Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «история живописи»




Скачать 291.34 Kb.
Дата07.07.2017
Размер291.34 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра массовых коммуникаций

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ»

Уровень высшего образования

Бакалавриат


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА

Автор: Прокопьев М.В.


Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа со студентом:

40 часов

Аудиторные занятия, в том числе:

36 часов

лекции

36 часов

практические занятия

0 часов

Контактные консультации

3 часа

Проведение зачета

1 час

Самостоятельная работа

32 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск

2014

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Курс «История живописи» имеет своей целью формирование у студентов представления об основных концептуальных контекстах, определяющих современное понимание, восприятие и толкование искусства. Основная цель курса – составить необходимое смысловое расширение и углубление чисто исторических курсов искусствоведческой специальности и описать философскую, эстетическую, литературоведческую, психологическую и религиозную аксиоматику, которую следует принимать в качестве необсуждаемого ядра чисто исторических подходов. Задачи дисциплины:

  • Сформировать у студента целостную картину теории искусства как части наук об искусстве.

  • Систематизировать и дать оценку направлениям и школам теории искусства.

  • Показать генезис становления и взаимодействия традиционных и авангардистских теорий.

  • Проанализировать взаимодействие различных культур в формировании современного искусствознания.

  • Показать место и значение культуры XX века в формировании современного искусствознания.

2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Курс «История живописи» проводится в последнем семестре обучения и относится к дисциплинам по выбору. Выбор осуществляется между дисциплинами «История религий» и «История живописи». Курс «История живописи» расширяет и углубляет те знания, умения и навыки, которые развивают такие дисциплины как «История», «Культурология».

Предполагается, что, приступая к курсу «История живописи», студент сформировал:

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (бакалавриат), направление подготовки 031300.62 Журналистика, студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);



способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2).
В результате освоения материала студент также должен овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

В результате освоения материала студент также должен овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

Знать:

  • фактический материал, а именно теоретические концепции искусства, предусмотренные настоящей программой;

  • основные формы теоретизирования на материале искусства;

  • научное творчество философов и деятелей культуры, определивших облик современной теории искусства;

  • основные термины теории искусства;

  • историко-культурный контекст основных теоретических концепций;

  • принципы социального функционирования искусства;

  • знаковые произведения основных видов искусства, направлений, школ в спектре замысла, структуры, истории идей;

  • спектр взаимовлияний европейской и азиатской культур в создании концепций;


Уметь:

  • ориентироваться в теоретических концепциях (идентифицировать концепцию как продукт определенного периода, течения, культуры);

  • ориентироваться в терминологии искусствознания конкретных научных школ;

  • самостоятельно анализировать произведение искусства методами классического и неклассического искусствознания;

  • выделять основные проблемы изучения произведения искусства;

  • выявлять тексты теории искусства в массе искусствоведческой, критической, кураторской вербальной продукции;

  • пользоваться справочными изданиями и электронными ресурсами по истории и теории искусства;


Владеть:

  • способностью самостоятельно анализировать произведение искусства и его научный текст, выявлять зависимость теоретического текста от контекста создания и бытования, восприятия.

  • навыками периодизации классического и неклассического искусствознания, выявления основных характеристик каждого из традиционно выделяемых периодов и направлений;

  • способностью связать конкретный теоретический анализ произведения искусства с социокультурным контекстом соответствующего временного периода, региона;


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа со студентом:

40 часов

Аудиторные занятия, в том числе:

36 часов

лекции

36 часов

практические занятия

0 часов

Контактные консультации

3 часа

Проведение зачета

1 час

Самостоятельная работа

32 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2


4.2. Учебно-тематический план курса



Наименование тем

Контактная работа

Самостоятельная работа

Всего часов по

теме

Лекции

Семинары

Контактные консультации

Тема 1. Теория образа

4







4

8

Тема 2. Образ и сенсорное восприятие

4




1

2

7

Тема 3. Материя, вещество и материал в изобразительном искусстве 

4







4

8

Тема 4. Свет и цвет в изобразительном искусстве 

4




1

2

7

Тема 5. Организация и структура художественного произведения 

4







4

8

Тема 6. Значение и смысл в изобразительном искусстве.

4




1

2

7

 Тема 7. Иконический знак и проблема подражания в изобразительном искусстве

4







4

8

Тема 8. Стиль: смысл и границы понятия

4







2

6

Тема 9. Изобразительное искусство как социальное явление

4







4

8

Проведение зачета







1

4

5

Итого

36




4

32

72


4.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Теория образа

Этимология и история понятия. Понятие образа в свете индивидуальных особенностей основных языков теоретического знания (английский, немецкий, романские, славянские языки). Воображение как организующая сила. Феномен образа: определение и типология. Образная природа сознания. Рациональное и иррациональное в образе. Образы бессознательного. Первичные импульсы образной активности. Онеризм и образность.

Образная деятельность как основа изобразительности. Изобразительное искусство как форма взаимодействия с миром образов. Феномен изобразительности как «подражания». Замещающая природа образа как устойчивой и активной конфигурации качеств, присущих самому объекту. Знаковые аспекты образа. Образы символические и образы-симптомы. Образ как двойник и как посредник. Образ-медиум. Медиальные аспекты изобразительности. Образ и телесность. Образ мира как образ тела. Образы конвенциональные и социальные. Проблема взаимодействия сознания и образного мира.

 Теория наглядности образа и ее критика.


Тема 2. Образ и сенсорное восприятие

Сенсорное восприятие действительности. Понятия ощущения и восприятия. Ощущение и восприятие в формировании представления о реальности. Сенсорные стимулы. Этапы сенсорного восприятия. Связь между различными видами сенсорных ощущений. Проблема чувственности и наглядности.

Зрительные образы как один из типов сенсорного восприятия. Понятие визуального искусство. Структура зрительного опыта как основа изобразительности. Зрение как функция сознания. Психэ и тело как базовые парадигмы человеческого жизненного опыта. Тело как граница и душа как центр самосознания. Образ мира как проекция телесности. Проекция и фиксация как основные способы взаимодействия с внешним миром. Типы сознания (экстравертированное и интравертированное). Сознательное и бессознательное. Измененные типы сознания (сон, гипноз, транс). Сенсорное восприятие в разных типах сознания. Проблема сна и его типы. Феномен «быстрого сна» (т.н. стадия БДГ) и природа сновидения. Образы онерические и галлюцинаторные. Феномен «сенсорной депривации».

Зрительные образы как результат активной организующей деятельности сознания. Принцип эквивалентности («аналогичности») ментальных и сенсорных (визуальных) процессов. Структура зрительного опыта и строение зрительного аппарата. Избирательность опыта восприятия. Интенциональный характер воспринимающей активности сознания. Внимание и память как условия восприятия. Пороги восприятия (физический и психологический). Феномен гештальт-качеств в сенсорном опыте вообще и в зрительном в частности. Гештальтные отношения как образы целостных и трансформируемых структур и их типы. Структура «фигура/фон». Основные способы организации зрительного опыта (принцип смежности, сходства, группировки и т.д.). Универсальный характер симметрии как структурного отношения и ее типы (центральная, осевая и т.д.). «Экологический» (средовой) подход к зрительному восприятию. Зрительный опыт как целостный опыт переживания светового потока и освещенных плоскостей («углов»). Роль тела и общей сенсомоторики в зрительном опыте. Ценности визуальные и пластические. Тактильный опыт как переживание предметности. Взгляд и осязание («стереоскопия визуального и тактильного зрения).

 

Тема 3. Материя, вещество и материал в изобразительном искусстве 

Вещный и вещественный характер изобразительного искусства. Творчество как творение, изготовление новой вещи. Вопрос о происхождении вещи и условие ее появления. Тварность мира. Вопрос о демиурге (оправдание результатов творения). Свойства материи (инертность, тленность, изменчивость, случайность свойств). Материя и хаос. Материя как исток существования вещи. Космологические аспекты материальности. Вопрос о первоматерии. Материальность мира и первоэлементы космоса. 4 стихии мироздания как силы и отношения. Вопрос о квинтэссенции (идеальная сторона материального творчества). Эрос и творчество. Алхимический символизм как модель креативности.

Демиургическая природа творчества. Художник как теург. Материальность и телесность. Тело как космос и космос как мировое тело. Тело и плоть. Творчество как воплощение и конкретизация («сгущение»). Телесность и материальность. Материальность и предметность. Проблема беспредметности как опыта дематериализации творчества (и его оценка).

Материя и материал. Природные свойства вещества и преображение их в процессе творчества (физические и эстетические свойства художественной вещи). Творчества как борьба с сопротивлением материала и готовое произведение как компромисс. Форма как результат (след) воздействия на материал. Вопрос о материале живописи (субстанция краски и поверхности).

Материал как содержание (невещественные свойства материи искусства). Идеи, замысел, жизненный опыт как предмет и соответственно материал воплощения (офрмления). Эмпирические наблюдения и накопление материала творчества. Эстетические нормы и образцы в творчестве икак готовый материал. Душевная жизнь художника как материал художественной конкретизации. Произведение искусства как материал искусствознания.
Тема 4. Свет и цвет в изобразительном искусстве 

Физическая природа света как разновидности электромагнитных колебаний. Корпускулярная и волновая теории света. Оптика света. Понятие светового потока. Градиент текстуры как видимый признак изменений светового потока. Интенсивность (количество) света. Понятие яркости. Свет и тело (форма). Свет, освещение и светотень. Прозрачность и сияние.

Метафизически-религиозные аспекты света и его символика (свет как идеальная, трансцендентная субстанция и как преображающая и освящающая сила). Свет как символ чистоты и истины. Неоплатоническая и христианская мистика света (в том числе и исихазм) и ее воплощение в архитектуре (готика) и живописи (мозаика, витраж, икона). История искусства как история света. Обмирщение света в искусстве Нового времени. Свет в импрессионизме (чисто позитивистский, естественнонаучный оптический подход). Отказ от света как освещения в живописи постимперессионизма. Идея «смерти света» как утраты трансцендентных перспектив человеческого бытия.

Субъективная (психологическая) природа цветоощущения. Цвет как перцепт. Физические и оптические аспекты цвета. Спектральные составляющие света. Физические атрибуты (параметры) цвета (длимна волны, интенсивность и спектральная чистота) и их психологические соответствия (цветовой тон, яркость, насыщенность). Взаимодействие и взаимозависимость цветовых параметров (модель цветовых отношений – т.н. «цветовое веретено»). Проблема красного цвета. Смешение цветов. Свет как свойство оптических лучей и аддитивное (суммирование длин волн)) смешение (цветовой круг, комплиментарные (дополнительные) цвета, т.н. метамеры). Цвет как качество освещенных поверхностей (и веществ) и субтрактивное смешение (поглощение, вытеснение, абсорбция одного цвета другим). Последовательные цветовые образы, эффект принадлежности цвета и феномен константности цветоощущения. Теории цветового зрения: т.н. трехкомпонентная и оппонентная теории процесса цветовосприятия. Т.н. субъективные цвета (переживание цвета без внешнего раздражителя). Эмоциональное, ассоциативное и символическое наполнение цветовых ощущений и цветов. Явление синэстезии. Ощущения как модусы восприятия.

Свет в архитектуре (освещение естественное и искусственное, свет отраженный). Свет во внутреннем пространстве и свет внешний. Цвет в архитектуре: собственный цвет материала и живописная раскраска (полихромия). Монументальная живопись как элемент архитектурного целого. Взаимоотношение объемно-пространственных качеств архитектуры и окрашенных поверхностей (с точки зрения оптических эффектов и зрительского восприятия).

Свет и скульптура (взаимодействие пластического объема со световоздушной средой). Полихромия в скульптуре (живопись как свойство пластической поверхности). Эсттеические и художественные аспекты скульптурной полихромии (проблемаа конфликта между ними).

Свет в живописи. Понятие светотени. Место цвета в живописном изображении. Понятие колорита как результата взаимодействия цветовых составляющих живописного изображения. Типы цветовых построений в живописи. Взаимодействие в живописном произведении цвета и плоскостно-пространственных отношений (проблема разных типов иллюзионизма).

 

Тема 5. Организация и структура художественного произведения 

Структура художественного произведения как функционирующего целого и проблема границ изображения (с точки зрения каждого из видов искусства). Процесс создания как построение и организация элементов (исходного материала). Компоновка и композиция. Виды изобразительного искусства как типы художественной организации материала. Исполнительские стороны художественного творчества.

«Немиметические» свойства изображения. Геометрические, стереометрические и топологические основы изобразительности. Иррациональная природа геометрической суггестии. Свойства плоскости как геометрического элемента (функция центра, отношения верх-низ, право-лево и т.д.). Функция обрамления как отражение зрительного поля и его границ (в том числе рама в живописи). Орнамент как универсальный принцип организации изображения с точки зрения задач заполнения и структурирования плоскости. Проблема первичных элементов изображения. Ритмическая организация изображения как основа композиционно-структурной динамики.

Метрические (количественно-статистические) аспекты предметного состава изображения. Системы пропорционирования как формы организации изображения как составного целого. Понятие композиционных схем. Архитектурная композиция как организация пространства пластически-объемными средствами и создание архитектурной среды. Архитектоника в пластике и живописи.

Смыслоразличительный аспект композиционных структур изображения. Понятие изобразительных модусов как способа согласования содержания и характера построения. Музыкальные и поэтические аналогии модусов. Понятие жанра с точки зрения совокупности структурно-типологических особенностей предметного содержания.

Структурно-композиционные измерения повествования (нарративности) в изобразительных искусства. Изображение как рассказ и восприятие как чтение. Структурно-изобразительные условия этих процессов (передача, воспроизведение последовательности, линейной развертки «иконотекста»). Изобразительные эквиваленты авторской речи.

Общая схема уровней организации произведения изобразительного искусства (от уровня зрительного восприятия, визуального воспроизведения и до соответствующих степеней изобразительности – геометрической, предметной, тематической – в сочетании с уровнем иконографическим). Изобразительная стилистика (вкусовые предпочтения, риторика изображения, бессознательные мотивы).

 

Тема 6. Значение и смысл в изобразительном искусстве.

 Вопрос о языковых параметрах визуальной изобразительности (понятие «художественного языка» и его аналогии с естественным языком). Бинарность как фундаментальной свойство мира. Проблема значения как референции. Значение в контексте коммуникации. Структура коммуникативного акта (бинарная оппозиция как механизм коммуникативной связи, устанавливаемой и поддерживаемой посредством кодификации). Понятие знака и его структура. Означающее и означаемое. Значение как функция знака. «Семиотический треугольник» Огдена. Проблема денотации как отсылки к означаемой реальности, понятой как независимое существование (и возможность ограничения понятием десигната). Вопрос о реальности ментальной, виртуальной (воображаемой). Денотация (функция прямого означивания) и коннотация (ассоциативный смысл). Метаязык.

Разновидности и способы классификации знаков (по отношению к себе, к означаемому и к пользователю). Понятие знака-индекса (непосредственная отсылка пользователя к предмету означения), знака-символа (конвенциональный знак) и иконического знака (связь, основанная на сходстве).

Язык и речь как фундаментальное различение (модель и ее использование). Знаковые системы (понятие синтагмы и парадигмы и их метафорическое представление у де Соссюра как колонны и антаблемента). Вопрос о первичном уровне членения синтагмы. Изобразительные эквиваленты слова и предложения. Понятие синтаксиса, семантики и прагматики. Смысл как прагматический (пользовательский) аспект семантики. Смысл как отсылка к жизненной ситуации пользователя (в том числе и к опыту прошлого, зафиксированного в памяти). Понятие дискурса и проблема интерпретации как смыслопорождающей деятельности (а не только расшифровки и восстановления первичного, «вложенного» интендированного значения).

 

Тема 7. Иконический знак и проблема подражания в изобразительном искусстве

 Проблема сходства как проблема воспроизведения (репрезентации) и узнавания. Аспекты сходства.

Проблема знаковости (т.е коммуникативности) визуальных (изобразительных) образов. Понятие иконического знака и его основные аспекты. Присутствие в иконическом знаке некоторых свойств изображаемого предмета. Воспроизведение общей структуры восприятия изображаемого предмета (сходство визуальных стимулов в предмете и в его изображении). Совпадение в иконическом знаке правил (паттерна, кода) узнавания и изобразительного (художественного, исполнительского) воспроизведения. Общая структура иконического знака (схемы перцептуальные, ментальные и изобразительные в их взаимодействии).

Предметная и тематическая изобразительность. Изобразительный мотив (устойчивая изобразительная тема). Иконографические параметры произведения искусства (типология устойчивых изобразительных мотивов). Иконография и стилистика.

Типы изобразительности и виды изобразительного искусства. Разновидности художественного языка (архитектура, пластика, живопись) и критерии различения (способ воспроизведения пространства как первичный формальный признак). Проблема подражания в каждом из них. Проблема «гезамткунстверка» и синэстезии с точки зрения изобразительной конкретности (разные уровни и тсепени предметной изобразительности и детализации).

Изобразительность в архитектуре. Храмовая архитектура как икона. «Экзистенциал» (единичный аспект человеческого существования) как элемент архитектурный изобразительности. Функциональность как аспект изобразительности (назначение сооружения как воспроизведение цели строительства). Пархитектура как воспроизведение поведенческих схем.

Тело и телесность как основная изобразительная тема пластики. Конвенциональные качества скульптурной изобразительности. Тело зрителя как вспомогательный инструмент репрезентации (воспроизведения) пластическогго мотива.

Жанры живописи как изобразительно-тематическая типология. Описательный и повествовательный аспект жанризма. Проблема происхождения жанров из «гезамкунстверка» ренессансной картины. Предметно-сакральный и пространственный символизм частей и элементов картинного изображения как образа храмового пространства.

Проблемы карикатуры как иронической разновидности изображения (искажающая, трансформирующая, анаморфическая изобразительность). Ирония в изображении.

Проблема фотографии, кинематографа и виртуальной (цифровой) образности как проявления «технической воспроизводимости» изображения (и как способа эксплуатации воображения зрителя). Утрата художественной «ауры». Медиальная изобразительность.


Тема 8. Стиль: смысл и границы понятия

 Определение стиля как системы специфических и константных выразительных средств того или иного художественного языка. Таксономический (классификационный) аспект понятия. Его происхождение из античных теорий искусства и литературы (Гораций, Вергилий). Стиль у Витрувия (синоним ордера). Стиль как порядок, структурное единство свойств (т.н. пространственное понятие стиля) и стиль как характерные качества (стиль экспрессии, прояления чего-либо, т.е. временной стиль). Понятие манеры и понятие вкуса и их объединение у Винкельмана. Их различие как индивидуально-характерных признаков творчества отдельного мастера (его «рука») и всеобще-условных норм-предписаний (стиль индивидуальный и стиль социальный). «Два корня» стиля у Вельфлина (стиль как зрительные установки и как набор исполнительских навыков). Стиль как отношение к выразительным средствам и предмету изображения. Стиль и модальность изображения.

Вопрос о происхождении стиля как явления. Происхождение из содержательных уровней искусства (выражение идей). Стиль как качество образца (стиль как типологическая система). Стиль как инструмент (и система правил пользования; стиль как норма). Стиль как описание общих принципов, определяющих исторические изменения. Стиль и мимезис (или средства воспроизведения природных особенностей, или, наоборот, способ освобождения от природных форм через фантазию или культурные конвенции). Стиль как средство обеспечения (поддержания) коммуникации (акцентирование внимания на выразительной стороне сообщения). Стиль и мышление (и мировоззрение).

Стили универсальные (классицизм и натурализм, ренессанс и барокко в понимании Вельфлина; преклассический, классический и постклассический у Франкля). Стиль состояния и стиль становления (Франкль). Понятие исторического стиля как способа описания исторической трансформации (развития или эволюции) художественной формы. Стиль унитарный и состоящий из фаз развития. Метафоры исторической эволюции (развития) как органического процесса (рождение, развитие, зрелость, увядание и т.д.). Стиль ранний, зрелый, поздний. Альтернативыне модели развития стиля (созревание, фиксация, дифференциация, инновация). Трудности органической теории (в области духовной жизни нет прямолинейных и необратимых процессов). Проблематика позднего стиля (не обязательно синтез предыдущего развития, но и его отрицание). Проблема сознательного выбора того или иного стиля (противоречие органическому, т.е. произвольному и неосознанному развитию).

Вопрос единства стиля и способы его объяснения. Психология персональности: единство состояния личности (в данный момент) и единство строения личности как модели для целостного восприятия художественного произведния. Психология восприятия (гештальт-теория): «физиогномическое» единство как наглядное выражение внутреннего характера. Экзистенциальная психология: устойчивость (постоянстов) человеческой ситуации. Аналитика стиля как поиск конечных констант и определенностей психики и истории (процесс конструирование субъектом истории через конструирование себя и наоборот). Стиль, мышление и сознание.

 

Тема 9. Изобразительное искусство как социальное явление

 Изобразительное искусство как продукт социального пространства. Историческое понятие о социальном пространстве: понятие среды. Развитие искусства сквозь призму классовой теории: структура общественных связей (классы, сословия, социальные прослойки, социальные группы) в их взаимодействии и критерии их различения. Компенсаторные интерпретации развития искусства в 20 веке: радикально-марксистские, феминистские, постколониальные.

Теория габитуса в применении к искусству. Межличностная коммуникация и уровни социальной активности индивидуума. Символизм и конвенционализм социальных отношений. Социально-коллективное функционирование искусства. Формы бытования искусства в различных социально-культурных контекстах. Гердер как социальное понятие.

Искусство как действие и творчество как поведение. Практика и прагматика искусства. Искусство и его рецепция. Искусство и формы его использования. Проблема интересов и мотивов в искусстве (их реализация и удовлетворение или конфликт). Художественная деятельность как способ их реализации (в том числе и неосознанный).

Искусство и культура. «Жизненное пространство» художника. Понятие художественной жизни и художественной среды. Формы обучения и организации художественной деятельности (цеха, мастерские, ателье и т.д.). Отношение мастер и ученик. Традиция и преемственность. Искусство как образ жизни (артистизм и эстетизм как культурно-социальные и психологические феномены).

Искусство и аудитория (публика). Заказчики, донаторы, покупатели. Социально-экономические аспекты художественной деятельности. Дилетантизм. Собирательство и коллекционирование. Художественный рынок и его требования. Понятие общественного вкуса (социальные конвенции и ожидания) и взаимодействие с ним индивидуального творчества (приспособление и сопротивление). Гений и общество. Музейная и выставочная деятельность как факторы художественной жизни. Понятие «музеального духа». Понятие академического искусства. Салонное искусство. «Искусство для искусства», элитарное искусство и эстетизм.

Искусство, идеология, политика и пропаганда. Искусство и государство (в их историческом разнообразии и с точки зрения политического строя). Искусство и революция (авангард как форма радикализма и асоциальности, эстетика протеста и провокации). Консерватизм в искусстве. Феномен тоталитарного искусства: формальные, иконографические параметры, вопрос о художественном статусе. Понятие «дегенеративного искусства».

Искусство и структуры повседневного опыта. Низовые и популярные формы искусства. Искусство художников-любителей («наивное искусство»). Искусство и развлечение. Феномен моды. Кич: эстетический и этический статус.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Приоритет отдается технологиям, обеспечивающим возможность непосредственной работы с произведением искусства и его научным текстом, постижения культурного процесса в его цельности. Для наиболее полного усвоения студентами материала курса, а также для стимулирования их дальнейшей самостоятельной работы предлагаются:



Активные и интерактивные формы проведения занятий: во время лекционных занятий по курсу работа происходит в форме «круглого стола» на заданную тему. В процессе обсуждения тем семинара студенты также приобретают навыки ведения публичной дискуссии.

Технологии проектных разработок – для выступления на теоретических занятиях в первом семестре студентам предлагается подготовить презентацию продолжительностью 15 минут на тему, избранную для сообщения на коллоквиуме. Темы сообщений представлены в рабочей программе. Презентация проходит в форме выступления перед аудиторией. Студент должен не только тщательно подготовить текст своего выступления, но и представить визуальный ряд (рисунки, фотографии, карты и т.д.), подготовить раздаточные материалы.

Внеаудиторная работа – подготовка сообщения во втором семестре. Работа с базами данных по изобразительному искусству, литературе, музыке и кино. Проведение самостоятельной выборки и анализа материала для сообщения.

Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 20% аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Вопросы по курсу «История живописи» 

  1. Теория и практика искусства.

  2. Изобразительная активность и критерии художественности. Искусство, не-искусство и антиискусство.

  3. Магическое изображение.

  4. Религиозное искусство и понятие сакрального образа.

  5. Изображение как инструмент воздействия (и его разновидности).

  6. Искусство как экспрессия и проблема «чистого искусства».

  7. Основные значения понятия формы. Краткая история понятия.

  8. Форма, гештальт, структура.

  9. Форма в творческом акте. Понятие художественной («значимой») формы.

  10. Материя, творение и творчество.

  11. Материальность, телесность и предметность в искусстве.

  12. Проблема материала в художественном творчестве (вещественный и содержательный аспекты).

  13. Понятие пространства в античном мышлении.

  14. Перспектива.

  15. Определение и основное содержание понятия времени от античности до Нового времени.

  16. Рациональные и иррациональные аспекты времени.

  17. Основные проблемы времени в пластических искусствах.

  18. Свет: физические и метафизические аспекты.

  19. Символизм света в европейской культуре.

  20. Природа цветоощущения и основные параметры цвета.

  21. Психологические и символическте составляющие цветопереживания.

  22. Свет и цвет в видах изобразительного искусства.

  23. Композиция произведения как организация изображения.

  24. Немиметические уровни изображения.

  25. Пропорции в изображении.

  26. Композицияи и модальность в изображении.

  27. Повествовательные структуры изображения.

  28. Коммуникативная природа значения.

  29. Понятие и строение знака. Референция и денотация.

  30. Предметная и тематическая изобразительность.

  31. Типы изобразительности в различных видах изобразительного искусства.

  32. Произведение искусства как «открытая система». Визуальная поэтика изображения.

  33. Изобразительное искусство как визуальная риторика.

  34. Проблемы иносказания в изобразительном искусстве. Метафора и метонимия.

  35. Символ, аллегория и эмблема в изобразительном искусстве. Изображение как сравнение.

  36. Стиль: содержание и границы понятия.

  37. Развитие представлений о стиле с античности до наших дней.

  38. Происхождение (природа) стиля.

  39. Стиль как характеристика исторического бытия художественной формы.

  40. Стиль и единство сознания.

  41. Искусство и структуры социальных связей.

  42. Художественная деятельность с поведенческой точки зрения.

  43. Практика и прагматика искусства (бытование искусства с точки зрения пользователя).

  44. Жизненное пространство художника и его наполнение.


6.2. Вопросы и задания к практическим занятиям

Темы сообщений «Теоретики искусства и культуры: философы, писатели, художники, психологи»:


  1. Уильям Хогарт.

  2. Генрих Вельфлин.

  3. Карл Густав Юнг.

  4. Аби Варбург.

  5. Джон Рескин.

  6. Роджер Фрай

  7. Вирджиния Вульф

  8. Ричард Коллингвуд.

  9. Теоретики футуризма.

  10. Теоретики авангада.

  11. Михаил Бахтин.

  12. Жан Бодрийяр.

  13. Пьер Бурдьё.

  14. Жак Деррида.

  15. Мишель Фуко.

  16. Ролан Барт.

  17. Юлия Кристева: психоанализ и литература.

  18. Алесей Лосев.

  19. Михаил Лотман.

  20. Умберто Эко.

  21. Образ творчества в литературе: Эмиль Золя.

  22. Образ творчества в литературе: Чак Паланик.

  23. Образ творчества в литературе: Анджела Картер.

  24. Образ творчества в литературе: Дорис Лессинг.


Требования к содержанию сообщения:

  1. Раскрытие темы на основе анализа биографии и произведений избранного автора. Для раскрытия темы следует наметить основные вехи биографии, осветить подробнее ключевые события, подробно проанализировать от одного до трех произведений. Возможности выхода в интернет в компьютерном классе позволяют набрать иллюстративный материал с использованием авторитетных сайтов. Так, если студент работает с произведениями изобразительного искусства, он должен сделать репрезентативную выборку (не менее 20 изображений). Если студент привлекает к анализу музыкальное произведение или кинофильм, достаточно его краткой характеристики и скриншота.

  2. Демонстрация знания творческого наследия исследуемого автора, знакомства с историей его изучения; авторская интерпретация.

  3. Наличие краткого обзора научных работ по данной теме. Знание историко-культурного контекста и исходных установок автора, его целей и задач.

  4. Корректное оформление цитат, ссылок на источники, списка использованной литературы.


6.3. Показатели и критерии оценивания

Балльно-рейтинговая система подразумевает соотношение 60 баллов за работу в семестре к 40 за ответ на зачете, который выносится за пределы семестра.


Соотношение баллов сводится в данной дисциплине к следующим оценкам:


Характеристика работы студента

Баллы

«Отлично»

90-100

«Очень хорошо»

80-89

«Хорошо»

70-79

«Удовлетворительно»

60-69

«Посредственно»

50-59

«Неудовлетворительн» (с возможностью пересдачи)

25-49

«Неудовлетворительн» (без возможности пересдачи)

0-24


7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для занятий необходимо презентационное оборудование. Для самостоятельной работы (подготовки заданий) необходимы компьютеры с выходом в Интернет и текстовыми редакторами.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

8.1. Основная литература

  1. Гуревич, П.С. Эстетика : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 304 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - ISBN 978-5-238-01021-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book

  • Рабочая программа дисциплины
  • МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
  • 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 4.2. Учебно-тематический план курса
  • Наименование тем Контактная работа Самостоятельная работа
  • 4.3. Содержание разделов и тем Тема 1. Теория образа
  • Тема 2. Образ и сенсорное восприятие
  • Тема 3. Материя, вещество и материал в изобразительном искусстве
  • Тема 4. Свет и цвет в изобразительном искусстве
  • Тема 5. Организация и структура художественного произведения
  • Тема 6. Значение и смысл в изобразительном искусстве.
  • Тема 7. Иконический знак и проблема подражания в изобразительном искусстве
  • Тема 8. Стиль: смысл и границы понятия
  • Тема 9. Изобразительное искусство как социальное явление
  • 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Вопросы по курсу «История живописи»
  • 6.2. Вопросы и задания к практическим занятиям Темы сообщений «Теоретики искусства и культуры: философы, писатели, художники, психологи»
  • Требования к содержанию сообщения
  • 6.3. Показатели и критерии оценивания
  • 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 8.1. Основная литература
  • 8.2. Дополнительная литература