Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 4)




страница1/3
Дата26.06.2017
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________(декан)

«___»______________200__ г.

Программа дисциплины




                  1. ДПП.Ф.12 История русской литературы

                  2. (ч.4)



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

«История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.


3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

177




II







Аудиторные занятия.

104













Лекции.

68













Практические занятия (ПЗ).

36













Самостоятельная работа.

73













И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

экзамен














4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Творчество И.С. Тургенева.

10

4

6

2.

Драматургия А.М.Островского

8

4

8

3.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

8

4

8

4.

Творчество Л.Н. Толстого.

12

8

11

5.

Творчество Ф.М. Достоевского.

12

6

12

6.

Творчество Н.С. Лескова.

2

2

4

7.

Творчество В.М. Гаршина.

2

1

4

8.

Творчество В.Г. Короленко.

2

1

6

9.

Творчество Г.И. Успенского.

2

-

4

10.

Творчество А.П. Чехова.

10

6

8


4.2 Содержание разделов дисциплины


  1. Творчество И.С. Тургенева

Личность писателя. Основные этапы нравственно-философских и идейно-художественных исканий. «Записки охотника»   «книга о народе». Тургенев-романист: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Типологические особенности тургеневских романов: жанр, герой, конфликт, художественное время и пространство, психологизм, повествовательная манера. Оценка творчества И.С. Тургенева в «реальной» и «органической» критике.

  1. Драматургия А.Н. Островского.

Островский-создатель национального театра. Сатирическая комедия «Свои люди – сочтемся» Славянофильский период. «Гроза» – русская национальная трагедия. Пореформенный период драматургии Островского. «Бесприданница», «Лес» и др. пьесы. Новаторство Островского-драматурга. Критические оценки творчества .Островского в статьях Н. Добролюбова, Д. Писарева, А. Григорьева.

  1. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Начало творческого пути сатирика. «История одного города» – щедевр политической сатиры Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» – новый тип социального романа. Образ Иудушки. «Сказки»: проблематика и поэтика. Искусство сатиры Салтыкова-Щедрина: гротеск, фантастика, эзоповское иносказание. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в оценке «органической критики» А. Григорьева. и народнической критики.

  1. Творчество Л.Н. Толстого

Личность Толстого. Этапы творческого и идейного развития писателя. «Диалектика души» в раннем творчестве Толстого. Автобиографическая трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность»). «Севастопольские рассказы». Новаторство Толстого в изображении войны. Чернышевский о Толстом. «Война и мир». История создания романа. Философия истории. «Мысль народная». Положительные герои. «Анна Каренина» как роман о пореформенной России. «Мысль семейная» в романе. Трагедия Анны. Духовные искания К. Левина. Кризис мировоззрения и духовная драма Толстого. Роман «Воскресение» как новый тип социального и психологического романа. «Воскресение» Нехлюдова и К. Масловой. Мировое значение Толстого. Оценка творчества Л.Н. Толстого в работах Н.Г. Чернышевского, А.В. Дружинина («эстетическая критика) и Д. Мережковского (религиозно-философская критика).

  1. Творчество Ф.М. Достоевского

Личность Достоевского. Начало творческого пути. Роман «Бедные люди» и «натуральная школа». «Двойник». Новый вариант «маленького человека» в повести. Проблема двойничества. «Записки из мертвого дома» – произведение о каторге. «Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика романа. Оппозиция наполеонизма и христианства. «Идея» Раскольникова. Преемственные связи Раскольникова с героями русской и мировой литературы. М.М. Бахтин о полифонии романа Достоевского. Роман «Идиот». Проблема «положительно-прекрасного человека». Образ Мышкина. Связь с темой «чудака» в мировой литературе. Традиции Сервантеса, Диккенса, Пушкина. Евангельский Христос как один из основных источников образа Мышкина. Идея спасения мира Добром и Красотой и ее трагическая судьба в романе. «Бесы» как роман-предупреждение. Замысел антинигилистического романа и его трансформация. Новый вариант героя-идеолога. Ставрогин в романе. «Братья Карамазовы» – итоговое произведение Достоевского. Проблематика, основные идеи и образы. Иван как герой-идеолог, автор «Легенды о великом инквизиторе. Образ Дмитрия. Отрицание «теории среды» и утверждение логики «преображенной души» героя. Алеша и «русские мальчики» в романе. Проблемы атеизма и своеволия, христианства и смирения. Мировое значение Достоевского. В.Г. Белинский о Достоевском. «Реальная» и народническая критика о творчестве Ф.М. Достоевского. Оценка творчества Достоевского в работах религиозных философов (Д. Мережковский, Н. Бердяев).

  1. Творчество Н.С. Лескова.

Личность и мировоззрение Н.С. Лескова. Антинигилистические романы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Проблема страсти, преступления и наказания. Герой-праведник Лескова («Соборяне», «Несмертельный Голован», «Человек на часах»). Лесковские хроники о талантливых «самородках» («Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник»). Сказ как жанрово-образующее начало. Традиции лесковского сказа в литературе XX века. Творчество Н.С. Лескова в оценке народнической критики (Н.К. Михайловский).

  1. Творчество В.М. Гаршина.

Личность и мировоззрение В.М. Гаршина. Военные рассказы Гаршина («Четыре дня», «Трус» «Из воспоминаний рядового Иванова»). Гаршин и Толстой. Гаршин и Достоевский. Проблема героини (от «Происшествия» к «Надежде Николаевне»). Эстетика «болевого» искусства («Художники»). Синтез психологической новеллы, притчи и аллегорической сказки в «Красном цветке».

  1. Творчество В.Г. Короленко.

Личность и мировоззрение В.Г. Короленко. «Сибирские рассказы» («Чудная», «Сон Макара», «Соколинец»). Нравственно-философская концепция повести «Слепой музыкант». Проблема свободы выбора. Торжество человеческого духа в повести. «В дурном обществе»: проблематика, переоценка ценностей. Структура повествования. Проблема художественного метода Короленко. Синтез реализма и романтизма в творчестве писателя 80-90-х гг., символика и ритмика прозы («Лес шумит», «Огоньки»). «История моего современника» как художественные мемуары. Вклад В.Г. Короленко в развитие русской гуманистической мысли, русской литературы.

  1. Творчество Г.И. Успенского

Место писателя в демократическом движении 60-80-х годов. Ранний период творчества «Нравы Растеряевой улицы». Творчество Г. Успенского в период революционного народничества. Крестьянская тематика в творчестве писателя второй половины 70-х годов. («Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд»). Творчество Г. Успенского 80-х годов. Идеи и образы «Власти земли». Очерк «Выпрямила». Эстетическая программа писателя, его взгляды на искусство. Г. Успенский – мастер художественного очерка. Роль повествователя в очерках, сплав публицистики и художественных обобщений. Своеобразие критического реализма Г. Успенского. Творчество Г.И. Успенского в оценке народнической критики.

  1. Творчество А.П. Чехова

Личность и мировоззрение. Эстетика Чехова. Начало творческого пути. Проблематика и поэтика ранних рассказов. Произведения Чехова 2-ой половины 80-х гг. Лирическое начало, углубление нравственно-философского содержания. «Степь» как этапное произведение. «Скучная история» как предкризисное, предсахалинское произведение Чехова. Значение поездки на Сахалин. Ее роль в творчестве писателя. Творчество 1890-1900-х гг. Важнейшие проблемы эпохи и человеческого бытия («Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Дом с мезонином» и др.). Изображение русской деревни («Мужики», «Новая дача», «В овраге»). Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ее идейно-художественное своеобразие. Тема ухода из старой жизни в творчестве конца 1890-х – начала 1900-х годов. Особенности повествования, открытые финалы чеховских произведений, символика («По делам службы», «Дама с собачкой», «Архирей», «Невеста»).Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Новаторство Чехова-драматурга («Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад»). Жанровое своеобразие, новый характер конфликта, особенности драматического действия, лирическое и комическое начала, лирико-психологический подтекст. Символика. Влияние Чехова на развитие мировой литературы. Н.К. Михайловский о А.П. Чехове.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а. Основная литература:

  1. Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов / Ю. И. Минералов. – М.: Высшая школа, 2003. – 299 с.

  2. Щенников, Г. К. История русской литературы XIX в. (70 –90-е годы): Учебное пособие для вузов. / Г. К. Щенников, Л. П. Щенникова. – 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 505 с.

  3. Разумова, Н. Е., Кошечко, А. Н. История русской литературы (вторая половина XIX века). Драматургия А. П. Чехова / Н. Е. Разумова, А. Н. Кошечко. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 112 с.


б. Дополнительная литература:

  1. История русской литературы XIX в. 40 –60-е годы: Учебное пособие для вузов. / [В. Н. Аношкина, Г. Н. Антонова, А. А. Демченко и др.]; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. – 3-е изд. - М.: Оникс, 2006. – 505 с.

  2. Кулешов, В. И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для вузов / В.И. Кулешов – М.: Академический Проект, 2004.

  3. История русской литературы XI – XIX вв.: Учебное пособие для вузов / [Н. Л. Вершинина, Л. И. Вуколов, П. Н. Долженков и др.]; под ред. В.И. Коровина, Н. И. Якушина. – М.: Русское слово, 2001. – 590 с.

  4. История русской литературы XI – XIX вв.: в 2 ч.: Учебное пособие для вузов / [А. С. Демин, Г. Г. Елизаветина, Н. Н. Жегалов и др.]; под ред. Л. Д. Громовой, А. С. Курилова. – М.: Владос. Ч. 1. – 2000. – 272 с.

  5. История русской литературы XI – XIX вв.: в 2 ч.: Учебное пособие для вузов / [А. С. Демин, Г. Г. Елизаветина, Н. Н. Жегалов и др.]; под ред. Л.Д. Громовой, А.С. Курилова. – М.: Владос. Ч. 2. – 2000. – 223 с.

  6. Азарова, Н.М. Пособие по русской литературе XIX века: Учебное пособие для вузов / Н.М. Азарова. – М. : Прометей. Ч.1. – 2000. – 500 с.

  7. История русской литературы второй половины XIX века: Поэзия: Практикум: Хрестоматия / [Под ред. Н. Н. Старыгиной]. – М. : Флинта, 2000.

  8. Торшин, А. А. Произведение художественной литературы: основные аспекты анализа: учебное пособие для вузов / А. А. Торшин. – М. : Флинта, 2006.

  9. Мочульский, К. В. Велкикие русские писатели XIX века / К. В. Мочульский; Предисл. Л. Магаротто. – СПб.: Алетейя, 2001. – 159 с.

  10. Ф. И. Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия: сборник научных трудов / Сост. В. Н. Аношкина,; под ред. В. Н. Аношкиной, В. П, Зверева. – М. : Пашков дом, 2006. – 639 с.

  11. Словарь русской поэзии: Образный арсенал русской лирики конца XVIII – начала XX века / Сост. Н. Н. Иванова, О. Е. Иванова. – И. : АСТ и др., 2004. – 667 с.

  12. Критика 50-х годов XIX века / [Сост., вступ. ст. и примеч. Л. И. Соболева]. – М. : АСТ, 2002. – 445 с.

  13. Критика 60-х годов XIX века / [Сост., вступ. ст. и примеч. Л. И. Соболева]. – М. : АСТ, 2003. – 445 с.

  14. Критика 70-х годов XIX века / [Сост., вступ. ст. и примеч. С. Ф. Дмитренко]. – М. : АСТ, 2002. – 445 с.

  15. Утевский, Л. С. Жизнь Гончарова: Воспоминания. Письма. Дневники… / Л. С. Утевский. – М. : Аграф, 2000. – 300 с.

  16. Пумпянский, Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000.

  17. Разумова, Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства / Н. Е. Разумова. – Томск, 2001.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ;

2. Художественные тексты по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)», имеющиеся в фонде кафедры и в электронном варианте (CD);

3. Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» – разработчик А.Н. Кошечко.


7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

1. Видеомагнитофон;

2. CD- и DVD-проигрыватель;

3. Телевизор или видеодвойка;

4. Компьютерный класс;

5. Набор учебных и художественных видеофильмов;

6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов.
Видеотека:

«Подросток» (6 серий).

«Белые ночи».

«Накануне».

«Чайка».


Каталог: oldfiles -> files -> File -> program -> 032900
032900 -> Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3)
032900 -> Практикум по переводу цели и задачи дисциплины. Цель данного курса, завершающего подготовку по специализации «славянские языки»
032900 -> Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 4)
032900 -> Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 2) Цели и задачи дисциплины
032900 -> Программа дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) для специальности 032900 Русский язык и литература
program -> Программа дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (французский) для направления 531100 Народная художественная культура
032900 -> Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины
  1   2   3

  • ДПП.Ф.12 История русской литературы
  • 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
  • 4.2 Содержание разделов дисциплины Творчество И.С. Тургенева
  • Драматургия А.Н. Островского.
  • Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Творчество Л.Н. Толстого
  • Творчество Ф.М. Достоевского
  • Творчество Н.С. Лескова.
  • Творчество В.М. Гаршина.
  • Творчество В.Г. Короленко.
  • Творчество Г.И. Успенского