Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины "История эпохи Возрождения" для преподавателя Редакция №1 от 13. 09. 2013 учебно-методический комплекс дисциплины "История эпохи Возрождения" для специальности 5B020300




Скачать 162.07 Kb.
Дата28.04.2017
Размер162.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА г.СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-16-02.1.45 /01-2013



УМКД

Программа дисциплины


"История эпохи Возрождения"


для преподавателя

Редакция № 1

от 13.09.2013




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

"История эпохи Возрождения"


для специальности 5B020300 «История»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Семей

2013

Предисловие



  1. РАЗРАБОТАНО

Составитель _____________ «__» ________ 2013 г. А.П. Коновалов, кандидат исторических наук, и.о. профессора кафедры «История»

2 ОБСУЖДЕНО

2.1. На заседании кафедры «История»

Протокол от «03» сентября 2012 года, №
Заведующая кафедрой _____________ Н.А. Мухаметжанова
2.2. На заседании учебно-методического бюро факультета ГЮФ

Протокол от 05 сентября 2012 года, №


Председатель _____________

3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от 13 сентября 2012 года, №
Председатель УМС ________________________

4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Содержание


1. Область применения

4

2. Нормативные ссылки

4

3. Общие положения

4

4. Содержание учебной дисциплины (модуля)

6

5. Перечень тем для самостоятельной работы студентов

7

6. Учебно-методическая карта по дисциплине

7

7. Карта обеспеченности учебно-методической литературой

8

8. Литература

9


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине "История эпохи Возрождения" предназначен для студентов исторических специальностей университета. Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, политикой курса, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. Учебно-методический комплекс является основным руководством при изучении дисциплины.





  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины "История эпохи Возрождения" разработан и устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и ГОСО для специальности 050114 «История» (дисциплины по выбору).

- ГОСО специальности 5B020300 «История», (разработан на основе ГОСО РК 3.08.273- 2006) утвержден и введен в действие 23.12.2005г.;

- СТУ 042–РГКП-СГУ-8-2007 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-08.10.10.12-2007 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое описание содержания дисциплины

Предмет и задачи роли личности в истории. Методы и методология изучения роли личности в истории.

Роль личности в истории научно впервые обосновал марксизм. Открыв объективные социологические закономерности, показав решающую роль народных масс в истории, марксизм на этой основе раскрыл историческое значение деятельности выдающихся личностей.

Определенные социальные условия ставят перед обществом задачи, приводят в движение огромные массы людей и обусловливают в конечном счете появление выдающихся личностей.

Выдающийся человек, действующий в конкретной исторической ситуации, велик не тем, что он якобы может остановить или изменить ход истории, как утверждают идеологи эксплуататорских классов. Его величие состоит в том, что его деятельность более, нежели деятельность других людей, способствует прогрессивному развитию общества. В этом немаловажную роль играют его личные качества, его интеллект, воля, идеалы и черты характера. «Великий человек, — писал Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», — велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила».

Великий человек не может отменить или изменить ход общественного развития, но несомненно то, что его деятельность накладывает отпечаток на исторические события, придает им определенную индивидуальность.

Личность может быть энергичной, волевой, но если идеалы, побуждающие ее к деятельности, реакционны, если она своей деятельностью пытается идти наперекор историческому развитию, выступает против передовых социальных сил, то она неизбежно терпит крах вместе с теми реакционными силами, на которые она опиралась и интересы которых она выражала.

Если идеалы, побуждающие личность к действию, прогрессивны, если она действует вместе с передовыми социальными силами, то дело, за которое она борется, в конце концов побеждает, а деятельность личности приобретает историческое значение.



3.2 Цель курса: познать основные закономерности проявления роли личности в истории развития общества и попытаться на примере судьбы конкретного человека исследовать методологию вопроса, написав реферат на тему: «Биографический портрет личности» (по выбору).
3.3 Основные задачи дисциплины:

- изучить основные теоретические основы роли личности;

- на примере конкретной личности исследовать основные этапы ее жизненного пути, а также проявления ее субъективных факторов – со дня рождения до настоящего периода;

- подготовить реферат и защитить его по итогам семестра.


3.4 В результате изучения дисциплины студент получит:

- знания основных закономерностей становления и развития личности, на примере истории определенного общества;

- умения составлять программу и инструментария исследования роли личности;

- способности готовить биографический портрет личности и др.



3.5 Пререквизиты курса: введение в специальность, вспомогательные исторические дисциплины, основы философии и социологии
3.6 Постреквизиты курса: не имеются
Таблица 1- Выписка из учебного плана

Курс

Семестр

Кредиты

ЛК

(час.)


СПЗ

(час.)


СРСП

(час.)


СРС

(час.)


Всего

(час.)


Форма итогового контроля

3

VI

3

30

15

30

15

90

экзамен


4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 - Содержание рабочей учебной программы дисциплины для преподавателя




Наименование темы

ЛК

СПЗ

СРСП

СРС

1

2

3

4

6

7

1

Предмет и задачи роли личности в истории Казахстана. Методы и методология изучения источников.

1










2

Методика выбора темы для самостоятельного изучения роли личности и написания сюжетов по биографии одного из соотечественников

3

1

5

5

3

Разработка программы исследования (поиска) источников

4

2

5

5

4

Организация источниковедческих исследований

3

2

5

5

5

Методика и техника поиска источников

4

2

6

6

6

Анализ и систематизация источников

4

2

6

6

7

Синтез информации, содержащийся в источниках

4

2

6

6

8

Подготовка научного текста, с описанием историографических сюжетов (на основе источниковедческого анализа)

4

2

6

6

9

Методика отчета по итогам историко-личностных исследований и подготовки реферата

3

2

6

6




Итого:

30

15

45

45



5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Темы:

  1. Методы и методология изучения роли личности

  2. Античные авторы о кочевниках Средней Азии и Казахстана (V до н.э.- Ш- Vвв. н.э.).

  3. Труд Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена»

  4. Древнетюркские рунические памятники (VI –Х вв.).

  5. Казахстан в средневековье (римские, византийские, армянские, русские источники).

  6. Труд Рашид-ад-Дина «Джами ат-таварих» как источник по истории Казахстана периода монгольского владычества.

  7. Сочинение Утемиш Хаджи «Чингиз-наме»

  8. Произведение Мухаммеда Хайдара «Тарих-и-Рашиди»

  9. Сочинение Кадыргали Хошум-улы Джалаири «Джами-ат таварих» как источник в изучении истории казахов.

  10. Сочинение Абулгазы Багадур султана «Шаджараи тюрк» как источник при изучении истории тюрков и других народов Казахстана

  11. Казахи в сочинении Хафиза Таныша «Абдулла-наме».

  12. Сведения европейских путешественников Плано Карпини и Гильома де Рубрука как источники в изучении племен и народов Средней Азии и Казахстана.

  13. Коркут-Ата в произведениях востоковедов

  14. Произведения устного народного творчества как источники в изучении истории Казахстана.

  15. Материалы переписей населения как источники в изучении истории Казахстана.

  16. Биографический портрет современника.




    1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 3 – учебно-методическая карта по дисциплине


Виды занятий

Лекции

Практические

СРСП иСРС

№№ п.п.

Формы занятий

Контроль

№№ п.п.

Формы занятий

Контроль

№№ п.п.

Формы занятий

Контроль

1

Беседа

Конспект

2

Выступ-ление

Эмпирич.

материал


2

Самост. изучение

Реферат

2

Беседа

Конспект

3

Выступ-ление

Эмпирич.

материал


3

Самост. изучение

Реферат

3

Беседа

Конспект

4

Выступ-ление

Эмпирич.

материал


4

Самост. изучение

Реферат

4

Беседа

Конспект

5

Выступ-ление

Эмпирич.

материал


5

Самост. изучение

Реферат

5

Беседа

Конспект

6

Выступ-ление

Эмпирич.

материал


6

Самост. изучение

Реферат

6

Беседа

Конспект

7

Индиви-дуальные

Эмпирич.

материал


7

Самосто-ятельная

Реферат

7

Консуль-тации

Конспект

8

Индиви-дуальные

Эмпирич.

материал


8

Самосто-ятельная

Реферат

8

Консуль-тации

Конспект

9

Индиви-дуальные

Эмпирич.

материал


9

Самосто-ятельная

Реферат

9

Консуль-тации

Конспект






















    1. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Таблица 3 – Карта обеспеченности учебно-методической литературой




Наименование

учебников

учебно-методических

пособий


Количество экземпляров

Количество студентов

Процент обеспечения

1

2

3

4

1. Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение: Сб. ст. Вып. 2 / Отв. ред. М.К. Козыбаев.- Алматы: АСКА-Р, 1994.- 120 с.

1

9

11,1

2. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.І. (Ү в. до н.э.- ХҮІІІ в н.э.) / Под ред. С.Д. Асфендиярова, П.А: Кунте.- Алматы: Қазақстан, 1997.- 382 с..

1

9

11,1

3. Источниковедение истории СССР ХІХ-начала ХХ века: учеб. пособие / Под ред. И.А. Федосова, И.И. Астафьева, И.Д. Ковальченко.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970.- 469 б.


1

9

11,1

4. Левшин, А.И. Описание орд и степей казахов/ А.И. Левшин; ПГУ им. С.Торайгырова.- Павлодар: ЭКО, 2005.- 210 с.- (Культурное наследие)( Б-ка казахской этнографии. Т.9).

1

9

11,1




  1. ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы историографии и источниковедения Казахстана. А. , 1988.

2. Черноморский М. Источниковедение истории СССР. М., 1976.

3. Блок М. Апология истории. М., 1977.

4. Фарсобин А. Источниковедение и его метод. М., 1983.

5. Атабаев Камбар. Қазақстан тарихының деректанулық негіздері. Алматы, 2002 – 302 б.

6. Игибаев С.К. Казахстан в источниках и материалах. –Усть- Каменогорск, 2005.

7. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. (Vв. до н.э.-XVIIIв.н.э.).Под редакцией проф.С.Д.Асфендиярова и проф.П.А. Кунте. 2-е издание. Алматы «Казахстан», 1997 – 381с.

8. Ирмуханов Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках. А, 1997г.

9. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XIII-XVIII вв. Алматы. “Дайк-Пресс”, 2001 – 420с.

10. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1-3, 1950-1953, 1956, переиздание. Алматы, ч.1,2 -. 1998г. ч.3 – 1999.

11. Игибаев С.К.Кочевые народы северного Причерноморья в повестях Древней Руси (X-XIIвв.) Алматы, 1994 -

12. История Казахстана с древнейших времен до конца XVIII века (Практикум – учебное пособие). Под редакцией Д.И. Дулатовой. Алма-Ата: Қазақ университеті.1992 – 184с.

13. Повести Древней Руси. Л., 1983.

14. Утемиш-Хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992 – 242с.

15. Мухаммед–Хайдара Дулати. Тарих- и– Рашиди. А., 200

16. Захир ад- дин Мухаммед Бабыр. Бабырнама. А., 1993.

17. Валиханов Ч. [ Заметки при чтении книги] проф. И. Н. Березина «Ханские ярлыки» // Собр. Соч.: в 5 т. –А., 1984.- Т. 1- С. 104-113.

18. Источниковедение истории СССР / под ред. И. Ковальченко. –М., 1973.

19. Полное собрание законов Российской империи в трех изданиях; ПСЗ-1, ПСЗ-2, ПСЗ-3.

20. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей (под общей редакцией академика М.К. Козыбаева). Алматы, “Санат”, 1996 - 656с.

21. Алексеенко Н.В. Статистические источники по демографии Казахстана. Усть-Каменогорск, 1999 – 113с.

22. Материалы переписей населения и «Обзоры» областей.

23. Алексеенко А.Н., Алексеенко Н.В. Население Казахстана за 100 лет. -У., 1999.

24. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, “Ғылым”, 1993 – 245с.

25. Мэн-дэ Бэй-лу. М. 1975.

26. Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII вв. глазами востоковеда. Алматы “Дайк-Пресс. 2001 – 382с.

27. Рашид-ад-дин. Сборник Летописей. Т.1. Книга первая. Издательство Академии наук СССР. Москва – 1952 - Ленинград – 221с.; т.1. книга вторая. Москва – 1952 - Ленинград – 315с.; т.3 Москва – 1946 – Ленинград –340с.

28. Бартольд В.В. Сочинения т.1 Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Издательство Восточной литературы. М. 1963 – 759с.

29. Кадырғали Жалаир. Шежірелер жинағы. Алматы “Қазақстан”. 1997 – 127 бет.

30. Валиханов Ч.Ч. Извлечение из Джами ат-таварих. Сборник летописей (Жалаири). Собрание сочинений в пяти томах. Т1. Алма-Ата,1984, с.228-254.

31. Валиханов Ч.Ч. Киргизское родословие. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2 Алма-Ата, 1985, с.148-166

32. Материалы переписей населения 1897, 1920, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989гг. и «Обзоры» областей.

33. Коркут Ата. Энциклопедический сборник на казахском и русском языках. Алматы, 1999 – 789с.

34. Игибаев С.К. Образование тюркского каганата и его распад. Усть-Каменогорск, 2004.

35. Кумеков Б.Е. Арабские источники по истории кипчаков, куманов и кимеков


VIII-XIII вв. СПб., 1994.

36. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (Извлечения изперсидских и тюркских сочинений). Сост.: С.К.Ибрагимов, Н.Н.Мингулов, К.А.Пищулина, В.П.Юдин. А., 1969.

37.Кумеков Б.К Кыпчаки ІХ-ХІІ вв. по арабским и персидским источникам. А., 1972.

38.Гумилев Л.Н. Хунну. М., 1950.

39.Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М, Л., 1968.

40.Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2001.

41.В.Вельяминов - Зернов. Извлечение из Джами – ат таварих. Сб. летописей. Жалаири. Т1.с228-253

42.Захир ад-дин Бабур. Бабур-наме. А,1993.



43.Паллас Г.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 1-3 Спб,1973-88


  • "История эпохи Возрождения"