Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры»




страница1/5
Дата06.04.2017
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5
Примерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и искусства по направлению подготовки 070300 (530700) «Искусство балета» степень «бакалавр искусства балета».




I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса

Основной целью курса является ознакомление студентов с историей мирового драматического театрального искусства как области творческой и духовной деятельности человека. Освоение дисциплины способствует подготовке специалистов с высшим образованием, строящих своё служение балетному театру во взаимодействии с драматическим театром.

Анализ основных этапов истории режиссерского театра конца XIX – начала XXI века.


  1. Задачи курса



Дать базисные теоретические историко-театральные знания с целью формирования навыков осмысления мирового театрального процесса, формирования общей театральной культуры, выработки личной позиции в отношении к творческим поискам современного театра и четкого осознания своей личной ответственности за состояние сценического искусства и его влияние на духовное развитие общества.


Изучение режиссерского театра как принципиально нового этапа в истории театрального искусства.

Освоение истории русского и зарубежного театра с конца XIX века до наших дней (основные режиссерские имена и системы, художественные направления, эволюция драматургии, компоненты театрального искусства).




  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Привитие навыков восприятия хореографического искусства в широком контексте искусства театрального и общих культурных проблем. На протяжении курса осваиваются общие законы театрального языка сквозь призму теории и истории театрального искусства. При этом особое внимание уделяется специфике искусства хореографического.





  1. Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса студенты должны



ЗНАТЬ:

  • основные произведения зарубежной и русской драмы

  • основные теоретические принципы профессии режиссера

УМЕТЬ:

  • произвести анализ пьесы

  • произвести анализ спектакля


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
Раздел 1. Восточный театр.

Раздел 2. Античный театр.

Раздел 3. Театр эпохи Средневековья.

Раздел 4. Театр эпохи Возрождения.

Раздел 5. Театр ХVII века.

Раздел 6. Театр ХVIII века. Эпоха Просвещения.

Раздел 7. Театр ХIХ века.

Раздел 8. Театр рубежа ХIХ-ХХ веков.

Раздел 9. Театр ХХ века.
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Восточный театр.
Тема 1.Своеобразие театра Востока.

Традиция как механизм передачи культуры на Востоке. Механизмы передачи культуры: 1. Система ученичества. 2. Передача священных текстов. 3. Канонические сочинения. 4. Ритуалы.


Тема 2. Происхождение театра на Востоке.

Мифы о происхождении театра Индии, Китая, Японии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Ритуально-мифологические корни театра. Гипотеза о происхождении драматического театра из кукольного театра. Гипотезы Пишеля и Людерса. Связь кукольного театра с культом предков и шаманскими ритуалами. Традиционное представление в странах Азии об актерах как о подражателях куклам.


Тема 3. Религиозно-философские направления в Индии и театр.

Цивилизация Мохенджо Даро и Харрапы. Ведизм. Брахманизм. Буддизм Хинаяны и Михаяны. Индуизм. Древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Ритуальные и фольклорно-зрелищные представления, связанные с религиозно-философскими течениями Индии и оказавшие влияние на становление и развитие её театра.



Тема 4. Религиозно-идеологические системы Китая и театр.

Конфуцианство. Даосизм. Буддизм Махаяны. Чань-буддизм. Их влияние на происхождение и развитие театра Китая.


Тема 5. Синтез искусств в традиционной культуре.

Миф и ритуал как истоки художественного творчества. Восточный театр как совокупность различных видов художественного творчества – слова, музыки, пения, танца, жеста, пантомимы, скульптурных и графических изображений.


Тема 6. Театр как модель мира в восточной культуре.

Космологическая символика восточного театра. Сцена как модель мира. Протосцена в древних цивилизациях. Скиния (иврит), скене (Древняя Греция), мандапа (санскрит, хинди, бирманский). Сохранившиеся элементы протосцены в современных традиционных театрах Азии (Индия, Китай, Тибет, Бирма, некоторые страны юго-восточной Азии).


Тема 7. Театр Индии.

Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра». Санскритская драма. Многообразие форм народного театра. Музыка, изобразительные искусства. Фрески Аджанты. Храмовая живопись и скульптура. Художественный язык индийского танца. Язык жестов – Мудра и язык поз – Карана. Индийский танец и храмовая скульптура (взаимодействие и взаимовлияние). Костюм, маска и грим в индийском театре (взаимосвязь с иконографией). Условность и символ в театре Индии.


Тема 8. Театр Юго-Восточной Азии.

Влияние индийской культуры и театра на художественные традиции Юго-Восточной Азии. Театры Таиланда, Камбоджи, Бирмы. Теневые театры Индонезии.


Тема 9. Театр Китая.

Воздействие индийской религиозно-философской традиции на культуру и, в частности, на театр Китая. Традиционный театр Сицюй. Пекинская музыкальная драма. Региональные театральные жанры. Оформление театральной сцены. Роль графических изображений на театральной сцене. Древнекитайский философский трактат «Лицзи» – космос, музыка, ритуал. Китайская народная картина – лубок. Театральные мотивы в китайском лубке.


Тема 10. Театр Японии.

Придворные и храмовые музыкально-хореографические представления Гагаку. Театр Но. Фарсы Кёгэн. Кукольный театр Дзёрури. Влияние сценической техники и музыкального оформления кукольного театра на формирование театра Кабуки. Китайское культурное воздействие на театр, изобразительное искусство и музыка Японии.


Тема 11. Театр стран Юго-Восточной Азии.

Влияние великих цивилизаций Индии и Китая на культуру и театр стран Юго-Восточной Азии. Древнеиндийский эпос («Махабхарата» и «Рамаяна») в художественной культуре стран Юго-Восточной Азии. Живопись, архитектура, скульптура, музыка и их влияние на театр в странах Юго-Восточной Азии.



Бирма: театр живых актеров и театр марионеток. Деревянное зодчество Бирмы и театр.

Камбоджа и Таиланд: многообразие театральных форм. Кхон и Лакон. Теневые театры Явы и Бали. Ваянг Кулит и Ваянг Пурво. Театр масок: актер в маске и актер в гриме. Связь современного театра с ритуалом.

Общность художественно-театральных культур стран Юго-Восточной Азии.


Тема 12. «Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру.

Традиции восточного театра в эстетике и театральной практике Вс. Мейерхольда. С. Эйзенштейн и художественно-театральная культура Японии и Китая. Влияние восточного театра и восточной культуры на эстетику и театральную практику Г. Крэга. М. Рейнхардт и театр Востока. Театр Востока и А. Арто. Влияние философии дзэн-буддизма на современный театр, живопись, музыку и литературу Запада.


Раздел 2. Античный театр.
Тема 1. Введение.

Общая характеристика античного мира. Основные периоды истории театра Древней Греции: 1) театр эпохи Классики (V - первая половина IV вв. до н. э.), 2) театр эпохи Эллинизма (вторая пол. IV - III вв. до н. э.). Основные периоды истории театра Древнего Рима: 1. театр эпохи Республики (середина III - конец I вв. до н. э.), 2. театр эпохи Империи (I - V вв. н. э.).

Происхождение театра Древней Греции (рубеж VI - V вв. до н. э.) – итог процессов, идущих, с одной стороны, от охотничьих игр, культа умельцев к религиозно-ритуальным обрядам в честь богини Деметры (элевсинские мистерии) и бога Диониса (Большие или Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линеи Анфестерий), а с другой, в древнегреческой литературе (фольклор, френос, эпос Гомера, Гесиода, лирика – хорическая и монодическая мелика Архилоха, Алкея, Сапфо и др., драматургия).
Тема 2. Театр классической Греции. Драматургия.

Драматургия до Эсхила (525 - 456). Выделение из хора одного исполнителя – актера (Феспид). Эволюция творчества Эсхила – основоположника греческой трагедии в её установившихся формах. Введение Эсхилом второго актера. Мифологические сюжеты и характер их осмысления в трагедиях Эсхила. Трилогии Эсхила – драматургическая форма театральных представлений в древнегреческом театре. Анализ пьес Эсхила.



Софокл (496 - 406) и его творчество. Введение Софоклом третьего актера. Религиозно-нравственные воззрения Софокла. Его отношение к философии софистов. Защита традиционной полисной религии и морали в творчестве Софокла. Анализ его пьес.

Еврипид (ок. 480 - 406) и современная ему философия. Критика мифологического сознания в трагедиях Еврипида. Анализ пьес Еврипида.

Аристофан (ок.446 - 385). Эволюция и яркая тенденциозность его творчества, отражающего мысли и чаяния мелких аттических землевладельцев. Анализ комедий Аристофана.
Тема 3. «Поэтика» Аристотеля и сценическое искусство древнегреческого театра.

Аристотель (384 - 322) – автор первого дошедшего до нас трактата о теории поэтического искусства. Учение Аристотеля о трагедии и о её составных элементах. Теория катарсиса.

Формы организации и проведения древнегреческого театрального представления-состязания. Древнегреческая театральная архитектура, оформление, музыка, актерское искусство.


Тема 4. Театр эпохи эллинизма

Вступление Македонии на историческую арену и потеря Грецией политической самостоятельности (338 г. до н. э.). Создание империи Александра Македонского и распад её. Образование эллинистических монархий.

Новая аттическая комедия Менандра (ок.343 - ок.291 до н. э.). Темы и проблематика новой аттической комедии. Роль музыки в новой аттической комедии. Анализ пьес Менандра.

Сценическое искусство, сценическая техника эллинистического театра.


Тема 5 Римский театр эпохи Республики (середина III - конец I века до н. э.).

Римское общество и его отличие от греческого. Краткий обзор исторического состояния римского общества эпохи Республики. Истоки римского театра. Сатуры. Ателлана и её маски. Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204 г. до н. э.), Гней Невий (ок. 280 - 201 гг. до н. э.), Квинт Энний (239 - 169 гг. до н. э.). Драматургические жанры: трагедия на мифологический сюжет, трагедия на исторический сюжет (претекста); комедия на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата). Прием контаминации.



Драматургия Тита Маккция Плавта (ок.254 - 184 до н. э.). Отражение римской действительности. Введение черт римской жизни в греческую комедию. Анализ основных комедий.

Драматургия Публия Теренция Афра (ок. 185 - 159). Проблематика пьес Теренция. Анализ его комедий.

Театр и актеры эпохи Римской Республики.
Тема 6. Театр эпохи Римской Империи.

Общая характеристика эпохи и театра императорского Рима. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы-трагедии, паллиаты и тогаты. «Наука о поэзии» Горация. Трагедии Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.). Основные жанры театра эпохи Римской Империи – пантомима, перриха и др.


Раздел 3. Театр эпохи Средневековья.
Тема 1. Введение.

Этапы становления феодального общества: раннее (V - ХI вв.) и зрелое (XII - ХVI вв.) средневековье. Проблема средневековой культуры в современной исторической науке и искусствознании.


Тема 2. Театр эпохи Средневековья.

Народные истоки средневекового театра. Гистрионы. Становление и развитие светского театра – фарса, соти, моралите. Эволюция религиозной драмы и театра от литургической драмы (IХ - ХII вв.) к мистерии (ХIII в.). Развитие миракля, мистерии, моралите.



  1   2   3   4   5

  • 070300 (530700) «Искусство балета»
  • Место курса в профессиональной подготовке выпускника
  • Требования к уровню освоения курса В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ
  • УМЕТЬ: произвести анализ пьесы произвести анализ спектакля II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса
  • Раздел 5. Театр ХVII века. Раздел 6. Театр ХVIII века. Эпоха Просвещения. Раздел 7. Театр ХIХ века. Раздел 8. Театр рубежа ХIХ-ХХ веков.
  • Раздел 9. Театр ХХ века. 2. Темы и краткое содержание курса Раздел 1. Восточный театр. Тема 1.Своеобразие театра Востока.
  • Тема 2. Происхождение театра на Востоке.
  • Тема 3. Религиозно-философские направления в Индии и театр.
  • Тема 4. Религиозно-идеологические системы Китая и театр.
  • Тема 5. Синтез искусств в традиционной культуре.
  • Тема 6. Театр как модель мира в восточной культуре.
  • Тема 8. Театр Юго-Восточной Азии.
  • Тема 11. Театр стран Юго-Восточной Азии.
  • Тема 12. «Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру.
  • Раздел 2. Античный театр. Тема 1. Введение.
  • Тема 2. Театр классической Греции. Драматургия.
  • Тема 3. «Поэтика» Аристотеля и сценическое искусство древнегреческого театра.
  • Тема 4. Театр эпохи эллинизма
  • Тема 5 Римский театр эпохи Республики (середина III - конец I века до н. э.).
  • Тема 6. Театр эпохи Римской Империи.
  • Раздел 3. Театр эпохи Средневековья. Тема 1. Введение.
  • Тема 2. Театр эпохи Средневековья.