Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Историография и источниковедение новой и новейшей истории зарубежных стран»




страница1/5
Дата06.07.2018
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Историография и источниковедение

новой и новейшей истории зарубежных стран»

для ОП «44.04.01 – Педагогическое образование»

магистерская программа «Всеобщая история в системе педагогического образования»

Екатеринбург, 2016






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. «Историография и источниковедение

новой и новейшей истории зарубежных стран»
Настоящая программа предполагает анализ актуальных историографических и источниковедческих проблем новой и новейшей истории зарубежных стран. Для современного исследователя необходим тщательный и профессионально грамотный отбор методов и принципов анализа исторического материала, что предопределяет особую важность комплексного изучения истории развития системы исторического знания, представляющего все богатство и многообразие исторической философии, широкий арсенал методов и форм исторического познания, разработанный на протяжении нескольких столетий.

Программа курса предполагает знакомство с важнейшими историософскими концепциями, господствовавшими на том или ином этапе развития исторической мысли, с ведущими школами и направлениями в зарубежной историографии, с теоретико-методологическими и конкретно-историческими взглядами их представителей. Рассматриваются также основные закономерности расширения источниковой базы исторических исследований, совершенствование методов источниковедческого анализа, состояние системы научных учреждений и исторического образования, эволюция средств научной информации и распространения исторических знаний, международные связи исторической науки и т.п. Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Историография и источниковедение новой и новейшей истории зарубежных стран» приобретаются как теоретические знания, так и практические умения и навыки, методика исторического исследования.


1.2. Цели и задачи дисциплины:
Цель – сформировать систему знаний и представлений о процессе развития исторической науки в зарубежных странах в новое и новейшее время, а также умений и навыков работы с историческими и историографическими источниками.

Задачи:

- определить предмет, цель и задачи историографии и источниковедения как специальных исторических дисциплин;

- осветить основные теоретические проблемы курса и традиции их изучения;

- показать основные этапы и особенности развития философии истории как мировоззренческой составляющей исторического знания;

- рассмотреть методологические концепции, доминировавшие на разных этапах развития исторической мысли, и проанализировать закономерности их эволюции;

- проследить становление и эволюцию основных направлений и школ в зарубежной исторической науке, их связь с идейно-политическими течениями;

- охарактеризовать творческое наследие крупнейших историков зарубежья;

- показать особенности трактовок основных исторических и социологических проблем с точки зрения различных концепций и методологических подходов;

- развивать навыки источниковедческого и историографического анализа и самостоятельной работы с историческими источниками и исследованиями;

- ознакомиться с различными типами и видами исторических источников, публикациями основных групп источников по новой и новейшей истории зарубежных стран;

- способствовать овладению магистрантами профессиональным языком историка;

- способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям и формированию активной гражданской позиции на материалах историографии новой и новейшей истории зарубежных стран.


1.3. Место дисциплины в структуре ООП:
Вариативная часть Б.1.В.09.

Программа дисциплины составлена с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование» (уровень магистратуры) и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета.


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать:

- предмет и задачи курса, его теоретико-методологические и методические проблемы;

- внешние и внутренние факторы развития исторической науки;

- основные этапы и тенденции развития исторической науки в новое и новейшее время;

- основные направления и школы в зарубежной историографии;

- творческое наследие крупнейших историков;

- основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений и школ;

- основные комплексы и публикации исторических источников по новой и новейшей истории зарубежных стран;

- основные методы и приемы работы историка.
Уметь:

- свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;



применять практические навыки в области историографического и источниковедческого анализа при работе с различными видами историографических и исторических источников;

- систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;



- выявлять степень изученности исторической проблемы (темы);

- устанавливать факторы, влияющие на развитие исторической науки;

- использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений;

- выявлять как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.


Владеть:

- основными понятиями курса;

- основными методами и приемами работы историка;

- методикой самостоятельной работы с историческими и историографическими источниками;

- профессиональным языком историка.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):
- способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

- способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4).


1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 ч.
1.6. Особенности реализации дисциплины:
Дисциплина реализуется на русском языке.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения


п/п


Наименование раздела, темы

Всего трудо-

емкость


Аудиторные часы

Само-

стоя-тель-

ная работа


Всего

Лекции

Прак-тиче-

ские


Введение. Теоретические проблемы источниковедения и историографии



8



2



2



-



6

1.

От гуманизма к новому времени. Историческая мысль ХVII в.


8


2


-


2


6

Превращение исторических знаний в науку и развитие исторической науки зарубежных стран в конце XVII – начале XX вв.



40



10



-



10



30

2.

Развитие исторической мысли в странах Европы и Америки в эпоху Просвещения

10


2


-


2


8


3.

Зарубежная историография эпохи романтизма

(первая половина XIX в.)



10


2


-


2


8


4.

Позитивизм и развитие зарубежной исторической науки во второй половине XIX в.

8


2


-


2


6


5.

Марксизм и материалистическое понимание истории

6

2

-

2

4


6.

Зарубежная историческая наука на рубеже XIX-XX вв.

6

2

-

2

4


Зарубежная историческая наука

в XX – начале XXI вв.


40


22


2


20


18

7.

Зарубежная историческая наука в первой половине XX в.

18

10

-

10

8


8.

Зарубежная историография во второй половине XX – начале XXI вв.

22

12

2

10

10


Источники по истории Нового времени

23

5

1

4

18

9.

Общая характеристика источников Нового времени

9

1

1

-

8


10.

Основные группы источников по Новой истории зарубежных стран

14

4

-

4

10


Источники Новейшего времени

25

7

1

6

18

11.

Общая характеристика источников Новейшего времени. Особенности возникновения источников на современном этапе

9

1

1

-

8


12.

Основные группы источников по Новейшей истории зарубежных стран

16

6

-

6

10


Всего:

144

48

6

42

96


2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения


п/п


Наименование раздела, темы

Всего трудо-

емкость


Аудиторные часы

Само-

стоя-тель-

ная работа


Всего

Лекции

Прак-тиче-

ские


Введение. Теоретические проблемы источниковедения и историографии



12



2



2



-



10

1.

От гуманизма к новому времени. Историческая мысль ХVII в.


10


-


-


-


10

Превращение исторических знаний в науку и развитие исторической науки зарубежных стран в конце XVII – начале XX вв.



42



2



-



2



40

2.

Развитие исторической мысли в странах Европы и Америки в эпоху Просвещения

8


-


-


-


8


3.

Зарубежная историография эпохи романтизма

(первая половина XIX в.)



8


-


-


-


8


4.

Позитивизм и развитие зарубежной исторической науки во второй половине XIX в.

8


-


-


-


8


5.

Марксизм и материалистическое понимание истории

8

-

-

-

8


6.

Зарубежная историческая наука на рубеже XIX-XX вв.

10

2

-

2

8


Зарубежная историческая наука

в XX – начале XXI вв.


32


8


2


6


24

7.

Зарубежная историческая наука в первой половине XX в.

14

2

-

2

12


8.

Зарубежная историография во второй половине XX – начале XXI вв.

18

6

2

4

12


Источники по истории Нового времени

24

2

-

2

22

9.

Общая характеристика источников Нового времени

10

-

-

-

10


10.

Основные группы источников по Новой истории зарубежных стран

14

2

-

2

12


Источники Новейшего времени

24

2

-

2

22

11.

Общая характеристика источников Новейшего времени. Особенности возникновения источников на современном этапе

10

-

-

-

10


12.

Основные группы источников по Новейшей истории зарубежных стран

14

2

-

2

12


Всего:

144

16

4

12

128
  1   2   3   4   5