Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми




страница1/5
Дата06.04.2017
Размер0.84 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5
Методическая разработка родительского собрания по проблемам противодействия насилию и жестокому обращению с детьми.

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Дети – главный подарок для мира,

С ними чудесней земная картина.

Всё понимают, берутся за всё

Лучшее с ними людское житьё

Частенько слабы, неумелы их руки,

Но некогда думать ребятам о скуке.

В движеньях, заботах их время проходит,

Удача к усердным с годами приходит.

В детские годы мечты расцветают,

Взрослые часто об этом не знают.

Надо детишкам права объяснить,

Многому надо их обучить.

Мир станет лучше на нашей планете,

Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов

Пояснительная записка.

Подчеркивая актуальность изучения педагогического насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет.

Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка.

Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

пренебрежение, плохое обращение;

жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально- медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:

- оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

- продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Среда в училище, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.


Цель: создание условий:

для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

для соблюдения прав детей в семье и образовательных учреждениях.

Задачи:

Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы педагогов, психологов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде.

Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребёнка в систему среднего профессионального образования.

Реализация программы будет осуществляться в несколько этапов:

1 этап. Диагностический.

2 этап. Классные родительские собрания. Формирование индивидуальных и групповых коррекционных групп.

3 этап. Общее родительское собрание.

4 этап. Индивидуальная работа с детьми, родителями, педагогами.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы даст возможность:

обучающимся и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

повысить свою самооценку;

родителям увидеть своих детей в другом ракурсе ( социальной среде училища, сверстников )

улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими, как родителей с детьми так и педагогов.

способствовать процессу развития и роста индивидуальности детей.

1 этап. Диагностика.

Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом, педагогами образовательного учреждения.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.

Задачи:

1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.

2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Диагностика проводится в 3 этапа.



1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители всех обучающихся.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей.

1 этап На этом этапе, по диагностики тревожности из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно: трудности в обучении; неорганизованность; агрессия; неуравновешенность; неуверенность в себе; трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; воровство и т.п. Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают педагоги образовательного учреждения. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагогам рекомендуется воспользоваться таблицей « Возрастные особенности психического состояния , поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие» (приложение) и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками ).

Используются методики для училища.

1. Психодиагностический опросник А.Е.Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

2. Цветовой тест М.Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.

3. Рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные», «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.

4. Опросник Басса –Дарки

5. Опросники для ребенка и родителей (Н.Ю.Синягина) с целью исследования проявления жестокости детско-родительских отношений.



2 этап. С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе меняются анкетирование и опросник Басса-Дарки.

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить но 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.

Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все их них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 4. Вербальная агрессия.

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.



3 этап. Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье.

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях используется методика измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

Первая методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.

Методика РАRY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок такие, как:

• Предоставление ребенку возможности высказаться.

• Оберегание ребенка от трудностей.

• Подавление воли ребенка.

• «Жертвенность» родителей.

• Строгость родителей.

• Раздражительность родителей.

• Зависимость ребенка от матери.

По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы и программе коррекции родительского отношения. Методика РАRY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, которые позволяют характеризовать позитивные стороны родительских отношений, поэтому эта методика позволяет провести многостороннюю диагностику - выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.

Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:

• способность воспринимать состояние ребенка;

• понимание причин состояния ребенка;

• способность к сопереживанию ребенку;

• чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;

• безусловное принятие;

• преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;

• отношение к себе как к родителю;

• стремление к телесному контакту с ребенком;

• оказание эмоциональной поддержки;

• ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;

• умение воздействовать на состояние ребенка.

Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия родителей в проводимой диагностике. Учитель (который, скорее всего, выступит в данной ситуации помощником психолога) должен предварительно рассказать родителям (индивидуально или в мини-группах) о том, что:

• данная диагностика включена в общую программу работы образовательного учреждения;

• что она позволит оптимизировать работу педагогического коллектива с детьми, которые испытывают трудности адаптации в учреждении.

• в результате проведенной диагностики психолог сможет дать конкретные советы каждому родителю по воспитанию ребенка, сделав это в максимально конфиденциальной форме и в удобное для родителя время.


2 этап. Классные родительские собрания Формирование индивидуальных и групповых коррекционных групп.

По итогам диагностики учащихся, родителей, педагогов в классах проводятся родительские собрания и в индивидуальном порядке на беседу приглашаются родители и обучающиеся. Группы формируются по согласию родителей, но в основном работа проводиться в индивидуальном порядке. Родительское собрание проходит в форме вопросов и ответов, необходимо задействовать устные формы ответов и включение всех присутствующих.

Метод трех «ДА»

Мы действительно любим своих детей?

Мы можем действовать так, чтобы они были хорошими?

Мы желаем счастья своим детям?

Проблемный вопрос.

Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда поднимаем на них руку?

Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами…?

Отчего такая двойственность?

Родительский миф.

Что вы чувствовали, когда вас били?

Ощущали ли боль, бессилие?

«Раз вы считаете воспитание серьезным, значит к нему нужен серьезный подход. Как же воспитывать без розог?»

Если у родителей нет альтернативы насилию, и нет другой возможности повлиять на их мнение, психолог произносит следующее: «Всем кажется в тот момент, что нет альтернативы насилию, но пройдет один час – найдется множество вариантов. Успокойтесь и подумайте».

Если родители проговаривают, что «сама рука поднимается», психологу необходимо выяснить, в какой ситуации. Насилие определяется через связь с агрессией.

Вкратце о ситуации. «Результаты социологического опроса:

У нас считается нужным в определенной ситуации использовать насилие – 96,4%;

хоть раз применяли насилие – 99,8%;

побои в системе (ремень на стене) – 54%;

знают о последствиях физического наказания – 8%.

Следственно – причинные отношения. Результат насилия:

Бессрочная инфантильность.

Ребенок видит способ излить накопившийся гнев.

«Я – дерьмо, поэтому меня действительно нужно избивать».

У ребенка вырабатывается иммунитет к избиению.

Ребенку трудно осознать, что он подвергается наказанию из – за своего поведения и он перестает верить в положительное воздействие родителей.

«По исследованиям организации «Женщины против насилия» в 70% семей бьют детей, если в детстве подвергался насилию отец. В 100% семей, если подвергалась насилию мать. Ваши внуки будут биты!».

Конструктивный.

Дисциплина ребенку необходима.

Скажите: зачем, для чего? (набрасываем на плакате, доске).

«Действительно, дисциплина остро необходима для воспитания самодостаточной личности, которая в социуме спокойна и свободна».

Какие способы установления дисциплины существуют? (набрасываем на плакате, доске).

Заключительный.

«Мы можем сдержать себя и вспомнить, когда мы в порядке. Только кувшин, который наполнен, может напоить другого. Дети пьют из нас, мы должны напоить детей. Что нам может повысить настроение? (шоколад, глажение котенка, друзья, массаж, вязание, вождение автомобиля, что – нибудь вкусное и т.д.)». Если родители называют алкоголь, то необходимо объяснить: «Алкоголь имеет обратное действие. Хорошо использовать что – то, что не имеет обратной стороны».

Обучающиеся по итогам обследования приглашаются на индивидуальные беседы. Так же совместно с педагогами готовятся классные часы «Умения себя защитить, в правовом и психологическом аспекте!»



3 этап. Общее родительское собрание.

Родительское собрание проходит в форме лекционного выступления со слайдовым сопровождением на которых есть: фото детей, родителей, младенцев, обучающихся в училище и в не его; диаграммы с результатами диагностики, законодательными актами по защите прав ребенка в случаи жестокого обращения, рисунки детей, исторический аспекты проблемы, музыкальное сопровождение, рекомендации по взаимодействию с детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих(озвучиваются и раздаются каждому из присутствующих на обратной стороне которых дети рисовали свою семью)

Добрый день уважаемые родители гости все присутствующие. Свое выступление хочу посвятить профилактике жестокого обращения с детьми.

Из истории: Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая - от 1 года до 2 лет; вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

— страх;

— возмущение, протест;

— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

— разрушение «нравственных тормозов»;

стремление к обману, изворотливость;

— потерю способности к здравому рассуждению;

— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

— агрессивное поведение;

— снижение самооценки;

— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Виды насилия

Физическое насилие

Пренебрежение

Сексуальное насилие

Психологическое жестокое обращение

Проявляется жестокость по разному рассмотрим некоторые формы взаимодействия

1. родители-дети, 2. педагог- обучающийся, 3. обучающемуся- обучающийся.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Последствия пренебрежения Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным; мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Психологическое насилие.Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К психологическому насилию относятся

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности поведения взрослых при совершении эмоционального насилия
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения".

Сексуальное насилие над детьми. Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия.

Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми и происходит чаще всего в семья:

патриархально-авторитарный уклад;

плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

конфликтные отношения между родителями;

мать ребенка чрезмерно занята на работе;

ребенок долгое время жил без родного отца;

вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Физическое насилие проявляется как:

удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Факторы физического насилия над ребенком. Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов.

Последствия жестокого обращения с детьми

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на базе которой принимается соответствующее законодательство, среди которого особо следует выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

1. Декларация прав ребенка 1924 г.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.

3. Конституция РФ от 12.12.1993г.

4. Гражданский кодекс РФ, Ч.1.

5. Кодекс об административной ответственности от 30.12.2001г.

6. Семейный кодекс РФ

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

В нашем училище действует Телефон доверия. Оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:

Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.

Доверие к детям и подросткам.

При необходимость анонимность или конфиденциальность полученной информации.

Формирование чувства безопасности у жертв насилия.


  1   2   3   4   5

  • Ожидаемые результаты
  • 1 этап. Диагностика.