Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «История изобразительного искусства»




страница1/6
Дата06.04.2017
Размер1.22 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6

Примерная программа дисциплины «История изобразительного искусства» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070305 (050800) «История и теория хореографического искусства» .


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса.

Знакомство студентов с историей изобразительного искусства и архитектуры на примере последовательного изучения искусства первобытного общества, Древнего Мира, европейского и отечественного искусства. Развитие понимания незаменимой роли искусства в познании мира, формировании сознания, передаче духовного наследия от поколения к поколению. Освоение духовных, нравственных и эстетических доминант эпох, объединяющих творчество разных мастеров. Обогащение внутреннего мира студентов, развитие эстетического вкуса, воображения, творческих и аналитических способностей. Формирование самостоятельности суждений при оценке произведений искусства.




  1. Задачи курса.

Дать базисные теоретические знания по предмету, помогающие раскрыть основные закономерности развития истории искусств. Ознакомить студента: со стилевой эволюцией, основными течениями и направлениями искусства, с творчеством наиболее характерных и выдающихся мастеров на примере произведений архитектуры, живописи и скульптуры (в контексте картины мира каждой эпохи); ведущими музейными коллекциями мира; основными техниками создания живописи, скульптуры, архитектурными конструкциями.

Овладеть навыками художественно-стилистического анализа произведений, искусствоведческой терминологией, особенностями образного языка искусства. Стимулировать выработку у студентов личной позиции в отношении к различным течениям и направлениям. Обучить работе с широким спектром искусствоведческой, справочной литературы и каталогами; основным принципам реферативной работы. Ознакомить студентов с ведущими музейными коллекциями мира.


  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс «История изобразительного искусства» призван, наряду с курсами «Отечественной истории», «Философии», «Эстетики» расширять круг гуманитарных знаний, способствовать подготовке специалистов высокого класса. Для выявления межпредметных связей, курс «История изобразительного искусства» интегрирован со специальными и общепрофессиональными дисциплинами «История хореографического искусства», «История драматического театра», «История костюма», «Основы сценографии», «Источниковедение». Курс является составной частью общей базы для дальнейшей профессиональной деятельности.

В рамках национально-регионального компонента возможно расширение курса или введение спецкурсов, ориентированных на характерные культурологические особенности региона или специфические задачи, например: «История искусств в странах Востока», «История искусств стран Кавказа», «История искусств стран Восточной Европы», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусство народных промыслов», «История художественной критики» и др.
4. Требования к уровню освоения курса.
В результате освоения курса «История изобразительного искусства» студент должен

ЗНАТЬ:


  1. основные закономерности развития истории искусств, стилевую эволюцию,

  2. основные течения и направления изобразительного искусства;

  3. ведущие отечественные и зарубежные музейные коллекции;

  4. основные творческо-биографические данные и наиболее значимые работы крупнейших западноевропейских и отечественных мастеров;

УМЕТЬ:

  1. узнавать произведения искусства, указанные в данной программе (указывать название, автора, эпоху, стиль, технику исполнения);

  2. соотносить произведения изобразительного искусства с картиной мира конкретной эпохи;

  3. владеть базисной искусствоведческой терминологией и основами изобразительного языка;

  4. демонстрировать самостоятельность суждений при оценке явлений произведений изобразительного искусства.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Разделы курса.
Раздел 1. Искусство Древнего мира.

Раздел 2. Искусство античности.

Раздел 3. Зарубежное искусство Средних веков.

Раздел 4. Древнерусское искусство.

Раздел 5. Искусство Возрождения.

Раздел 6. Искусство Западной Европы XVII века.

Раздел 7. Искусство Западной Европы XVIII века.

Раздел 8. Искусство Западной Европы XIX – начала ХХ веков.

Раздел 9. Зарубежное искусство ХХ века.

Раздел 10. Русское искусство XVIII века.

Раздел 11. Русское искусство XIХ века.

Раздел 12. Русское искусство конца XIХ – начала ХХ веков.

Раздел 13. Русское искусство XХ века.

Раздел 14. Проблемы и тенденции в современном отечественном искусстве.
2. Темы и краткое содержание
Введение в историю изобразительного искусства.

Искусство как специфическая форма познания мира, эстетического освоения действительности. Содержание и форма в искусстве, их специфика и взаимосвязь. Влияние искусства на формирование общественного сознания, его ценность и нравственное значение. Творческий процесс и его особенности. Роль мировоззрения в творчестве художника.

Понятие о стиле. Временные и пространственные искусства. Виды изобразительных искусств и архитектуры. Графика. Рисунок как основа всех видов изобразительных искусств. Виды и жанры живописи. Виды и типы скульптуры. Архитектура как вид искусства. Декоративное искусство.
Раздел 1. Искусство Древнего Мира.

Тема 1. Первобытное искусство.


Происхождение первобытного искусства. Связь первобытного искусства с магией, тотемизмом, анимизмом. Особенности первобытного искусства. Синкретический характер первобытной культуры. Периодизация первобытного искусства.

Искусство позднего Палеолита (35-8 тысячелетия до н. э.). Общая характеристика эпохи палеолита, её основные этапы (шательперонский период, ориньяк, солютре, мадлен). Эволюция живописи эпохи позднего палеолита на примере пещер Альтамира, Пеш-Мерль, Фон-де-Гом, Хорнос де ля Пенья, Ласко, Мас де Азиль, Труа Фрер. Скульптура палеолита. Теория А. Д. Столяра о происхождении скульптуры. Рельефы из пещер Тюк Д’Одубер, Ля Мадлен. Палеолитические «венеры» в Костенках (Украина), Виллендорфе (Австрия), Брассемпуи и Лос-Лосели (Франция).

Искусство мезолита (8-6 тысячелетия до н. э.). Наскальная живопись Испании, Северной Африки, Кобыстана (Азербайджан).

Искусство неолита и энеолита (6-3 тысячелетия до н. э.) Исчезновение наскальных росписей (Европа), их замена на петроглифы. Техника их изготовления. Наскальные петроглифы Скандинавии, Белого моря, Онежского озера. Петроглифы Сибири (река Томь, Ангара, Лена, Прибайкалье). Две группы петроглифов: фигуративные изображения и знаки. Изобретение керамики, широкое развитие орнамента. Культура Триполья (3-2 тысячелетия до н. э., энеолит). Характер орнаментики.

Искусство бронзового века (3-2 тысячелетия до н. э.). Возникновение архитектуры. Появление первых крепостей из циклопических глыб камня (Закавказье, Балканский полуостров, Франция). Мегалитическая архитектура бронзового века. Типы мегалитических сооружений: менгиры, дольмены, кромлехи. Культовый характер сооружений. Аллея менгиров во Франции, каменные столбы с бараньими головами в Сибири, каменные «бабы» степной зоны Восточной Европы. Дольмены Крыма и Кавказа. Кромлех Стоунхендж.

Искусство эпохи железа (1 тысячелетие до н. э.). «Скифская культура» (7-2 вв. до н. э.), условность понятия. Городища и типы захоронений скифов. Неаполь Скифский в Крыму. Ведущая роль декоративно-прикладного искусства, широкое развитие торевтики и ювелирного дела. Находки из Чигиринского, Чертомлыкского, Келермесского, Костромского и др. курганов. Скифо-звериный стиль, его характеристика и эволюция.


Тема 2. Искусство Древнего Египта.

Географическая и историческая характеристика Древнего Египта. Ведущая роль религии в духовной и практической жизни египтян. Краткие мифологические сведения. Появление «египтологии» как науки. Периодизация искусства Древнего Египта.

Искусство додинастического периода (конец 5-4 тысячелетий до н.э). Палетка Нармера как итог художественного творчества додинастический эпохи.

Искусство Раннего царства (3000-2800 гг. до н. э.; I - II династии). Появление традиционного вида пирамиды-усыпальницы – мастаба. Мастаба визиря Хемака.

Искусство Древнего царства (2800-2300 гг. до н. э.; III-VI династии). Ведущая роль архитектуры. Заупокойный ансамбль ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара (III династия, около 2800 г. до н. э.), зодчий Имхотеп. Пирамиды Снофру в Медуме и Дашуре (IV династия, 28 в. до н. э.), выработка в них трех основных принципов строительства пирамид. Комплекс пирамид в Гизе фараонов IV династии Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Миккерина (Менкаура) (27 в. до н. э.). Зодчий Хемиун.

Сложение канона в скульптуре Древнего царства. Специфические особенности при изображении фараона. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, фараона Хефрена и Миккерина с богинями, фараона Хафра, царевича Каапера, писца Каи и др. Противоположные по характеру фигурки слуг за домашними работам.

Широкое развитие рельефов и росписей в эпоху Древнего царства, их назначение. Две техники изготовления рельефа, два вида росписей. Сложение канонов в рельефе и росписях Древнего царства. Роспись из гробницы сына фараона Снофру «Гуси на траве», рельефы гробниц вельмож Ти, Аххотепа, Хесира в Саккара.



Искусство Египта в эпоху Среднего царства (2100-1800 гг. до н. э., XI-XII династии). Новый тип погребальных сооружений в архитектуре Среднего царства. Заупокойный комплекс фараона Ментухотепа I в долине Дейр-эль-Бахари. Комплекс Сенурсета I в Лиште. Новые конструктивные решения эпохи. Две основные тенденции в скульптуре, рельефах и росписях Среднего царства. Статуи Ментухотепа I, Сенурсета I, Сенурсета III, Аменемхета III. Стела Хунена; «Танцовщицы» (росписи гробницы Антефокера в Фивах). Росписи Антилопьего нома в Бени-Гасане.

