Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Индийская философия древности и средневековья»




Скачать 356.05 Kb.
страница1/3
Дата21.06.2017
Размер356.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Философии


Программа дисциплины
«Индийская философия древности и средневековья»

для специальности 520400 «Философия»

подготовки бакалавра

Автор к.филос.н., доцент Канаева Н. А.

kumari@comtv.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2008 г. «____»_______________ 2008 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2008 г.

Москва


Тематический план дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1.


Дофилософия и предфилософия Индии




4

2

2


2.

Эпохи первых философов и первых школ




4

2

4

3.

Учение чарваков-локаятиков




4

2

2

4.

Философия джайнизма




6

3

6

5.

Буддийская философия




6

3

6

6.

Философия вайшешики и ньяи




7

3

6

7.

Системы санкхья и йога




7

3

6

8.

Системы миманса и веданта




8

4

8




Итого:

108

46

22

40


Базовый учебник
Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2008. – 255 с.
Формы контроля
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Посещаемость занятий

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения)

Домашнее эссе на основе одного индийского философского текста по выбору (3-4 тыс. слов)

Ответ по билетам

Содержание программы
Предисловие

Философия, как известно, возникла в трех культурных центрах — в Древней Греции, Индии и Китае — примерно в одно и то же время (в первой половине I тысячелетия до н.э.), но каждая из философских традиций оказалась не похожей на остальные. Почему? Потому что философия — не просто знание, а знание о «жизненном мире» человека, таком, каким он открывается человеку, о разнообразных формах отношений человека к миру и другим людям, а миры трех древних цивилизаций были разными. Являясь самосознанием и духовной основой индийской культуры, индийская философия получила от нее самобытный характер и способствовала формированию в Индии собственной системы жизненных ценностей. Эти выверенные тысячелетиями ценности способны, по мнению многих современных философов, скорректировать ориентиры зашедшей в тупик западной техногенной цивилизации (см., например, сборник: Modern India and the West. A Study of the Interaction of their Civilizations. — London — New York — Toronto, 1968. P. 93). Вот почему знакомство с индийской философией представляется занятием не только интересным, но и чрезвычайно полезным.


Тема 1. Дофилософия и предфилософия в Индии

Проблема наличия философии в Индии. Различия смыслов терминов философия и даршана. История изучения индийской философии в Европе. Обзор источников по индийской философии.

Особенности историко-культурного контекста, подготовившие появление философской мысли в Индии: арийское завоевание Индии; более раннее по сравнению с Древней Грецией и Китаем появление теоретического мышления, опережающего появление философии; доминирование религии и жреческого сословия в древнеиндийском обществе, определившее проблемное поле для исканий индийских мудрецов, «интравертивность» (направленность на внутренний мир человека) индийской философской мысли, ее внеисторичность, включение в число специфически индийских методов философского познания йогической практики.

Периоды истории зарождения и развития индийской философии:



  1. Период дофилософии – сер. II тыс. до н. э. – кон. VIII в. до н. э.;

  2. Период предфилософии – VII – VI вв. до н. э.;

  3. Период первых философов (шраманский) – V в. до н. э.;

  4. Период первых философских школ – IV в. до н. э. – II в. н. э.;

  5. Период систематизации философии в сутрах - II в. - начало IV в.;

  6. Период развитых традиционных систем философии – IV-XIX вв.;

  7. Современная индийская философия – с 1925 г. по настоящее время.

Краткая характеристика периодов.

Смывсл термина «веды» и структура комплекса ведической литературы. Шрути и смрити. Характеристика самхит, брахман, араньяк и упанишад. Ведийское мифологическое мировоззрение и зарождение философских идей в ведической литературе. Содержание категорий cam (бытие, сущее) и асат (небытие, несущее); Атман и Брахман; знание, речь и др. Учение о карме, сансаре и мокше.

Формирование основ теоретического мышления в предфилософский период усилиями жрецов-брахманов, специализирующихся в знании ритуалов и ведении публичных диспутов. Главные методы теоретического мышления: диалектика («критическое рассмотрение суждений») и аналитика («классификация понятий»). Литература сутр: кальпасутры (истолкование ритуалов), шраутасутры (истолкование священного писания), грихьясутры (своды домашних обрядов), дхармасутры («законы»), шульбасутры, или шульвасутры (ритуаловедческие тексты, содержащие начатки геометрии). Пураническая (псевдоисторическая) литература.

Жреческие школы и диспуты их представителей-эрудитов как неотъемлемая часть индийской культуры. Роль лингвистики (вьякарана) как одной из первых оформленных научных теорий и идеала науки вообще (для сравнения — в Западной Европе идеалом научности была математика).

Выделение внутри совокупного знания о ритуальной практике различных дисциплин (видья). Роль в подготовке появления философии искусства ведения спора (ваковакья), этимологии (нирукта) и фонетики (шикша).

Предфилософия в «Махабхарате» и «Рамаяне»: концепции варна-ашрама-дхармы; учение о гунах и пракрити. Философские тексты «Махабхараты»: Бгахавадгита и Мокшадхарма.



Литература

Источники

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С.69—180.

Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елизаренковой. М., 1975.

Брихадараньяка-упанишада // Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и Приложение А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. М., 2000. С. 11-237.

Бхагавадгита. Книга о Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл. 13-24). Сер. «Философские тексты Махабхараты». 3-е изд., доп./ Введение, пер. с санскрита и коммент. Б. Л. Смирнова. СПб., 1994.

Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примечания В. С. Семенцова. Изд. 2-е, исправл. и дополн. М., 1999.

Вишну-пурана / Пер. с санскрита, коммент., введение Т.К. Посовой. Спб. 1995.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963; 1972.

Дхармашастра Нарады / Пер. с санскрита и коммент. А. А. Вигасина и А. М. Самозванцевой. Вступит. статья А. А. Вигасина. М., 1998.

Законы Ману. М., 1960.

Ригведа / Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова: Мандалы I—IV М., 1989; Мандалы V-VIII. M., 1995; Мандалы IX-X. М., 1999.

Чхандогья-упанишада // Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и Приложение А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. М., 2000. С.242-464.

Шветашватара-упанишада. Ч 1 и 4. Бхагавадгита. Гл. 2 // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. C. 115—130.

Базовый учебник

Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008. Тема 1.

Дополнительная литература

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.М. Мудрецы-философы Древней Индии. Л., 1971.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Древо индуизма / Отв. редактор и руководитель проекта И. П. Глушкова. М., 1999.



История восточной философии: Учебное пособие. М., 1998. С. 3—20.

Канаева Н. А. Индийская философия // Словарь философских терминов / Научная ред. проф. В. Г. Кузнецова. М., 2004. С. 196-199.

Канаева Н. А. Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. С. 13-25.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. С. 17—84.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.

Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // Сравнительная философия. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. С.146-166.

Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.

Мезенцева О. В. Индийская философия Нового и новейшего времени // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. М., 2000-2001. Т. II. С. 113-114.

Петрова М. И. Представления о времени и действии в древнеиндийском эпосе (на материале «Шантипарвы» и «Анушасанапарвы» // История философии. № 11. М.: ИФ РАН, 2004. С.120-133.

Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998. С. 7—143.

Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956—1957; 1993. Т. 1—2.

Семенцов В.Г. Бхагавадгита в традициях и современной научной критике. М., 1985.

Семенцов В.Г. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М.,1981.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С.4—87.

Степанянц М.Т. Опыт компаративистского дискурса // Степанянц М. Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее будущее. М., 2005. С.247-269.

Степанянц М.Т. Поликультурное образование как модератор диалога культур // Степанянц М. Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее будущее. М., 2005. С.353-366.

Степанянц М.Т. Проблема универсалий в дискурсе философов Востока ХХ века // Степанянц М. Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее будущее. М., 2005. С.310-324.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Шохин В. К. Индийская философия // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. М., 2000-2001. Т. II. С. 107-113.

Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.): Учеб. Пособие. СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 3-59.

Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. М., 1997. С. 3—33.

Шохин В. К. Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийский вектор // Сравнительная философия. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. С.8-60.

Шохин В. К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004.

Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1976.

Тема 2. Эпохи первых философов и первых школ

Шраманский период. Культурный контекст эпохи: создание крупных государственных образований и городской цивилизации, царское покровительство дискуссиям интеллектуалов, эволюция теоретических дисциплин; оппозиция брахманских и антибрахманских мировоззренческих позиций и консолидация носителей брахманской идеологии как причины появления философии в Индии.

