Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «история зарубежной литературы ХIХ века»




Скачать 310.17 Kb.
Дата03.07.2017
Размер310.17 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра теории и истории журналистики


Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА»


Уровень высшего образования

Бакалавриат


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА




Составитель: Синякова Людмила Николаевна, д-р филол. наук, доцент


Общая трудоемкость дисциплины

108 часов

Контактная работа со студентом:

73 часа

Аудиторные занятия, в том числе:

68 часов

лекции

68 часов

Контактные консультации

5 часов

Проведение экзамена

1 час

Самостоятельная работа

33 часа

Зачетные единицы (кредиты)

3

Новосибирск

2014
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс истории зарубежной литературы XIX в. имеет своей целью: выработать у студентов представление о логике общеевропейского литературного процесса данного периода, привить навыки филологического анализа текстов, в том числе с использованием компаративистского метода и привлечением междисциплинарных подходов. Кроме того, целью курса является освоение студентами основных философских концепций, которые имели влияние на литературно-культурный дискурс эпохи.

В задачи курса входит:


  • Освоение значительных по своим художественно-содержательному и философско-идеологическому параметрам произведений европейской литературы XIX в.;

  • Формирование представления о культурно-историческом контексте литературной эволюции в региональной литературе;

  • Овладение навыками профессиональной интерпретации художественных текстов исходя из их интенциональности, референтности и социокультурной адресности.


2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300– Журналистика. Курс коррелирует с историей русской литературы XIX в. (3–4 семестры) и историей зарубежной литературы (романтизм) (4 семестр).

Для освоения указанного курса обучающиеся должны владеть навыками интерпретации художественного текста, знанием основных вех в европейской истории XIX в.; желательны знание основных социальных учений исследуемого периода и ведущих философских систем эпохи XVIII–XIX вв. (идеология Просвещения, система классической немецкой философии, философия позитивизма, учения Шопенгауэра и Ницше).

Курс основывается на знаниях и умениях, полученных при изучении истории русской литературы XIX в. (1–3 семестры), зарубежной литературы начала XIX в. (4 семестр) и предваряет курс истории зарубежной литературы XX–XXI вв.

Курс читается в 5–6 семестрах.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА

а) общекультурные (ОК):



  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

  • культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности
    (ОК-5);

  • способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

б) профессиональные (ПК)

общепрофессиональные:


  • знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать: историю зарубежной литературы XIX в., в том числе в её соотнесённости с развитием русской ментальной культуры и русской литературы этого периода

  • уметь: применять полученные знания в области истории зарубежной литературы XIX в. в профессиональной деятельности;

  • владеть: представлением о закономерностях общеевропейского литературного процесса, навыками концептуального анализа произведений зарубежной литературы.


4. СТРУКТУРА КУРСА

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), из них 68 часов лекций, 33 часа – самостоятельной работы студента, 5 часов контактных консультаций. Промежуточная формы отчётности – экзамен.


4.1. Тематический план курса

п/п

Тема

лекц

срс

1

Периодизация французского романтизма. Особенности раннего французского романтизма. Творчество Ф. Шатобриана

2

2

2

Теория жанра аналитического романа. «Адольф» Б. Констана


2

3

3

Историческая детерминация в аналитическом романе. А. де Мюссе «Исповедь сына века»


2

3

4

Творчество В. Гюго. Общая характеристика. Теоретико-литературные взгляды. Историософия в романе «Собор Парижской богоматери». Христианский социализм в публицистике Гюго. Роман-эпопея «Отверженные»


5

4

5

Утопические взгляды Ж. Санд. Художественная антропология в романах «Мопра» и «Орас»


3

2

6

Своеобразие исторического романа в художественной концепции П. Мериме («Хроника царствования Карла IX»)

1,5

2

7

Жанровая парадигма романа-фельетона. Фельетонный роман Э. Сю

1,5

2

8

Литературно-эстетические воззрения Ф. Стендаля. Аналитический и социально-исторический коды в романе «Красное и чёрное»

3

3

9

Основные тенденции творчества О. де Бальзака. Замысел и план «Человеческой комедии». Повести 1830-х гг. и роман «Отец Горио» – социальная философия писателя. Роман «Утраченные иллюзии» – социология Бальзака. Характер «слабого человека» в жанровой традиции «романа карьеры»


6

3

10

Логика творчества Ч. Диккенса. Роман «Оливер Твист»: социальный оптимизм и сентиментальный морализм «раннего» Диккенса. Этические и символико-архетипические координаты человеческого бытия в романе «Домби и сын». Социальный и частный мир человека в романе «Большие надежды»

6

2

11

Философский роман Г. Мелвилла «Моби Дик». Система точек зрения в романе. Множественность интерпретаций ведущего конфликта «человек и природа

2

2

12

«Рациональный романтизм» Э. По. Психоаналитический и поэтологический анализ


2

2

Итого




36

30

Промежуточная форма отчётности




экзамен

13

«Объективный реализм» Г. Флобера. Ирония по отношению к «чужим» текстам («Госпожа Бовари»). «Слабый человек» и бесславная эпоха: несостоявшиеся герои («Воспитание чувств»)


3

1

14

Жермини Ласертэ»Э. и Ж. де Гонкуров. Социальная и биофизиологическая судьба человека из «низов». История как фактор судьбы человека из «общества». Трагедия как форма современного романа

2




15

Натурализм Э. Золя. Европейский позитивизм как философская основа метода. Обоснование натурализма в трактате Э. Золя «Экспериментальный роман». Натуралистическая теория преступления в романе «Тереза Ракен». Концепция романной серии «Ругон-Маккары». Роман «Карьера Ругонов»: генетические законы вырождения в одном семейном клане. Характер эпохи. Социально-натуралистический роман «Жерминаль». Выработка нового языка натурализма


6




16

Философия человека в романистике Г. де Мопассана. Психологически-философский и социальный варианты витализма («Жизнь» и «Милый друг»)

4




17

Спиритуалистический натурализм» Ж.-К. Гюисманса Роман «Наоборот» как явление декаданса


2

1

18

Европейский символизм. Этапы. Основные имена. Эстетический метаязык. Комплекс романтических, декадентских и символистских поэтических знаков в сборнике стихотворений Ш. Бодлера «Цветы зла»


2




19

Теория и типология европейской «новой драмы»


1




20

Драматургия Х. Ибсена: социальная проблематика, натуралистические комплексы характеров


3




21

Символистская техника драмы и онтология обреченного человека в «маленьких драмах» М. Метерлинка


2



1

22

«Пьеса-сказка Г. Гауптмана «Потонувший колокол». «Человеческое» и «сверхчеловеческое» в мировоззрении главного действующего лица

1,5




23

«Фрекен Жюли» А. Стриндберга: гендерная и натуралистическая проблематика


1,5




24

Эстетизм как вариант европейского символизма. Эстетическая проблематика в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» красота и мораль; искусство и действительность


2




25

Европейский неоромантизм и творчество К. Гамсуна. Двойственность характера главного героя романа «Мистерии» как проекция духовного кризиса эпохи «конца века».

Мифопоэтика в романе «Пан»



2




Итого




32

форма отчетности




экзамен



4.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В 5-м семестре продолжается изучение европейского романтизма. Затем следует переход к освоению французского и английского реализма. В конце семестра предусматривается обращение к сложным постромантическим явлениям (рационалистический романтизм Э. По и предсимволизм Г. Мелвилла).
Тема 1. Периодизация французского романтизма. Особенности раннего французского романтизма. Творчество Ф. Шатобриана

Место французского романтизма в региональном (западноевропейском) романтизме. Типология основной оппозиции романтической эстетики – мечты и действительности – в английском (байронический бунт), немецком (йенский универсализм и гофмановский гротеск) и французском (имманентный историзм) национальных вариантах романтизма. Совпадение исторической и историко-литературной логики развития во французской ментальной культуре.

Периоды: 1800–1814 – период Империи (психологический предромантизм: Ж.  де Сталь, Э. Сенанкур, Ф.-Р. Шатобриан); 1814–1830 – период Реставрации («неистовый» романтизм: «ранний» В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе); 1830–1848 – период Июльской монархии (социальный романтизм «позднего» Гюго, Ж. Санд, Э. Сю). Содержание периодов: теоретико-литературная проблема, тип героя, жанровая система, поэтика названий.

Ранний французский романтизм. Творчество Франсуа-Рене Шатобриана (1768–1848). Трактаты «Опыт о революциях» («Опыт исторический, политический и моральный о прошлых и нынешних революциях, рассмотренных в связи с Французской революцией» (1797) и «Гений христианства» («Гений христианства, или Красоты христианской религии» (1802) как комментарий к историософским и культурно-философским взглядам писателя. Повести «Атала» («Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) и «Рене» («Рене, или Следствие страстей» (1802): философско-дидактическая повесть «Атала» в качестве иллюстрации культурно-философской проблемы взаимоотталкивания язычества и христианства; психологическая повесть «Рене» и тип «современного человека». Жанровые признаки психологической повести в формировании жанра аналитического романа.
Темы 2, 3. Теория жанра аналитического романа. «Адольф» Б. Констана. Историческая детерминация в аналитическом романе. А. де Мюссе «Исповедь сына века»

Аналитический роман во французской литературе. Бенжамен Констан (1767–1830) – «Адольф» (1815), Альфред де Мюссе (1810–1857) – «Исповедь сына века» (1836). Жанровая модель аналитического романа. Дихотомия сознания героя. Тип героя («современный человек»). Парадоксы сознания ведущих героев (Адольфа и Октава де Т.). Аналитическая исповедь и психологическое событие в повествовательной структуре романа. Усложнение жанра: «Адольф» – «Исповедь сына века» – «Красное и чёрное» Ф. Стендаля (1831). От психологической «аналитики» к социально-историческому содержанию.

«Лабораторный» образец жанра в романе Б. Констана «Адольф».

Объяснение характера героя историческими обстоятельствами в «Исповеди сына века» А. де Мюссе.
Тема 4. Творчество В. Гюго. Общая характеристика. Теоретико-литературные взгляды. Историософия в романе «Собор Парижской богоматери». Христианский социализм в публицистике Гюго. Роман-эпопея «Отверженные»

Виктор Гюго (1802–1885). Периодизация творчества. Эволюция эстетических и политических взглядов. Предисловие к драме «Кромвель» (1827): антиклассицистская риторика и теория гротеска. «Собор Парижской богоматери» (1831) – жанровая перестройка вальтерскоттовского романа. Философия зодчества в романе. Здание как текст и смена зданий как смена исторических парадигм. «Ананке» Клода Фролло: смена эпох и крах мировоззрения.

Христианский социализм в истории общественной мысли Франции (А. Сен-Симон, Э. Кабе, П. Леру, Ламенне, Ш. Фурье). Социальный утопизм во французской литературе. Комплекс вопросов (в формулировке В. Гюго– «угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества») и «антиэстетика» социального романтического (утопического по политическому заданию) романа.

Социальный критицизм и христианские утопические рецепты в социальных повестях В. Гюго «Последний день приговоренного к смерти» (1829) и «Клод Гё» (1834). Ф. М. Достоевский в предисловии к повести «Кроткая» (1876) о парапсихологическом методе В. Гюго. Публицистика В. Гюго как манифестация христианско-социалистической идеологии (предисловие ко второму изданию «Приговоренного к смерти» (1832) и другие публицистические фрагменты обеих повестей).

«Отверженные» (1862). Эпопея о «движении от зла к добру». Жан Вальжан и Жавер – «правда» и «право». Жан Вальжан и Фома Данилов, «замученный русский герой» у Ф. М. Достоевского («Дневник писателя» (1877), Голован у Н. С. Лескова («Несмертельный Голован», 1880). Евангельский закон в жизненной практике епископа Диньского. Общество «Друзей азбуки» – исторический «портрет» утопических социалистов во Франции начала 1830-х гг. Морально-исторический закон В. Гюго (книга «Ватерлоо» в «Отверженных») и Л. Н. Толстого («Война и мир»). «Наполеоновское» начало как генератор лжи в обоих романах-эпопеях.


Тема 5. Утопические взгляды Ж. Санд. Художественная антропология в романах «Мопра» и «Орас»

Жорж Санд (Аврора Дюдеван) (1804 – 1876). Христианско-социалистические воззрения писательницы. Роман «Мопра» (1837) – усложнение просветительской модели человека. Дивергенция природного и социального комплексов в структуре характера Бернара Мопра. «Естественный человек» Пасьянс в социально-историческом контексте эпохи накануне великих потрясений. Роман «Орас» (1841) – исследование этиологии «современного человека» – антигероя 1830-х гг. Орас и Поль Арсен – социальная этика разных людей одного поколения.
Тема 6. Своеобразие исторического романа в художественной концепции П. Мериме

Проспер Мериме (1803–1870). 1820-е гг. – формирование романтического реализма П. Мериме. Сборник «славянского» фольклора «Гузла» (1827) и «Хроника царствования Карла IX»(1829) – полемика с «каноническим» романтизмом. Предисловие к роману «Хроника царствования Кала IX» – история нравов как предмет историографии. Категории «местного колорита» и «нравов» конституируют эстетику «постромантизма». П. Мериме и русская литература. Культуртрегерские задачи П. Мериме-переводчика.
Тема 7. Жанровая парадигма романа-фельетона. Фельетонный роман Э. Сю

Эжен Сю (1804–1857). «Парижские тайны» (1842–1845) – «Тайны народа» (1849–1856) – замысел «Тайн мира» (1851). История фельетона во Франции. Жанровая типология романа-фельетона. Поль Феваль, Жюльен Жанен, Александр Дюма, Фредерик Сулье и другие беллетристы, создававшие романы-фельетоны. Функциональный подход к литературе. Отклик В. Г. Белинского на «Парижские тайны» и «Вечного жида» («Агасфера», 1844–1845) Э. Сю.

«Парижские тайны»: социальная мелодрама; публицистика и беллетристика как изоморфные уровни поэтики романов Э. Сю. «Агасфер»: антиклерикализм и усиление «детективной» интриги в сюжетике романа.


Тема 8. Литературно-эстетические воззрения Ф. Стендаля. Аналитический и социально-исторический коды в романе «Красное и чёрное»

Фредерик Стендаль (Анри Бейль) (1783–1842). Трактаты «История живописи в Италии» (1817), «Расин и Шекспир» (1823–1825), «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”» (1830). Требование «современности» и психологической достоверности искусства. Романное творчество Ф. Стендаля. «Красное и чёрное» (1831). Трактовки названия. Жюльен Сорель: несовпадение масштаба личности и масштаба эпохи. Жанровый состав романа: хроника, авантюрный, аналитический, социально-исторический роман, «роман карьеры».
Тема 9. Основные тенденции творчества О. де Бальзака. Замысел и план «Человеческой комедии». Повести 1830-х гг. и роман «Отец Горио» – социальная философия писателя. Роман «Утраченные иллюзии» – социология Бальзака. Характер «слабого человека» в жанровой традиции «романа карьеры»
Оноре де Бальзак (1799–1850). Периодизация творчества. «Неистовый романтизм» 1820-х гг. Книга «Этюды нравов XIX в» (1833). Замысел «Человеческой комедии» в письме к Э. Ганьской (1834) и в «Предисловии к “Человеческой комедии”» (1842). Задачи О. де Бальзака – «историка нравов». «Органический» принцип в социологии О. де Бальзака. Естественные фазы «взросления» и «старения» общественных состояний. Аналитические и философские этюды, этюды нравов. Рубрикация «Этюдов нравов». Политические симпатии О. де Бальзака, его общественный идеал.

«Шагреневая кожа» (1831). «Неистовый романтизм» – стилевая и композиционная форма философской повести. «Знать» и «мочь» в рассуждениях хозяина «лавки древностей». Жизнь и отсутствие жизни / желаний в духовном опыте Рафаэля де Валантена. «Гобсек» (1830, 1835). Трагикомическое снижение «философской мусорной свалки мира» в повести «Гобсек». «Поэзия» золота в философии Гобсека. «Евгения Гранде» (1833) и «Отец Горио» (1835). Разрушение семейных связей вследствие влияния порока накопительства (папаша Гранде) или расточительства (Анастази де Ресто) и социальных амбиций (Дельфина Нусинген) в современном мире. «Драма отцовства» Горио. Растиньяк и Вотрен: два способа выживания в социальной реальности XIX в.

Роман «Утраченные иллюзии» (1837, 1839, 1843). Люсьен Шардон-де Рюбампре: происхождение как исток противоречий судьбы. Несостоявшийся «роман карьеры». Фактор характера. Вторая, центральная часть романа: общественный механизм эпохи Реставрации. Коммерция, власть и печать – институализация морали лжи.
Тема 10. Логика творчества Ч. Диккенса. Роман «Оливер Твист»: социальный оптимизм и сентиментальный морализм «раннего» Диккенса. Этические и символико-архетипические координаты человеческого бытия в романе «Домби и сын». Социальный и частный мир человека в романе «Большие надежды»

Чарльз Диккенс (1812–1870). Периодизация творчества, его логика: от юмора – к сатире, от социального оптимизма – к социальному пессимизму. Романтический реализм Ч. Диккенса. Его творческие константы.

Роман «Домби и сын» (1848). Старообразный Поль Домби – знак отрицания жизни в онтологии «Торгового дома Домби». Проблема жизни и смерти (естественной и неестественной), ее связь с архетипами движения (вода) и полного уничтожения (огонь, железо). Двойничество в романе как способ удвоения нравственного конфликта (Эдит – Домби – Каркер, Эдит – Элис – Каркер). Гротеск в романе («Клеопатра» Скьютон, майор Бегсток).

«Большие надежды» (1861) – «утрата иллюзий» в английской национальной парадигме. «Джентльмен» и личность: «роман воспитания» и роман становления.
Тема 11. Философский роман Г. Мелвилла «Моби Дик». Система точек зрения в романе. Множественность интерпретаций ведущего конфликта «человек и природа

Герман Мелвилл (1819–1891). Роман-миф «Моби Дик» (1851). Вода как главный архетип «культурного бессознательного». «Китоцентричность» мироздания. Капитан Ахав – тип тираноборца или фанатика-безумца? Первый «экологический роман». Символ Белого Кита – его значения – жанровые дефиниции романа.
Тема 12. «Рациональный романтизм» Э. По. Психоаналитический и поэтологический анализ

Эдгар По (1809–1849). «Готика», символизм и мироощущение «конца века» как ингредиенты художественности Э. По. Ведущие творческо-психологические комплексы поэта.

«Рациональный», или логический, романтизм. Ф. М. Достоевский о природе фантастики Э. По. Э. Т. А. Гофман и Э. По. Возможности человеческой воли и рассудка; детализация и достоверность; рациональное объяснение иррационального; сатирический и психопатологический гротеск; исследование глубин подсознания. Новеллистика Э. По. Группы новелл по содержанию (философские, аналитические, психологические, сатирические), дифференциация философских и аналитических новелл.


6 семестр. Постреализм. Натурализм. Символизм. Неоромантизм
В 6-м семестре изучается литература постреализма, натурализма, символизма и неоромантизма. Последняя треть годового курса посвящена литературным явлениям «конца века». Тем самым готовится переход к курсу истории зарубежной литературы XX в., который читается в 7–8-м семестрах.

Периодизация исторического процесса во Франции 2-й половины XIX в. и связь политической и литературной истории. Франция, как и в первой половине XIX в., является законодательницей литературных канонов и ориентиров в системе западноевропейской литературы. Это касается таких литературных рядов, как реалистический и постреалистический, натуралистский и символистский. «Новая драма» и неореализм, напротив, становятся открытием германоязычных литератур. Эстетизм и его единственный крупный представитель О. Уайльд – принадлежность английской литературы «конца века».


Тема 13. «Объективный реализм» Г. Флобера. Ирония по отношению к «чужим» текстам («Госпожа Бовари»). «Слабый человек» и бесславная эпоха: несостоявшиеся герои («Воспитание чувств»)

Гюстав Флобер (1821–1880). Обоснование творчества Г. Флобера как персонально-художественного этапа, разделяющего французскую литературу первой и второй половин XIX в. «Объективное» письмо Г. Флобера. Стиль вместо авторского голоса; «научность» вместо избирательности. «Искушение святого Антония» (1849, 1856, 1874): агностицизм и релятивизм Г, Флобера. «Бувар и Пекюше» (издан в 1881 г.) и прилагаемый к нему «Лексикон прописных истин» – игра с обыденным сознанием.

«Госпожа Бовари» (1857). Проблема ложного идеала. «Романическое» воспитание Эммы Бовари. Вещность мечты. Столкновения двух дискурсов – пошло-возвышенного и пошло-низменного. Шарль Бовари как истинный романтик.

«Воспитание чувств» (1869). Поколение «красных романтиков». «Моральная история» людей исторического безвременья. Революция 1848 г. Философско-исторический скепсис Г. Флобера.
Тема 14. Жермини Ласертэ»Э. и Ж. де Гонкуров. Социальная и биофизиологическая судьба человека из «низов». История как фактор судьбы человека из «общества». Трагедия как форма современного романа

Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870) Гонкуры. «Дневник» (1851–1896) Э. Гонкура в качестве историко-литературного документа. «Жермини Ласерте» (1864) – первый натуралистический роман. Обоснование жанра «народного романа» в предисловии к «Жермини Ласертэ». «Научность» и демократическая тема как жанровые субституты. Установка на трагедию «низов». Параллелизм судеб Жермини Ласертэ и мадемуазель де Варандейль в жанровой парадигме романа-трагедии.
Тема 15. Натурализм Э. Золя. Европейский позитивизм как философская основа метода. Обоснование натурализма в трактате Э. Золя «Экспериментальный роман». Натуралистическая теория преступления в романе «Тереза Ракен».

Концепция романной серии «Ругон-Маккары». Роман «Карьера Ругонов»: генетические законы вырождения в одном семейном клане. Характер эпохи. Социально-натуралистический роман «Жерминаль». Выработка нового языка натурализма

Эмиль Золя (1840–1902). Бальзак и Золя: систематизация общественной истории Франции 1800–1850 и 1851–1871 гг. Теория натурализма и ее философский генезис – французский и английский позитивизм. «Курс позитивной философии» (1830–1842) О. Конта и «История английской литературы» (1863–1865) Ип. Тэна – методологические истоки натурализма. Дарвинизм и спенсерианство в качестве биосоциальных методик писателей-натуралистов. Трактат Э. Золя «Экспериментальный роман» (1880) как манифест натурализма.

«Тереза Ракен» (1867) – «лабораторный» опыт натуралиста. Позитивистская аксиоматика страстей в предисловии ко второму изданию романа (1868).



Романная серия Э. Золя «Ругон-Маккары» (1871–1873). Концепция и композиция гипертекста. Роман «Карьера Ругонов» (1871): социальная и биологическая генеалогия семейства, репрезентирующего антропологический состав Второй империи. «Западня» (1877) – продолжение исследования ветви Макаров. «Народный роман», социальная символика в романе. «Жерминаль» (1885): «материалы для социалистического романа» (Э. Золя). Анализ социальных конфликтов в художественной парадигме натурализма. Символизация социального мира и материальной среды. Биологическая деградация семейства Маэ и Этьена Лантье. Социальная стратификация в романе.
Тема 16. Философия человека в романистике Г. де Мопассана. Психологически-философский и социальный варианты витализма («Жизнь» и «Милый друг»)

Мопассан (1850–1893). Л. Н. Толстой «Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана» (1894): авторская позиция как фактор деструкции литературного творчества. Рассуждение Г. де Мопассана «О романе» (предисловие к роману «Пьер и Жан» (1887): принципы психологической прозы. «Жизнь» («Une Vie» (1883) – поэтика названия. Этология человека как культурно-историческая проблема. Культурный разлом XVIII и XIX вв. «Милый друг» (1885) – «роман карьеры». Проблема антигероя. Система отражений Дюруа. Социальная трансформация Дюруа в Дю Руа. Гомогенность человеческого материала в эпоху Второй империи: время «негодяев».
Тема 17. Спиритуалистический натурализм» Ж.-К. Гюисманса. Роман «Наоборот» как явление декаданса

Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907). От декаданса к католическому ренессансу. Понятие спиритуалистического натурализма. Роман «Наоборот» (1884) – «библия декаданса». Герцог Дез Эссент – поиски «неизведанных наслаждений». Монографические главы о спектре духовных удовольствий человека «конца века». Эстетизм – «спасительное снадобье» Дез Эссента (символика цвета, интерьер, живопись, путешествие). Проблема физического вырождения и ее рефлексия в «больном искусстве» (декадансе): «больные» цветы, сны, любовные увлечения. Эстетский эскапизм и культ безобразного – противоречия, ставшие единством.
Тема 18. Европейский символизм. Этапы. Основные имена. Эстетический метаязык. Комплекс романтических, декадентских и символистских поэтических знаков в сборнике стихотворений Ш. Бодлера «Цветы зла»

Европейский символизм. Общая характеристика: культурно-исторический генезис. Периодизация. Основные категории метода – символ и суггестия.
В поэзии – создание настроения и формотворчество: импрессионизм, верлибр, значение звука (сонет «Гласные» А. Рембо), эксперименты С. Малларме. Разновидности символизма. Различение «собственно» символизма и декаданса как двух фаз модернизма. Панэстетическая и «дьяволическая» интенции «модернистской чувствительности».

Шарль Бодлер (1821–1867). Книга «Цветы зла» (1857). Циклы «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Цветы зла», «Мятеж». Синтез романтизма, символизма, декадентства и неоромантизма. Философия творчества. Философия смерти. Витализм и богоборчество. Антиурбанистическая тематика. Место Ш. Бодлера в литературном процессе последней трети XIX в.
Тема 19. Теория и типология европейской «новой драмы»

Теория «новой драмы». Модернизм в драматургии (Х. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Л. Пиранделло, Б. Шоу, А. П. Чехов). Ведущий конфликт – столкновение психологических состояний. Образ человека в «новой драме». Ретроспективная композиция, роль символа и подтекста. Ослабленная фабульность; основной сюжет. Социально-психологический и символистский варианты жанра, его телеология.
Тема 20. Теория и типология европейской «новой драмы»

Хенрик Ибсен (1828–1906). Основатель европейской «новой драмы». Периодизация творчества. «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867) – пьесы переходного периода. Проблема смысла жизни в сознании европейского интеллигента последней трети XIX в.

Социально-натуралистические пьесы Х. Ибсена: «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Дикая утка» (1884). Популярность в России («Кукольный дом» в постановке К. С. Станиславского под заглавием «Нора»). Появление в драматургической схеме Х Ибсена персонажа-обличителя, его двусмысленная роль в создании драматического конфликта. Персонажи-«жертвы» – подлинные и мнимые.


Тема 21. Символистская техника драмы и онтология обреченного человека в «маленьких драмах» М. Метерлинка

Морис Метерлинк (1862–1949). Первый, пессимистический этап творчества (конец 1880 – первая половина 1890-х гг.). Сборник эссе «Сокровище смиренных» (1896). Трагизм повседневности. Безличная и безразличная сила рока. «Статический театр» и «театр марионеток» в теоретическом сознании М. Метерлинка 1890-х гг. «Маленькие драмы»: «Принцесса Мален» (1889), «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894). Устойчивость и повторяемость символов М. Метерлинка. Аллегоризм художественного мышления драматурга. Анализ пьес «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри» и «Семь принцесс».
Тема 22. Пьеса-сказка Г. Гауптмана «Потонувший колокол». «Человеческое» и «сверхчеловеческое» в мировоззрении главного действующего лица

Герхард Гауптман (1862–1946). Традиционная для большинства «неодраматургов» эволюция творчества от натуралистической социологии к романтическому символизму. Пьеса-сказка «Потонувший колокол» (1896): «человеческое» и «сверхчеловеческое» в структуре личности главного героя. Двойная система координат в пространственно-символическом и знаково-символическом аспектах поэтики пьесы. Разрушение мифологического мира как результат его «очеловечения». Ницшеанская проблематика пьесы.
Тема 23. «Фрекен Жюли» А. Стриндберга: гендерная и натуралистическая проблематика

Август Стриндберг (1849–1912). Этапы творчества. Ранние пьесы «Отец» (1887), «Кредиторы» (1888), «Фрекен Жюли» (1889) – проблема вины женщины-манипулятора перед «более совершенным» человеческим индивидом – мужчиной.

Предисловие к драме «Фрекен Жюли»: жанровые требования «новой драмы» (актуальная проблематика, биосоциальный человек, текучесть характера, речевая прагматика, единство драматической ситуации). Проблема «восходящего» и «нисходящего» биологического рода.


Тема 24. Эстетизм как вариант европейского символизма. Эстетическая проблематика в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: красота и мораль; искусство и действительность

Оскар Уайльд (1854–1900). Уолтер Пейтер и Джон Рёскин – наставники Уайльда, характер их эстетизма. Теоретические сочинения О. Уайльда «Упадок лжи» («Упадок искусства лжи») (1889) и «Критик как художник» (1890). Кодификация эстетизма («аморальность» искусства, примат искусственного над действительным, самоценность произведения искусства).

«Портрет Дориана Грея» (1890) – литературные источники и центральный миф романа. Эстетская метафорика и семантика в романе.


Тема 25. Европейский неоромантизм и творчество К. Гамсуна. Двойственность характера главного героя романа «Мистерии» как проекция духовного кризиса эпохи «конца века».

Кнут Гамсун (1859–1952). Проблема регионального культурного самосознания в очерках «Духовная жизнь современной Америки» («Бездуховная Америка») (1889). Неоромантизм как художественная парадигма. Неоромантический период творчества К. Гамсуна 1890-х гг.: «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894) и «Виктория» (1899).

Философско-антропологические эксперименты Юхана Нильсена Нагеля («Мистерии»). Поиски сущности человека. Двойственность самого Нагеля.

Лейтенант Глан в пространстве «природы» и «цивилизации» («Пан»). Стихии / архетипы мифопоэтического универсума в романе.



  1. Образовательные технологии

Для наиболее полного усвоения студентами материала, а также для стимулирования их дальнейшей самостоятельной деятельности по изучению классических образцов мировой художественной литературы в рамках курса предлагаются следующие современные образовательные технологии:



Интерактивные формы проведения занятий: во время лекционных занятий по курсу работа происходит в формате «круглого стола» на заданную тему. В процессе обсуждения темы студенты приобретают навыки ведения публичной дискуссии.

Работа в мини-группах: для подготовки к экзамену студентам предлагается разбиться на группы и совместно работать над подготовкой к вопросам экзамена. Таким образом, стимулируется умение работать в команде, умение самоорганизовываться как мини-коллектив, происходит выявление и укрепление лидерских и исполнительских качеств и навыков.

Внеаудиторная работа: самостоятельная подготовка ответов на вопросы по каждой из тем курса. Используются фонды научной библиотеки НГУ и ГПНТБ.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости осуществляется на основании оценки активности внимания студента во время лекционных занятий и степени его вовлеченности в процесс обсуждения материала лекции преподавателем и студентами в аудитории. Промежуточная аттестация усвоения студентами содержания дисциплины осуществляется по результатам экзамена в конце семестра.

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с текстами зарубежной художественной литературы в соответствии со списком рекомендованной литературы.
6.1. Вопросы для самоконтроля
1. Опишите черты раннего французского романтизма.

2. Приведите примеры французского аналитического романа.

3. Исторический жанр в литературе романтизма.

4. Как в «Исповеди сына века» А. де Мюссе характер героя объясняется историческими обстоятельствами?

5. Каковы художественные проекции образ собора в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»?

6. Как утопические взгляды В. Гюго отразились в его романе «Отверженные»?

7. Какие идеи нашли выражение в публицистике В. Гюго?

8. Каковы особенности построения художественного образа в романе Ж. Санд «Мопра»?

9. В чем заключается основная проблематика романа Ж. Санд «Орас»?

10. Назовите главные черты поэтики романа-фельетона.

11. В чем заключается концепция романа «Красное и чёрное»? Как образ Жюльена Сореля выражает авторскую концепцию?

12. Как общественный идеал О. де Бальзака отразился в его творчестве?

13. Как социальные взгляды Ч. Диккенса выразились в его романах «Приключения Оливера Твиста» и «Большие надежды»?

14. В чем заключается этическая проблематика романа «Домби и сын» Ч. Диккенса?

15. Опишите философию капитана Ахава в романе Г. Мелвилла «Моби Дик».

16. В чем специфика Э. По как новеллиста?


6 семестр

1. В чем заключается «объективное» письмо Г. Флобера?

2. Как соотносятся судьба и свобода человека в романе Э. и Ж. Гонкуров «Жермини Ласертэ»?

3. Почему трактат Э. Золя носит название «экспериментального романа»?

4. Назовите особенности жанра «народного романа» во французской литературе.

5. Как соотносятся биологическое, социальное и символическое в романах Э. Золя?

6. Каковы принципы психологической прозы в романе Г. де Мопассана «Жизнь»?

7. В чем заключается жанровая эволюция романа «Милый друг»?

8. В чем выражается эстетизм романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»?

9. Назовите декадентские мотивы «Цветов зла» Ш. Бодлера.

10. Обозначьте черты «новой драмы» Х. Ибсена.

11. В чем заключалась новизна «маленьких драм» М. Метерлинка?

12. Каковы черты натуралистической поэтики «Фрекен Жюли» А. Стриндберга?

13. Чем отличается неоромантизм К. Гамсуна?

6.2. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕНЕ
5 семестр

1. Периодизация французского романтизма. Ранний французский романтизм.

2. Жанр аналитического романа во французской литературе.

3. Исторический жанр в литературе романтизма.

4. «Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. А. де Мюссе и Ф. Стендаль.

5. В. Гюго. «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его художественные проекции.

6. «Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.

7. Христианский социализм во французской литературе. Публицистика В. Гюго. Основные задачи.

8. Структура человека в романе Ж. Санд «Мопра».

9. Социально-психологическая проблематика романа Ж. Санд «Орас».

10. Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.

11. Жанровая природа романа «Красное и чёрное». Концепция романа. Композиция и система образов.

12. Замысел и план «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.

13. Повести О. де Бальзака 1830-х гг. и роман «Отец Горио». Социально-философская проблематика.

14. «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака. Композиция. Проблематика.
Место в «Человеческой комедии».

15. Художественные открытия Ч. Диккенса. Эволюция социальных воззрений писателя в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Большие надежды». Проблема добра и зла.

16. Логика творчества Ч. Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».

17. Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Г. Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».

18. Э. По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
6 семестр

1. Романы Г. Флобера «Г-жа Бовари» и «Воспитание чувств». Проблематика.

Художественное своеобразие.

2. Предисловие к роману Э. и Ж. Гонкуров «Жермини Ласертэ» в качестве манифеста. Категория судьбы в романе.

3. Роман Э. Золя «Тереза Ракен» и трактат «Экспериментальный роман». Декларация нового метода.

4. Жанр «народного романа» во французской литературе.

5. Концепция серии «Ругон-Маккары» Э. Золя. Схема наследственных влияний в романе «Карьера Ругонов».

6. Биологическое, социальное и символическое в романе Э. Золя «Жерминаль».

7. Эволюция романа в творчестве Г. де Мопассана. «Жизнь» и «Милый друг».

8. Декадентство и эстетизм в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».

9. Европейский символизм. «Цветы зла» Ш. Бодлдера. Тематика, образы, символы.

10. Жанровая поэтика «новой драмы». Драматургия Х. Ибсена.

11. Особенности пьесы-сказки в европейской драме «конца века» (Г. Гауптман).

12. «Маленькие драмы» М. Метерлинка. Мировоззрение. Художественная форма. Символы.

13. Эстетизм О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».

14. Теория «новой драмы» в предисловии к «Фрекен Жюли» А. Стриндберга. Натуралистическая поэтика. Символы.

15. «Мистерии» К. Гамсуна. Художественная антропология.

16. Неоромантизм К. Гамсуна. Языческий символизм в романе «Пан».


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Источники:
5 семестр

Ф.-Р. Шатобриан. Атала; Рене.

Б. Констан. Адольф.

А. де Мюссе. Исповедь сына века.

В. Гюго. Последний день приговоренного к смерти; Клод Гё; Собор Парижской богоматери; Отверженные.

Ж. Санд. Мопра; Орас.

П. Мериме. Хроника царствования Карла IX.

Ф. Стендаль. Красное и чёрное.

Э. Сю. Парижские тайны; Агасфер (по выбору).

О. де Бальзак. Шагреневая кожа; Гобсек; Евгения Гранде; Отец Горио; Утраченные иллюзии.

Ч. Диккенс. Домби и сын; Большие надежды.

Э. Бульвер-Литтон. Пелэм, или Приключения джентльмена.

Э. По. Новеллы (не менее 10). (Падение дома Ашеров; Черный кот; Сердце-обличитель; Колодец и маятник; Низвержение в Мальстрем; Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля; Рукопись, найденная в бутылке; Приключения сэра Артура Гордона Пима; Вильям Вилсон; Коса времени; Разговор с мумией; Морелла; Лигейя; Береника и т. д.).
6 семестр

Г. Флобер. Госпожа Бовари; Воспитание чувств.

Э. и Ж. Гонкуры. Жермини Ласерте.

Э. Золя. Экспериментальный роман; Тереза Ракен; Карьера Ругонов; Западня; Жерминаль.

Г. де Мопассан. Жизнь; Милый друг.

Ж.-К. Гюисманс. Наоборот.

Ш. Бодлер. Цветы зла (циклы: «Сплин и идеал»; «Парижские картины»; «Цветы зла»; «Мятеж»).

Х. Ибсен. Кукольный дом; Привидения; Дикая утка.

Г.  Гауптман. Потонувший колокол.

М. Метерлинк. Непрошеная; Слепые; Семь принцесс; Там, внутри.

А. Стриндберг. Фрекен Жюли.

О. Уайльд. Портрет Дориана Грея.

К. Гамсун. Мистерии; Пан.
Учебники

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т. 6.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т. 7.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1994. Т. 8.

История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия : Учебник / Под ред. Т. В. Соколовой. М.; СПб., 2003.

История зарубежной литературы XIX века: Учебник / Под ред. Н. А. Соловьевой. М., 2000.

История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм: Учебник / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М., 2003.



Синякова Л. Н. История зарубежной литературы XIX века (романтизм): Методическое пособие к лекционному курсу. Новосибирск, 1997.

Формирование модифицированных жанров в зарубежной литературе первой трети XIX в.: Методическое пособие / Сост. Л. Н. Синякова. Новосибирск, 2005.


Дополнительная литература

Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д, 2004.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

Нордау М. Вырождение. М., 1995.

Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: западноевропейская реалистическая проза: Учебн. пособие. М., 1998.

Сент-Бёв Ш. О. Литературные портреты. М., 1970.

Тайна Чарльза Диккенса: библиографические разыскания. М., 1990.



Честертон Г. Чарльз Диккенс. М., 1982.

Эллман Р. Оскар Уайльд: биография. М., 2000.

Эпштейн М. М. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX–XX в. М., 1988.
Ресурсы Интернет

Портал факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета: http://philarts.spbu.ru/structure/sub-faculties/kafedra-istorii-zarubezhnyh-literatur/courses/XIX-prog

Портал филологического факультета Московского государственного университета: http://www.philol.msu.ru/forlit/Pages/Programs_XIX.htm.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Фонды научной библиотеки НГУ и ГПНТБ

Мультимедийный комплекс с проектором и с подключением к Интернет.
Программа рассмотрена

на заседании кафедры теории и истории журналистики.


Протокол № 4 от 28 августа 2014 г.
Зав. кафедрой Журавель О.Д.