Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 5)




страница1/4
Дата30.06.2017
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Программа дисциплины
ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы

(ч. 5)

1. Цели и задачи дисциплины

«История зарубежной литературы XX века» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения мировой литературы. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о современной зарубежной литературе, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении мирового литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: определение ключевых особенностей мирового литературного процесса в социально-историческом и культурном контексте; характеристика важнейших художественных систем и направлений (модернизм, сюрреализм, дадаизм, неореализм, экспрессионизм, постмодернизм, «антидрама», «новый роман» и т.д.); изучение влияния философии А. Бергсона, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Деррида на этико-философскую проблематику произведений (Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, Х. Борхес и мн. др.); анализ социальных катаклизмов, определившим проблематику антивоенных, антифашистских произведений, романов-антиутопий (Э. Хемингуэй, Э.-М. Ремарк, Дж. Оруэлл, О. Хаксли и др.); совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления об особенностях литературного процесса в зарубежных странах; создание прочного теоретического и методологического основания для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.


3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

152




V







Аудиторные занятия.

72













Лекции.

54













Практические занятия (ПЗ).

18













Самостоятельная работа.

80













Реферат

10













И (или) другие виды самостоятельной работы

10













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

экзамен














4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления.

1







2.

Сюрреализм.

2

2




3.

Импрессионизм. М. Пруст «В поисках утраченного времени».

2

2




4.

Экспрессионизм. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Ф. Кафки.


2

2




5.

Творчество Джеймса Джойса как синтез культуры модернизма.


2

2




6.

Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю.

4

2




7.

Испанская поэзия. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки.


1







8.

Исторический роман. Жанр антиутопии в XX веке. Сущность тоталитарных режимов в романе Дж. Оруэлла «1984».

2







9.

Немецкая литература XX века. Война и немецкий роман. Творчество Э.-М. Ремарка. Творчество Томаса Манна. Творчество Германа Гессе. Теория «эпического театра» Б. Брехта. Современная немецкоязычная литература: П. Зюскинд «Парфюмер»

8

4




10.

Американская литература ХХ века. Творчество У. Фолкнера. Творчество Э. Хемингуэя.. Творчество Дж.Д. Сэлинджера.

4

2




11.

Американская драматургия. Юджин О’Нил. Теория «Пластического театра» Т. Уильямса.

3







12.

Литература славянских стран. М. Кундера «Невыносимая легкость бытия».

2







13.

Эстетика и поэтика «нового романа» («антироман»). Творчество А. Роб-Грийе. Творчество Н. Саррот.

2







14.

Постмодернизм. У. Эко. Дж. Барнс. М. Павич.

6

2




15.

Театр парадокса, «антидрама». С. Беккет. Т. Стоппард. Э. Ионеско

2







16.

Латиноамериканская литература. Творчество Х. Борхеса. Творчество Х. Кортасара. Творчество Г. Маркеса.

5







17.

Японская литература. Своеобразие японского экзистенциализма. Творчество Р. Акутагава.Творчество Ю. Мисима. Творчество К. Абэ. Творчество К. Оэ.

5







18.

Ведущие литературные премии: Лауреаты, доминирующие тенденции, мнения литературных критиков.

1








5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а. Основная литература:

Кошечко, А.Н. История зарубежной литературы (ХХ век): Учебно-методический комплекс. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.Н. Кошечко. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. – 135 с.

Кошечко, А.Н. История зарубежной литературы (ХХ век): Учебно-методический комплекс. Часть 2. Хрестоматия / А.Н. Кошечко. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008.

Луков, В. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2008.

Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: практикум: учебное пособие для вузов / Б.А. Гиленсон. – М. : Академия, 2006.- 221 с.
б. Дополнительная литература:

Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа, 2003.

Зарубежная литература ХХ века: учебное пособие для вузов / [В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.]; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Академия, 2003. – 630 с.

Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общая редакция Н.П. Михальской и Л.В. Дудовой. – 3-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века: учебное пособие для вузов: в 2 ч. / [В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Г.К. Косиков и др.]; под ред. В.М. Толмачева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия. – Т. 1. - 2008. – 303 с.

Михальская, Н.П. История английской литературы: учебник для вузов / Н.П. Михальская – 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007.

Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: учебное пособие для вузов / Б.А. Гиленсон. – М. : Академия, 2006. – 475 с.

Ишимбаева, Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI – XX веков: Учебное пособие для вузов / Г.Г. Ишимбаева. – М.: «Флинта», 2002. – 260 с.

Дудова, Л.В., Михальская, Н.П., Трыков, В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие / Л.В. Дудова, Н.П. Михальская, В.П. Трыков. – 4-е изд. – М. : Флинта, 2002. – 236 с.

Позднякова, Л.Р. История английской и американской литературы: Пособие для вузов / Л.Р. Позднякова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 318 с.

Кубарева, Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. – М., 2002.

Гребенникова, Н.С. Зарубежная литература ХХ века / Н.С. Гребенникова. – М.: Московский лицей, 2002.

Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература ХХ века / Под общ. Ред. Н.С. Павловой. – М. : Олимп, 1998.
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ;

2. Художественные тексты по курсу «История зарубежной литературы (XX век», имеющиеся в фонде кафедры и в электронном варианте (CD);

3. Тестовые задания по курсу «История зарубежной литературы (XX век)» – разработчик А.Н. Кошечко.


7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

1. Видеомагнитофон;

2. CD- и DVD-проигрыватель;

3. Телевизор или видеодвойка;

4. Компьютерный класс;

5. Набор учебных и художественных видеофильмов;

6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов.
Видеотека:

«Прощай, оружие». США, 1932. Режиссер: Фрэнк Борзэйдж. В ролях: Хелен Хэйес, Гэри Купер, Адолф Менжу, Мэри Филипс, Джек Ла Ру, Бланш Фридеричи, Мэри Форбс, Гилберт Эмери.

«Имя Розы» США, 1995. Режиссер: Том Тыквер. В ролях: Шон Коннери, Кристиан Слейтер и др.

«Парфюмер». США, 2006. Режиссер: Том Тыквер. В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд и др.

«Замок» Россия/Германия/Франция, 1994. Режиссер-постановщик: Алексей Балабанов. В ролях: Николай Стоцкий, Светлана Письмиченко, Виктор Сухоруков, Анвар Либабов, Игорь Шибанов, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Ольга Антонова.

  1   2   3   4

  • «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Программа дисциплины ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы
  • 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий