Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Профессиональное общение в журналистике




Скачать 151.87 Kb.
Дата04.07.2017
Размер151.87 Kb.
Мельник Галина Сергеевна

доктор политических наук, профессор

Кафедра периодической печати

Журналистика, очная форма, 3 курс

2011-2012 уч. г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Спецсеминар

Аннотация

Цель: усвоить и закрепить навыки и умения применения психологических методов и техник в процессе сбора информации, подготовки журналистского текста, установления контакта с аудиторией; развить профессиональную культуру журналиста

Задачи:


  1. Обучение основам моделирования социально-психологических процессов в массовой коммуникации и межличностном общении;

  2. Приобретение студентами знания о психических возможностях человека, его потребностях, особенностях сознания, знаний, необходимых при выборе средств и приемов воздействия на аудиторию.

  3. Усвоение и закрепление навыков и умений применения психологических методов и техник в процессе сбора информации, подготовки журналистского текста, установления контакта с аудиторией.

Основное внимание уделяется моделированию и анализу ситуации общения, психологическим техникам установления контакта и ведения беседы, диалогическим моделям общения; приемам преодоления психологических барьеров; способам невербального и вербального внушающего воздействия

Для достижения поставленных целей и выполнения учебных задач студент должен:


  • иметь представление о многообразии теоретических и практических подходов к изучению актуальных проблем коммуникации журналиста с собеседниками - источниками информации и будущими героями произведений СМИ, о закономерностях психологических процессов, приемах и методах психологического воздействия на собеседника;

  • уметь (эмоционально-рефлексивный уровень) с научных позиций отражать/анализировать, сопереживать ситуацию, проявлять социально-психологическую устойчивость в профессиональном общении;

Основные темы докладов для обсуждения:

Психология профессионального общения. Трудности и дефекты общения. Типы, стили, дистанция. Стадии акта общения: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние. Коммуникативные барьеры. Дефектное, деструктивное общение. Контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения с героем или человеком - источником информации.

Мизансцены, атрибуты, физическое окружение. Эффекты общения. Психологические проблемы общения с коллегами (техническим и творческим персоналом), администрацией.

Психологические особенности интервью и специфика работы с источниками информации, в т. ч. в условиях журналистского расследования. Знаковые системы коммуникации (речь) и невербальная коммуникация (кнесика, проксемика, паралингвистика, визуальное общение). Организация телеинтервью, ток-шоу, студийного пространства.

Техники установления контакта. Приемы снятия агрессии собеседника. «Якорная техника» в профессиональном общении. Факторы эффективного общения. Установки и полоролевые стереотипы в профессиональном общении.

Общение в условиях массовой коммуникации.



Курсовые работы

  1. Структура психологической культуры журналиста.

  2. Обсуждение, анализ, оценка поведения журналиста в ситуации межличностного общения как средства сбора информации по теме публикации

  3. Моделирование и анализ ситуации журналистского наблюдения за героем и собеседником.

  4. Методы и приемы воздействия на собеседника.

  5. Манипулирование, мифологизация, стереотипизация как способы психологического воздействия на массовую аудитории.

  6. Знаковые системы коммуникации (речь) и невербальная коммуникация (кнесика, проксемика, паралингвистика, визуальное общение)

  7. Психологические барьеры общения. Техника слушания Основные направления исследований в западной и отечественной психологии журналистики (общая характеристика).

  8. Психологическая типологизация аудитории.

  9. Техника конструирования имиджа в СМИ. Механизмы формирования.

  10. Психологическая защита от информационного давления.

  11. Особенности проведения интервью и специфика работы с источниками информации в условиях журналистского расследования.

  12. Нейролингвистическое программирование. «Якорная техника» общения.

  13. Психологические аспекты информационной безопасности.

  14. Соотношение вербальной и невербальной коммуникации

  15. Имидж журналиста как часть творческой биографии.

  16. Типы общения, стили общения, виды общения, дистанция общения в журналистской коммуникации.

  17. Приемы снятия агрессии собеседника.

  18. Психологические особенности интервью. Особенности проведения интервью и работы с источниками информации в условиях журналистского расследования.

  19. Применение техники внушения в массовой коммуникации.

  20. Психолингвистическое программирование и СМИ.

  21. «Якорная» техника в профессиональном общении журналиста.

  22. Стимулирование собеседника в процессе профессионального общения.

  23. Техника НЛП в интервьюировании.

  24. Имидж журналиста: формирование, закрепление, коррекция. Восприятие имиджа журналиста.

  25. Психологические барьеры восприятия. Механизм идентификации.

  26. Психологические аспекты управления в редакционном коллективе.

  27. Психотипы журналистов (по Е. Пронину) в массовой коммуникации.

  28. Создание профессионального образа журналиста. Основные характеристики коммуникатора.

Основная литература

  1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Изд-во гуманит. ун-т, 2007.

  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2008.

  3. Иссерс О. С. Коммуникационные стратегии и тактики русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

  4. Лукина М.М. Технология интервью: учебное пособие для вузов.- М: Аспект Пресс, 2005.

  5. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007.

  6. Мельник Г. С. , Виноградова С. М. Деловая журналистика. – СПб.: Питер, 2010.

  7. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2009.

  8. Мельник Г. С. Общение в журналистике: Секреты мастерства. СПб.: «Питер», Изд. 2-е, доп. 2009.

  9. Мельник Г. С. Психология общения в журналистике: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2004.

  10. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

  11. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике: учеб. пособие. СПб., 2001.

  12. Олешко В. Журналистика как творчество. М, 2003.

  13. Олешко В. Ф. Психология журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007.

  14. Проблемы медиапсихологии / сост. Е. Е. Пронина. М., 2001.

  15. Пронина Е. Е. Психологическая культура журналиста. М., 2003.

  16. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  17. Ценностное содержание журналистики: культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие в обществе / под ред. В. А. Сидорова В. А., Мельник Г. С. СПб.: Роза мира, 2009.


Дополнительная литература

  1. 201 способ победить в ситуациях трудного общения / Аксельрод, Дж.Хольти: Пер. с англ. В. Звонарева. — Челябинск. Урал LTD. 1999.

  2. Абдуллаева Ш. Лев Щеглов: Чтобы имидж состоялся, апеллируйте к бессознательному // PR-диалог 3 (8), 2000.

  3. Аграновский В. А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.: Изд-во «ВАГРИУС», 1999.

  4. Адлер Гарри. НЛП. Современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2001.

  5. Аксельрод А., Хольти Д. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. Екатеринбург: Изд-во «УралLTD, 2000.

  6. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите правильно (или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми). СПб., 1993.

  7. Алпатов В. М. Проблема речевых жанров в работах М. М. Бахтина // Жанры речи: Сб. науч. статей. Саратов, 2002.

  8. Андреева А. Методика преподавания психологии журналистики и проблемы современной журналистики // Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Тюмень, 2003.

  9. Антонова В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988.

  10. Аракелов Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. 1995. №4.

  11. Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

  12. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб.: Питер Пресс, 1997.

  13. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.

  14. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., 1994.

  15. Бехтерев Н. А. Физиология типов. М., 1924.

  16. Богомолова И. Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

  17. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1983.

  18. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1988.

  19. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1996.

  20. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.

  21. Бугрим В. В. Понятие и специфика имиджа. Журналистика XX века: эволюция и проблемы. СПб., 1996.

  22. Бурковская М. О. Учебное пособие по интервьированию. М, 2001.

  23. Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. М, 1985.

  24. Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976.

  25. Вартанов А. Ужасы - наша профессия //Журналист. 2006. № 1.

  26. Васильева И. И. Психологические особенности диалога. М., 1984.

  27. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч.2. Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2003.

  28. Вилсон Г., Макклафеин К. Язык жестов — путь к успеху / Пер с англ. М. Вахтина. — СПб.: Питер, 2000.

  29. Виноградова С. М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

  30. Власов А. В., Сементовская В. К. Деловое общение // Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

  31. Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Сенкевич М. П. Мастерство эфирного выступления: Учеб. пособие. — М.: Питер, 1996.

  32. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. М., 2000.

  33. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов.  М., 1997.

  34. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца XX столетия. М., 2000. С.  427-453..

  35. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1980.

  36. Грачев А. А. Выбор цели в ситуации общения. М., 1980.

  37. Гришина Н. В. Давайте договоримся. СПб., 1993.

  38. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

  39. Гусаров Р. Журналистика и стресс // Журналист. 2006. Март.

  40. Дерябко С. А., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Изд-во «Смысл». 1998.

  41. Дзялошинский И. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. 2005. №№1-2.

  42. Дзялошинский И., Дзялошинская М. Журналистское сообщество в оценках журналистов // Вестник МГУ. 2005. №5.

  43. Дзялошинский И., Никитин М. Деловые игры в журналистском коллективе. М., 1990.

  44. Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью языка. СПб., 2001.

  45. Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал, 1993. Т. 14. № 4.

  46. Доценко Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1993. №4.

  47. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996.

  48. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Российско-американский информационный пресс-центр; Изд-во «Вагриус», 1997.

  49. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург. 1995.

  50. Журналистское расследование: история и современная практика / Под общ. ред. А. Д. Константинова. СПб.; Изд. дом «Нева»; М.: Изд-во «ОЛМА-ПРСЕСС», 2001.

  51. Журналистское расследование: История метода и современная практика / Под общ. ред. А. Д. Константинова. СПб.; Изд. дом «Нева»; М.: Изд-во «ОЛМА-ПРСЕСС», 2001.

  52. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.

  53. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 50.

  54. Искусство разговаривать и получать информацию / Под ред. Б. Н. Лозовского. М., 1993.

  55. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъетных отношений (над чем работают, о чем думают философы). М., 1988.

  56. Казаринова Н. В.  Деловая беседа // Русский язык и культура речи. М., 2000. С. 152-163.

  57. Ким М. Н. Методология журналистского творчества. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

  58. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.

  59. Киршбаум Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. — 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

  60. Коноваленко М. Искажение информации как фактор манипулирования общественным мнением // Пресс-служба. 2005. №1.

  61. Коновченко С., Киселев А. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.

  62. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУ, 2004.

  63. Коньков В.И. Деловая речь или отсутствие профессиональных речевых навыков?// Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 73.

  64. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999.

  65. Кричевский Р. Если вы руководитель элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Изд-во «Дело». 1996.

  66. Кузин В. Н. Психологическая культура журналиста. СПб.: СПбГУ, 1997.

  67. Кузин В. Психология журналистики: Программа курса и методические указания. СПб.: СПбГУ, 2000.

  68. Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. учеб.-практ. пособие. М.: РИП-холдинг. 2002.

  69. Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики: как позволить другим делать по-вашему. М., 2002.

  70. Куницына В. Н. Межличностное общение: Теории межличностного общения. Межличностные коммуникации, взаимодействия, отношения. Особенности неформального общения. Эффективность общения. Учеб. пособие для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001.

  71. Куприн О. Какой журналист нужен 21 веку?// Журналистика и Медиарынок. 2006. № 1.

  72. Кустарев А. Конкуренция и конфликт в журналистике// Pro et contra. 2000. № 4.

  73. Лазарева Э. Речь журналиста на телевидении: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

  74. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

  75. Личный магнетизм. М., 1990.

  76. Лозовский Б. Н. Манипуляции

  77. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2002.

  78. Льюс Б., Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. СПб., 1995.

  79. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

  80. Массовая коммуникация в современной России: Сб. науч. ст. М.: Издательство РАГС, 2003.

  81. Матвеева Л., Аникеева Т. Образ телепередачи как психологический фактор, влияющий на эффективность телекоммуникации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 2000. № 1.

  82. Минаева Л. В., Морозов А. Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. №2. С. 48–49.

  83. Миргородская П. А. Особенности типологии стилей речевого общения на отечественном телевидении М., 2000

  84. Моисеев В. А. Журналистика и журналисты. К.: Дакар, 2002.

  85. Науменко Т. Массовое сознание и журналистика// Credo. 2000. № 3.

  86. Науменко Т. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2002. Вып. 1 (2).

  87. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.

  88. Новиков А. Россия: между Фрейдом и Юнгом: психоанализ масс-медиа// Журналист. 1995. №8.

  89. О'Коннер и Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1998.

  90. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, 2000.

  91. Павликова Современная журналистика: Профессия в условиях гражданского и информационного общества// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 1.

  92. Палехова О. В. Некоторые структурные особенности рассуждения в журналистском интервью // Вопросы филологии. 2000. Вып. 6.

  93. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. Учеб. пособие. СПб., 1999.

  94. Плешаков Л. Интервью — начало всех начал // Профессия — журналист. 2000. №10.

  95. Погожина И., Панкратова А. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убежденность аргументации // Вестник МГУ. 2005. №4.

  96. Попов Л. М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения. М., 1980.

  97. Почепцов Г. Г. Информация

  • Курсовые работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература