Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины "Исламская политическая философия"




Скачать 258.25 Kb.
Дата17.03.2017
Размер258.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Исламская политическая философия" для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс)





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Исламская политическая философия»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс)

Автор программы:

Исаев Л.М., преподаватель, isleonid@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры общей политологии «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Л.В. Поляков


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2012 г

Председатель к.полит.н. М.Г.Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь д.фил.н. М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс), изучающих дисциплину «Исламская политическая философия».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ 2010 г.

  • Образовательной программой 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политический анализ» и «Политическое правление», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Исламская политическая философия (2 курс)» —сформировать у студентов представление об основных вехах и направлениях политической мысли мусульманского Востока. а также об основах оригинальной политико-философской терминологии.

Задачи курса заключаются в том, чтобы, во-первых, дать слушателям представление о мусульманской политической философии как об определенном феномене, имеющем специфический категориальный аппарат. Модель мировоззрение четко привязывается к конкретной эпохе или к ее конкретному представителю. Все это дает возможность слушателям курса усвоить основные философские понятия и идеи каждого периода. Во-вторых, способствовать выработке навыков для понимания проблематики и терминологии оригинальных политико-философских текстов и ключевых принципов их перевода. В-третьих, способствовать развитию рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме, а также научиться сравнивать различные религиозные парадигмы и типы религий и религиозного опыта.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

– знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

– уметь работать с источниками, анализировать текст и контекст предлагаемой источником темы.



– овладеть онытом систематизации и использования материалов по требуемой проблематике.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)










Общенаучная компетенция

ОНК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи

Инструментальная компетенция

ИК-1, ИК-2, ИК-3

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-1), способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-2); владеть иностранным языком (английским) в целях профессиональной деятельности (ИК-3)

Профессиональная компетенция

ПК-1


Способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира

Профессиональная компетенция

ПК-2

Способность к участию в исследовательском процессе, использованию методов современной политической науки и их применению в политологических исследованиях

Профессиональная компетенция

ПК-16

Способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История политических учений

  • Категории политической науки

  • Теория государства и права



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знания в области социально-гуманитарных дисциплин (в объеме курса обществознания средней школы)

  • Основы политологии (в объеме 1 курса бакалавриата)

  • Английский язык (в объеме курса средней школы)



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла.


4Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Зарождение ислама. Генезис основных понятий. Основные положения мусульманской догматики. Ислам как новая реальность.

6

2

0




4

2

Течения в исламе. Основные различия.

6

2

0




4

3

Шариат. Исламские правовые школы. Источники ислама.

6

2

0




4

4

Учение о государстве и политике Ибн Халдуна.

10

2

2




6

5

Концепция «добродетельного города» аль-Фараби.

10

2

2




6

6

Философия политической нравственности Ибн Сины.

10

2

2




6

7

Религия как политическое искусство.

10

2

2




6

8

Понятия Халифата и Имамата.

10

2

2




6

9

Исламская политическая реформация.

10

2

2




6

10

Неоклассическая концепция Халифата.

10

2

2




6

11

Иранская политическая философия. Принцип «велаяте-факих» как высшая ступень эволюции иранской политической мысли.

10

2

2




6

12

Современная арабо-мусульманская политическая мысль. Ислам и основы власти.

10

2

0




8




Итого

108

24

16




68



5Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа





































Эссе







*







15-20 тыс. знаков

Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание



















Итоговый

Зачет









*







Устный, по темам лекционных занятий



5.1Критерии оценки знаний, навыков


  1. Эссе: студент должен продемонстрировать понимание философского текста, вычленить основную мысль автора, а также проявить знание правил оформления работ и цитирования.

  2. Зачет: студент должен продемонстрировать знание и владение материалами курса.




Оценка по десятибалльной шкале

Отражение компетенции

В письменных работах

На зачете

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. Плохо

Текст несвязный, не соответствует заданной теме. Есть значительные противоречия. Не соответствует правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Большая часть задач не выполнена.

Отсутствие / неполный ответ, нетвердое знание базовых категорий курса. Грубые ошибки, отсутствие ответа при наводящих вопросах.

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

Местами несвязный текст, есть внутренние противоречия. Неполное соответствие правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Часть задач не выполнена / выполнена в недостаточном объеме

Твердое знание базовых категорий курса. Конкретные ответы на поставленные вопросы, без грубых ошибок

  1. хорошо

  2. очень хорошо

Максимально цельный, хорошо проработанный, логично изложенный текст без значительных внутренних противоречий, соответствующий правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Почти все задачи выполнены в полном объеме

Достаточно полное знание материала курса. Правильные, полные и последовательные ответы. При замечаниях – способность их исправить или уточнить

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

Цельный, проработанный, логично изложенный текст без внутренних противоречий, соответствующий правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Поставленные задачи выполнены в полном объеме и верно

Глубокое знание материалов курса, понимание сути описываемых проблем, ясные и полные ответы на вопросы с практическими примерами

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.




6Содержание дисциплины



Тема 1. Зарождение ислама. Генезис основных понятий. Основные положения мусульманской догматики. Ислам как новая реальность. Источники ислама.

Истоки исламской культуры и цивилизации. Основные понятия мусульманской религии. Пять столпов ислама. Символы веры. Коран – главный источник исламского вероучения и права. Основные положения Корана. Мусульманская экзегетика, толкование к Корану. Сунна и ее роль в развитии исламского духовного комплекса: хадисы и хадисоведение. Сборники хадисов их структура.


Литература по разделу:

  1. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1982.

  2. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

  3. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1963.

  4. Массэ А. Ислам. Изд. 3. М., 1981.

  5. Очерки арабо-мусульманской культуры 5-15 вв. М., 1982.

  6. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.

  7. Роузентал Ф. Торжество знания. Пер. с англ. М., 1978.

  8. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.

  9. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М, 1998.

  10. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

  11. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

Тема 2. Течения в исламе. Основные различия.
Возникновение главных религиозно-политических течений в исламе – течений суннитов, шиитов и хариджитов (сходство и различия). Суннизм и суннитские представления о государстве и власти в исламе. Эволюция шиитского направления в исламе. Хариджиты: история появления и основы вероубеждения.
Литература по разделу:

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

  2. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

  3. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966.

  4. Массе А. Ислам. М., Наука, 1982

  5. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Восточная литература, 2004.

Тема 3. Шариат. Исламские правовые школы. Источники ислама.

Четыре суннитских мазхаба: ханафиты, маликиты, ханбалиты и шафииты. Джафариты – шиитская правовая школа. Понятие и структура шариата. Шариат и фикх. Основные источники мусульманского права. Иджтихад. Источники и методы в мусульманском правоведении. Фикх и начатки рационализма в мусульманской философии.


Литература по разделу:

  1. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует : Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника»; составил имам Абу-ль-‘Аббас Ахмад бин ‘Абд-уль-Латыф аз-Зубайди / Пер. с араб. Абдулла Нирша. — 5-е изд., испр. — М.: Умма, 2007.

  2. Голъдциэр И. Лекции об исламе. Пор. с нем. А. Н. Черновой. СПб., 1912. 

  3. Ермаков Д. В. Иби Ханбал и начало ханбалитства. — Религии мири. 1984. М., 1984. 

  4. Ермаков Д. Б. Нововведение — бид‘а в раннеханбалитской идеологии. М., 1985.

  5. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1963.

Тема 4. Учение о государстве и политике Ибн Халдуна.

Аль-Мукаддима как результат осмысления Ибн Халдуном опыта, приобретенного им в течение многих лет административной деятельности при разных властителях арабского Магриба. Аль-мукаддима в контексте «Большой истории». Структура Аль-Мукаддимы. Основные термины: асабийа, мульк, даула и др. Концепция власти. Халифат как определенный политико-правовой режим. Классификация форм правления по Ибн Халдуну: халифат, естественная монархия, политическая монархия. Участие подданных в политической жизни госудавства. Пять этапов развития государства.


Литература по разделу:

  1. Mahdi, Muhsin. Ibn Khaldun’s Philosophy of History: A Study in the Philosophic Foundation in the Science of Culture. London, 1957.

  2. Lacoste, Yves. Ibn Khaldoun. Naissance de l’Histoire, passé du tiers monde Paris, 1965, 1998.

  3. Fischel, Walter Joseph. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research: An essay in Islamic historiography. Berkeley, 1967.

  4. Labica, Georges. Politique et religion chez Ibn Khaldoun. Essai sur l’idéologie musulmane. Alger, Société nationale d'édition et de diffusion, 1968

  5. Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в. // Арабский сборник. М., 1959.

  6. Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965.

  7. Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. — М.: Мысль, 1980. 

  8. Араби Б. Ибн-Хальдун — основоположник арабской социологии // Социологические исследования. — 1990. — № 11. 

  9. Розов Н. С. Закон Ибн Халдуна// Политический класс. 2006, 16.

  10. Смирнов А. В. Ибн Халдун и его «новая наука» // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008.

  11. Алексеев И. Л. Возвращаясь к Ибн Халдуну// Pax Isamica, 1/2008.

  12. Ибн Халдун. Введение // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока.

Тема 5. Концепция «добродетельного города» аль-Фараби.

Аль-Фараби – отец арабской политической философии. Политика как наука о делах «добродетельного города». Соотношение греческой традиции и мусульманских политических реалий. «Гражданская политика» аль-Фараби. Проблемы воплощения политической концепции аль-Фараби на практике.


Литература по разделу:




  1. ал-Фараби. Историко-философские трактаты / пер. с араб. Алма-Ата : Наука, 1985.

  2. ал-Фараби. Социально-этические трактаты / пер. с араб. Алма-Ата : Наука, 1973.

  3. ал-Фараби. Логические трактаты / пер. с араб. Алма-Ата : Наука, 1975.

  4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

  5. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.

  6. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1988.

  7. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.


Тема 6. Философия политической нравственности Ибн Сины.

«Указания и наставления» Ибн Сины как рационалистическое переосмысление политических взглядов аль-Фараби. Понятие политической нравственности. Проблемы возвышения, падения и превращения в политической концепции Ибн Сины. Объединение античной философии политики с мусульманской моралью как достижение совершенства в изучении политики.


Литература по разделу:




  1. Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

  2. Ибн Сина. Книга знания // Избранные философские произведения. М., 1980.

  3. Ибн Сина. Книга о душе // Избранные философские произведения. М., 1980.

  4. Ибн Сина. Жизнеописание // Избранные философские произведения. М., 1980.

  5. Сагадеев А. В. Восточный перипатетизм. — М.: Изд. дом Марджани, 2009.


Тема 7. Религия как политическое искусство.

Учение Ибн Рушда о политике. Рассмотрение политики с т.з. мусульманской религии и морали. Пять видов политик: пророческая, правителей, искусства, частная, персональная.


Литература по разделу:




  1. Ибн Рушд. Опровержение опровержения // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

  2.  Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

  3. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

  4.  Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Средне­го Востока. М., 1966.

Тема 8. Понятия Халифата и Имамата.

Эволюция развития понятий Халифата и Имамата. Концепция Имамата у аль-Маварди. «Имам деспот лучше смуты» как основополагающий тезис аль-Маварди. Принцип Проблемы происхождения Халифата. Мусульманское государство как основа веры.


Литература по разделу:

  1.  Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

  2. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

  3.  Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Средне­го Востока. М., 1966.

  4. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.

Тема 9. Исламская политическая реформация.

Идеи приоритета духовного единства над политическим у аль-Афгани. Суверенитет наций в работах аль-Афгани. Критика абсолютизма. Коранические принципы консультативного правления. Идеи ограниченной конституционной монархии как реализация принципа совещательности. Идие рационализм в понимании мусульманского права.


Литература по разделу:




  1. B. Antony. The History of Islamic Political Thought. New York: Routledge. 2001.

  2. C. William. A History of the Modern Middle East. Boulder, CO: Westview Press. 2004.

  3. Keddie Nikki Ragozin. Sayyid Jamal ad-Din al-Afghani: A Political biography. Berkeley: University of California Press, 1972.

  4. M.W. Watt. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh: Edinburgh University Press. 1985.

  5. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX—XX вв. М., 1982.

Тема 10. Неоклассическая концепция Халифата.

Концепция Халифата как гражданского правления. Правовой релятивизм и исламский универсализм. Критика теократического государства и его противоречие мусульманской политической культуре. Институт Шуры как основа демократизма власти. Мухаммед Абдо и его неоклассическая концепция Халифата.


Литература по разделу:




  1. Восточная философия : Вводный курс. Избранные тексты / под ред. М.Т. Степанянц. М. : Вост. лит., 1997.

  2. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии : Учебное пособие. М. : Ин-т философии, 1995.

  3. Watt M.W. Islamic Political Thought. Edinburgh : Univ. press, 1967.

  4. Watt M.W Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh : Univ. Press, 1972.

  5. M. Sedgwick. Muhammad Abduh. Oxford: Oneworld. 2009.

  6. Степанянц М. Т. О религиозных взглядах Мухаммада Абдо. — В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974

Тема 11. Иранская политическая философия. Принцип «велаяте-факих» как высшая ступень эволюции иранской политической мысли.

Иранская философия: проблема демаркации. Персидская поэзия как традиционная форма изложения философско-религиозных концепций с зороастризма до наших дней. Золотой век персидской поэзии: Санаи, Аттар, Руми, Шабистари. Реализация концепции «вахдат аль-вуджуд» (единства бытия). Современная политическая политичсекая мысль в Иране конца 20 века. Концепция Исламской республики. Принцип «велаяте факих».


Литература по разделу:




  1. Ashk Dahlén. Islamic Law, Epistemology and Modernity. New York. 2003.

  2. Жуков Д. А. Небо над Ираном ясное. Очерк политической биографии имама Хомейни. М., 1999.

  3. Willett E.C. Ayatollah Khomeini. 2004.

  4. Hoveyda F. The Shah and the Ayatollah: Iranian mythology and Islamic Revolution. 2003.

  5. Завещание Имама Хомейни.

Тема 12. Современная арабо-мусульманская политическая мысль. Ислам и основы власти.

Арабское культурное возрождение (ан-нахда) второй половины XIX – начала XX веков. Идеи о мнимости общепринятой концепции халифата. Халифат как источник несчастья, зла и пороков в трудах Рашида Риды. Замена принципа «религиозного лидерства» на принцип «политического руководства». Распространение идей неопозитивизма, экзистенциализма, персонализма, марксизма. Выдвижение на первый план проблем отношения к собственному культурному наследию и как существеннейшей его составляющей – исламу. Обсуждение проблем, связанных с пониманием «современности», отождествляемой с западной культурой. Исламский либерализм и евроислам (Арм Халед, Абдель Карим Соруш).


Литература по разделу:




  1. Степанянц М.Т. Ислам в философии и общественной мысли зарубежного Востока. М. : Вост. лит., 1974.

  2. Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. М. : Вост. лит., 2005.

  3. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М. : Вост. лит., 1982.

  4. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока / сост. С. Н. Григорян, А. В. Сагадеев. М. : Изд-во соц.-экон. лит., 1961.

  5. Саид Э.В. Ориентализм : Западные концепции Востока / пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб. : Русский Мiръ. 2006.


7Образовательные технологии


Курс «Исламская политическая философия» предполагает использование активных форм обучения, а также традиционных лекционных занятий. Каждое занятие предваряется краткой постановкой проблемы в теоретическим аспекте, обеспечением доступа студентов к необходимым материалам (от доступа к электронным массивам информации до сделанных обзоров и т.п.), постановкой прикладной задачи с последующим обсуждением результатов.

8Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:

  • Посещение лекций и семинаров

  • Активность на семинарах (участие в дискуссиях, выступления)

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная = Опосещения Оактивность

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:



  • Эссе

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,5·Озачет 0,25·Осам. работа 0,25 ·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (>0,5 = 1)

При неудовлетворительных оценках за письменные работы студент имеет право переписать работу по другой теме (согласуется с преподавателем).

На пересдаче студенту могут быть засчитаны составляющие оценки за текущий контроль (для компенсации оценки за ранее не пройденный текущий контроль), если студентом были предоставлены работы, соответствующие требованию текущего контроля и оцененные положительно. Оценка будет выставляться по формуле:



Оитоговый = 0,5·Озачет 0,25·Осам. работа 0,25 ·Оаудиторная
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


В качестве базового учебника студентам предлагается следующая литература:

  1. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. М.: ИФ РАН, 2009. 

  2. Степанянц М.Т. Восточные философии. Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2011.


9.2Основная литература


  • Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. М.: Восточная литература, 2005.

  • Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2006.

  • Фролова Е.А. Арабская философия: прошлое и настоящее. М.: ИФ РАН, 2010.

  • Аль-Газали, Абу Хамид. Избавляющий от заблуждений // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В. Сагадеева. М. : Изд. дом Марджани, 2009-2010. – Т. 3. – 2010. – С. 101-140. - (Серия “Bibliotheca Islamica ”).

9.3Дополнительная литература

  • Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М. : Вост. лит., 1959. – 289 с.

  • Бертельс Е.Э. Избранные труды. Т. 3 : Суфизм и суфийская ли­тература. М. : Вост. лит., 1965. – 524 с.

  • Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн-Сины и его школы. Душанбе : Ирфон, 1965. – 600 с.

  • Гафуров Б.Г, Касымжанов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. М. : Наука, 1975. – 181 с.

  • Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма : Традиции мусульманской общины / отв. ред., предисл. О.Ф. Акимушкина; Пер. с англ. Л.Р. Додыхудоевой, Л.Н. Додыхудоевой. М. : Ладомир, 1998. – 274 с.

  • Аль-Джанаби М.М. Теология и философия ал-Газали. М. : Изд. дом Марджани, 2010. - 240 с. - (Серия “Bibliotheca Islamica ”).

  • Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе : Дониш, 1985. – 255 с.

  • Жузе П. Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань: Типогр. и литография В.М. Ключникова, 1899. – 269 с.

  • Ибн-Сино и средневековая философия (сб. статей) отв ред. Г.А. Ашуров. Душанбе : Дониш, 1981. – 167 с.

  • Ибрагим Т. К. Философия калама (7-15вв.): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Ибрагим Тауфик Кямиль. – М., 1984. – 6 с.

  • Иванов А.С. Учение ал-Араби о познавательных способностях. Алма-Ата : Наука, 1977. – 215 с.

  • Игнатенко А.А. Ибн Хальдун. М. : Мысль, 1980. – 160 с.

  • Игнатенко А.А. В Поисках счастья : (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М. : Мысль, 1989. – 255 с.

  • Игнатенко А.А. Зеркало ислама. М. : Русский ин-т, 2004. – 215 с.

  • Касымджанов А.Х. Аль-Фараби. М. : Мысль, 1982. – 198 с.

  • Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку : Элм, 1969. – 109 с.

  • Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока: (Эпоха средневековья). М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. – 173 с.

  • Кныш А.Д. Учение Ибн Араби в поздней мусульманской традиции / А.Д. Кныш // Суфизм в контексте мусульманской культуры / под. ред. Н.И. Пригариной М. : Вост. лит., 1989. – С. 6-19.

  • Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби (К истории суфийских учений) / А.Д. Кныш // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. М. : Вост. лит., 1984. – С. 81-94.

  • Крымский А.Е. Очерки развития суфизма до конца III в.х. // Труды восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2. М., 1895. – 48 с.

  • Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии / отв. ред. М.М. Хайруллаев. Ташкент : Фан, 1981. – 200 с.

  • Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию / пер. с англ. Г.М. Северской. М. : Весь мир, 2007. – 280 с.

  • Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). М. : Языки славянских культур, 2009. – 552 с.

  • Одинаев Я.К. Абдуррахман Джами. Мистико-философские воззрения. Душанбе : Ирфон, 2009. – 271 с.

  • Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М. : Вост. лит., 1990. – 280 с.

  • Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М. : Мысль, 1973. – 207 с.

  • Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М. : Мысль, 1980. – 239 с.

  • Смирнов А.В. Логика смысла : Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М. : Языки славянской культуры, 2001. – 504 с.

  • Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М : Вост. лит., 1993. – 328 с.

  • Смирнов А.В. Статьи в : Новая философская энциклопедия / под ред. В.В. Степина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина, А.П. Огурцова. Т. 1-4. М. : Мысль, 2000.

  • Современная философская и социологическая мысль стран Востока / отв. ред. С.Н. Григорян. М. : Вост. лит., 1965. – 244 с. (статьи по арабской философии).

  • Социально-утопические идеи в Средней Азии / отв. ред. М.М. Хайруллаев. Ташкент : Фан, 1983. – 139 с.

  • Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби
    / отв.ред. Ж.М. Абильдин. Алма-Ата : Наука, 1984. – 176 с.

  • Средневековая арабская философия. Проблемы и решения / под ред. М.Т. Степанянц. М. : Вост. лит., 1998. – 527 с. – (Серия “История восточной философии ”).

  • Степанянц М.Т. Ислам в философии и общественной мысли зарубежного Востока. М. : Вост. лит., 1974. – 189 с.

  • Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М. : Вост. лит., 1987. – 192 с.

  • Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. М. : Вост. лит., 2005. – 375 с.

  • Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М. : Канон , 2009. – 271 с.

  • Универсалии восточных культур / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Вост. лит, 2001. – 431 с. – (Серия “История восточной философии ”).

  • Хайруллаев М.М. Фараби – крупнейший мыслитель средневековья (к 1100-летию со дня рождения Абу Насра Фараби). Ташкент : Фан, 1973. – 99 с.

  • Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби, 873-950. М. : Наука, 1982. – 303 с.

  • Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. Ташкент : Фан, 1987. – 335 с.

  • Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми / сост. и предисл. М.Т. Степанянц. М. : Ладомир, 1995. – 543 с.

  • Шаймухабетова Г.Ш. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М. : Вост. лит, 1979. – 152 с.

  • Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М. : Алетейа, Энигма, 1999. – 414 с.

  • The Biographical Encyclopaedia of Islamic Philosophy / ed. by O. Leaman : 2 vol. L., N.Y. : Thoemmes, 2006. – Vol. 1 : A-I. – 342 p. ; Vol. 2 : J-Z. – 343 p.

  • Corbin H.  En islam iranien. Aspects spirituels et philosphiques : 4 vol. Paris : Gallimard, 1971-1973. – Vol. 2 : Sokhrawardî et les Platoniciens de Perse. – 1971 – 384 p. ; Vol. 3 : Les fidèles d’amour Shi’îsme et soufisme. – 1973. – 358 p. ; Vol. 4 : L’Ecole d’Ispahan, l’Ecole shaykhie, le douzième Imâm. – 1973. – 570 p.

  • Corbin H. Histoire de la philosophie islamique. Paris : Gallimard, 1986. – 499 p.

  • Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y. : Columbia Univ. Press, 1970. – 427 р.

  • History of Islamic philosophy / ed. by S.H. Nasr and O. Leaman. L., N.Y. : Routledge, 2002. – 1211 p.

  • Nasr S.H. The Islamic Intellectual Tradition in Persia. Richmond, Surrey : Curzon Press, 1996. – 375 p.

  • Rahman F. The Philosophy of Mulla Sadra. Albany : State Univ. of New York Press, 1975. – 277 p.

  • Walzer R. Greek into Arabic. Cambrigde, Massachusetts : Harvard Univ. Press, 1962. – 256 p.

  • Watt M.W. Free Will and Predestination in Early Islam. L. : Luzac and Co., 1948. – 181 p.

  • Watt M.W. Islamic Political Thought. Edinburgh : Univ. press, 1967. – 186 p.

  • Watt M.W Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh : Univ. Press, 1972. – 196 p.




9.4Справочники, словари, энциклопедии


ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8