Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа дисциплины «Античная литература»




Скачать 230.91 Kb.
Дата12.03.2017
Размер230.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Античная литература» для направления

45.03.01. «Филология» подготовки бакалавра








Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук



Программа дисциплины

Античная литература



для направления для направления 45.03.01.



«Филология» подготовки бакалавра

Автор программы:

М.В. Цветкова – д. филол. наук, проф. (mtsvetkova@hse.ru)

К.Ю. Кашлявик – канд. филол. наук, доцент (kkashlyavik@hse.ru )

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «28» августа 2014 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман


Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «28» августа 2014 г.

Председатель М.В. Цветкова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «22» сентября 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров


Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 45.03.01. «Филология» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

Образовательной программой направления подготовки для направления 45.03.01.

«Филология» подготовки бакалавра.


1.Цели освоения дисциплины:


Целью освоения курса «Античная литература » является формирование у студентов представления о культуре и литературе античного мира, лежащей в основе современных европейских литератур и культур.

В результате изучения курса студент получит представление о временных, территориальных и культурных характеристиках древнегреческой и римской цивилизаций.

Курс охватывает:

– основные периоды развития античной литературы и культуры,

– произведения наиболее значительных древнегреческих и римских авторов,

– рецепцию античного наследия в культуре последующих эпох.



2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

– свободно ориентироваться в периодизации древнегреческой и древнеримской литературы и культуры;

владеть знаниями в области древнегреческой и древнеримской мифологии;

– знать творчество наиболее значительных древнегреческих и римских авторов;

– уметь анализировать произведения античной литературы, опираясь на основные отечественные и зарубежные научные концепции;

– уметь отслеживать историю рецепции античного наследия в культуре последующих эпох.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


общекультурные компетенции (ОК):
1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
2. Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
3. Знание ключевых понятий культурологи, знание культурных традиций

(ОК-3)



(ОК-1)

(ОК-2)
(ОК-3)

Способен свободно ориентироваться в периодизации древнегреческой и древнеримской литературы и культуры;

Владеет знаниями в области древнегреческой и древнеримской мифологии;

Знаком с творчеством наиболее значительных древнегреческих и римских авторов;

Умеет анализировать произведения античной литературы, опираясь на основные отечественные и зарубежные научные концепции;

Умеет отслеживать историю рецепции античного наследия в культуре последующих эпох.




Формы обучения:

– лекции,

– семинары,

– написание эссе,

– самостоятельная работа.
Методы обучения:

– чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

– чтение, анализ художественной литературы




3.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является основной и базовой. Изучение данной дисциплины является вводным по отношению к профессиональному образованию. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    – Знание базовых литературоведческих понятий и приемов анализа на уровне программы средней общеобразовательной школы;

    – Понимание специфики прозаической и поэтической организации текстов;

    – Способность к существенному расширению читательского горизонта, освоению профессиональной литературы по истории античной мифологии и культуры.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

– история литератур стран Европы,

– история русской литературы,

– анализ поэтического и прозаического текста,

– при написании курсовой работы.

4.Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Литература архаической эпохи. Мифология. Героический, дидактический, пародийный эпос. Лирика.

24

8

2




16

2

Литература классической эпохи. Трагедия. Комедия. Историческая и философская проза. Ораторское искусство.

24

8

4




16

3



Литература эпохи эллинизма. Основные жанры. Идиллии и эпиграммы. Новоаттическая комедия. Греческий роман.


22



6

2






12


4


Римская мифология. Ранняя римская литература. Плавт. Лукреций. Катулл. Цицерон. Цезарь.

32


610




20


5

Литература эпохи принципата. Вергилий. Гораций. Тибулл, Проперций. Овидий.


26


8


2





12


6


Литература эпохи империи. Сенека. Петроний. Марциал. Ювенал. Тацит. Светоний. Апулей.



24


8



2


16




Итого

152

48

12




92

5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1-й год

Параметры

1










Текущий

Эссе

6










Эссе 5000-10000 знаков

Итоговый

Экзамен

*










Устный экзамен 240 минут


    1. Критерии оценки знаний, навыков:


  • Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

  • Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов по всему курсу и при отсутствии фактических ошибок в тесте.

  • Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к тесту, 1-2 фактические неточности.

  • Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии более 2-х неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в тесте.

  • Оценка в 5 баллов выставляется, если тест содержит более 5 фактических ошибок.

  • 4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в тесте.

  • Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов втесте.

  • 2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

  • 1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.




    1. Порядок формирования оценок по НИС

Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре: Оауд. правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом: Осам.раб.



Оауд Осам.раб. Оэссе. = Онакопленная

Оитоговый=Оэкзамен Онакопленная

Из них:


Оэкзамен – 0,3 балла (см. теоретические вопросы к экзамену); Осам. работа-0,2 балла(подготовка домашних заданий); Оауд.- 0,3 балла Оэссе 0,2 балла.
Оитоговый(1)=0,3Оэссе 0,7Онаправленная
Оценки округляются арифметическим способом.

6.Содержание дисциплины


Раздел /темы

Лекционные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Литература по разделу (ссылки на источник из раздела «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»

Подготовка к семинарам

Для выполнения заданий по текущему контролю

1. Литература архаической эпохи.
1. Мифология как источник древнегреческой литературы.
2.Эпос: героический, дидактический. Его жанровые особенности. Гомер «Илиада» и Одиссея». «Гесиод «Работы и дни»
3. Лирика: ее виды и жанры. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Феогнид и др.


8





8

7.1, 3, 4, 7, 8, 9


2. Литература классической эпохи.
1. Происхождение трагедии. Устройство греческого театра.
2. «Отец трагедии» Эсхил, его мировоззрение и творческое наследие. Развитие эсхиловской трагедии от «Умоляющих» до «Орестеи».

3. Софокл и его вклад в формирование греческой драмы. Отражение его мировоззрения в трагедиях фиванского цикла «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона». Мастерство Софокла-драматурга.

4. Еврипид – «философ на сцене». Драматургические нововведения и влияние Еврипида на дальнейшее развитие античной и литературы в целом.

5. Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Аристофан «Всадники», «Облака».



8





8



1, 2, 5, 6



6. Виды греческой прозы V-IV вв. до н.э. Историография.
«Отец истории» Геродот. «История» Фукидида и начало греческой научной историографии. Ксенофонт, исторические труды.
7. Ораторская проза и ее виды. Влияние софистики на развитие красноречия. Судебное красноречие (Лисий), эпидейктическое, или торжественное (Исократ), политическое (Демосфен).

8. Философская проза. Личность и учение Сократа. Материалистическая философия Демокрита. Идеализм Платона, его учение о двух мирах. Жанр философского диалога. Платоновская Академия. Философия Аристотеля. Взгляды Аристотеля на сущность и назначение искусства. «Поэтика», «Риторика».



















3. Литература эллинистической эпохи.
1.Завоевательные походы Александра Македонского и расширение границ эллинского мира. Синкретизм греческой и восточной культур. Перемещение культурного центра из Афин в Александрию Египетскую. Характерные черты эллинистической литературы. Роль эллинистической литературы в формировании римской и последующей европейской литературы.
2. Новая аттическая комедия, ее отличие от древней. Типические сюжеты и маски. Творчество Менандра.
3.Александрийская поэзия, ее основные направления.
Поэзия Каллимах «Аргонавтика» Аполлония Родосского. Идиллии Феокрита.

6






6

1, 2, 5, 6

8.


4. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Хронологические рамки римской литературы. Особенности римской литературы. Значение римской литературы для западноевропейской.


2. Ранняя римская литература. Тит Макций Плавт.. Публий Теренций Афр. жизнь и творчество.
3. Тит Лукреций Кар. Поэма «О природе вещей» и учение Эпикура. Судьба поэмы «О природе вещей» в Средние века и в Новое время.

4. Александрийская поэзия в Риме. Программа поэтов-неотериков. Катулл, жизнь и творчество.

5. Марк Туллий Цицерон. Биография, политическая деятельность и литературное наследие. Речи Цицерона и его вклад в развитие латинского литературного языка.

6. Римские историки. Гай Юлий Цезарь – политический деятель, полководец и писатель. «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Гай Саллюстий Крисп. Жанр исторической монографии.



10





10


1, 2, 5, 6

9.


5. Литература эпохи принципата.

1. «Золотой век» римской поэзии. Литературные кружки Мецената и Месалы. Публий Вергилий Марон. «Буколики» и «Георгики», «Энеида».

2. Квинт Гораций Флакк. Биография. «Эподы», «Сатиры», «Оды»,«Послания». Гораций как теоретик литературы («Наука поэзии»).

3. Римская любовная элегия. Тибулл, Проперций. Публий Овидий Назон.

6. Литература эпохи империи
1.«Новый стиль» в литературе. Луций Анней Сенека. Трагедии Сенеки, связь его драматургии и философии («Медея», «Федра», «Фиест» и др.).

2. Гай Петроний Арбитр и его «Сатирикон».

3. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы.

4. Децим Юнний Ювенал. «Сатиры»:

5. Римские историки. Корнелий Тацит. История императорского Рима в «Истории» и «Анналах».

6. Гай Светоний Транквилл и его «Жизнь двенадцати цезарей».

7. Апулей. Роман «Метаморфозы». Сатирическое изображение римского общества.


6

8







6

8


1, 2, 5, 6

1, 2, 5, 6


10.





8. Образовательные технологии

– лекции


– мультимедийные презентации

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента:


Тематика заданий текущего контроля. Примерные задания для контрольной работы, докладов и презентаций



    1. Греческая мифология.

    2. Римская мифология.

    3. Греческий театр.

    4. Римский театр.

    5. Греческая историческая проза.

    6. Римская историческая проза.

    7. Греческая философская проза.

    8. Римская философская проза.

    9. Греческая ораторская поза.

    10. Римская ораторская проза.

    11. Греческая лирика.

    12. Римская лирика.

    13. Греческий эпос.

    14. Римский эпос.

    15. Греческий роман.

    16. Римский роман.

Тема доклада, сопровождаемого презентацией, для каждого студента утверждается преподавателем.



    1. Вопросы для оценки результатов усвоения курса


      1. Понятие «античная литература». География и хронология. Периодизация античной литературы. Античная литература в веках. Языки античной литературы.

  1. Античная мифология. Источники мифологии. Мифографы. Общее направление в развитии мифологии. Понятие «миф». Миф как «исторический комплекс разного рода мотивов прогрессивного и регрессивного характера» (А.Ф. Лосев). Рудименты и ферменты мифа. Их классификация.

  2. Хтоническая мифология. Фетишизм. Сущность анимизма. Daimon, genius. Тератология. Великая мать. Космогония и теогония.

  3. Олимпийская мифология. Зевс и его окружение на Олимпе. Зевс и природа. Труд и творчество. Новые боги.

  4. Мифология героизма. Мифы о Геракле – наивысший расцвет мифологии героизма. Разложение героической мифологии. Поздний героизм: Тантал, Сизиф, Иксион. Мифы о родовом проклятии. Фиванский цикл, Самоотрицании мифологии: Дионис, Прометей. Мифы о превращениях. Мифология периода рабовладения.

  5. Догомеровская поэзия. Виды песен. Певцы и поэты догомеровского времени. Гомеровский вопрос. Аэды и рапсоды. Троянский эпический цикл. События до «Илиады».

  6. «Илиада» Гомера. Эпический стиль. Завязка поэмы.

  7. Поэмы «возвращения». «Одиссея» Гомера. События и герои «Одиссеи».

  8. Гесиод. «Гесиод – первая ясно выраженная личность в греческой литературе». Дидактический эпос. Социальные основы дидактического эпоса. Гесиод и его поэма «Труды и дни». Стиль Гесиода. Теокосмогонические античные мифы. «Теогония» Гесиода (по А.Ф. Лосеву). «Щит Геракла» и другие произведения, приписываемые Гесиоду. Эпическая поэзия после Гесиода. Генеалогические поэмы. Гиератическая поэзия. Поздний героический эпос. Философский эпос.

  9. Пародии на героический эпос. «Война мышей и лягушек».

  10. Мелические поэмы. Алкей, Сапфо, Анакреонт. (наизусть образцы).

  11. Переход от лирики к драме. Происхождение драмы. Основные источники. Культ Диониса и дифирамб. Структура трагедии.

  12. Устройство греческого театра. Актеры, костюмы, маски, хор, зрители, катарсис.

  13. Творчество Эсхила. Орестея - источники, образы и построение.

  14. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей. Сапфо. Анакреонт.

  15. Трагедия «Прометей прикованный». Декламационный жанр трагедии. Образ Прометея. Другие образы.

  16. Софокл и его драматургия. Трагедия «Эдип-царь».

  17. Биография и произведения Эврипида. Мировоззрение Эврипида. Драматургия Эврипида: критика мифологии, психологическая трагедия. Трагедия «Ипполит увенчанный». Содержание и основные образы.

  18. Начало комедии. Истоки комедии. Отношении комедии к старинному жертвенному ритуалу и к трагедии. Структура комедии. Актеры и хор.

  19. Аристофан. Биография и произведения Аристофана. «Арханяне», «Всадники» и «Облака». Политическая и социальная основа этих комедий. Комедия «Лягушки». Отношение Аристофана к Эврипиду и приемы его литературной критики.

  20. Изменение характера комедии. Конец древней комедии.

  21. Зарождение литературной прозы. «История» Геродота.

  22. Общая характеристика. Сократ. Сократические школы.

  23. Платон. Сочинения Платона. Художественные приемы в диалогах Платона.

  24. Аристотель. Общая характеристика творчества.

  25. Эпоха эллинизма. Общий характер эпохи. Походы А. Македонского. Культура эпохи Эллинизма. Эллинистическая литература. Два периода эллинизма.

  26. Новоаттическая комедия. От Аристофана до Менандра. Творчество Менандра.

  27. Греческий роман. М.М. Бахтин о греческом романе. Лонг. «Дафнис и Хлоя».

  28. Римская литература и ее особенности в сравнении с греческой. Периодизация. Древнейшая римская литература. Фольклор: заплачки, песни-заклинания. Мимы, ателлана.

  29. Плавт. Общая характеристика творчества. Комедия «Горшок». Творчество Теренция. Комедия «Свекровь».

  30. Неотерики. Поэзия Катулла. Цикл лирических стихов, посвященных Лесбии.

  31. Творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики».

  32. «Энеида» Вергилия как эпическое произведение. Тема, идеи, система образов.

  33. Творчество Горация. «Сатиры» и «Оды». Отражение в них принципа «золотой середины». Ода «Памятник».

  34. Творчество Публия Овидия Назона. «Метаморфозы». «Скорбные элегии». «Письма с Понта». Пушкин и Овидий.

  35. Римские историки периода Империи. Тит Ливий, Плиний Младший, Корнелий Тацит. Проблема личности и власти. Творчество Марциала. Сатиры Ювенала. Темы, идеи. Образы.

  36. «Сатирикон» Петрония. Темы, идеи, образы. «Золотой осел» Апулея.

  37. Значение античной литературы для европейской литературы.



9.3 Список художественной литературы для чтения:

Гомер. Илиада. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни. Теогония.

Пародийный эпос. Война мышей и лягушек.

Античная лирика (по хрестоматии).

Эсхил. Персы. Орестея. Прометей прикованный.

Софокл. Эдип-царь. Антигона.

Эврипид. Медея. Ипполит увенчанный.

Аристофан. Облака. Всадники. Лягушки.

Геродот. История (по хрестоматии).

Фукидид. История (по хрестоматии).

Ксенофонт. Анабасис (по хрестоматии).

Демосфен. Речи (по хрестоматии).

Платон. Апология Сократа. Ион.

Менандр. Человеконенавистник. Отрезанная коса.

Феокрит. Идиллии (по хрестоматии).

Плутрах. Сравнительные жизнеописания (два жизнеописания по выбору)

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Плавт. Клад.

Теренций. Свекровь.

Гораций. Оды. Послания. Сатиры. Послание к Пизонам.

Вергилий. Буколики. Георгики (по хрестоматии). Энеида.

Овидий. Метаморфозы. Наука любви. Скорбные элегии. Письма с Понта. (по хрестоматии).

Сенека. Медея. Эдип. Федра.

Петроний. Сатирикон.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел.



9.4 Примерные темы для эссе:

1. Образы и сюжеты греческих мифов в мировой живописи.

2. Образы и сюжеты греческих мифов в мировой литературе.

3. Переводчики «Илиады» на русский язык.

4. Переводчики «Одиссеи» на русский язык.

5. Греческий театр: происхождение, устройство.

6. Греческая вазопись архаики и классики.

7. Греческая скульптура архаики и классики.

8. Греческая архитектура. Афинский акрополь.

9. Александрийская библиотека. История и легенды.

10. Искусство эпохи эллинизма.

11. Религиозные взгляды эпохи эллинизма.

12. Греческий роман эпохи эллинизма.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

    1. Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие. – 3-е изд., - Москва: МПГУ, 2011

10.2 Дополнительная литература

Тронский И.М. История античной литературы. / Отв. Ред. Чистякова Н.М., Яхро В.Н. 4-ое издание, исправленное и дополненное. М., 1983.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Античная литература. / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1963; 20ое изд. М., 1973; 3-е изд. М., 1980; 4-ое изд. М., 1986; 5-ое изд. М., 1997.

Хрестоматия по античной литературе. / Составители Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. М., 1958, т.II; 7-ое изд. 1966.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

История всемирной литературы. М., 1983, т. 1. С. 303-515. (Литература европейской античности).

История греческой литературы./Под ред. СИ. Соболевского, Б.В.
Горнунга, З.Г. Гринберга, Ф.А. Петровского, СИ. Радцига: В 2-х томах. М.-Л.,
1946.

История греческой литературы. М., 1946-1960, т. I-III.

Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.

История римской литературы. М., 1959-1962. Т. I.

Хрестоматия по античной литературе. /Составители Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. М., 1958, т. II; 7-е изд. 1966. Любое издание.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим.


Хрестоматия. М., 1981.

Дилите Д. Античная литература. /Пер. с литовского. М., 2003.

Надь Г. Греческая мифология и поэтика. /Пер. с анг. М., 2002.

Поэты-лирики древней Эллады и Рима. /Пер. Я. Голосовкера. М., 1955; 2-е изд. М., 1963.

Античная лирика. /Пер. с древнегр. и лат. Вступ. статья С. Шервинского. Составители С. Апт, Ю. Шульц. М, 1968.

Словарь античности. /Пер. с кем. Под ред. В.И. Кузищина, А.К. Авеличева, С.С. Аверинцева и др. М., 1989.

Античные риторики. Сост., общая ред. А.А. Тахо-Годи. Вступ. статья А.Ф. Лосева. М., 1978.

Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V вв. /Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1964.

Мифы народов мира: Энциклопедия./Гл. ред. А.С. Токарев. – М., 1980-82.
10.3 Интернет-ресурсы:

http://simposium.ru/ Симпосий сайт об античной литературе, античной истории и людях античности
http://www.lib.ru/POEEAST/ Античная литература, поэзия и философия
http://ancientrome.ru/antlitr/ Античная литература. Оригинальные тексты
http://cyrill.newmail.ru/index2.html Библиотека античной литературы



  1. Материально-техническое обеспечение курса

Для лекций используется компьютер/ноутбук; проектор; экран, колонки для воспроизведения музыкальных реконструкций античной музыки.


Авторы проф. М.В. Цветкова



доц. К.Ю. Кашлявик
Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины «Русская литература ХХ века»
2015 -> Программа дисциплины «Экономика и политика Италии»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 231000. 62 «Программная инженерия»
2015 -> Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы»
2015 -> Программа дисциплины "История" для направления 45. 03. 03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 10. 05. 01 2014 «Компьютерная безопасность» подготовки бакалавра
2015 -> Программа вступительного экзамена в магистратуру «Историческое знание»

  • 1.Цели освоения дисциплины
  • 2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 3.Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 4.Тематический план учебной дисциплины
  • 5.Формы контроля знаний студентов
  • Критерии оценки знаний, навыков
  • 6.Содержание дисциплины
  • 7.1, 3, 4, 7, 8, 9
  • 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • Вопросы для оценки результатов усвоения курса