Источники изучения шраманского периода: каноны адживиков, джайнов и буддистов. Духовные деятели нового типа: тапасины и паривраджаки (Сабхия, Ясадатта, Поттхапада, Ваччхаготта, Уггахамана, Джамбукхадака), адживики (Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Аджита Кесакамбали, Макхали Госала, Санджая Белаттхипутта), джайны (основатель джайнизма Нигантха Натапутта), буддисты (Сиддхартха Гаутама). Брахманы-локаятики. Брахманы-догматики (этерналисты-протосанкхьяики, полуэтерналисты, полуфинитисты и окказионалисты). Брахманы-скептики — «скользкие угри». Алара (санскр. — Арада) Калама как представитель доклассической санкхьи (у него учился будущий Будда) и Магандия — старший современник Будды.

Содержание дискуссий первых философов: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания и т. п. Роль этих дискуссий в подготовке появления шести главных систем (даршан) ортодоксальной философии.

Источники изучения периода первых философских школ: «Нирукта» Яски, «Брихаддэвата» (Шаунаки), «Восьмикнижье» Панини (IV в. до н. э.), «Махабхашья» Патанджали (II в до н. э.), «Артхашастра» Каутильи, «История буддизма» Будона (XIV в.), «История буддизма в Индии» (XVI в.) и др. Проблема определения философии. Роль философии и философов в государстве. Деление философских школ на астика (признающие авторитет вед) и настика (не признающие авторитет вед). Примеры дискуссий философов в «Махабхарате» и «Рамаяне», обсуждение концепций структуры индивида и трех гун. Использование в философских дискуссиях метода тетралеммы. Синкретическая санкхья-йога. Локаята. Миманса-веданта. Вайшешика. Ньяя. Школа грамматистов (Панини, Патанджали) и ее роль в развитии философии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте смысл терминов шраман, тапасин, паривраджак, адживика, джайн, локаятик, этерналист, полуэтерналист, финитист, окказионалист, астика, настика, тетралемма, синкретический.

2. Что стало причиной появления философии в Индии, и как разделились теоретические позиции первых философов?

3. Назовите имена первых философов Индии и их идеи?

4. Что вы знаете о начале формирования главных философских школ астика и настика?

Обязательнаялитература

Источники

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1.

Ашвагхоша. Жизнь Будды; Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1989.

Брахмаджала-сутта. Саманнапхала-сутта. Поттхапада-сутта // Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. С. 213—296.

Бхагавадгита. Книга о Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл. 13-24). Сер. «Философские тексты Махабхараты». 3-е изд., доп./ Введение, пер. с санскрита и коммент. Б. Л. Смирнова. СПб., 1994.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963; 1972.

Базовый учебник:

Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008. Тема 2.

Дополнительная литература

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

Буддийские сутты / Пер. с пали Т. В. Рис-Дэвидса. М., 1900.

Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М., 1992.

Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А.М. Дубянского. М., 1996.



Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994. Гл. 3.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. С. 146—163, 315—334.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991. Гл. 2.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994. С. 67—197.

Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. М., 1997. С. 33-212.

В. К. Шохин. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004.
Тема 3. Учение чарваков-локаятиков
Смысл термина даршана и принципы организации знания в даршанах: деление по темам дискуссии (адхикарана), сохранение диалогической формы изложения материала. Компендиумы категорий (санграха) — «Таттвасанграха» буддиста Шантаракшиты (VIII в.) и «Сарвадаршанасанграха» ведантиста Мадхвы (XIII в.) как источники изучения системы чарваков-локаятиков.

Смысл терминов локаята и чарвака, отождествление чарваков и локаятиков. Представители системы чарвака-локаята: Брихаспати Лаукья (основатель локаяты), Чарвака (основатель чарваки), Джаяраши (ок. 650), Авиддхакарна (ок. 820), Пурандара (до IX в.). Учение о четырех физических первоэлементах (бхутах): земле, воде, огне и воздухе. Объяснение происхождение живого из неживых элементов. Отрицание жизни души после смерти тела. Критика религии.

Взгляды на познание: признание чувственного восприятия (пратьякша) в качестве единственного источника достоверного знания. Полемика с представителями других философских систем по вопросу о количестве и механизме действия источников достоверного знания (праман) на материале «Таттвасанграхи» Шантаракшиты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Разъясните смысл терминов даршана, чарвака-локаята, прамана, пратьякша, бхута.

2. Назовите источники изучения системы чарвака-локаята.

3. В чем суть философского учения чарваков-локаятиков?

Обязательная литература

Источник


«Сарва-даршана-самграха» Мадхавы // Степанянц М.Т. Восточная философия. М, 1997. С. 131—136.

Базовый учебник



Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008. Тема 3.

Дополнительная литература

Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965.

История восточной философии. М., 1998. С. 21—49.



Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 227-239.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М.,1961.

Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981.

Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994. С. 198—213.

В. К. Шохин. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. С.95-100.
Тема 4. Философия джайнизма

Происхождение и источники изучения джайнизма. Биография Джины Махавиры. Особенности джайнизма как религии «без Бога». Джайнская мифология. Тиртханкары. Ученики Махавиры Судхарман и Индрабхути. Раскол джайнской общины на шветамбаров и дигамбаров. Каноны шветамбаров и дигамбаров. Источники изучения джайнской философии: сочинения Кундакунды (I в.), «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати (I—II вв.) и комментарии на нее: «Ньяяаватаравиврити» Сиддхасены Дивакары (IV —V вв.), «Дипика» Сиддхасены Гани (между VI—IX вв.); сочинения Акаланки (VIII в.), «Шаддаршана-самуччая» Харибхадры (VIII—IX вв.), «Сьяд-вада-манджари» Маллисены (XIII в.) и «Тарка-рахасья-дипика» Гунаратны (XV в.).

Основные догматы джайнизма: «три драгоценности» и «пять великих обетов». Четыре принципа джайнской философии: двойственность дживы и пудгалы, необходимость совершенствоваться, необходимость контроля над материальной оболочкой, достижимость освобождения от кармы. Обязанности мирян и их образ жизни. Жизнь монахов-джайнов. Джайнская космология и пантеон.

Онтология джайнизма. Учение о субстанциях: живая и неживая субстанции, виды неживых субстанций: пудгала (вещество, или «то, что поддается соединению и разъединению»), дхарма (условие движения, структурности) и адхарма (условие покоя, стабильности), акаша (пространство), кала (время). Дуализм джайнов. Атомистическая теория джайнов и ее особенности.

Джайнское истолкование кармы, сансары и мокши. Система из семи этико-космогонических категорий, используемая для объяснения мирового процесса: джива, аджива, асрава (притекание кармы), бандха (связь дживы с кармой), самвара (остановка притекания кармы), нирджара (уничтожение кармы) и мокша. Представление о пяти видах тел джив («пищевом», «огненном», «кармическом» - присущем обычным существам, «изменчивом» - присущем богам, «выделяемом» - эманируемом аскетами ) и аурах.

Учение джайнов об обычных и «необычных» источниках познания, о трех праманах (пратьякша, анумана, шабда), об относительности обычного познания (сьяд-вада) и множественности точек зрения (анеканта-вада). Десятичленный силлогизм (даша-аваява-вакья) джайнов и семичастный паралогизм (саптабханга).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте смысл терминов джайнизм, шветамбары, дигамбары, джива, аджива, пудгала, дхарма, адхарма, акаша, кала.

2. Что Вы знаете о становлении и источниках изучения джайнизма?

3. Охарактеризуйте основные догматы джайнизма.

4. Каковы основные положения онтологии джайнизма?

5. В чем специфика джайнского учения о карме?

6. Как понимали джайны процесс познания?

Обязательная литература

Источники



Кундакунда. Правачана-сара. Панчастикая-сара. Нияма-сара. Самая-сара // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 214-299.

«Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 136—151.



Умасвати. Таттвартха-адхигама-сутра. 1,2, 5, 6, 9, 10-я главы // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 300-308.

Базовый учебник



Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008. Тема 4.

Дополнительная литература

Аникеева Е. Н. Джайнская философия // Словарь философских терминов / Научная ред. проф. В. Г. Кузнецова. М., 2004. С. 137-138.

Гусева Н.Р. Джайнизм. М., 1968.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. С. 313—376.

Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1. С. 240—289.

Шохин В.К. Джайнизм. Джайнская философия // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. М., 2000-2001. Т. I. С. 634-637.

Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. М., 1997. С. 133—149.

В. К. Шохин. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. С. 100-110.
  1   2   3

  • Факультет Философии
  • Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры