 2. Континуум качественных методов. Стратегии исследования. Кейс-стади, этнографическое исследование, обоснованная теория, устная история, биографическое исследование, анализ дискурса. Полевая работа. Полевые исследования. Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы. Цикл полевого исследования. Партисипаторные и акционистские исследования. Получение данных. Полевые материалы или данные исследования Метод интервью. Неформализованное интервью. Нарративное интервью. Биографическое интервью. Фокус группа. Основные принципы и приемы интервьюирования. Стратегия биографического интервью, сбор жизненных историй. Неопросные методы. Визуальные методы. Метод наблюдения. Разработка гида полуструктурированного наблюдения – темы, практики, образцы поведения. Визуализация организационного пространства. Качественный контент-анализ. Виды документальных источников. Статистика (организации, ведомственная, государственная). Личные документы. Визуальные документы: фото- и видео-репрезентации. Надежность документальных источников, контекстуализация источника. Транскрипты интервью. Дискурс-анализ текстов печатных СМИ. Нарративный анализ. Использование документальных источников. Использование личных документов. Анализ артефактов Семинары по теме 2. Практикум интервьюирования. Виды и техника неформализованного интервью. Разработка гида интервью. Способы ведения диалога, типы вопросов. Реакции исследователя и информанты, познавательные роли исследователя в ситуации интервью. Упражнения в группах на отработку навыков интервью. Когда, где и как применяется метод наблюдения, каковы его разновидности Основные характеристики метода Что такое этнография, где и как она применяется Назовите известных зарубежных и отечественных исследователей и тематику их работ, выполненных в стратегии этнографии. Практикум наблюдения. Практикум визуализации организационного пространства. Просмотр роликов для разбора интервью. Обсуждение. Этнографическое воображение: ролик с материалами наблюдения. Дискуссия. Литература по теме 2. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования Социология: 4 М. 1991. N 2. С.5-19. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью Социологический журнал. 1994. №3. С.103-110. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996г.) М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.56-65. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованных интервью Социология: 4 М. 1995. № 5-6. С.28-48. Здравомыслова Е., Темкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью (http:www.eu.spb.rugenderpublications.htm) Иванов М.А. Беседа как метод исследования Социологические исследования. №4. 1989. С. 106-111. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1992. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. Denzin N.K. Interpretive biography. Qualitative research methods series 17. Newbury Park, London, New Delhi, 1989. Plummer K. Telling sexual stories. Power, change and social worlds. London and New York: Routledge, 1995. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании Методы сбора информации в социологических исследованиях. Под ред. В.Г.Андриенкова и О.М.Масловой. М.: Наука, 1990. Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование Гендерные исследования. №5 (22000). С. 190-210. Романов П.В. Феминистская этнография: метод сбора данных и политика интерпретаций Гендерные исследования. №6 (12001). с.322-335 Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения Введение в гендерные исследования. Учебное пособие Под.ред.И.Жеребкиной. СПб: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. С.197-237. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований. М.: ИНИОН РАН, 2001. Hammersley M. What’s wrong with ethnography Methodological explorations. London and New York: Routledge, 1992. Hammersley M. and Atkinson P. Ehtnography. Principles in practice. London and New York: Routledge, 1996. Jorgensen D.L. Participant observation. A methodology for human studies. Applied social research methods series. Vol.15. Newbury Park, London, New Delhi: Sage, 1989. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях Социология: - М, 1993-1994, № 3-4. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов Социологически исследования. №1, 2004. с. 14-27. Ньюман Л. Неопросные методы исследования Социс. 1998. № 6. С. 119–129. Ньюман Л. Полевое исследованиеСоциологические исследования. 1999. № 4. Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование Гендерные исследования. №5 (22000). С. 190-210. Романов П.В. Микроуровень социальной реальности: возможности междисциплинарного подхода Социологические исследования. №3, 2002. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы социальной этнографииСоциологический журнал. №34, 1996. С.138-149. Романов П.В. Феминистская этнография: метод сбора данных и политика интерпретаций Гендерные исследования. №4, 2001. с.322-335 Романов П.В., Щебланова В.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Женщины-террористки в интерпретативных моделях СМИ. Дискурс-анализ газетных публикаций ПОЛИС. №6, 2003 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию (Учебное пособие для студентов вузов). М., 1998. http:socioworld.nm.ruanalizsemenova.html Тема 3. Интерпретация данных Лекция 3. Интерпретация данных по принципу обоснованной теории по Глэзеру и Страусу, Страусу и Корбин. «Категоризация». Насыщенное описание. Кодирование. Метод нарративного анализа. «Насыщенное описание» по Гиртцу. Уровни интерпретации по Гиртцу. Семинар по теме 3. На семинаре проводится кодирование транскриптов по принципу обоснованной теории и нарративный анализ транскриптов. Литература по теме 3. Здравомыслова Е., Темкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью Гендерные исследования. №5 (22000). С.211-224. Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях Гендерный калейдоскоп. Курс лекций  Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С.146-168. Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения Введение в гендерные исследования. Учебное пособие Под.ред.И.Жеребкиной. СПб: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. С.197-237. Ярская-Смирнова Е.Р. Мужество инвалидности О муже(N)ственности. Сб. статей под ред С. Ушакина. Москва: Новое литературное обозрение, 2001 Coffey A., Atkinson P. Making sense of qualitative data. Complementary research strategies. Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage, 1996. Dey I. Qualitative data analysis. A user-friendly guide for social scientists. London and New York: Routledge, 1993. van den Hoonaard Will C. Working with sensitive concepts. Analytical field research. Qualitative research methods series 41. Thousand Oaks, London, New Delhi, 1997. Здравомыслова Е, Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичностиВ поисках сексуальности. СПб.: Д. Буланин, 2002. С. 549–558. Романов П.В., Щебланова В.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Женщины-террористки в интерпретативных моделях СМИ. Дискурс-анализ газетных публикаций ПОЛИС. №6, 2003 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию (Учебное пособие для студентов вузов). М., 1998. http:socioworld.nm.ruanalizsemenova.html Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологииСоциологический журнал. №3, 1997. С.38-61 Тема 4. Этика и валидность Лекция 4 Этика полевого исследователя. Периодизация этических представлений о полевых исследованиях в антропологии, социологии. Подходы к обоснованию качества исследования. Дискуссия по ограничениям и достоинствам качественных методов. Триангуляция. Валидность и надежность качественных исследований Семинар по теме 4 Просмотр фильма «Кухонные байки» (внеучебное время). Обсуждение фильма и переход к дискуссии по этике. Что такое триангуляция. Способы обеспечить валидность участвующего наблюдения. За что позитивисты критикуют качественные методы Какие стандарты «жесткой», позитивистской науки нарушает этнография Критерии валидности нарративного анализа. Литература по теме 4. Веселкова Н. Об этике исследованияСоциологические исследования. 2000. № 8. С. 109–114 Кодекс этики Американской антропологической ассоциации (пер.с англ. Е.Ярской-Смирновой) Журнал социологии и социальной антропологии. №1, 2000. С.173-180 Этический кодекс РОС Тема 5. Этнографическое письмо Лекция 5. Основные принципы и навыки этнографического письма. Виды и жанры этнографического письма. Периодизация этнографической традиции. Постмодернистская этнография. Оформление результатов исследования. Разбор теоретических эссе. Разбор примеров отчетов. Презентации курсовых эссе Семинар по темам 5. Что такое этнографическое письмо Периодизация развития интерпретативного метода. Что такое постмодернистская этнография. Романтическое направление в социологии. Прочитайте фрагмент статьи. Обсудите в группе особенности структуры текста, авторские приемы этнографического письма. Связана ли тема со структурой текста и приемами его написания Как вы думаете, каковы функции этих приемов Для чего нужна именно такая структура текста Зачем нужен этнографический контекст Литература по теме 5. Доннер Ф. Шабоно. Киев: София. Сафонова Т.В. Повседневная топография и взаимодействие: на примере деревенского случая Сафонова Т.В. Социологическая интерпретация феномена заповедника: социальное конструирование границ Соловьева З. Обитатели Ночлежки и других благотворительных организаций в перспективе социологии повседневности Невидимые грани социальной реальности. Сборник статей по материалам полевых исследований Под ред. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Труды ЦНСИ, вып 9. СПб., 2001. С. 25-37. Ярская-Смирнова Е., Дворянчикова И. «Жила-была маленькая девочка, которая любила танцевать...» Семейные истории инвалидов-колясочников Семейные узы: модели для сборки Под ред.С.Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2004 Ярская-Смирнова Е.Р. Мужество инвалидности О муже(N)ственности. Сб. статей под ред С. Ушакина. Москва: Новое литературное обозрение, 2001. С.106-125
  1   2   3

  • Факультет социологии
  • Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА