Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины История западной философии для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра




Дата01.07.2017
Размер334 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет философии


Программа дисциплины
История западной философии

для направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра

Автор к.филос.н. Макарова И.В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» истории философии

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой А.М. Руткевич


_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь


_________________________________

« ____» ___________________200 г.



Москва

2011

Пояснительная записка

Цель курса — познакомить студентов с ранним периодом развития философии, в ходе которого были выработаны основополагающие для европейской культуры понятия, метафизические системы, эстетические, этические и политические доктрины. Курс вводит слушателей в творчество великих философов прошлого, раскрывает проблемы, поставленные той или иной теорией, учит самостоятельно размышлять над этими проблемами и тем самым способствует формированию гуманитарной культуры мысли.

Цель изучения истории философии — не «доксография», не «описание мнений» (хотя она и не должна этим пренебрегать), представляющих собой мертвый исторический материал, а раскрытие актуальности великих философских вопросов древности и умение соотносить с ними живой философский дискурс.

Греки придумали слово philosophia, означающее «любовь к мудрости», и традиция, начало которой положила греческая философия как грандиозное рациональное предприятие, была продолжена в средние века. Необходимо добраться до истоков этого феномена, учитывая, что философия есть явление историческое.

Задачи дисциплины определяются данной целью и раскрываются как формирование навыков историко-философского анализа текстов античных философов, умения анализировать специфику исторического контекста, способности раскрывать смысл той или иной философской теории и видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.

Методические рекомендации

Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и комментирование наиболее важных текстов античных философов на семинарах; выступления с докладами; ответы на вопросы по теме и диспуты.

В ходе курса студенты должны подготовить одну письменную работу в форме эссе. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку темы. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 8 и не более 12 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы.
В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

об основных периодах истории античной мысли, об историко-культурном контексте философских учений



знать:

авторов, их произведения и доктрины, философские школы, философскую терминологию в аспекте ее развития



понимать:

историческое своеобразие философских учений, специфику понятий, взаимосвязи между философскими учениями



уметь:

читать и комментировать оригинальные философские тексты, формулировать их смысл в современных терминах, реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной науки


Алгоритм выставления оценки по дисциплине.

Дисциплина читается в течение одного (четвертого) модуля. В середине модуля проводится одна письменная контрольная работа. В конце модуля проводится экзамен в форме устного ответа на вопросы по пройденному материалу. Вопросы разбиты на билеты по два вопроса в каждом билете.

Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) по учебной дисциплине выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ. итог складывается с учетом оценки итогового контроля(О итог.контр.) и итоговой накопленной оценки (Онакоп.).

Оитог.контр.– это оценка, полученная на зачете.

Оитог.накоп.- это оценка, полученная с учетом оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу.

Этапы формирования оценки.



  1. Оценка текущего контроля(О тек.) выставляется по 10-тибалльной системе и включает в себя оценки за реферат, контрольную работу и за домашнее задание (в виде конспектов первоисточников – выполняются от руки в специальной тетради).

Общая формула расчета оценки за текущий контроль

О тек=0,3 •Oреф 0,3 •Oдз 0,4•Ок.р.

  1. Оценка за аудиторную работу (Оауд.) выставляется по десятибалльной системе. Под аудиторной работой подразумевается работа студентов на семинарских занятиях - их активность в дискуссиях, правильность их ответов на вопросы преподавателя. Контроль присутствия студентов осуществляется на лекциях и семинарах, но само присутствие на лекциях и семинарах не оценивается – оценивается лишь работа студента



  1. Накопленная оценка (О накоп.) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (см.п.2). Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.):

Онакоп=0,4 •Отек 0,6•Оауд

  1. Оценка итоговая (Оитог) выставляется по результату итогового контроля в форме экзамена, который осуществляется в виде устного ответа на вопросы преподавателя по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.

  2. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Онакоп. и Оитог. Орезульт.итог.рассчитывается по следующей формуле.

Орезульт.итог.=0,4•О ит.конт 0,6•Онакоп.

Тематический план





п/п



Наименование тем



Всего часов


в том числе


Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем






Введение. Возникновение философии




2

3

11



Ранняя греческая философия




4

3

11



Классический век древнегреческой философии




6

3

11



Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи




4

3

11



Основные черты христианской мысли. Патристика




4

3

11



Схоластика




4

3

11

ИТОГО:

108

24

18

66



A. Возникновение философии




Общая литература



Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981

B. Античная философия

Литература по античной философии




Основная литература1


Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел II. Гл. 1–9. М., 2005.



Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Дополнительная литература


Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М., 2002.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 1993.

Гомперц Т. Древнегреческие мыслители. Т. 1–2. СПб., 1999.

Греческая философия. Т. 1. М., 2006.



Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Т. 1. М., 1995.



Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001; т. 2. М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959 (см. также многочисленные переиздания).

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность СПб., 1994.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / Сост., ред. и вст. ст. П.П. Гайденко. М., 1994.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Справочники


Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.

Философская энциклопедия: В 5 тт. М., 1960–1970.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1983.
Источники

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975; т. II. М., 1976.



Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (есть более поздние переиздания).

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1975.
Интернет-ресурсы

Переводы античных авторов, а также книги, статьи и главы из учебников по истории античной философии на сайте ИФ РАН: www.philosophy.ru




I. Введение

1. Возникновение философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии в отличие от Древней Индии и Китая. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии».
II. Ранняя греческая философия («досократики»)
1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).
2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).
3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай.
4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.
5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге.
6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.
7. Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты.
Литература по ранней греческой философии («досократики»)

Источники


Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975 (выборочная перепечатка текста Маковельского).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.



Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

Исследования по отдельным темам


Богомолов А.С. Дилектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.

III. Классический век древнегреческой философии

1. Софисты и Сократ.

a) Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до Р.Х. Основы «энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей». Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»). Фрасимах о праве сильного.

b) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа («Апология Сократа» и «Критон»).


2. Философские учения Платона и Аристотеля.
1. Платон.

1. Жизнь и сочинения.

2. Влияние предшествующей философии на философию Платона. Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и Демокрит, Платон и софисты, Платон и Сократ.

3. Гносеология, психология, онтология Платона в их взаимосвязи.

а) Различие между episteme и doxa, «знанием» и «мнением» («Государство», «Теэтет»). Диалектика Платона. Иерархия знания в начале книги VII «Государства» («притча о пещере»). Познание как любовное влечение («Пир»).

b) Три части души, кругооборот душ («Федр», «Государство»). Знание как anamnesis («Менон»). Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»).

с) Учение о бытии («теория идей»). Вещь и ее eidos. «Причастность» (methexis) вещей идеям. Структура идеального бытия («Парменид», «Софист»). Идея Блага (agathon). Смысл высказывания «по ту сторону сущности».

4. Космология и теология Платона. Демиург как творец мира. Обоснование вечности космоса. «Мировая душа» и «восприемница» chora («Тимей»). Идеи как числа.

5. Этика и политика Платона («Государство», «Законы»). Добродетель как arete человека. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости». Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. Правильное и неправильные государственные устройства.
2. Аристотель.

1. Жизнь и сочинения. Вклад Аристотеля в развитие науки.

2. Логика. «Органон» как орудие научного познания. «Категории» — учение о значении имен вне контекста, различение «первых» и «вторых» сущностей. «Аналитики» — учение об аподиктическом знании, силлогистика. «Топика», «Риторика», «О софистических опровержениях» — способы диалектического рассуждения по правилам.

3. Физические работы. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе».

4. Психология. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Три способности души. Различение деятельного и страдательного ума.

5. Первая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe. Учение о dynamis и energeia. Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля. Критика Платоновской теории идей.

6. Этика и политика. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon). Цель государства и формы политического устройства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству.


Литература по классическому веку древнегреческой философии




Источники


Софисты / Под ред. А.О. Маковельского. Вып. 1-2. Баку, 1940.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб., 1993.

Платон. Сочинения: В 4-х тт. / Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990–1994. Нов. изд.: СПб., 2006–2008)

Платон. Диалоги / Сост., ред., вступ. ст. А.Ф. Лосева. М., 1986.

Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М., 1976.

Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В. Кубицкого. Ростов-на-Дону, 1999.

Аристотель. Метафизика / Пер. П.Д. Первова и В.В. Розанова, прим. В.В. Розанова. М., 2006.

Аристотель. История животных. М., 1997.

Исследования по отдельным темам


Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.

Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999.

Виндельбанд В. Платон. СПб., 1900. (Репринт: Киев, 1993.)

Диллон Дж. Наследники Платона. СПб., 2005.

Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000.

Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

Лосев А.Ф. Высокая классика. М., 1974.

Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Платон и его эпоха / Отв. Ред. Ф.Х. Кессиди. М., 1979.



Хайдеггер М. Учение Платона об истине / Пер. В.В. Бибихина // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. О существе и понятии physis: Аристотель. Физика B-1 / Пер. Т.В. Васильевой. М., 1995.

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.
IV. Философские школы эпохи эллинизма и эпохи Римской империи
1. Философия как modus vivendi. Основной жизненный выбор в философии стоиков: «Следовать природе».

2. Основной жизненный выбор в философии эпикурейцев: «Избегать страданий».

3. Основной жизненный выбор в философии скептиков: «Воздержание от суждений».

4. Основной жизненный выбор неоплатоников: «Жизнь, подчиненная уму».



Литература по философским школам эпохи эллинизма

Источники


Лукреций. О природе вещей. Т. 1: Текст поэмы. М.; Л., 1945; Т. 2: Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. М.; Л., 1947.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. М., 1976.

Цицерон. Философские трактаты / Вст. ст. Г.Г. Майорова, пер. М.И. Рижского. М., 1985.

*Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комм. А.А. Столярова. Т. I–II (второй том в двух частях). М., 1999–2002.



Исследования по отдельным темам


Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.

Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995.

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии. М., 1986.



Литература по философии эпохи Империи




Источники


Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К. Гаврилова. СПб., 1993.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. Ошерова. М., 1977.

Беседы Эпиктета / Пер. Г.А. Тароняна. М., 1977.

Учебники платоновской философии / Сост. Ю.А. Шичалин. М., 1995.

Плутарх. Застольные беседы / Отв. ред. Я.М. Боровский, М.Л. Гаспаров. М., 1990.

Плотин. Избранные трактаты. Т. 1–2 / Пер. Г.В. Малеванского. М.: Изд-во «РМ», 1994

Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995.

Плотин. Эннеады / Пер. Т.Г. Сидаша и Р.В. Светлова. СПб., 2004–2005 (серия «Плотиниана»).

Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

Порфирий. О пещере нимф / Пер. А.А. Тахо-Годи // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн 2. Последние века. М., 1988. С. 395-419.

Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1993. (Библиотека журнала «Путь»)

Прокл. Начала физики. М., 2004 (двуязычное издание Греко-латинского кабинета).

Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994.

Ямвлих. Теологумены арифметики / Пер. В.В. Бибихина // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М., 1988. С. 395-419.

Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л.Ю. Лукомского. М., 1995.

Исследования по отдельным темам


Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.

Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н.э. — 220 г. н.э. СПб., 2002.

Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Рист Джон М. Плотин: путь к реальности. СПб., 2005.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / Сост., ред. и вст. ст. П.П. Гайденко. М., 1994.

Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М., 2002.


C. Основные черты христианской мысли. Патристика.
I. Введение
1. Христианство в эллинистическом мире: взаимодействие с иудаизмом и греческой культурой. Основные черты христианской мысли: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм.

2. Периодизация средневековой философии.


II. Патристика
1. Ранняя патристика (конец I — начало III века).

a) Апостольские отцы. Первые греческие и латинские апологеты: их задачи и аргументы против язычников, иудеев.

b) Гностические системы (Симон-Маг, Маркион, Валентин, Василид). Опровержение гностицизма у Иринея Лионского.

c) Александрийская и антиохийская экзегетические школы. Христианство как новая спекулятивная теология. Христианский гнозис Климента Александрийского и Оригена.

d) Тертуллиан. Жизнь и сочинения. Особенности стиля. Высказывания Тертуллиана: «Что Афины — Иерусалиму? Что Академия Церкви?».
2. Зрелая патристика (IV–V вв.). Эпоха вселенских соборов. Тринитарные и христологические споры.

a) Арианство и формулировка ортодоксального учения о Троице у Каппадокийцев. Трансформация аристотелевской философской терминологии в приложении к теологическим предметам. Богопознание как задача человеческого существования. Границы богопознания.

b) Христологические споры V в. Монофизиты и несториане.

с) Аврелий Августин. Жизнь и сочинения. Путь познания как восхождение разума под руководством веры. Homo interior, «внутренний человек». Отождествление онтологии с теологией. Бог как абсолютная Личность. Учение о Троице («О Троице»). Творение мира. Отношение Творца к творению как вечности и времени. Анализ времени («Исповедь», XI кн.). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Учение о двух Градах («О Граде Божьем»).


3. Поздняя патристика (конец V – начало VIII в.). Мистическое богословие и переход от патристики к схоластике.

а) Псевдо-Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Соотношение апофатического (положительного) и катафатического (отрицательного) богословия. Метафизика света.

b) Проблема статуса бытия универсальных понятий. Предвосхищение схоластических споров. «Утешение Философией».


Основная литература по патристике



Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

Мейендорф И. о. Введение в святоотеческое богословие. 2. изд. Вильнюс — Москва, 1992.

Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV—VIII вв. Репринт. М., 1992. (АСТ, 2003)

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. Ч. II. М., 1995.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел III. Гл. 1. М., 2005

Дополнительная литература

Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999.


Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907.

Киприан (Керн) архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. СПб., 1994.

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос, Сергиев посад, 1906. (Репринт. 1995.)


Литература о гностицизме


Афонасин Е.В. «В начале было…». Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002.

Поснов М.Э. Гностицизм II века…. Киев, 1917. Репринт. Брюссель, 1991.

Хосроев А.Л. Александрийское христианство (тексты из Наг-Хаммади). М., 1991.

Многоценная жемчужина или От берегов Босфора до Берегов Евфрата / Пер. и комм. С.С. Аверинцева. (Разные издания.)


Cправочники

Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.


Христианство. Энциклопедический словарь: в 3-х тт. М., 1993–1995.




Интернет-ресурсы


Переводы средневековых авторов, а также книги, статьи и главы из учебников по патристике и средневековой философии на сайте ИФ РАН: www.philosophy.ru

В интернет-библиотеке Якова Кротова: www.krotov.info



Планы семинарских занятий.
Семинар 1.
1. Что исследует философия?

2. Почему так важно понять «начала” каждой вещи?

3. Как вы понимаете слова Аристотеля «Философия начинается с удивления”?

4. Почему Аристотель считает философию бесполезной наукой и потому самой

лучшей?

5. Существует ли разница между мудростью (софией) и философией?

6. Почему Аристотель называет первых философов физиками (физиологами)?

Что такое physis?

7. Что первые философы считали первоначалом вселенной?
Литература

Источники

Аристотель "Метафизика" (книга 1, см.вложение) - читать обязательно


Дополнительная литература

1. История философии (под ред. Васильева, Кротова, Бугая, стр.47-55)



http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
2. Гаспаров М.Л. "Занимательная Греция" (см.вложение)
Семинар 2
Философия Пифагора.
1. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики».
4. Космогония пифагорейцев.
5. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе».
6. Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о гармонии, пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников.

Литература.
Источники
1.Фрагмены раннегреческих философов под ред. А. В. Лебедева
http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm
2.Диоген Лаэрсткий “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”
(глава VII)
http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt08.htm

Дополнительная литература
1. Гайденко П.П. “Эволюция понятия науки”. Глава “Пифагореизм”.
http://www.philosophy.ru/library/gaid/2.html
2. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В.
Бугая. Стр.49-51.
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

Семинар 3. Философия Гераклита

1. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства.
2. Проблема реконструкции произведения «О природе» (Дильс-Кранц,
Маркович, Лебедев).
3. О смысле гераклитовского «логоса». Что, согласно Гераклиту, есть
истинное знание, а что многознание. Представления Гераклита о мудрости
(sophia) как откровении (aletheia) природы (physis).
4. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Учение о
стихиях и мировом огне. Экпюросис. Путь вверх и путь вниз.
5. Борьба и единство противоположностей.
6. Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.
7. Толкование изречений.

1) Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и


Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
2) Война-отец всего и всего царь; одним она определила быть богами,
другим-людьми; одних она сделала рабами, других-свободными.
3) Скрытая гармония лучше явной.
4) Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они
живут, жизнью друг друга они умирают.
5) Огня смерть - воздуха рожденье и воздуха смерть - воды рожденье. Из
смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из
смерти] воздуха-огонь, и наоборот.
6) Природа любит скрываться.
7) Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой
бог и никакой человек, -н о всегда он был, есть и будет вечно живым
огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
8) В одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Литература
Источники
1.Дынник М. Фрагменты Гераклита (фрагменты из текста Гераклита
исследование о Гераклите)
http://www.philosophy.ru/library/antiq/geraklit/index.html
2.Фрагменты ранних греческих философов под ред. Маковельского
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/index.shtml
3.Фрагмены раннегреческих философов под ред. А. В. Лебедева
http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/N_9.htm
4.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /
Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979 Глава “Гераклит Эфесский”
http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_00.htm

Дополнительная литература
1.История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В.
Бугая.. М., 2005. стр. 51-52.
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
2.Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.
3.Рожанский И.Д. Ранняя греческая философия//Фрагменты ранних греческих
философов. Ч. 1 под ред. Рожанского.
4.Кессиди, Ф.Х. Гераклит, М. 1982
5.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция (см.вложение)
Семинар 4.

Философия элеатов.

Вопросы к семинару.
1. Ксенофан Колофонский:
a) Критика антропоморфизма в традиционной религии;
b) Учение о едином и бестелесном боге.
2. Парменид. Поэма «О природе». Онтология и гносеология Парменида:
a) два пути: путь «есть» и путь «не есть»;
b) характеристика бытия;
c) связь бытия/небытия и мышления. Толкование тезиса «Одно и то же —
мыслить и быть»;
 d) противопоставление истины и мнения, рационального и чувственного.
«Мнения смертных» во второй части поэмы.
5. Зенон:
a) апории Зенона как возражение на критику учения Парменида;
b) смысл термина «апория»;
c) апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела»,
«Дихотомия», «Стадий»).
6. Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.

Литература

Источники
1. Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. (разделы,
посвященные Ксенофану, Пармениду, Зенону)
http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm
2. Ксенофан. Силлы (см.вложение)
3. Парменид. О природе (см.вложение)
4. Аристотель. Физика. Книга VI, глава 99 // Аристотель. Сочинения: В
4-х тт. Т. 3. М., 1981. С. 199–201. (В VI-й книге «Физики» Аристотель
рассуждает о движении и в 9-й главе опровергает Зенона.) (см. вложение)
5. Диоген Лаэртский. О Ксенофане, Пармениде, Зеноне, Мелиссе (кн. IX):
http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_07.htm#99

Дополнительная литература
1.История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая.
Стр.60-64
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

2.П. П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой. (Глава


вторая
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА И ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ) –
http://www.krotov.info/history/16/gaydenko/gayd_14.html#3

3. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980


http://psylib.org.ua/books/dobro01/txt01.htm

Семинар 5
1. Эмпедокл. Поэмы «О природе» и «Очищения». Космологическая формула Эмпедокла: 4 2.
2. Анаксагор. Космологическая формула Анаксагора: «Все во всем». Учение о nous’е.
7. Левкипп и Демокрит. «Идеальная» структура атомов. Теория познания Демокрита. Понятие eidola. Принцип «подобное познается подобным».

Литература



Источники:
Эмпедокл. Отрывки из поэмы «О приороде». / Пер. Г.И. Якубаниса //
Лукреций "О природе вещей". Т.2. Изд-во АН СССР, 1947, с. 663–676.
http://abuss.narod.ru/Biblio/empedokl2.htm
Эмпедокл. Отрывки их поэмы «Очищения» // Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е
изд. М., 1994.
http://abuss.narod.ru/Biblio/empedokl.htm
Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.
(Издание Лебедева охватывает только Эмпедокла и Анаксагора.)
Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
(http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/Demokrit/uchenie.txt – очень плохое
сканирование)
Диоген Лаэртский. Об Анаксагоре – кн. II, об Эмпедокле – кн. VIII, о
Демокрите – кн. IX.
http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_00.htm

Дополнительная литература.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой (об


элеатах):
http://www.philosophy.ru/library/gaid/4.html
Визгин В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита.
http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/phusis/01.html
Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач, чародей. Киев, 1994.

Семинар 6
Софисты и Сократ.
1) Paideia: cофисты как воспитатели. Основы
«энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных
представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей».
Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор
и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение
элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»).
2) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт
и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа:
диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация
дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion
Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя».
Суд над Сократом и решение Сократа.

Тексты для обсуждения.


1. Платон. Апология Сократа
http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm
или
Платон. Гиппий Меньший
http://psylib.org.ua/books/plato01/07gippm.htm

2. Маковельский А. О. Софисты (см.вложение) – не настаиваю, чтобы вы все


читали этот текст целиком, однако рекомендую ознакомиться с ним всем
тем, кто будет писать реферат по софистам.
3. История философии (В. Васильев, А. Кротов, Д. Бугай), стр.69-75.
Семинар 7
Задание к семинару
Прочесть диалог Платона “Федон”
Диалог см.здесь
http://psylib.org.ua/books/plato01/19fedon.htm

Ответить на вопросы


1.Отношение философа к жизни и смерти
2.Представление Платона о мире истинного бытия и мир становления.
3.Отношение души и тела как центральный момент антропологии Платона.
4.Учения об анамнесисе (знании как припоминании) и метемпсихозе
(переселении душ).
5.Четыре аргумента Платона в пользу бессмертия души.
6. Этические выводы из учения о душе.

Дополнительная литература (чтение по желанию)


1. Диоген Лаэртский О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ,
кн.III “Платон”
http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_04.htm

2. Васильева Т.В. Душа и познание/Путь к Платону, М.1999 (см.вложение)



Семинар 8.

1. Добродетель как arete человека.


2. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости».
3. Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная
структура государства. 4. Правильное и неправильные государственные
устройства.
5. Идеальное государство Платона. Его структура. Почему во главе
государства должен стоять философ?
6. Образовательный проект Платона (науки, составляющие образовательный
цикл Платона; сроки обучения).
7. Связь между образованием и процветанием государства.
8. Отношение Платона к искусствам.

Литература
Платон. Государство (см.вложение).
Учебник Кротова-Бугая (соот.главы)
Т. Васильева. Путь к Платону. (III. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ИДЕАЛЬНЫЙ
ГРАЖДАНИН, ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК)


Семинар 9.

Аристотель.


1. Жизнь и сочинения.
а) Биография Аристотеля. Академия и Ликей.
b) История Corpus Aristotelicum и его структура.
c) Проблема перевода сочинений Аристотеля на новые языки. Русские
переводы «Метафизики» (А.В. Кубицкий, М.И. Иткин, перевод Розанова и
Первова, I-V книги).
d) Вклад Аристотеля в науку. Вклад Аристотеля в разработку философской
терминологии (материя, форма, сущность, энергия, энтелехия).
2. Логика. «Органон» как орудие научного познания.
3. Философская система Аристотеля. Принцип деления наук на теоретические
и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах».
Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe (VI–VIII
кн.). Учение о dynamis и energeia (IX кн.). Учение об уме как
перводвигателе, теология Аристотеля (XII кн.). Критика Платоновской
теории идей (XIII–XIV кн.).

Основная литература
1. Фрагменты из трактатов Аристотеля - см.Вложение (стр.1-11)
2. Васильев, Кротов, Бугай. История философии (соотв.лаву об Аристотеле)

Дополнительная литература.
Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.
Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000
Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Хайдеггер М. О существе и понятии physis: Аристотель. Физика B-1 / Пер.
Т.В. Васильевой. М., 1995.
Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.
Семинар 10.

1. Разобраться в основных терминах аристотелевской философии: hyle и

morphe , dynamis и energeia, enteleheia (см.файл с фрагментами из

произведений Аристотеля)


2. По Аристотелевскому учению о душе будет доклад. Прочесть “О душе”

-книга 2, главы 1-3,

- книга 3 главы 4-6
3. Практическая философия (читать в прикрепленном файле разделы по этике

и политике)

1. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой.

2. Понятия eudaimonia (счастье), agathon (благо) и arête (добродетель).

Учение о середине (mesos). Этические и дианоэтические добродетели.

3. Определение государства и гражданина. Причины происхождения

государства и его цель.

4. Формы полит. устройства. Какие формы гос.устройства

Аристотель называет правильными и неправильными? Почему?

5. Социальный состав государства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы

частной собственности, отношение к рабству.
Семинар 11.

Философия эллинизма.

1. Стоицизм. Теория познания стоиков. "Физика". Учение о божественном мировом теле (Космосе). "Этика". Учение о благе и добродетели. "Апатия". Проблема судьбы и

свободы.

2. Эпикуреизм."Каноника" Эпикура. "Физика": эпикурийский атомизм. "Этика". Гедонизм: наслаждение как критерий блага. Типология наслаждений. Атараксия. 3. 3. 3. Скептицизм. Понятие "скепсиса". Скептицизм как научная критика философии. “Эпохэ”. Этика скептиков, "атараксия".
Диоген Лаэртский О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ

Про стоиков

http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_06.htm

про Эпикура

http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_08.htm

Сенека "Нравственные писем к Луциллию"

Эпикур “Письмо к Менекею”

Секст Эмпирик ТРИ КНИГИ ПИРРОНОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

письма Эпикура.
Семинар 12.

Неоплатонизм. Плотин.

1. Каким образом осуществляется эманация Единого и что

представляет собой восхождение к Единому? Понятие ekstasis.

2. Учение о мировой душе и природе. Можно ли рассматривать у

Плотина природа как деятельность Души?

3. В каком отношении друг другу находятся Мировая Душа и

индивидуальные души?

4. Понимание материи в неоплатонизме.

5. Что есть высшее Благо, согласно Плотину?

6. Существует ли зло как таковое?
Читаем

1) Порфирий. Жизнь Плотина.

http://psylib.ukrweb.net/books/ploti01/txt55.htm
2) Плотин V. 1

О ТРЕХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СУБСТАНЦИЯХ

http://psylib.ukrweb.net/books/ploti01/txt37.htm
Дополнительная литература

1. Джон Рист. Плотин: путь к реальности

http://www.nsu.ru/classics/plato/rist.htm

2. История философии (под ред. Васильева, Бугая и пр.)

3. Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном

платонизме//в сборнике “Античность как тип культуры”, М., 1988


Семинар 13.

Западная патристика. Тертуллиан и Августин.

1. Тертуллиан. Анализ высказываний: «Что Афины — Иерусалиму? Что Академия Церкви?». Учение о Троице. Христология: вопрос о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. О происхождении зла.
2. Августин.

Проблема веры и разума: “верю, чтобы понимать” (Августин. Исповедь кн 1, 6.). Анализ тезиса "si fallor, sum". Бог и мир в философии Августина (Отношение Творца к творению). Учение Августина о времени и истории (кн 11). Августин о человеке: homo interior («внутренний человек»). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении.


Литература:

Тертуллиан «Против Гермогена»

Архимандрит Киприан (Кера) «Патрологии» (Глава о Тертуллиане)

http://www.krotov.info/history/02/karsav/kars_00.html

Ф. Коплстон. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

Э. Жильсон. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000187/
Августин «Исповедь», кн. XI:

http://antology.rchgi.spb.ru/Sanctus_Aurelius_Augustinus/Confessiones.rus.html

Августин «О граде Божьем» (кн. XI, главы 1, 2)

Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

Марру А. И. Св. Августин и августинизм. М., 1998.
Семинар 14.
Восточная патристика. Отцы-каппадокийцы.

2. Богопознание как задача человеческого существования. Границы и

условия богопознания.

3. Учение о единосущной Троице. Василий Великий и Григорий Назианзин.

a) Василий Великий: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. [Василий Великий 38 письмо].

b) Григорий Назианзин: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное подобие по существу); нерожденность, рожденность, исхождение. Доказательство единства Лиц Троицы [Григорий Назианзин 5 слов о богословии]

7. Учение о творении мира, ангелов и человека. Учение о человеке.

Источник зла (греха).



Контрольные вопросы по разделам А и B.
«Досократики»


        1. Проблема происхождения философии из мифа («от мифа к логосу»). Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция.

        2. Почему философия стала возможной в Греции? Каковы признаки греческой философии?

        3. Что значит слово «философия»?

        4. Охарактеризуйте основные понятия досократической философии: «природа», «логос», «космос» и др.

        5. В чем отличия «ионийской» и «италийской» ветвей досократической философии?

        6. Что подразумевает понятие «досократической философии»? Каковы ее основные представители?

        7. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи.

        8. Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

        9. Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики». Пифагор и современная математика.

        10. Пифагорейское учение о числе.

        11. Дайте характеристику «элейской школе». Основные представители, основные идеи.

        12. Учение Парменида о бытии. «Два пути», шесть признаков бытия.

        13. Апории Зенона (с разбором одной из 4-х «апорий движения»).

        14. Философия атомистов.

        15. Философия Эмпедокла.

        16. Философия Анаксагора.



От софистов до Платона




  1. Софисты и греческая «пайдейя».

  2. Значение софистов для греческой философии.

  3. Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

  4. Сократический поворот в философии.

  5. Методы Сократа: диалектика, ирония, майевтика.

  6. Платон: биография, сочинения.

  7. «Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.

  8. «Апология Сократа» или дело философии.

  9. «Менон»: проблема познания.

  10. «Федон» или о бессмертии души.

  11. «Пир» или о философской любви.

  12. Учение о душе в диалоге «Федр».

  13. «Государство»: устройство идеального государства, соответствие типов государства и частей души, извращенные виды государственного устройства.

  14. Учение об идеях. Эйдос блага.

  15. Чем отличается платоновское понятие «идеи» от современных представлений?

  16. Согласны ли вы с платоновской концепцией знания как понимания благого назначения вещи и ее становления к благу?

  17. Покажите влияния предшествующих философских учений на Платона.

  18. Сократ и Платон.



От Аристотеля до неоплатоников





  1. Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).

  2. Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»?

  3. Основные формулировки аристотелевской «Политики». Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства?

  4. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

  5. Охарактеризуйте четыре аристотелевских причины (приведите по возможности их латинские названия).

  6. Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет?

  7. Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику.

  8. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.

  9. Средние платоники и неоплатонизм.

  10. Выделите элементы аристотелизма и платонизма в неоплатонизме.

  11. Неоплатонический принцип троичности (иерархия сущего: Плотин, Прокл).

  12. Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

  13. Неоплатоническое учение о мировой душе.

  14. В чём состоит неоплатоническое отношение к душе и телу?


Контрольные вопросы по разделу С.


  1. Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).

  2. Начала христианской философии в античности I. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.

  3. Начала христианской философии в античности II. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов.

  4. Начала христианской философии в античности III. Августин.

  5. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.

  6. Боэций и проблема универсалий.



Экзаменационные вопросы по курсу «История античной философии»


  1. Почему философия стала возможной в Греции? Каковы признаки греческой философии? Проблема происхождения философии из мифологии («от мифа к логосу»).

  2. Что подразумевает понятие «досократической философии»? Каковы ее основные представители? Охарактеризуйте основные понятия досократической философии: «природа», «логос», «космос» и др.

  3. «Ионийская» и «италийская» ветви досократической философии.

  4. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи.

  5. Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

  6. Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики».

  7. Пифагорейское учение о числе.

  8. Дайте характеристику «элейской школе». Основные представители, основные идеи.

  9. Учение Парменида о бытии. «Два пути», шесть признаков бытия.

  10. Апории Зенона (разбор одной из 4-х «апорий движения»).

  11. Философия атомистов.

  12. Философия Эмпедокла.

  13. Философия Анаксагора.

  14. Софисты и греческая «пайдейя». Значение софистов для греческой философии.

  15. Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

  16. Сократический поворот в философии. Методы Сократа: диалектика, ирония, майевтика. «Апология Сократа».

  17. Платон: биография, сочинения.

  18. «Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.

  19. «Менон»: проблема познания.

  20. «Федр»: трехчастная структура души, умопостигаемый космос.

  21. «Федон» или о бессмертии души.

  22. «Пир» или о философской любви.

  23. «Государство»: устройство идеального государства, соответствие типов государства и частей души, положительные и отрицательные типы государства.

  24. Учение Платона об идеях. Эйдос блага.

  25. Влияние предшествующих философских учений на Платона.

  26. Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).

  27. Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»?

  28. Этическое и политическое учение Аристотеля.

  29. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

  30. Учение Аристотеля о четырех причинах.

  31. Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет?

  32. Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику.

  33. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.

  34. Скептический принцип epoche. Скептики и «догматики».

  35. Элементы аристотелизма, платонизма и неопифагореизма в неоплатонизме.

  36. Неоплатонический принцип троичности (иерархия сущего: Плотин, Прокл). Проблема эманации.

  37. Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

  38. Неоплатоническое учение о душе и теле.

  39. Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).

  40. Начала христианской философии в античности I. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.

  41. Начала христианской философии в античности II. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов.

  42. Начала христианской философии в античности III. Августин.

  43. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.

  44. Боэций и проблема универсалий.


Примерные темы эссе





  1. «От мифа» к «логосу». Возникновение философии в Греции, Индии и Китае. Сходства и различия.

  2. Платон и Аристотель в споре об идеях.

  3. Образ наилучшего государства в политических учениях Платона и Аристотеля.

  4. Концепция природы у античных философов. Ее сравнение с наукой Нового времени.

  5. Феномен софистики в античной философии. Значение софистики для современности.

  6. Космос Гераклита.

  7. Атомистика Демокрита и представление об атомах в современное науке.

  8. «Я знаю, что я ничего не знаю» — парадокс или догма?

  9. Концепции материи у античных философов.

  10. Проблема истинного знания в античной философии.

  11. Сократический поворот в философии.

  12. Этика и политика в античной философии.

  13. Философия и мифология в античности.

  14. Философия в античности как modus vivendi.

  15. Современные понятия «идея», «стоик», «скептик», «энергия» и их философская «родословная».

  16. Философский эрос.

  17. Формирование идеи личности (от античности к христианству). Языческие философские школы и раннее христианство. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан.

  18. Гностицизм и христианство.

  19. Взаимосвязь веры и разума в средневековой философии.

  20. Политические учения древности в их отношении к современности.

  21. Философия на христианском Востоке и философия на христианском Западе. Значение платонизма и аристотелизма для обеих философских культур.



1 Т.н. «базовый учебник» по курсу античной и средневековой философии отсутствует.


  • Факультет философии
  • Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
  • A. Возникновение философии
  • B. Античная философия Литература по античной философии
  • Дополнительная литература
  • Исследования по отдельным темам
  • III. Классический век древнегреческой философии
  • Литература по классическому веку древнегреческой философии
  • Литература по философии эпохи Империи
  • Основная литература по патристике
  • Литература о гностицизме
  • Христианство. Энциклопедический словарь: в 3-х тт. М., 1993–1995.
  • От Аристотеля до неоплатоников