Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины Биографический метод в социологии для направления 040200. 68




страница1/3
Дата08.07.2017
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

Биографический метод в социологии

для направления 040200.68 – Социология подготовка магистров


Автор к.филос.н.. проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е.Ю.

(e-rozhdestvenskaya@hse.ru ; rigasvaverite@gmail.com)



Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов


Зав. Кафедрой И.Ф.Девятко

. « » 2010 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« » 2010 г.

Москва
I. Пояснительная записка



Автор программы: к.филос.н., профессор Рождественская Елена Юрьевна

Требования к студентам:

изучение данной дисциплины предполагает знакомство с ведущими направлениями социологической мысли: позитивизмом, структурным функционализмом, феноменологией, интеракционизмом, этнометодологией, постмодернизмом. Студенты должны также обладать навыками эмпирического исследования как в логике количественного, так и качественного исследования.



Аннотация: В программе курса представлена качественная парадигма исследования, претендующая на изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенности" в социум, субъективного управления и приобретенного опыта. Биографическое исследование рассматривается сквозь призму концепций, которые охватывают жизнь индивида в целом, но при этом не утрачивается взаимосвязь индивидуальной истории жизни и истории общества, а также осмысливается интерпретационную активность актеров повседневности. Для решения этого комплекса задач демонстрируются возможности глубинного нарративного интервью, стратегии его анализа. Также как комплементарные исследовательские стратегии излагаются принципы интент-анализа (анализ намерений, сфера политического дискурса, потребительского поведения), объективная герменевтика как пример анализа латентных структур сознания, дискурсивный анализ (сфера коллективных представлений, оформленных в виде дискурса), конверсационный анализ (анализ диалога). Курс дополнен визуальной герменевтикой личных документов, фотографий, видео.


Тематический план учебной дисциплины


п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Лекции

Сем.или практ. занятия

Всего




Тема 1.

История биографического метода в психологии и социологии.

Классические качественные исследования


1




1







Тема 2.

Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма




1

1

2







Тема 3.

Методология качественного подхода как общая для биографических исследований




1

1

2







Тема 4.

Нарратология, основные понятия и концепции




1




1







Тема 5.

Биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни. Гендерные биографии




1

1

2







Тема 6.

Биографическое интервью



1

1

2

Практическое задание




Тема 7.

Анализ текста биографического интервью




1

1

2

Практическое задание




Тема 8.

Качественный содержательный анализ

Обоснованная теория Глэзера, Страуса и Корбин


1

1

2







Тема 9.

Психоаналитическая интерпретация текста




1




1







Тема 10.

Объективная герменевтика У.Овермана




1




1







Тема 11.

Конверсационный анализ



1

1

2

Практическое задание




Тема 12.

Интент анализ



1

1

2







Тема 13.

Анализ невербальной коммуникации, язык гендеризованной телесной коммуникации



1

1

2

Практическое задание




Тема 14.

Анализ визуальных биографических документов





1

1

2

Практическое задание




Тема 15. Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и социальной памятей


1




1
















25

Итоговое эссе на любую из тем курса


Базовый учебник и ридер

Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной (Рождественской) Е.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994. С.5- 41

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ./Под ред.В.Воронкова,Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997.С.7-25, 42-49.

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (2-е изд. - М .: Университет, 2002 - Гл 3 Биографический метод.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998. С.80-124.

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002. – Введение, 1 глава.

Содержание ридера в электронной форме:

Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной (Рождкественской) Е.Ю.,Семеновой

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории

Лондон Дж.По ту сторону рва

Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии

Ньюман Л.Анализ качественных данных

Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров

Рождественская Е.Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом рассказе

Рождественская Е.Ю. Устная история, биография и женский взгляд

Рождественская Е.Ю. Перспектиывы визуальной социологии

Таннен Д. «Ты просто меня не понимаешь: Женщины и мужчины в диалоге»

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу

Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия

Шютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии



Формы контроля:


  • промежуточный контроль складывается из отслеживания подготовки студентов к семинарским занятиям, требующим чтения и освоения литературы, а также по мере выполнения практических заданий (интервью, наблюдений, визуального анализа),

  • оценка складывается из сведений промежуточного контроля, который служит основанием зачета по курсу, итоговый контроль проводится в форме письменного зачета-эссе объемом 10-12 страниц (с оценкой результатов по 10-балльной шкале).



Содержание программы
Биографический метод в социологии

Введение к курсу

Тема 1. История биографического метода в психологии и социологии. Классические качественные/ биографические исследования

Американская и европейская школы биографических исследований. Теоретические концепции в поле биографического исследования. Три концептуальных перспективы биографического исследования: смысловая (социология понимания и социального действия), функциональная (биографическое как выражение и функция социальных процессов) и структурная (объективные матрицы биографии и правила воспроизводства в них социального). Биографический метод на пересечении с другими методами качественного анализа – нарративное интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, аудиовизуальное наблюдение, конверсационный анализ, обьективная герменевтика, интент-анализ, анализ языка тела, визуальных документов и др. Биографические исследования и Устная история как граничащие сферы анализа.

Уроки классических качественных /биографических исследований:

“Польский крестьянин в Европе и в Америке” (1918-1920) У.И.Томас и Ф.Знанецки.

“Безработные в Мариентале” (1933) М.Ягода, П.Ф.Лазарсфельд и Х.Цайзель.

Исследования “авторитарной личности” (1950) Т.В.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Дж.Левинсон, Р.Невитт Занфорд.

“Менеджмент и рабочий” (1939) Ф.Дж.Ротлизбергер и У.Диксон

Исследования мотивации (1961) Д.Мак-Клеланд.

“Балинезийский характер” (1942) - Качественное исследование как упорядоченная субъективность. Г.Батсон и М.Мид.

Содержательные сферы применения биографического подхода. Исследования Л.Нитхаммера о коллективном жизненном опыте и коллективной памяти. Работы М.Коли и Г.Роберта о процессах индивидуализирования и биографизирования. Исследования в сфере труда и индустриальной социологии Г.Брозе. Работы Ленца К. о молодежной субкультуре, Фишера-Розенталя об исторических своеобразиях немецкой биографии, и другие. Обзор отечественных исследований в биографическом направлении (В.Семенова, В.Голофаст, В.Воронков, Е.Здравомыслова, А.Темкина и др.).


Основная литература:

Bertaux,D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences.Beverly Hills,Sage 1981.

Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994.

Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,с.71-89.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1. С.106-110.



Дополнительная литература

Plummer,K.Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Allen & Unwin, 1983.

Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.

Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt.

Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York.

Roethlisberger, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge

McClelland, D.C.(1961) The achieviing society. Van Nostrand, Princeton.

Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York.



Тема 2. Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма

Классификации памяти: произвольная и непроизвольная; образная и вербально-логическая; моторная, слуховая, зрительная, одорная, вкусовая; по времени сохранения- ультра-кратковременная, кратковременная, долговременная память. С точки зрения структуры и функционирования хранения информации, - подразделение ее на процедурную и декларативную (Л.Сквайер). Подструктуры, образующие строение системы долговременной памяти: процедурная, семантическая и эпизодическая память, последняя и содержит автобиографический опыт. (Э.Тульвинг). Автобиографическая память (АП) удерживает та­ко­го ро­да со­бы­тия, ко­то­рые люди осоз­на­ют как "часть их лич­ной ис­то­рии". Функции (АП): социальной коммуникации, психодинамическая, директивная. Интерсубъективно АП ответственна за поддержание связей с различными социальными группами, достижение социальной солидарности или отторжения, передачу опыта жизни новому поколению, установление межличностных контактов, предсказание поведения других по аналогии с событиями своей жизни.

Социальная групповая память целевых социальных групп, которые берут на себя выполнение определенных общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования положительного опыта, сохранения и передачи его между членами группы. Ради этого целевыми и социальными группами создается система социальной коммуникации, включающая особую групповую память, которая включает следующие разделы: специальный язык, массив недокументированных знаний, профессиональные нормы, документальные.фонды. Благодаря групповой памяти социальные группы образуют свою субкультуру.

Направление клинической социологии (де Гольжак, Шутценбергер, Морено) оперирует коллективным бессознательным рода, социальными атомами родства, невидимыми лояльностями, в поисках закономерностей повторяемых поступков. Память как «учебник жизни», «ревитализация» пережитого, рефлексия по А.Мюксель. Построение геносоциограммы. Судьбоанализ Сонди.


Основная литература:

Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2002

Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007

Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы социологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130

Гольжак де В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И. К. Масалкова. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000

Разумова И. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001
Дополнительная литература

Сонди Л. Судьбоанализ. Эл.ресурс http://www.norbrink.narod.ru/Szondi/Szondi-0.htm

Судьбы людей : Россия ХХ век.Биографии семей как обьект социологического исследования.-М.:Ин-т социологии РАН,1996.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина М.: Новое издательство, 2007

Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / Пер. с франц. И.К. Масалкова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

Markowitsch H.J. Die Errinerung von Zeitzeugen aus der Sicht der Gedaechtnisforschung // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000, S.30-50

Ross B.M. Remembering the Personal Past. Descriptions of Autobiographical Memory. Oxford University Press, N.Y., 1991

Тема 3. Методология качественного подхода как общая для биографических исследований
Общие максимы качественного подхода: вводный характер качественного исследования; преодоление дистанции между исследователем и предметом; описание как шаг от явления к структуре. Три вида качественной методологии по субъективно-объективным отношениям: 1) направленная на изучаемого субъекта; 2) на исследуемый предмет; 3) на их взаимоотношение в развитии.

Соотнесение количественной и качественной методологии: от типичности к механизмам “социальной конструкции действительности” (Бергер & Лукман, 1969). Применение, использование и оценка качественных данных согласно собственным стандартам, отличным от норм количественных и экспериментальных исследований, надежность и валидность в качественном исследовании (Глэзер & Страус). Триангуляция.

Стадии качественного исследовательского процесса: 1) как последовательность решений, 2) теоретические предпосылки и предмет исследования, 3) постановка вопроса и определение его границ, 4) приближение к полю, 5) решение относительно методов сбора данных, 6) фиксация данных, 7)их интерпретация, 8) обобщение, оценка, дизайн.
Интерпретативные методы (объективная герменевтика, конверсационный анализ), где предмет анализа исследуется в его естественном дизайне. Реконструктивные методы (все виды интервью, полевые заметки включенного наблюдателя, автобиографический рассказ).


Структурирование массива данных

исследователем

субъектом

ситуацией

полностью

качественный эксперимент

нарративное интервью

интерпретативные методы

Частично

лейтмотивное
включенное

интервью

групповая

наблюдение

дискуссия




Основная литература:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии зна-ния. - М.: "Медиум", 1995

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы.Методология. Исследовательские:Учебное пособие. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2009.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) - 2-е изд. - М .: Университет, 2002

Ковалев Е.М. , Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1998

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998.


Дополнительная литература:

Denzin N. and Lincoln Y. (eds.) Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.

Handbuch Qualitative Sozialforschung. Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen (1995). (Hrsg. von U.Flick, E.v.Kardoft et al.) Belbz Verlag, Weinheim.

Glaser, B.G. & Straus, A.L. (1967) The Discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Aldine.



Тема 4. Нарратология, основные понятия и концепции

Нарратология, теория нарратива как дисциплина, изучающая повествовательные тексты, природу, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие возможным типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются.

Аналитические компоненты нарратологии — сюжет, голос, время, точка зрения, персонаж, роль. Темпоральность, последовательность, событийность, фокальность в теориях русских формалистов В. Проппа, Б. Эйхенбаума и В. Шкловского; диалогическая теория нарратива (М. Бахтин).

Порождающая нарратив модель В.Шмида: события-история-наррация-презентация наррации. Нарративные теории «новой критики» (Р. П. Блэкмэр); Чикагская школа ( Р. С. Грейн, У.Бут); психоаналитические теории (3.Фрейд, Ж.Лакан, Н.Абрахам); герменевтические и феноменологические теории (Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле); структуралистские, семиотические и тропологические теории (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт); марксистские и социологические теории (Ф. Джеймисон); теории читательского восприятия (В.Айзер,X.Р.Яусс);пост-структуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Деррида, П. де Ман). Крен от лингвистических теорий нарратива к смысловым. Ограничения применения нарративистских теорий повествования в анализе повседневности. Триада Ляйтхойзера тема-горизонт-схема. Герменевтические условия повседневного языка, погруженного в повседневные ситуации, - оговорки, полисемия, намеки, конвенциональные недоговоренности, эвфемизмы как табу.


Основная литература:

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003
Дополнительная литература:

Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42

Рикёр П. Время и рассказ.- Т.1: Интрига и исторический рассказ; Т.2: Конфигурации в вымышленном рассказе. – М.; СПб., 2000

Тюпа В. “Очерк современной нарратологии” – Сб. Критика и семиотика. Вып. 5-й. Новосибирск: НГУ, 2002, с. 5-31

Jameson F. The political unconscious: Narrative as a socially symbolic act. -- Ithaca, 1981

  1   2   3

  • Факультет социологии
  • Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов