Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) Цели и задачи дисциплины




Скачать 274.44 Kb.
Дата03.07.2017
Размер274.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.12 История русской литературы (ч. 3: 12 XIX в.) 1. Цели и задачи дисциплины. В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении в вузе необходимо: - осмысление русской литературы в культурной ситуации России начала и середины ХIХ века, выявление ее контактов с западноевропейской культурой; - формирование понятия о логике литературного процесса данной эпохи, его вершинных явлениях и достижениях; - выработка представления о выдающихся русских поэтах и писателях (В. Жуковский, К. Батюшков, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, А. Герцен, И. Гончаров, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Чернышевский) как о творческих индивидуальностях с их неповторимым образным мировидением, специфическим стилем; - осознание органичного восприятия и творческого развития в русской литературе ХIХ века основных достижений русской литературы ХVIII века (формирование литературного языка, становление русского стихосложения, первых литературных направлений, жанровое и стилевое развитие). Изучение дисциплины предполагает: - продолжение работы над выработкой системного подхода при осмыслении фактов литературной жизни определенной исторической эпохи; - закрепление и усовершенствование навыков литературоведческого анализа художественных произведений; - развитие навыков самостоятельной работы с монографической и критической литературой. 2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен: - усвоить своеобразие романтизма и критического реализма как творческих методов; - уметь понять и обосновать особенности русского романтизма; - усвоить жанровую и стилевую динамику в связи со сменяемостью творческих методов; - иметь четкое представление о личности и творчестве писателя не только с точки зрения типологии творчества, но и как явлении глубоко индивидуальном и самобытном; - осознать высочайшую эстетическую и нравственную ценность классической русской литературы; - закрепить навыки работы с текстом художественного произведения, его литературоведческого анализа; - уметь соотнести оценку того или иного явления литературы, содержащуюся в нескольких литературоведческих источниках (монографии, критические статьи), владеть навыком рефлексивного восприятия; - знать на память отрывки из произведений выдающихся русских художников слова ХIХ века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет). 3. Объем дисциплины и виды учебной работы. Виды учебной работы Всего часов Семестры Общая трудоемкость дисциплины. 144 III Аудиторные занятия. 72 Лекции. 54 Практические занятия (ПЗ). 18 Самостоятельная работа. 72 Вид итогового контроля (зачет, экзамен). Экзамен 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины № пп Раздел дисциплины Лекции Практические занятия или семинары 1. Литературный процесс в России начала ХIХ века. 2 2. Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве конца ХVIII-ХIХ вв. Особенности русского романтизма. 10 4 3. Многоаспектность литературной жизни первых десятилетий ХIХ века. Движение от романтизма к реализму. Становление критического реализма. 22 8 4. Идеологические дискуссии, эстетические концепции и литературный процесс второй трети ХIХ века. 20 6 5. Лабораторный практикум (не предусмотрен). 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а). Основная литература. 1. Соколов А.И. История русской литературы ХIХ века. М., 1985. 2. История русской литературы. В 4-х т. Л., 1980-1983. Т.2. 3. Кулешов В.И. Русская литература 19 века. М., 2000 г. 4. Строганов М.В. Русская литература первой трети ХIХ века. Пособие. Тверь, 1993. 5. Русская литература ХIХ века. 1800-1830. Источниковедческая хрестоматия. М., 1993. 6. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века (40-60 гг.). М., 2003. 7. Якушин Н.И. Русская литература 19 века (первая половина). М., 2001. 8. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976. 9. Русская литература ХIХ-ХХ веков. В 2-х т. М., МГУ, 2001. Т.1. 10. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в ХIХ в. ( 1 половина). М., 1977. б). Дополнительная литература. 1. Альтшуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. СПб, 1996. 2. Архангельский А.М. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. М., 1999. 3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена: Лекции по истории русской литературы ХIХ века. М., 1981. 4. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000. 5. Белинский В.Г. И.А. Крылов. 6. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. Статьи о «Мертвых душах». Письмо к Гоголю (любое издание). 7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (ст. V, VIII, ХIХ). 8. Белова Н.М. Русский реализм первой половины ХIХ века. Саратов, 1989. 9. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. 10. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966. 11. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. М., 1990. 12. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1999. 13. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России (гл. 5). 14. Григорьев А.Л. Русская литература в зарубежном литературоведении. Л., 1977. 15. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина 16. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб, 2000. 17. Кошелев В.А. Пушкин: история и предания. М., 2000. 18. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. М., 1985. 19. Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы. М., 1980. 20. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1999. 22. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1973. 23. Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. М., 1983. 24. Мельник В.И. Реализм Гончарова. Владивосток, 1995. 25. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. М., 1987. 26. Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. М., 1999. 27. Поспелов Г.Н. «Евгений Онегин» как реалистический роман. В кн.: Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. 28. Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1999. 29. А.С. Пушкин. Личность и творчество. СПб, 2000. 30. Русская литература в оценке современной зарубежной критики. М., 1981. 31. Русский романтизм. М., 1978. 32. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. 33. Усов Е.И. Декабристская теория романтизма.. – В кн.: История романтизма в русской литературе. М., 1979. 34. Фомичев С.В. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1986. 35. Фридман А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993. 36. Эйдельман Н.Я. Статьи о Пушкине. М., 2000. 37. Эйхенбаум Б.М. Некрасов Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Книжный фонд библиотеки ТГПУ. Книжный фонд областной библиотеки им. А.С. Пушкина. Копии отрывков из программных текстов для анализа. Тематические сборники, монографии, критические статьи. Материально-техническое обеспечение дисциплины Портреты и другие видеоматериалы к творческой биографии писателей Иллюстрации к художественным произведениям Аудиоматериалы (изучаемые произведения в чтении артистов) Фильмы по изучаемым произведениям Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Наряду с лекционным способом подачи материала предполагается деятельность студентов в формах чтения программных художественных текстов и учебно-справочной литературы, конспектирования теоретических источников, написания рефератов, заучивания наизусть стихотворений, подбора иллюстративного материала о биографии и творчестве изучаемых авторов и о культуре эпохи. 8.1. Перечень заданий и контрольных вопросов для самостоятельной работы. Изучение разделов курса, не освещаемых на аудиторных занятиях Анализ художественного текста Заучивание наизусть лирических стихотворений и фрагментов произведений крупной формы Конспектирование критических и литературоведческих работ Чтение дополнительной учебной и научной литературы Басенное творчество И.А. Крылова. Драматургия Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Проблема героя в комедии А.С. Грибоедова „Горе от ума“ и в романе А.С. Пушкина „Евгений Онегин. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина. Поэзия А. Кольцова. А. Кольцов в оценке В.Г. Белинского. Роман А.И. Герцена „Кто виноват“. Проблематика и поэтика романа. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие. Роман Н.Г. Чернышевского „Что делать“. Проблематика, художественное своеобразие. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики). 8.2. Примерная тематика рефератов. Судьба классицизма, сентиментализма в России начала ХIХ века. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина. Проблема искусства и художника в романтической эстетике. Принцип контрастного изображения в романтическом искусстве, его природа и сфера проявления. Мир природы в творчестве романтиков. Поэтический мир баллад В.А. Жуковского. Эпикурейские мотивы в лирике К.Н. Батюшкова. Романтический стиль думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Лирический герой поэзии В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева. Басенное творчество И.А. Крылова в оценке В.Г. Белинского. Обновление жанра басни в творчестве И.А. Крылова (сравнить с А.П. Сумароковым, И.И. Дмитриевым). «Горе от ума» А.С. Грибоедова в оценках В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова. Проблема ума в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиции классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Полемика А.С. Пушкина с В.А. Жуковским в поэме «Руслан и Людмила». Проблематика и поэтическое своеобразие лирики А.С. Пушкина петербургского периода. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина как романтическая поэма. Что сближает и что различает героев произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин». Влияние романтической эстетики в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема искусства и художника в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Образ Скупого у Мольера и А.С. Пушкина (сравнительный анализ). Пушкинские принципы историзма в романе «Арап Петра Великого». Образ Петра I в «Арапе Петра Великого» и в «Полтаве» А.С. Пушкина (сравнительный анализ). Образ повествователя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Лирика М.Ю. Лермонтова в обосновании В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Мастерство психологического анализа М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Суть дискуссии о творческом методе М.Ю. Лермонтова в современном литературоведении. Особенности поэтического стиля «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Проблема искусства в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»и «Портрет». Время и пространство в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Диалогический конфликт в романах «натуральной школы» («Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват» Герцена). «Сон Обломова» как художественное целое. Мир природы в творчестве Ф.И. Тютчева. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. 8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету). Литературный процесс в России первой половины ХIХ века. Эстетические признаки романтизма. Особенности русского романтизма начала ХIХ века. Романтизм В.А. Жуковского. Жанр элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского. Основные этапы творчества К.Н. Батюшкова. Эстетика декабристского романтизма. Творчество К.Ф. Рылеева. Басенное творчество И.А. Крылова. Основные этапы развития творчества А.С. Пушкина. Лирика А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. В.Г. Белинский о лирике А.С. Пушкина. Поэма А.С. Пушкина „Кавказский пленник“. „Бахчисарайский фонтан“ А.С. Пушкина как романтическая поэма. Поэма А.С. Пушкина „Цыганы“ (движение от романтизма к реализму). Тема творца и творчества в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“ (жанрово-стилевое своеобразие, метатекстовая структура романа). Трагедия А.С. Пушкина „Борис Годунов“: особенности драматургического метода, нравственно-философская проблематика. „Маленькие трагедии“ А.С. Пушкина (проблематика, метод, жанр). Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина. „Арап Петра Великого“ А.С. Пушкина (образ Петра I, пушкинские принципы историзма). Поэма А.С. Пушкина „Полтава“ (образ Петра I, жанровое и стилевое своеобразие). Поэма А.С. Пушкина „Медный всадник“ (проблематика, конфликт, композиция, жанровое и стилевое своебразие). „Повести Белкина“ А.С. Пушкина (полемика с романтической прозой, тема „маленького человека“). Комедия А.С. Грибоедова „Горе от ума“: проблематика, (проблема героя в комедии, решение проблемы ума), оценка образа Чацкого в русской критике; традиционное и новаторское в комедии. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. „Мцыри“ М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Поэма М.Ю. Лермонтова „Демон“. Проблематика и поэтика. „Капитанская дочка“ А.С. Пушкина (принципы историзма А.С. Пушкина, образ повествователя). Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“ (особенности метода, тип героя, мастерство психологического анализа). В.Г. Белинский и С.П. Шевырев о романе. Поэзия А. Кольцова. А. Кольцов в оценке В.Г. Белинского. Рецепция творчества Н.В. Гоголя в современном зарубежном и отечественном литературоведении. „Вечера на хуторе близ Диканьки“ Н.В. Гоголя (тематика, особенности творческого метода и стиля). „Миргород“ Н.В. Гоголя как единое художественное целое. „Петербургские повести“ Н.В. Гоголя (проблематика, особенности творческого метода и стиля). Поэма Н.В. Гоголя „Мертвые души“ (история создания, жанровое и стилевое своеобразие, особенности сюжета и конфликта, средства создания образов помещиков, Чичикова). Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия „Ревизор“. Становление реализма в русской литературе ХIХ века. Западничество и славянофильство как общественно-литературная проблема 40-60-х годов ХIХ века. Натуральная школа: история возникновения, органы издания, особенности творческого метода, тематики, жанровая динамика в творчестве писателей „натуральной школы“. Роман А.И. Герцена „Кто виноват“. Проблематика и поэтика романа. Роман И.А. Гончарова „Обломов“. Проблематика и художественное своеобразие. Обломов как национальный тип. Н.А. Добролюбов об Обломове и „обломовщине“. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие. Роман Н.Г. Чернышевского „Что делать“. Проблематика, художественное своеобразие. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики). Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература». Программу составила: к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ С.В. Бурмистрова Приложение I Художественные тексты (минимум) В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Певец во Кремле. Мотылек. Славянка. Кольцо души-девицы. Узник. Лесной царь. Граф Габсбургский. Невыразимое. Шильонский узник. Таинственный посетитель. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Сказки. К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на брегах Леты. Воспоминания 1807 года. Весёлый час. Приведение. Тибуллова элегия Х-я. Радость. Мои пенаты. К Д.В. Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Разлука. Таврида. Воспоминания. Вакханка. Беседка муз. К престарелой красавице. И.А. Крылов. Модная лавка. Урок дочкам. Басни: Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и Очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Пруд и Река. Свинья под дубом. Рыбья пляска. Волк и Овцы. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Крестьянин и Река. К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П. Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. Ты посетить, мой друг, желала. На смерть Чернова. Гражданин. Думы (Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Дмитрий Самозванец. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Волынский, Державин). Войнаровский. Наливайко. Ах, тошно мне. Уж как шёл кузнец. А.С. Грибоедов. Горе от ума. 1812 год. Грузинская ночь. А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Ответ на вызов написать стихи. Деревня. Чёрная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Кинжал. Песня о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне. К морю. Ненастный день потух. Ночной зефир. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 г. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 г. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Чернь. Кавказ. Обвал. Зимнее утро. Я вас любил. Брожу ли я. Поэту. Бесы. Элегия. Моя родословная. Для берегов отчизны дальной. Клеветникам России. Эхо. Осень. Вновь я посетил. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Великого. Я памятник себе воздвиг. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен. А.А. Дельвиг. Первая встреча. Цефиз. Моя хижина. Соловей мой, соловей. Домик. Ах ты, ночь ли. Только узнал я тебя. Прекрасный день. Подражание Беранже. Дамон. Купальницы. Пела, пела пташечка. Конец золотого века. Отставной солдат. Е.А. Баратынский. Бал. Цыганка. Буря. Стансы. Истина (ода). Две доли. Осень. Рифма. Разуверение. П.А. Вяземский. Первый снег. Негодование. Петербург. Русский бог. Тройка. Коляска. Зимние карикатуры. Д.В. Давыдов. Голова и Ноги. Река и Зеркало. Моя песня. Сон. Бурцову. Гусарский пир. Песня. Элегия. Современная песня. Н.М. Языков. Моя родина. Песня (Полней стаканы). Н.Д. Киселеву (В стране, где я забыл мирские наслажденья). Родина. Новгородская песнь. Не вы ль, убранство наших дней. Всему человечеству. Из страны, страны далекой. Пусть свободны и легки. Пловец. К Рейну. К не нашим. Послание к Чаадаеву. М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Два великана. Беглец. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Когда волнуется желтеющая нива. Гляжу на будущность с боязнью. Кинжал. Дума. Поэт. 1-е января. И скушно и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утёс. Спор. Тамара. Свиданье. Выхожу один я на дорогу. Песня про… купца Калашникова. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Герой нашего времени. А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня пахаря. Размышление поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Раздумье селянина. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня (Ах, зачем меня). Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок Дума сокола. Разлука. На заре туманной юности. Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Заколдованное место. Старосветские помещики. Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Записки сумасшедшего. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души. А.И. Герцен. Кто виноват Сорока-воровка. Былое и думы. И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. Что делать Н.А. Некрасов. В дороге. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Еду ли ночью. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом. Блажен незлобивый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Влас. Саша. Внимая ужасам Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушки. Бунт. Рыцарь на час. Деревенские новости. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Катерина. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины. Смолкли честные. Элегия. Из поэмы «Современники». Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо. Ф.И. Тютчев. Сумерки. Весенняя гроза. Mal’aria. О чем ты воешь… Silentium! Не то, что мните вы, природа. Фонтан. Душа моя – элизнум теней. Поэзия. Слезы. О, как убийственно мы любим. Эти бедные селенья. О, вещая душа моя. Смотри, как роща зеленеет. Есть в осени первоначальной. Я встретил Вас. Славянам.Умом Россию не понять. А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное утро. Музе. А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное цутро. Муза. Музе. Смерть. Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу. Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу. II Произведения, рекомендуемые для заучивания на память (примерно) В.А. Жуковский Вечер. Певец во стане русских воинов (отрывок «Отчизне кубок сей, друзья …»). Лесной царь. Невыразимое. Море. К.Н. Батюшков Совет друзьям (отрывок). Весёлый час (отрывок). Послание к Дашкову (отрывок). Вакханка. И.А. Крылов Ворона и Лисица. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Листы и Корни. Волк и Ягненок. К.Ф. Рылеев Гражданин. Наливайко (отрывок мне – погибель ждет… ). Иван Сусанин (Отрывок). К временщику. А.С. Грибоедов Горе от ума (монолог Фамусова. Чацкого). А.С. Пушкин Песнь о Вещем Олеге. К Чаадаеву. В Сибирь. Вакхическая песня. Зимняя дорога. Осень (отрывок). Зимнее утро. Я помню чудное мгновенье. Я вас любил. На холмах Грузии. Евгений Онегин (отрывок). Медный всадник (отрывок). Элегия (Безумных лет унесшее веселье…). Памятник. М.Ю. Лермонтов Парус. Бородино. Смерть поэта. И скучно, и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Выхожу один я на дорогу. Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывок). Мцыри (отрывок). А.В. Кольцов Косарь. Песня пахаря. На заре туманной юности. Не шуми ты рожь. Н.В. Гоголь «Мертвые души» (один из отрывков: о русском слове – конец V гл.; «И какой же русский не любит быстрой езды..; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»). Ф.И. Тютчев Silentium. О, как убийственно мы любим. Я встретил вас. Умом Россию не понять. Н.А. Некрасов Вчерашний день часу в шестом. Тройка. Мороз, Красный нос. А.А. Фет На заре ты её не буди. Я тебе ничего не скажу. Как беден наш язык. ПРИМЕЧАНИЕ: Из Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Кольцова, Некрасова, Тютчева, Фета выучить 2 стихотворения или отрывка, подчеркнутое – обязательно. Из Пушкина, Лермонтова 3 4 стихотворения или отрывка. Данный перечень рекомендательного характера, можно выбрать то, что вам особенно нравится. III Критические статьи, рекомендуемые для конспектирования Пушкин А. С. О прозе; о романе; «Драма родилась на площади…». Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине Белинский В. Г. Цикл статей о Пушкине. Статьи 5, 8, 9. Стихотворения Лермонтова Герой нашего времени Статьи о «Мертвых душах»(2) Н. В. Гоголя И. А. Крылов О жизни и сочинениях А. Кольцова Взгляд на русскую литературу 1846 года Взгляд на русскую литературу 1847 года Герцен А. И. О развитии революционных идей в России ( гл.5) Гончаров И. А. Мильон терзаний Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина IV Практические занятия и семинары Семинарское занятие № 1 Тема: Романтическая картина мира. Философско-эстетические категории романтизма. Особенности мировосприятия романтиков. Категория универсальности. Идея мировой души. Метафора мира как живого организма. Идея бесконечного развития. Идея органической целостности мира внешнего и внутреннего. Тождество человека и вселенной. Специфика картины мира романтиков по сравнению с мировосприятием классицистов. Эволюция мировоззренческой системы романтизма: концепция личности и мира на раннем и позднем этапах развития романтизма. Эстетическая система романтизма: - принцип аналогии и принцип контраста; - особенности романтического конфликта; - концептуальный уровень романтического произведения (тематика, проблематика); -пространственная поэтика (двоемирие, онейрическое пространство, пространственная вертикаль, изображение природного мира, идея зависимости пространства от нравственно-этической ориентированности личности); - типология романтических героев; - феномен двойничества; - принцип «alter ego»; - позиция автора и позиция читателя в романтическом тексте; - романтическая ирония; - функции фантастики в романтическом произведении; - феномен открытого финала в романтическом произведении; - жанровые особенности фрагмента; - проблема национального колорита. Литература Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. Ванслов В.В. Эстетика романтизма (любое издание). Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Пособие по спецкурсу. – Тверь, 1991 Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. Гаврилов И.Б, Иванов И.А. Философия природы немецкого романтизма Мир романтизма: Материалы международной научной конференции «Мир романтизма» (XII Гуляевских чтений. Тверь, 26-29 мая 2004 г. – Тверь, 2004. – Т. 10 (34). – С. 4–6. Практическое занятие № 2 Тема: Романтизм в русской литературе ½ XIX века. Русский романтизм начала XIX века. Причины возникновения романтизма в русской литературе (социально-исторические, собственно литературные). Эстетическая многоликость русского романтизма (эпикурейский романтизм, элегический романтизм, декабристский романтизм). Идея содружества, «совместной активности» в романтизме. Литературные общества и кружки в русской культуре ½ XIX века. Литература: 1. К истории русского романтизма. – М., 1973. 2. Русский романтизм. – М., 1984. 3. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. – М.,2001. 4. Сахаров В.И. Романтизм в России. Эпоха, школы, стили. – М., 2004. 5. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. – М. 2004. 6. Карташова И.В. О единых интенциях литературного процесса эпохи романтизма Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. 7. Полемические выступления А.С. Шишкова против «нового слова» Н.М. Карамзина Лучшая вузовская лекция. Академическая филология. Литературоведения. Лингвистика. Под ред. Прохорова Ю.Е. – М., 2004. Практическое занятие № 3 Тема: Поэтическое своеобразие творчества русских поэтов-романтиков начала XIX века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев). Методические рекомендации к занятию: Цель занятия: путем текстуального анализа произведений названных поэтов, выявить поэтическое многообразие русского романтизма; усовершенствовать и закрепить навыки анализа поэтического текста. Студентам предлагаются небольшие фрагменты стихотворных текстов без указания имени их авторов. Анализируя тематику, определяя тип лирического героя, особенности интонационного рисунка произведения, его лексики, синтаксиса, ритмической организации повествования, выявляя наличие преобладающих художественных тропов, поэтической символики и т.д., студент должен определить автора каждого отрывка и, по возможности, назвать произведение в целом. Анализ стихотворений, итоговый ответ представляются в письменном виде. Литература 1.Соответствующие разделы лекций и указанная к ним критическая литература о творчестве В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева. Практическое занятие № 4 Тема: Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. Ода «Вольность» А.С. Пушкина: а) традиции классицизма в оде А.С. Пушкина «Вольность»: - жанр, - композиция, - церковнославянская лексика; б) Идеологическое пространство оды «Вольность» А.С. Пушкина и оды «Вольность» А.Н. Радищева: авторские представления о народе, власти, законе; в). Художественное пространство в оде «Вольность» А.С. Пушкина. 2. «Деревня» А.С. Пушкина: особенности композиции, художественного пространства, лирического героя. 3. Послание «К Чаадаеву» А.С. Пушкина: особенности композиции, образ лирического героя, сочетание гражданского пафоса и интимных интонаций, семантика центральных образов послания (свобода, честь, самовластье, товарищ). Литература: Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. В школе поэтического слова (любое издание). Красовский В.Е. А.С. Пушкин Русская литература XIX–XX веков: В 2 т. Т I: Русская литература XIX века Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М.М. Голубков. – М., 2008. Альтшуллер М., Мартынов И. Звучащий стих свободы ради. М., 1976. Грехнев В. Лирика Пушкина. Горький, 1991. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. Репетиция книги. М., 2001 Cурот И. П. Пушкин: биография и лирика.Проблемы, разборы, заметки, отклики. М., 2000. Практическое занятие № 5 Тема: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Драматургический метод А.С. Пушкина: соотнесенность классицистических и реалистических начал. Социально-философская проблематика «Маленьких трагедий» (проблема добра и зла, гения и таланта, любви и предательства). Поэтика «Маленьких трагедий»: конфликт, хронотопическая и мотивная структуры, символика. Литература: Благой Д.Д. Творческий путь А.С. Пушкина. 1826–1830. (Любое издание). Коган Л.А. Опыт драматического человековедения. О философии «маленьких трагедий» Вопросы философии, 2003. № 4. Практическое занятие № 6 Тема: Философия искусства в творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг. Романтическая парадигма о творце и творчестве (Новалис, В. Вакенродер, Э. Гофман): а) Феномен «универсального» романтического искусства; б) Мистическая природа искусства; в) Семантика образа поэта-пророка, поэта-мага; г) Природа творческого вдохновения в представлении романтиков: связь между вдохновением художника и чужой внешней волей; сознательное и бессознательное в творческом акте; д) Двойное бытие художника; семантика оппозиции поэт и толпа. 2. Тема творца и творчества в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг.: а) Образ поэта-пророка в стихотворении Пушкина «Пророк»: - семантика слова «пророк» в христианстве и образ поэта-пророка в стихотворении Пушкина (мотивы самопожертвования и истинного видения); - особенности поэтического видения окружающего мира (аудиальное и визуальное восприятие, расширение сознания художника, тема духовного преображения); - пространственная организация: внешнее и внутреннее пространство: образ «пустыни мрачной», мотивы пути и духовной жажды, ситуация встречи в пути; - назначение поэзии. б) Диалектика образа поэта в стихотворении Пушкина «Поэт»: - композиция стихотворения; - двойное бытие художника («хладность» души поэта, его «ничтожность» в состоянии праздности и суеты, духовное горение и величие в процессе творческого акта); - античная образность в раскрытии темы творца и творчества. в) Размышления о природе творческого вдохновения в стихотворении Пушкина «Осень»: - феномен фрагмента в романтическом искусстве; - соотношение сознательного и бессознательного в процессе творческого акта; - поэзия как отражение энергии души поэта, преображение человека в момент творческого созидания. 3. Эстетические представления Пушкина в повести «Египетские ночи»: а) Феномен сотворчества в романтизме. Пушкинское представление о «подражании» в искусстве; б) превращение «чужого» в «свое» в процессе творчества. Литература: Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. – М., 1994. Чавчанидзе Д.Л. Искусство и правда жизни в концепции немецких романтиков Известия АН. Серия литература и язык. Т. 55. 1996. № 5. Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. – М., 1999. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В V ч. – М., 1996. Ч. I. Практическое занятие № 7 Тема: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Циклическая организация «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Феномен циклизации в романтизме. «Петербургский текст» в русской литературе XIX века (определение, уровни «петербургского текста»). 3. Поэтика «Невского проспекта» Н.В. Гоголя: а) пространственная поэтика повести (образ Петербурга, «расколотость» петербургского пространства, инопространство); б) тема гибели красоты при столкновении со злом мира; мотив жертвенной любви; в) особенности гоголевского психологизма (мотив внезапного озарения героя эволюция душевного состояния героя, изображение переломных моментов, душевные порывы); г) особенности сюжетной организации (две сюжетные линии, конфликт идеала и действительности); 4. «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя: а) Концепция безумия в повести и романтическая традиция изображения поэтических безумцев. Первоначальное название повести; б) Тема «маленького человека»; в) Двуплановость темы переписки собачек; «естественное» и искаженное восприятие действительности. Литература: Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1971. Маркович В.М. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. – Л., 1989. Золотусский И. О прозе Гоголя Н. В. Гоголь. Проза. Статьи. – М., 1977. Канунова Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя. – Томск, 1969. Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. – М., 2000. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1–2. – Таллин, 1992. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. – Калинин, 1975. Доманский В.А. «Петербургский текст» В.И. Даля Проблемы литературных жанров: Материалы X Международной научной конференции. – Ч. I. – Томск, 2002. Практическое занятие № 8 Тема: Концепция искусства и образ художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». 1. История создания повести. Критический отзыв В.Г. Белинского о первой редакции повести. 2. Образ художника Чарткова. Проблема творческой свободы художника. Внешняя и внутренняя независимость художника. Осмысление темы «художник и толпа». 3. Эволюция нравственного облика художника, причины духовной деградации. Мотив сделки с дьяволом, ситуация нравственного выбора. 4. Эволюция духовного состояния художника, написавшего портрет ростовщика. 4. Тема искусства в повести (синтез романтической и христианской концепций искусства). Связь искусства с религией; искусство как «незримая ступень ко Христу». Творческий акт в концепции немецких романтиков (Новалис, Вакенродер) и в представлении Гоголя. 5. Особенности изображения фантастического в повести, проблема скрытой фантастики. Литература: Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. – М., 2000. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. – Калинин, 1975. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. – М., 2002. Татаркина С.В. Проблема творческой свободы художника в «Портрете» Н.В. Гоголя и европейская романтическая традиция Развитие русского национального мирообраза в пространстве межкультурного диалога: материалы Международной научной конференции (15–16 мая 2008 г.); под ред. Т. Т. Уразаевой и др. – Томск: Изд-вл ТГПУ, 2008. – С. 40–46. 5.Пушкин:pro et contra. В 2x томах . Т.2.М., 2000. Практическое занятие № 9 Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1.А.С. Грибоедов. Личность и литературное творчество. 2.Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (проблематика, центральный конфликт и группировка образов, неоднозначность образа Чацкого как результат сложного отношения Грибоедова к декабризму, жанровое своеобразие, язык и стих комедии, традиции классицизма, романтизма в реалистической комедии Грибоедова). 3. Комедия «Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова. А.И. Герцена, В.Г. Белинского, А.С. Пушкина Литература Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы М., 1980. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова.1791-1829. М., 2000. «Горе от ума» в русской критике и литературоведении СПб, 2002. Смольников И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Книга для учащихся М., 1986.

  • «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
  • 1. Цели и задачи дисциплины.
  • 2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.
  • 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
  • 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины
  • 5. Лабораторный практикум
  • 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
  • Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • 8.1. Перечень заданий и контрольных вопросов для самостоятельной работы.
  • 8.2. Примерная тематика рефератов.
  • 8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету).
  • Приложение I Художественные тексты (минимум)
  • II Произведения, рекомендуемые для заучивания на память (примерно)
  • III Критические статьи, рекомендуемые для конспектирования
  • IV Практические занятия и семинары Семинарское занятие № 1 Тема: Романтическая картина мира. Философско-эстетические категории романтизма.
  • Практическое занятие № 2 Тема: Романтизм в русской литературе ½ XIX века.
  • Практическое занятие № 3 Тема: Поэтическое своеобразие творчества русских поэтов-романтиков начала XIX века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев).
  • Методические рекомендации к занятию
  • Практическое занятие № 4 Тема: Лирика А.С. Пушкина петербургского периода.
  • Практическое занятие № 5 Тема: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
  • Практическое занятие № 6 Тема: Философия искусства в творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг.
  • Практическое занятие № 7 Тема: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
  • Практическое занятие № 8 Тема: Концепция искусства и образ художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
  • Практическое занятие № 9 Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»