Искусство Нового царства (1600-1100 гг. до н.э., XVIII-XX династии). Искусство XVIII династии. Ведущая роль фиванской архитектуры. Заупокойные царские храмы. Ансамбль царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахари (15 в. до н.э., зодчий Сенмут). Храмы Нового царства. Их архитектурно-стилистические черты. Карнак (зодчие Инени, Сенмут, Аменхотеп, Майя, Хатиаи). Луксор (зодчие Аменхотеп, Гори, Сути). Их значение для развития храмовых комплексов Нового царства.

Амарнское искусство (1370-1352 гг. до н.э.). Религиозные реформы Эхнатона. Храмы Ахетатона. Скульптурная мастерская Тутмеса в Ахетатоне. Бюсты Эхнатона и Нефертити, Меритатон, царицы Тии (матери Эхнатона). Рельефы и росписи амарнского периода. «Обед царской семьи» – рельеф из гробницы Хеви; «Звери и птицы приветствуют солнце», «Оплакивание умершей царевны» – рельефы из царской гробницы. Новые постройки при фараонах ХIХ династии – храм Амона в Карнаке, пилон с колонным портиком и шестью колоссами Рамсеса II в Луксоре. Два храма скального типа (Рамсеса II и его жены царицы Нефертари) в Абу-Симбеле. Роль скульптуры в убранстве храмов. Четыре колосса Рамсеса II на фасаде его храма в Абу-Симбеле. Основные тенденции в рельефах и росписях храмов и дворцов. «Сети I поднимается на колесницу» (рельеф из храма Амона в Карнаке), «Сети и его сын на охоте» (рельеф из храма Сети I в Абидосе), «Ловля рыб и птиц» (гробница жреца Хатиаи), «Поливка сада» (гробница Ипуи), «Молитва под пальмой» (гробница Амоннахта) и др. Влияние амарнского искусства.

Искусство Позднего периода (1100-332 гг. до н.э., XXI-XXXII династии). Отсутствие условий для дальнейшего развития искусства. Некоторое оживление художественной жизни при ХХV – эфиопской (712-663 гг. до н.э.) и ХХVI – саисской (663-525 гг. до н.э.) династиях. Статуя фараона Тахарки; градоначальник Фив Монтуэмхет, золотая маска фараона Шешонка I.



Раздел 2. Искусство античности.

Роль и значение древнегреческого искусства. Географическое положение, регионы влияния. Мифология древних греков. Краткий обзор основных тем и сюжетов древнегреческого искусства. Периодизация древнегреческого искусства.

Тема 1. Искусство Эгейского мира (II тысячелетие – 12 в. до н.э.).


Регионы распространения Эгейской культуры. Расцвет Минойской культуры в 16-15 вв. до н.э. Культурные центры Крита. Архитектура Крита, особенности ее развития. Большой Кносский дворец. Критская живопись: «Собиратель шафрана», «Игры с быками», «Парижанка», «Шагающий принц», грифоны тронного зала. Пластика Крита, ее реалистический характер. Статуэтки богинь со змеями, золотые кубки с рельефами. Достижения критских живописцев и скульпторов. Вазопись Крита: стили «Камарес», «Морской», «Дворцовый».

Развитие центров Эгейской культуры на материке. Расцвет Микенской культуры в 15-13 вв. до н.э. Крепости Тиринфа и Микен. Мегароны, купольные гробницы, крепостные стены. Львиные ворота в Микенах.


Тема 2. Искусство Древней Греции.

Гомеровский период (11-8 вв. до н.э.). Создание поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сложение греческих мифов. Малая сохранность архитектурных и скульптурных произведений. Керамика как ведущий вид искусства. Формы и назначение сосудов. «Геометрический» стиль вазописи. «Дипилонские» вазы.

Архаическое искусство (конец 8-6 вв. до н.э.). Образование греческих полисов. Влияние культур Востока на греческое искусство. Вазопись «ориентализирующего» стиля (конец 8-7 вв. до н.э.), ее художественные центры. Архитектура архаического периода. Сложение классического типа греческого храма. Храм как центр общественной жизни полиса. Ордерная система, ее конструктивный и образный строй. Дорический ордер. Храм Аполлона в Коринфе (6 в. до н.э.). Ионический ордер, его взаимосвязь с архитектурой Востока. Храм Артемиды в Эфесе.

Архаическая скульптура. Образы богов, героев, атлетов в искусстве. Сложение устойчивых типов: куроса (обнаженной мужской фигуры) и коры (одетой женской). Места установки скульптуры, материалы, условная раскраска статуй. «Аполлон», «Коры» Акрополя, стела Аристиона. Связь пластики с архитектурой. Фронтоны Афинского Акрополя.

Чернофигурная вазопись, ее стилистика. Клитий и Эрготим, Эксекий, Андокид. Темы вазовых росписей. Зарождение в конце 6 в. до н.э. краснофигурной техники, ее стилистика. Темы росписей. Танец в греческой вазописи. Мастера Евфроний, Ефтимид, Эпиктет.

Искусство Классики (5-4 вв. до н.э.). Персидские войны. Героический характер эпохи и его отражение в искусстве. Ведущая роль Афин. Панафинейские шествия. Правление Перикла. Расцвет греческой культуры. Скульптура высокой классики. Проблема передачи движения в творчестве Мирона. «Дискобол», «Афина и Марсий». Творчество Фидия. «Афина Промахос», «Афина Парфенос», «Амазонка», «Зевс Олимпийский»; метопы, фронтоны и фризы Афинского Акрополя. Поликлет и его канон. «Дорифор», «Диадумен», «Амазонка».

Архитектурный комплекс Афинского Акрополя как высшая точка греческой классики. Роль Фидия в строительстве. Пропилеи (Мнесикл), храм Ники Аптерос (Калликрат), Парфенон (Иктин и Калликрат), Эрехтейон. Гипподам Милетский. Первые планированные города. Архитектура IV в. до н.э. Коринфский ордер. Общественные сооружения для зрелищ. Сложение греческого театра. Театр в Эпидавре (Поликлет Младший).

Основные тенденции в скульптуре поздней классики. Пафос Скопаса (390-350 гг. до н.э.). «Вакханка», «Афродита» из Элиды, работы над Галикарнасским Мавзолеем. Гедонизм Праксителя (370-340 гг. до н.э.). «Афродита Книдская», «Гермес Олимпийский», «Отдыхающий сатир». Психологизм Лисиппа. Проблема пространства и движения в его творчестве. «Эрот», «Гермес», «Геракл», портреты. Идеализация образа в творчестве Леохара. «Аполлон Бельведерский», «Ганимед», «Софокл».

Искусство эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.). Эллинистические государства. Новая картина мира. Религиозный синкретизм. Основные течения в искусстве эллинизма (героическое и натуралистическое). Новое назначение скульптуры.

Греческое влияние на искусство местных школ. Создание гигантских архитектурно-инженерных произведений. Фаросский маяк в Александрии. Сложение нового типа храма – диптера. Олимпейон. Пергамская школа, ее стилистические черты. Пергамский акрополь, Пергамский алтарь Зевса (скульпторы Дионисиад, Менекреат, Орест). Родосская школа. «Лаокоон» (Пиромах), «Бельведерский торс», «Ника Самофракийская», «Колосс Родосский» (Харес). Эллинистическая терракота – танагрские статуэтки.



Тема 3. Искусство Древнего Рима.

Краткие сведения по истории Древнего Рима. Хронологические рамки древнеримского искусства. Римская мифология.

Искусство Этрусков (VIII-III вв. до н.э.). Теории о происхождении этрусков. Города Этрурии. Религия этрусков и её роль в искусстве. Значение восточной и греческой культуры в развитии этрусского искусства.

Архитектура этрусков. Погребальные сооружения (тумулосы, склепы). Росписи VI-V вв. до н.э. из могил «Быков», «Авгуров». Танцоры из гробниц «Львиц», «Триклиния». Росписи IV- начала II вв. до н.э. из могил «Щитов», «Тифона». Скульптура этрусков. Саркофаги и урны (канопы) с портретами умерших. «Капитолийская волчица». Значение этрусского искусства для развития римского искусства.

Искусство Римской Республики (конец VI в. – конец I в. до н.э.). Влияние этрусского и греческого искусства на римское. Вклад римлян в инженерно-строительное дело. Водопроводы, канализационные сооружения, мосты, дороги. Строительные материалы и конструкции. Витрувий и три принципа римской архитектуры. Форум Романум. Особенности римского скульптурного портрета. «Брут», «Надгробие Вебиев» и др.

Падение республики. Военная диктатура Юлия Цезаря. Портреты Цезаря.


Искусство Римской Империи (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Установление императорской власти. Роль искусства в утверждении императорской власти, обожествление Августа. Статуи Августа, портреты Ливии, Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия. Подражание греческой классике.


Архитектура. Римские архитектурные ордера. Новые конструкции и материалы, новые типы построек. Колизей, базилики. Памятники в честь военных побед. Арки Тита, Константина, Септимия Севера, форум Траяна. Пантеон Аполлодора Дамасского – новый тип купольной постройки. Символика храма.

Дальнейшая эволюция римского скульптурного портрета. Психологизм скульптурного портрета второй половины I в. н.э. Портреты Гальбы, Нерона, семьи Флавиев, частных лиц. Возвращение к типам республиканского портрета при Траяне. Подражание в портретном искусстве греческой пластике классического периода V-IV вв. до н.э. Бюст Траяна, бюст Неизвестного («Саллюстий»). Новый классицизм в искусстве портрета эпохи Адриана. Бюст Адриана, голова Антиноя. Расцвет портретного искусства при Антонинах. Интерес к внутренней жизни персонажей в портретах периода Марка Аврелия. «Сириянка», портрет Люция Вера. Конный памятник Марку Аврелию – единственный конный монумент античности, дошедший до наших дней. Официальная репрезентативность портретов императора Коммода. Основные тенденции в римском скульптурном портрете III-IV вв. Огрубление натуры, утрата аристократизма в портретах «солдатских императоров»: портреты Максимина, Бальбина, Филиппа. Разрыв с реалистическими традициями и вневременность портретов эпохи императора Константина. Голова колосса Константина.

Искусство римских провинций. Фаюмский портрет I-III вв., его назначение, стилистика, техника исполнения. «Портрет пожилого римлянина», «Портрет молодой женщины», «Портрет юноши в золотом венке» и др.

Значение искусства Древнего Рима в дальнейшем развитии европейского искусства.


Раздел 3. Зарубежное искусство Средних веков.
Тема 1. Искусство Западного Средневековья.

Хронологические рамки средневекового искусства, его периодизация. Христианство как основа средневекового искусства, его основные постулаты. Смена картины мира. Особенности западноевропейского средневекового искусства. Архитектурные формы и художественные приемы, заимствованные средневековым искусством из поздней античности.

Раннехристианское искусство (II-V вв.). Первый этап раннехристианского искусства – время гонений (II-III вв.). Фрески катакомб. Символика фресок. Сюжеты фресок и их толкование. «Добрый пастырь», «Оранта» (катакомбы Присциллы в Риме, Ш в.), «История пророка Ионы» (катакомбы Калликста в Риме, III в.).

Второй этап раннехристианского искусства – время признания христианства (IV-V вв.). Архитектура. Базиликальный и центрические типы храмов. Базилики Санта Мария Маджоре, Сан Пьетро, Сан Лоренцо (в Риме). Центрические постройки: мавзолей Санта Констанца, Сан Лоренцо в Милане.

Монументальная живопись. Вытеснение фресок мозаикой. Техника изготовления. Система декора раннехристианского храма, его символика. Мозаики мавзолея Санта Констанца, Галлы Плациди, Санта Мария Маджоре.

Искусство раннего Средневековья. Искусство варварских королевств (VI-VIII вв.). Формирование варварских королевств на территории Европы. Замена языческого мировоззрения христианским. Основание монастырей. Упадок строительной техники. Мавзолей Теодориха в Равенне. Распространение «полихромного» стиля в декоративно-прикладном искусстве. Фибулы из Чезены, короны короля Рецезвинта, королевы Теоделинды. Царство орнамента, его символическое значение. Расцвет книжной миниатюры. Англо-Ирландская миниатюра, ее изобразительные мотивы. «Евангелие из Дурроу», «Евангелие из Эхтернаха». Отсутствие монументальной живописи и скульптуры. Каменные придорожные кресты в Ирландии как предвестники монументальной скульптуры, их стилистика. Кресты из Мууна, Муиердаха.

Искусство Каролингской империи (конец VIII-IX вв.). Идея Римской империи как всемирного государственного устройства и попытка ее осуществления. «Каролингский ренессанс». Резиденции Карла Великого. Подражание античности в архитектуре. Капелла Карла Великого в Аахене (Одо из Меца). Развитие монастырских комплексов. Аббатство Сен-Галлен, ворота монастыря в Лорше. Плохая сохранность монументальной живописи. Старейший ансамбль европейской монументальной живописи – фрески церкви Иоанна Крестителя в Мюстере (Швейцария). Расцвет книжной миниатюры. Многообразие местных школ: школа Годескалька, Дворцовая, Реймская, Турская и др. Художественно-стилистические особенности школ. «Евангелие Годескалька», «Евангелие Эбо», «Библия Вивиена», «Коронационное Евангелие Карла Великого».

Искусство Оттоновской империи (913-1002 гг.). Образование «Священной Римской империи германской нации». Интенсивное строительство монастырских комплексов, их назначение. Каролингское влияние в архитектуре. Саксонская школа архитектуры. Церковь Св. Кириака в Гернроде, Св. Михаила в Гильдесгейме. Скульптура. Распространение бронзолитейных мастерских. Бронзовые двери церкви Св. Михаила из Гильдесгейма.

Романское искусство (ХI - ХII вв.). Общая характеристика романского искусства. Термин «романское» искусство, его условность. Сложение единого европейского стиля. Определяющее значение церкви. Роль паломничества и крестовых походов в культуре и искусстве эпохи.

Архитектура – ведущий вид искусства. Причины подъема архитектуры. Конструктивно-стилистические особенности романской архитектуры. Коробовый и крестовый своды. Типы романских храмов. Замки феодалов, монастыри, города.

Расцвет монументального искусства. Система декорирования храмов. Романская скульптура. Оформление западного портала. Расширение круга сюжетов. Разработка темы добра и зла. Стилистические черты романской скульптуры. Монументальная живопись. Малая сохранность памятников. Техника исполнения, художественно-стилистические особенности. Проблема синтеза живописи, скульптуры и архитектуры в романских храмах.

Декоративно-прикладное искусство. Развитие круглой скульптуры в малых формах. Реликварии, водолеи, навершия.



Искусство Франции. Ведущая роль Франции. Многообразие конструктивных и композиционных решений в архитектуре. Храмы для паломников, их особенности. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. Особенности храмостроения французских провинций Бургундии, Оверни, Прованс, Нормандии, Пуатье. Церковь аббатства Клюни, собор Сен Лазар в Отене, церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне, церковь Сен Трофим в Арле, церковь Сент Трините в Кане, собор Нотр Дам ля Гранд в Пуатье.

Монументальная скульптура Франции. Школы Лангедока, Прованса, Бургундии. Художественно-стилистические особенности школ. Портал церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке, фасад церкви Сен Трофим в Арле, тимпан собора Сен Лазар в Отене (Жизлебер).

Монументальная живопись Франции. Современное состояние романских фресок. Цикл фресок церкви Сен Савен сюр Гартан, их стилистика. Фрески церкви Сен Мартен де Вик. Художественно-стилистические особенности французской миниатюры. Миниатюра «Апокалипсиса» из Сен Савен сюр Гартан.

Искусство Италии. Формирование искусства под влиянием многообразных художественных традиций (античных, византийских, романских). Локальные художественные школы. Средняя Италия. Пизанский комплекс. Гражданская архитектура. Башни знати в Сан Джиминьяно. Венецианская архитектура. Византийское влияние. Собор Св. Марка как вариант крестово-купольного храма.

Готическое искусство. Общая характеристика. Расцвет средневековой культуры. Рост городов. Роль церкви. Термин «готика», его условный характер. Связь готического искусства с городом. Периодизация готики. Хронологические рамки готического искусства в разных европейских странах.

Архитектура – ведущий вид искусства. Планировка города. Новые типы зданий. Светская архитектура. Городские ратуши. Готический собор как символ эпохи, его роль в формировании облика города. Готическая каркасная конструкция. Стрельчатые арки и своды, нервюры, аркбутаны. Устремленность храмов ввысь.

Изобразительное искусство. Ведущая роль скульптуры в изобразительной системе готики. Синтез архитектуры и скульптуры. Система декора храма. Появление круглой пластики. Символичность и аллегоричность изображений. Появление в готической скульптуре новых мотивов. Рост интереса к человеческой личности. Зарождение в скульптуре жанра портрета. Вытеснение фресок витражами. Техника изготовления витража. Роль городских скрипториев в расцвете книжного искусства. Распространение часословов, исторических хроник, светских книг. Обмирщение миниатюры.

Искусство Франции. Ведущая роль Франции в готическом искусстве Европы. Париж – столица европейской культуры. Архитектура. Провинция Иль де Франс – колыбель готики. Характерные четы ранней готики на примере собора Парижской Богоматери (Жан де Шелль, Пьер де Монтро, Пьер де Шелль). Собор в Шартре как пример перехода к зрелой готике. Зрелая готика: Собор в Реймсе (Жан д’Орбэ, Жан де Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси), собор в Амьене (Робер де Люзарш, Тома де Кормон, Рено де Кормон), Сен Шапель (Пьер де Монтро). Пламенеющая готика. Руанский собор. Замки феодалов и крепости. Замок в Руане, в Анжере, замок Куси, Сомюр. Королевские замки Лувр, Бастилия. Монастырь Мон Сен Мишель.

Скульптура. Расцвет монументальной скульптуры. Выработка канона в скульптурном оформлении собора в первой половине XIII века. Основные этапы эволюции готической скульптуры Франции в ХIII - ХIV вв. Скульптура собора Парижской Богоматери, собора в Шартре, Амьене, Реймсе.

Витраж. Расцвет искусства витража в ХIII веке. Шартрская мастерская. Стилистические особенности раннего и позднего витража. Витражи из собора в Шартре, часовни Сен Шапель.

Миниатюра – ведущий жанр живописи. Книжная миниатюра как исторический документ. Псалтирь Людовика Святого. Мастерская Жана Пюсселя. «Белльвилльский Бревиарий». Братья Лимбурги. «Богатейший часослов герцога Беррийского».

Искусство Германии. Позднее развитие готического искусства (конец ХIII - начало ХVI вв.). Влияние французской архитектуры. Стилистические особенности германских соборов. Сплав романских и готических черт в архитектуре. Собор в Кёльне, Фрейбурге, церковь Елизаветы в Марбурге. «Кирпичная готика» Северной Германии. Церковь Марии в Любеке. Гражданская архитектура. Фахверковые конструкции. Замки тевтонского ордена. Замок Мальборк.

Скульптура. Специфический характер декорировки немецких соборов. Разнообразие применяемых в скульптуре материалов. Влияние французской скульптуры. Своеобразие немецкой пластики. Появление светских изображений. Скульптурное убранство соборов в Страсбурге, Бамберге, Наумбурге, Магдебурге. Памятник Оттону I.

Тема 2. Искусство Византии.

Общая характеристика. Образование Восточной Римской империи. Христианство как основа Византийской культуры, Бог как источник красоты. Влияние традиций эллинистического Востока и Рима на византийское искусство. Периодизация византийского искусства. Роль церкви в художественной жизни. Основные типы храмов. Канон и символика византийского храма. Ведущее место живописи в изобразительном искусстве Византии, её разновидности. Общие принципы живописи. Символика цвета, обратная перспектива. Передача времени и пространства. Система росписи храма. Икона – священный образ. Богословие иконы. Литературные источники иконы. Иконографический канон. Причины слабого развития скульптуры.

Собор Св. Софии (Анфилий из Тралл, Исидор из Милета). Мозаика – ведущий вид живописи. Многообразные системы декорировки ранних храмов. Мозаики Сант Апполинарио Нуово, Сан Витале, их стилистика.

Период иконоборчества (VIII-IX вв.). Причины и характер движения. Широкое развитие орнамента. Обширное использование символики.

Искусство эпохи Комнинов (1057-1204 гг.). Икона «Владимирской Богоматери», ее духовное значение для Руси.

Григорий Палама и его новое учение – исихазм. Влияние исихазма на изобразительное искусство. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кархие-Джами). Икона «Троица», «Благовещение», «Пантократор», «Рождество Иоанна Предтечи».

Раздел 4. Древнерусское искусство.

Понятие «древнерусское искусство», его истоки. Языческий характер культуры восточных славян. Христианство как основа древнерусского искусства. Формирование древнерусского искусства в столкновении язычества и христианства, патриархального и феодального укладов жизни. Народные черты древнерусского искусства. Сплав национальных и византийских традиций. Патриотические идеи в искусстве. Периодизация искусства Древней Руси. Значение древнерусского искусства в дальнейшем развитии русской художественной культуры.


Тема 1. Искусство Киевской Руси (Х век - начало ХП вв.).

Объединение восточных славян в единое государство со столицей в Киеве. Выгодное географическое положение. Принятие христианства при князе Владимире (988 г.) и его значение. Письменность и летописные своды. Монументальный характер искусства Киевской Руси.

Архитектура – ведущий вид искусства. Архитектурно-стилистические особенности крестово-купольного типа храма. Техника строительства. Киевская архитектура. Десятинная церковь – первый каменный храм Киевской Руси. Собор Св. Софии в Киеве, его значение для последующего зодчества. Синтез архитектуры и живописи. Новгородская архитектура. Собор Св. Софии в Новгороде. Сходство и различие с киевским храмом. Княжеское строительство. Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер Пётр). Их общие стилистические черты.

Ведущая роль монументальной живописи в изобразительном искусстве Киевской Руси. Системы росписей храмов, их символика. Мозаики и фрески Киевской Софии, их стилистика. Светские сюжеты. Фреска «Константин и Елена» – единственный пример новгородской монументальной живописи ХI века. Техника исполнения, стилистические особенности.

Иконопись. Иконописный канон. Иконография изображений Богородицы. Техника изготовления икон. Иконописец Алимпий. Икона «Владимирской Богоматери» и ее значение для русского искусства. Новгородская икона «Петр и Павел».



Тема 2. Искусство периода феодальной раздробленности (XII – середина XIII вв.).

Распад Киевской Руси на отдельные княжества. Возникновение местных художественных школ: новгородской, владимиро-суздальской, галицко-волынской, полоцкой, смоленской и др. Новые задачи перед архитектурой. Основные части древнерусского города. Кристаллизация к концу эпохи общерусских национальных особенностей искусства.

Искусство Владимиро-Суздальской Руси. Своеобразие художественной школы. Архитектура. Стилистика ранних храмов. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Расцвет искусства земли при Андрее Боголюбском. Укрепление Владимира. Золотые ворота. Характерные архитектурно-стилистические черты храмового зодчества. Романское влияние в декоре соборов. Роль резного декора во владимиро-суздальском зодчестве. Успенский собор, церковь Покрова на Нерли. Дворцовый ансамбль Боголюбово. Перестройка Успенского собора при Всеволоде Большое гнездо. Дмитриевский собор. Связь скульптурного декора с народными промыслами. Сплав народных, языческих и церковных образов.

Искусство Новгорода. Новгород – вечевая республика. Развитие ремёсел и торговли. Суровый и демократический характер искусства. Идеал новгородцев – строгость, сила, простота. Архитектура. Широкое распространение типа небольшого четырехстолпного храма. Храм Спаса на Нередице, Георгиевский собор в Старой Ладоге и др.

Иконопись Новгорода. Киевская традиция, ее стилистические особенности. Иконы «Ангел – златые власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение», «Святой Георгий». Сложение местной школы иконописи, её особенности. Иконы «Иван, Георгий, Власий», «Никола»



Тема 3. Искусство периода татаро-монгольского ига и начала возвышения Москвы (середина ХШ - середина ХV вв.).

Татаро-монгольское нашествие. Северо-Восточная Русь – центр художественной жизни. Оживление торговли и восстановление городов с середины XIV века. Подъем национального самосознания в конце XIV – начале XV века. Объединение русских земель вокруг Москвы. Усиление Московской Руси как центра православия после падения Византии.

Искусство Новгорода. Прекращение каменного строительства до конца ХIII века. Экономический и культурный расцвет Новгорода в XIV веке. Распространение учения исихастов. Роль торговцев и ремесленников. «Кончанские», «уличанские» храмы. Новая техника строительства. Новая стилистика храмов. Церковь Николы на Липне, Федора Стратилата на Ручье, Спаса на Ильине улице.

Монументальная живопись Новгорода. Феофан Грек (30-е годы XIV в. – после 1405 г.). Художественно-стилистические особенности его творчества. Фрески церкви Спаса на Ильине улице. Влияние творчества Феофана Грека на древнерусское искусство. Последователи Феофана в Новгороде. Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью.

Искусство Пскова. Расцвет псковской архитектуры в XIV-XV веках. Близость псковской архитектуры новгородской. Предпосылки для формирования собственного стиля в архитектуре, признаки этого стиля. Орнаментальное оформление псковских храмов. Варианты псковских звонниц. Крепостные сооружения Пскова. Кром, Изборск. Церковь Рождества Богородицы Святогорского монастыря, Церковь Василия на горке, Покрова от Пролома.

Искусство Москвы XIV - первой половины XV века. Возвышение Москвы, превращение её в столицу формирующегося государства. Связь с Византией. Повышенный интерес к искусству Владимиро-Суздальской земли. Сложение классического вида высокого иконостаса.

Иконопись. Работа Феофана Грека в Благовещенском соборе московского Кремля. Икона «Богоматерь Донская». Благовещенский иконостас, его значение.

Творчество Андрея Рублева (60-е гг. XIV в. - ок.1430 г.). Биографические данные. Основные этапы творчества. Духовное, художественное и историческое значение его творчества. Работа над Благовещенским собором вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Росписи в Звенигороде, Успенском соборе во Владимире. «Звенигородский чин». «Троица», ее философский и духовный смысл. Школа Андрея Рублева.


Тема 4. Искусство Русского централизованного государства (вторая половина ХV – ХVI вв.).

Завершение процесса сложения централизованного государства. Москва – культурный, экономический, политический центр страны. Сложение общенациональной культуры. Отражение в искусстве постулата: Москва – «третий Рим». Канонизация иконографии. Новые задачи перед искусством. Постановление Стоглавого собора по вопросам иконописи.

Архитектура. Перестройка московского Кремля, его архитектурный ансамбль. Стилистические особенности основных построек. Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Благовещенский собор, Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата (Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари), Ивановская колокольня (Бон Фрязин). Значение московского Кремля для русского зодчества. Шатровая архитектура. Техника строительства, конструктивные особенности. Появление нового типа храма-памятника. Церковь Вознесения в селе Коломенском, собор Василия Блаженного (Барма и Постник).

Иконопись. Творчество Дионисия (30-40-е годы XV в. – 1503/1508 гг.). Образный и художественный строй его работ, стилистические особенности творчества. Иконы «Спас в силах», «Распятие». Житийные иконы «Митрополит Пётр», «Митрополит Алексей». Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Школа Дионисия.

Иконопись XVI века. Сочетание жанровых, бытовых мотивов со сложными богословскими сюжетами. Иконы-притчи. Икона «Благословенно воинство», «Четырехчастная», «Притча о слепце и хромце», «Житие Бориса и Глеба».
Тема 5. Искусство XVII века.

Историческая характеристика эпохи. Реформы патриарха Никона. Постепенное обмирщение культуры XVII века.

Архитектура. Основные этапы развития архитектуры XVII столетия. Рост храмостроения в провинциальных городах. Многообразие культовых зданий и их региональные черты. Купеческие храмы Ярославля, их стилистика. Церковь Ильи Пророка, храмовый комплекс слободы в Коровниках. Ростов. Резиденция митрополита Ионы. Гражданская архитектура Пскова. Палаты Трубнинского и Паганкина. Архитектурно-стилистические особенности «нарышкинского барокко». Церковь Покрова в Филях. Яков Бухвостов (Церковь Троицы в Троице-Лыкове, церковь Знамения в Дубровицах).

Живопись. Основные тенденции живописи. Оружейная палата и её роль в русском искусстве XVII века. Мастер Оружейной палаты Симон Ушаков (1626-1686). Значение его теоретического труда «Слово к люботщательному иконного писания». Работы Ушакова «Спас Нерукотворный», «Троица», «Древо Государства Российского». Последователи Ушакова. Парсуна. Отличительные особенности фресковой росписи XVII века. Стенопись Ярославля. Фрески Гурия Никитина в церкви Ильи Пророка.

Роль древнерусского искусства для последующего развития отечественного искусства. Мировое значение древнерусского искусства.
Раздел 5. Искусство Возрождения.

  1   2   3   4   5   6

  • Тема 1. Первобытное искусство.
  • Раздел 2. Искусство античности.
  • Тема 1. Искусство Эгейского мира (II тысячелетие – 12 в. до н.э.).