Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «История исторического знания»




Скачать 333.07 Kb.
Дата06.04.2017
Размер333.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований

имени А.В. Полетаева



Программа дисциплины «История исторического знания»
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Автор программы:


И. М. Савельева, ординарный профессор, д.и.н. mailto:isavelieva@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова

Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников
Москва, 2011
Пояснительная записка

Курс раскрывает специфику исторического знания, его эмпирических и теоретических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Концепция курса базируется на фундаментальном двухтомном исследовании Савельевой И.М. и Полетаева А.В. «Знание о прошлом: теория и история» (СПб.: Наука, 2003–2006). Новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что историческое знание рассматривается как одна из форм знаний о прошлом, а именно – научное знание о прошлой социальной реальности. В настоящее время этот тип знания играет доминирующую роль в общей совокупности представлений о прошлом.

В курсе прослеживается процесс становления исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения в XVIII – XIX вв. истории в самостоятельную науку со специфическими методами и направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность исследования: системный подход, историзм и соотнесенность истории с другими формами социогуманитарного знания.

В лекционном курсе подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий, каковыми в данном случае выступают «история» и «прошлое». Анализируется их взаимосвязь в рамках философии познания и феноменологической социологии знания, а также вскрывается соотношение истории с другими формами знаний о прошлом. Описываются типы «исторического пространства» и способы структурирования исторического времени.

История осваивала свой предмет на протяжении тысячелетий. Наша задача состоит в том, чтобы представить «предмет» истории путем выделения компонентов социальной реальности – социальной системы, системы культуры и системы личности. Процесс познания социальной реальности историками осуществлялся не только за счет экспансии, но и методом углубления в уже освоенную тематику. В курсе анализируются новые ракурсы и нетрадиционные подходы к предмету, которые в современной исторической науке прослеживаются повсеместно – от всемирной истории до исторической биографии, от универсальной истории до такого инновационного направления историографии как микроистория.

В отдельном разделе курса анализируются проблемы исторической методологии. Анализ эмпирических и теоретических оснований исторической науки осуществляется в постоянном сопоставлении с другими социальными дисциплинами как по внешним, так и по внутренним параметрам. Несколько занятий посвящены становлению исторического метода XIX–XX вв. В них последовательно рассматриваются основные принципы исторического подхода – историческая критика, каузальность, историзм, интуитивизм и позитивизм, – утвердившиеся в исторической науке к концу XIX в.; метаморфозы «исторического синтеза» вплоть до структурной истории второй половины XX в. и современная историческая наука с характерными для нее моделями междисциплинарного взаимодействия. Магистранты знакомятся с различными направлениями историографии, со становлением науковедческого значения такого понятия как «история исторической науки» – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории.

В заключительном разделе курса обсуждаются проблемы отношений историков и общества в широком смысле, начиная с вопроса о социальных функциях истории и вплоть до философских и политических оснований презентизма в историографии. Анализируются проблемы «истории современности» и «историзации настоящего».

Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные труды по истории, большая часть из которых входит в корпус «исторической классики». Концепция магистратуры «История знания в сравнительной перспективе» предусматривает углубленное изучение классики исторической науки и в рамках «Исследовательского семинара».


1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «История исторического знания» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история».


2. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса «История исторического знания» –знакомство студентов с теорией исторического знания как формой специализированного научного знания, принципами анализа исторического знания с позиций современной методологии истории, социологии знания, аналитической философии истории. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами исторической науки; приобретут навыки историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли, ознакомятся с принципами научной этики исторического труда.

Конкретными целями изучения дисциплины являются:

Знакомство студентов с понятиями «история», «прошлое», «историческое событие», «историческое пространство», «знание», «социальные представления», «социальная реальность», «историческая истина», их значениями и смыслами в различные периоды.

Формирование у студентов общих представлений о траекториях развития исторического знания, о взаимосвязи с иными видами знания (наука, искусство, идеология, философия, религия, право и др.).

Знакомство студентов с основными направлениями исторической науки в Новое и Новейшее время, выделяемых на основе разных критериев: по предмету исследования, идеологическим направлениям, философским концепциям, национальным школам.

Формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:


  1. многообразие смыслов и значений понятия «история» и их эволюцию;

  2. современное значение и содержание истории в значении знания;

  3. особенности образов прошлого в разных формах знания;

  4. специфику исторического времени;

  5. эмпирические и теоретические основания исторической науки;

  6. современные трактовки функций исторического знания;

  7. пространственные и темпоральные характеристики историописания;

  8. исторические методы конструирования прошлого и образы, в которых оно представлено в разных направлениях историографии.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции



Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает определение понятиям «история», «знание», «прошлое», «историческое пространство», «социальная реальность», «историческое событие», знает специфику историографии как вида знания, использует профессиональные навыки анализа исторических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение типов исторического знания и историографических направлений, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, проводит самостоятельное исследование.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.

Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом исторической литературы разных эпох и направлений.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать общую социологию, историю религии, историю искусства, историю философии на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • понимать язык литературы по проблемам исторической науки;

  • знать как минимум один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения исторической литературы;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «Философия истории», «Структуры научного текста», «Политика знания в XIX-XX вв.», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «История научной коммуникации и средств трансляции знания в России», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.



5. Тематический план учебной дисциплины


Название раздела

Лекции

Семинарские занятия

1. Введение в предмет. Основные понятия, связанные с историей исторического знания: «знание», «реальность», «прошлое».

2

2

2. Основные значения слова «история»; их формирование в эпоху античности и эволюция. История в значениях «текст», «реальность», «знание» в разные исторические эпохи.

4

6

3. Образы и структуры исторического времени. Эволюция представлений о «прошлом» и его роли в темпоральной картине социального мира.

История как наука о прошлом.



2

4

4. История как знание о социальном мире. Процесс выделения социального мира в качестве объекта исторического знания. Основные подсистемы и элементы прошлой социальной реальности в историографии. Фрагментация современной исторической науки. История в системе социальных наук.

2

4

5. «История с географией». Историческое пространство как взаимодействие социального пространства с географическим применительно к прошлому. Структура исторического пространства: от всемирной до локальной истории.

2

2

6. Эмпирические и теоретические основы исторической науки

Профессиональная специализация истории, ее выделение в качестве самостоятельной научной дисциплины. Основные этапы развития представлений об эмпирических основаниях исторического знания. Становление исторического метода



2

4

7. Романтическая и аналитическая историография. Историческое воображение и «исторический реализм». Позитивистская история: контекстуальное объяснение, использование «универсальных законов», динамические и стационарные модели, макро- и микротеории.

2

2

8. «Уроки истории». Когнитивные и социальные функции исторической науки. Презентизм и прагматическая историография.

Проблемы исторического образования.



2

2




  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Контрольные работы,
реферат




КИИиМИН

письменно, до 5 тыс. слов,
до 20.000 слов.

Итоговый

Зачет




КИИиМИН

устно



    1. Критерии оценки знаний, навыков

При выполнении контрольных работ студенты должны продемонстрировать знание разных типов исторических текстов и владение навыками историографического анализа.


При написании реферата студенты должны продемонстрировать знание источников и научной литературы, владение навыками работы с научной литературой и источниками, критический подход к эпистемологическим проблемам историграфии.
При сдаче устного зачета студенты должны продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов анализа исторической литературы, используемых в историографии, особенности исторической мысли в различные эпохи прошлого, понимание взаимосвязи истории с другими формами знания, их специфический характер и значение для историко-культурных исследований, а также знание основных работ отечественных и зарубежных историков.
7. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение

Основные вопросы:

– Что такое история?

– Наука ли история? Чем история отличается от других общественных дисциплин?

– Почему история все время переписывается?

– Чем исторический метод отличается от философии истории?

– Почему содержание исторической науки так волнует власть и общественность?



Основные понятия: «знание», «социальная реальность», и «прошлое».

«Социальная реальность»: эволюция представлений о структуре картины мира. Формирование понятия «реальность». Дифференциация трех систем реальности. Система личности: психология и действия. Социальная система: институты и роли. Система культуры и ее элементы.

«Знание»: История понятия и современные научные представления. Проблема классификации знаний: исторический очерк. Становление социологии знания. Дифференциация научного знания: науки о природе и науки об обществе. Основные типы знания о социальной реальности.

«Прошлое». Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое.
Литература к разделу:

Введение

Основная

Лукиан. Как следует писать историю // Лукиан. Избр. проза / Пер. с древнегреч. М.: Наука, 1991.

http://annals.xlegio.ru/ant_lit/lukian/history.htm

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд / Пер. с фр. М.: Наука, 1986 [1942/1949]

http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt
Основные понятия: «социальная реальность», «знание» и «прошлое»

Основная

Вебер М. Основные социологические понятия (из первой главы книги «Хозяйство и общество) [1921] // Вебер М. Избр. произв / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [1966] // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94–122.

Раздел 2. Основные значения слова «история». История в значениях «текст», «реальность», «знание» в разные исторические эпохи. Первичная концептуализация истории как науки о прошлой социальной реальности («науки о природе» и «исторические науки о культуре»). Современные трактовки исторического знания в методологии истории, аналитической философии истории, социологии знания и семиотике.
Литература к разделу:

Основная (по выбору студентов)

Геродот. История / Пер. с древнегреч. М.: Ладомир, 1993. http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml

http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml



Фукидид. История / Пер. с древнегреч. СПб.: Наука; Ювента, 1999.

http://hronologia.narod.ru/fukidid.html

Дарет Фригийский. История о разрушении Трои = Daretis Phrygii De excidio Troiae historia / Русский перевод, комментарий, вступительная статья, составление А.Б. Захаровой; Гекзаметрические переводы Д. О. Торшилова. СПб.: Алетейя, 1997. С. 7—73.
OCR Halgar Fenrirsson

Ордерик Виталий. Церковная история (historia ecclesiastica)

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Orderic/text.phtml?id=1043

Дополнительная

Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянских культур, 2002.
Раздел 3. Образы и структуры исторического времени. Эволюция представлений о «прошлом» и его роли в темпоральной картине социального мира. История как наука о прошлом.

Структуры исторического времени. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе. Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Интерпретация социальных целостностей (обществ, культур, цивилизаций, общественно-экономических формаций) как структур в статике и динамике. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности.


Литература к разделу:

Основная

Августин. Исповедь / Пер. с лат. М.: Ренессанс, 1991. Кн. 11. http://www.philosophy.ru/library/august/01/11.html

Зиммель Г. Проблема исторического времени [1917] // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 517–529.

Ле Гофф Ж. Средневековье: Время церкви и время купца [1960] // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье / Пер. с фр. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 [1977]. С. 36–48.
Дополнительная

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [1958] // Кон И. С. (ред.). Философия и методология истории: Сборник переводов. М.: Прогресс, 1977. С. 115–142.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Brod/index.php

Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 153–173.

http://igiti.hse.ru/data/065/314/1234/2_3_1Ladu.pdf
Раздел 4. История как знание о социальном мире. Процесс выделения социального мира в качестве объекта исторического знания. Основные подсистемы и элементы прошлой социальной реальности в историографии. Понятия государства и общества. Политическая система: всемирная и национально-государственная история. Экономическая система и экономическая история. Новая социальная история. Интерпретация культуры в историографии Нового времени. История символических систем и изучение культурного контекста. Социально-антропологическая трактовка культуры в исторических трудах. История ментальности. Человек как субъект деятельности и объект исторического анализа. Фрагментация современной исторической науки.
Литература к разделу:

Основная

Бойцов М. А. Папский зонтик, бог Гелиос и судьбы России // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории - 2004. Вып. 6. М., 2005. С. 99–154.

Калверт К. Дети в доме: Материальная культура раннего детства в XVII–XIX веках. М.: НЛО, 2009. Предисловие, гл. 1.

Каменский А. Б. Подданство, лояльность, патриотизм в имперском дискурсе России XVIII в.: Исследовательские проблемы // Гуманитарные исследования (ИГИТИ ГУ–ВШЭ). 2007. Вып. 4 (30). 48 с.

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа. (Людовик Святой) [Введение к книге «Людовик Святой»] // Казус. 1999. М.: РГГУ, 1999. Вып. 2. С. 101–117.

Дополнительная

Мир и война: Культурные контексты социальной агрессии / Ермаченко И. О., Репина Л. П. (ред.). М.: ИВИ РАН, 2005. 266 с.



Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница. М.: Ладомир, 1997.

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2002. 

Успенский Б.Ф. Царь и патриарх. Харизма власти в России. (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
Раздел 5. «История с географией». Взаимовлияние социальной системы и природного мира. Роль географического фактора в истории. Структура исторического пространства: от истории мира до истории улицы. Конструирование пространства в исторических исследованиях, символическое пространство и ментальные карты. «Места памяти».

Глобализация и глобальная история в XXI в.


Литература к разделу:

Основная

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 1: Роль среды / Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002 [1949]. Введение, Гл. I.

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Гл. 3. Воображая Восточную Европу: литература, фантазия и вымышленные путешествия.

http://enlightment2005.narod.ru/science/eur2.pdf

Дополнительная

Шенк Ф. Б. Ментальные карты: Конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. 2001. № 6 (52). С. 42–61.

Шлегель К. Берлин, Восточный вокзал. Русская эмиграция в Германии между двумя войнами (1918-1945). Москва: Новое литературное обозрение, 2004. Гл. 1.
Раздел 6. Эмпирические и теоретические основания исторической науки. Профессиональная специализация истории, ее выделение в качестве самостоятельной научной дисциплины. Основные этапы развития представлений об эмпирических основаниях исторического знания. Разнообразие подходов к анализу текстов с точки зрения теории информационных систем.

Становление исторического метода. Леопольд фон Ранке и «немецкая историческая школа». Метаморфозы «исторического синтеза»: от А. Берра к структурной истории второй половины XX в. Школа Анналов. Эволюция представлений о специфике теоретизирования в исторических исследованиях и современные дискуссии.


Литература к разделу:

Основная

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Пер. с итал. А. А. Губера. М.; Киев, 1994.

Дройзен И. Г. Историка / Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. М.: Алетейя, 2001. Т. 1.

Дополнительная

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] // Кон И. С. (ред.). Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. 37–71.

Савельева И. М., Полетаев А. В. «Возведение истории в ранг науки» (к юбилею Иоганна Густава Дройзена) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2008. Вып. 25/1. С. 26–54.

Bietenholz P. Historia and Fabula: Myths and Legends in Historical Thought from Antiquity to the Modern Age. Leiden; New York; Köln, 1994.

The Uses of History in Early Modern England / Ed. P. Kewes. San Marino, 2006.



Shapiro B. J. A Culture of Fact: England, 1550-1720. Ithaca; L., 2003.
Раздел 7. Романтическая и аналитическая историография. Принципы романтической историографии и основные линии трансформации. Наследие романтиков. Историческое воображение и «исторический реализм». Место истории в позитивистской парадигме. Позитивистская история: контекстуальное объяснение, использование «универсальных законов», динамические и стационарные модели, макро- и микротеории. Новая научная история ХХ в. Использование методологического аппарата социальных и гуманитарных наук: достижения и сложности. Историографические «повороты»: новая модель отношений с социальными науками. Возникновение новых исторических субдисциплин, появление нового корпуса классиков, актуальная методологическая рефлексия.
Литература к разделу:

Основная

Мишле Ж. Кордельеры и Дантон. / Пер. Т. А. Быкова, ред., авт. предисл. О. А. Добиаш-Рождественская. Пг.: Всемирная литература, 1920. http://pylippel.newmail.ru/guests/michelet_danton.html#0.

Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. // WP6/2005/05. М: ГУ ВШЭ, 2005. 44 с.

http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_2005_05.pdf

Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? [1971] // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 177–192; см. тж. Ле Гофф 2001б [1985], с. 403–424.

Дополнительная

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XV в. / Пер. с итал. М.: РОССПЭН, 2000 [1976].

Савельева И. М., Полетаев А. В. История в пространстве социальных наук // Новая и новейшая история. Ноябрь-декабрь 2007. № 6. С. 3–15.

Hinde J. Jacob Burckhardt and the Crisis of Modernity. McGill-Queen’s University Press, 2000.

Mitzman A. Michelet and Social Romanticism: Religion, Revolution, Nature // Journal of the History of Ideas. Vol. 57. No. 4. 1996. P. 659–682.
Раздел 8. Уроки истории. «Учительница жизни» и «свет истины»: классические представления о пользе истории и их эволюция. Когнитивные и социальные функции истории. Концептуализация роли исторического знания на уровне современной социальной теории. Поддержание образцов, легитимация, идентификация, открытие Другого и «историческая память».

О пользе и вреде презентизма в историографии. Прагматическая историография: национализация прошлого и партийность истории. Политика исторической памяти.


Литература к разделу:

Основная

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории / Пер. англ. М.: Наука, 1978 [1752].

Савельева И. М., Полетаев А. В. Прагматика истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 10. М.: УРСС, 2003. С. 7–35.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986].

Дополнительная

Историки читают учебники истории / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 2002.

Мифы и мифология в современной России / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 2000.

Национальные истории в советском и постсоветском государстве / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 1999.

Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 2002.
8. Образовательные технологии

Данный курс состоит из лекций и семинарских занятий. Семинары строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссии по отдельным вопросам, или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными работами, которые затем обсуждаются. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной для них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, выполняют задания по анализу текстов, проводят небольшие самостоятельные исследования.



8.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Раздел 1. Введение в предмет

Как в современной историографии определяется место истории в системе научного знания?

Основные понятия: «социальная реальность», «знание» и «прошлое»

В чем состоят отличия между природной, трансцендентной и социальной реальностью?

Какую роль выполняет язык в системе культуры?

Как историк использует два образа времени?

Чем обусловлены различия в восприятии прошлого и настоящего?
Раздел 2. Значения и смыслы «истории»

В чем состоял смысл «истории в значении текста» в античности?

Когда появляется значение истории как реальности в смысле «бытие человечества во времени»?

Каково соотношение истории и хроники в Средние века?

В чем заключались радикальное изменения представлений об истории в раннее Новое время?
Раздел 3. Образы и структуры исторического времени.

Когда начали формироваться темпоральные представления?

Каковы причины возникновения чувства прошлого в начале Нового времени?

Что такое «историческое событие»?

Назовите отличия между французской и немецкой школами структурной истории.

Назовите основные переходные периоды в развитии европейского общества.

Ф. Бродель и Э. Ле Руа Ладюри о структурах исторического времени.
Раздел 4. История как знание о социальном мире

История в системе гуманитарных и социальных наук. Проблема междисциплинарности в истории.

В чем состоял переворот в трактовке исторического знания в конце XIX в.?

Когда в общественных науках появились понятия «государство» и «общество»?

Как историки использовали достижения культурной антропологии?

В каком направлении историографии воплотился социологический подход к знанию?

Назовите основные подходы к изучению индивида в историографии XX в.
Раздел 5. «История с географией»

Чем отличается географическое пространство от исторического?

В чем причина успеха локальной истории сегодня?

Основные характеристики современной всемирной истории.

Какова суть обновления национальной историографии?
Раздел 6. Эмпирические и теоретические основы исторической науки

Назовите основные способы классификации источников

В чем состоял переход историка «от источника к информации»?

Что такое «критика источников»?

В чем значение «Историки» Й. Г. Дройзена?
Раздел 7. Романтическая и аналитическая историография.

Чем романтическая историография отличается от исторического романа?

Понятия «закономерность» и «случайность».

Чем отличается история от исторической социологии?

Основные этапы формирования «исторического синтеза».

Что такое «историографические повороты»?


Раздел 8. Функции истории

Почему историки были столь влиятельны в XIX веке?

В чем состоит сущность презентизма?

Как соотносятся исторические ошибки и «уроки истории»?

Объясните, каким образом прошлое служит способом идентификации.

В чем влияние политических интересов на тематику исторических сочинений?

Историческая наука и учебник истории. Почему прошлое интересно само по себе?
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.
9.1. Задания для контрольной работы

1. Проанализировать предложенные фрагменты текстов. Определить, какой тип исторического знания или направление историографии в них отражено. Аргументировать свою точку зрения.



2. Проанализировать предложенные фрагменты текстов. Описать исследовательские приемы, которыми пользуются авторы. Аргументировать свою точку зрения.
9.2. Перечень вопросов к зачету по всему курсу:


  1. Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в античности.

  2. Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в Средние века.

  3. Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в Новое время.

  4. Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в ХХ веке.

  5. Основные характеристики социального времени.

  6. Время как категория исторического анализа: прошлое как Другое.

  7. Типы реальностей и подсистемы социальной реальности.

  8. Статус виртуальных реальностей в современной культуре.

  9. Социология знания: основные принципы.

  10. История и социальные науки: сходство и отличия.

  11. Предмет истории в разные эпохи.

  12. Подсистемы социальной реальности и фрагментация современной историографии.

  13. Символические системы как объект исторических исследований.

  14. Индивид, персона, личность в историческом исследовании.

  15. Классическая и современная историческая биография.

  16. Географическое, социальное и историческое пространство.

  17. Основные типы историографии в рамках пространственного подхода.

  18. Ключевые события в разных формах знания о прошлом.

  19. Структурная история и структурно-функциональный подход.

  20. Историко-культурные эпохи.

  21. Всеобщая история и тотальная история.

  22. Античные методы историописания.

  23. Средневековые методы историописания.

  24. Подходы к анализу исторических источников: критика и герменевтика.

  25. Причинно-следственный подход в историографии.

  26. Становление исторического метода. «Историка» Й. Г. Дройзена.

  27. Теория и история: современные дискуссии.

  28. Познавательная функция истории.

  29. Роль исторического знания с точки зрения современной социальной теории.

  30. Исторический роман и историческое исследование.

  31. Национализм и национальная история.

  32. Идеология и политическая история.

  33. История женщин и женская история.

  34. Анализ и синтез в историческом исследовании.

  35. Школа «Анналов».

  36. Историографические повороты.

  37. Взаимовлияние разных форм знания о прошлом.

  38. Образ прошлого в архаичной картине мира.

  39. Периодизация истории в христианских учениях.

  40. Философия истории: основные системы.

  41. Циклические и стадиальные модели в историографии.

  42. Прошлое как фактор национальной и партийной идентификации.

  43. Идеологические системы и партийная история.

  44. Политика памяти.

  45. Историк и общество в современном мире.

9.3. Примерный список тем рефератов
1. Темпоральная картина мира в греческой мифологии.

2. Геродот и логографы: проблема «начала» истории.

3. Смыслы и значения античной истории.

4. Как следует писать историю: взгляд из античности.

5. Особенности средневековой историографии (на примере исторического сочинения).

6. История и филология: реальность и тексты.

7. Историография и критика текста в эпоху Возрождения.

8. Политическая прагматика, этика и риторика в гуманистической историографии.

9.  «Возведение истории в ранг науки».

10.  «Метод легкого познания истории» Бодена.

11. Хронология и проекты «математизированной истории» в раннее Новое время (Скалигер, Ньютон, Боден, Бюде).

12. Английская антикварная историография и рождение национальной истории.

13. История vs картезианская геометрия в "Новой науке" Дж. Вико.

14. Проекты рациональной истории в раннее Новое время.

15. "Философская история" Вольтера и историографический метод Д. Юма.

16. Категория «исторического факта» от Дж. Толанда до Л. Ранке.

17. Жюль Мишле и романтическая историография во Франции.

18. Проблема эпистемологического статуса исторического знания: от Д. Юма до неокантианцев.

19.  «Историка» И. Дройзена в свете современной методологии истории.

20. Методология истории у Р. Коллингвуда.

21. "Urtext", "Urkunden" и "Akten": концепция исторической достоверности в
позитивистской историографии.

22. Проблема власти в политической истории.

23. «Первобытное мышление» Л. Леви-Брюля и рождение «истории ментальности».

24.  История частной жизни в современной историографии.

25.  «Женская история» как способ конструирования прошлого.

26.  История детства.

27.  История университета.

28.  Анализ коллективных представлений у Э. Ле Руа Ладюри в книге «Монтайю, окситанская деревня (1294–1324)».

29.  Биографии «незамечательных» людей в современной историографии.

30.  Праздники, карнавалы и церемонии глазами историков.

31.  «Людовик Святой» Ж. Ле Гоффа как пример тотальной истории.

32.  История географических карт и границ.

33.  Исторические топосы: город.

34.  «Исторические события» в России XX века и их массовое восприятие.

35.  Существуют ли «уроки истории»?

36.  Функции исторического знания на примере школьного учебника истории.

37.  Схема русской истории в школьных учебниках.

38.  Проблема национальной идентификации в российской историографии конца XX в.

39.  "Фрагментация истории": структура исторической науки в конце XX века.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Итоговой формой контроля является зачет. Зачет состоит из устного собеседования и предшествующей ему письменной работы по одной из тем (их рекомендательный список прилагается).

Письменная работа должна представлять собой небольшое самостоятельное научное исследование объемом не менее 20000 знаков, снабженное библиографией. Помимо предложенных тем, письменная работа, по согласованию с преподавателем, может быть посвящена теме, выбранной студентом, но соответствующей содержанию курса. Написание реферата предполагает активное использование студентами рекомендованных источников и литературы, как обязательной, так и дополнительной.

Устное собеседование проходит по билетам, включающим по два вопроса. Приведенный ниже список вопросов к зачету опирается на прочитанный курс лекций и предполагает активное использование студентами литературы, освоенной в ходе семинарских занятий.

Промежуточной формой контроля является контрольная работа (40 мин.) по одной из тем курса, объявленной заранее. Кроме того, студенты по желанию могут сделать доклад по теме своего реферата. Оценка за доклад учитывается при выведении итоговой оценки.

Итоговая оценка складывается из следующих компонентов

30% – активность на семинарских занятиях, чтение литературы к семинару

40% – реферат

30% – устный зачет
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовый учебник



Савельева И. М., Полетаев А. В..Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008. 523 с.

11.2. Основная литература



Литература ко всему курсу (т.е. содержащая фрагменты, хронологически или тематически связанные с отдельными разделами курса, или методологически релевантные в связи со всей проблематикой)
Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

Барг М. А.Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.

Бентли Дж. Образы всемирной истории в научных исследованиях ХХ века // Время мира. 1998. Вып. 1. С. 27-66.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд.: пер. с фр. М.: Наука, 1986 [1949].

Боден Ж. Метод легкого познания истории (фрагмент) [1566]: пер. с лат. // Диалог со временем. 2000. Вып. 2. С. 198-206.

Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии: Пер. с англ. СПб.: Павленков, 1895 [1857–1861].

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1986–1992 [1979].

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и история: пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994 [1986].

Бурстин Д. Американцы. В 3 т. Т. 1: Колониальный опыт [1958]. Т. 2: Национальный опыт [1972]. Т. 3: Демократический опыт [1973]: пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Пер. с итал. А. А. Губера. М.; Киев, 1994.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянских культур, 2002.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977 [1784–1791].

Геродот. История в 9-и кн.: пер. с древнегреч. М.: Ладомир, 1993.

Гизо Ф. П. Г. История цивилизации в Европе: пер. с фр. Спб.: Павленков, 1905 [1825].

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984 [1972].

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] // Философия и методология истории / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977. С. 37–71.

Дройзен И. Г. Историка: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе: пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 2000 [1978].

Евсевий Памфил. Церковная история: пер. с древнегреч. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. URL: http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html

Зиммель Г. Проблема исторического времени [1917] // Зиммель Г. Избранное. В 2 т.: пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 517–529.

Иванова Ю. В., Соколов П. В. Основные направления политической мысли и историографии Чинквеченто после Макьявелли и Гвиччардини. WP6/2009/08. М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т.: пер. с древнегреч. М.: Наука, 1994.

Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). СПб., 1913.

Карлейль Т. Французская революция. История: пер. с англ. М.: Мысль, 1991 [1837].

Козеллек Р. Случайность как последнее прибежище в историографии [1979] // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 171–184.

Кокка Ю. Социальная история: между структурной и эмпирической историей [1986] // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 174–189.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории [1946] // Он же. Идея истории. Автобиография: пер. с англ. М.: Наука, 1980.

Кроче Б. Теория и история историографии: пер. с ит. М.: Языки русской культуры, 1998 [1917].

Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории: пер. с фр. СПб.: 1899 [1898].

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века: пер. с фр. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997 [1957].

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа. (Людовик Святой) [Введение к книге «Людовик Святой»] // Казус. 1999. М.: РГГУ, 1999. Вып. 2. С. 101-117.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. Москва: Прогресс–Академия, 1992 [1964].

Лукиан. Как следует писать историю // Он же. Собр. соч. В 2 т. М.; Л., 1935; Избр. М., 1987; Избр. проза. М., 1991.

Луций Анней Флор. Две книги римских войн: пер. с лат. // Малые римские историки / Сост. А. И. Немировский. М.: Ладомир, 1996. С. 99–191.

Макиавелли Н. История Флоренции: пер. с ит. Л.:. Наука, Ленингр. отд., 1973 [1532 (1520–1525)].

Медик Х. Микроистория [1994] // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 193–202.

Миронов Б. Н. История в цифрах. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1991.

Мишле Ж. Кордельеры и Дантон. / Пер. Т. А. Быкова, ред., авт. предисл. О. А. Добиаш-Рождественская. Пг.: Всемирная литература, 1920. URL: http://pylippel.newmail.ru/guests/michelet_danton.html#0.

Нора П. и др. Франция–память: пер. с фр. СПб.: Изд-во СПб университета, 1999.

Павел Орозий. История против язычников: пер. с лат. В 2-х т. СПб.: Алетейя, 2001.

Про А. Двенадцать уроков по истории. Пер. с фр. М.: РГГУ, 2000 [1996].

Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.

Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: Римская историография конца III-I в. до н. э. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005.

Сократ Схоластик. Церковная история: пер. с лат. М.: РОССПЭН, 1996.
http://www.krotov.org/acts/04/socrat/socr00.html

Тюрго А. Р. Ж. Рассуждения о всеобщей истории [1750] // Он же. Избр. философские произв.: пер. с фр. М.: Гос. соц. -эк. изд-во, 1937. С. 77–142.

Февр Л. Бои за историю: пер. с фр. М.: Наука, 1991.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986].

Хейзинга Й. Осень Средневековья: пер. с голл. М.: Наука, 1988 [1963; 11919].

Шоню П. Экономическая история: проблемы и перспективы [1974] // THESIS, 1993. Вып. 1. С. 137–151.

Эриксон Э. Г. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование: пер. с англ. М.: Медиум, 1995 [1958].

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. М.: Алетейя, 2001. Т. 1.

Ординарный профессор



И. М. Савельева







  • Программа дисциплины «История исторического знания»
  • 1. Область применения и нормативные ссылки
  • 2. Цели освоения дисциплины
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
  • 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5. Тематический план учебной дисциплины
  • Формы контроля знаний студентов.
  • Контрольные работы, реферат
  • Критерии оценки знаний, навыков
  • 7. Содержание дисциплины Раздел 1.
  • 8. Образовательные технологии
  • 8.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Раздел 1.
  • 9.1. Задания для контрольной работы
  • 9.3. Примерный список тем рефератов
  • 10. Порядок формирования оценок по дисциплине.
  • 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины