Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Проектная деятельность школьника на уроке английского языка




Скачать 62.97 Kb.
Дата17.06.2017
Размер62.97 Kb.

Гимназический ИМиДЖ №1. Кафедра иностранных языков. Июль 2008 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ГРЕБЕНЮК Г.В.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал – задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует обучение через деятельность.

Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формируют ключевые, базовые компоненты: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование ( в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых. В основе проектирования лежит освоение новой информации, но и процесс нужно организовать, смоделировать.

Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результат деятельности.



Последовательность работы над проектом следующая:

I этап – подготовительный, погружение в проект.

На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, то есть находиться в зоне ближайшего развития учащихся. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.



II этап – планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Планирование может быть последовательным или параллельным.



III этап – исследование (осуществление деятельности).

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.



IV этап – представление результатов исследования, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этом этапе презентации важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Виды проектов могут быть разными, например: 1) по доминирующему в проекте методу виду деятельности; 2) по признаку предметно-содержательной области; 3) по характеру контактов; 4) по количеству участников проекта; 5) по продолжительности проекта.

Можно выделить следующие типы проектов: а) проекты-сообщения или исследовательские проекты; б) проекты-интервью; в) проект-производство; г) проекты-ролевые игры и драматические представления.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо видеть ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования необходимого опыта.

Например, на уроке английского языка – «Страна Шекспира».

Осуществление данного проекта учит практике вести «диалог культур». Учащиеся совершенствуют навыки работы с литературой и с компьютером, получают глубокое удовлетворение от своих исследований.



Цель: сформировать целостное представление об Англии XVI – XVII веков.

Задачи:

Развивающая: развивать креативные способности, умение проектировать.

Образовательная:

- активизировать изученный лексико-грамматический материал;

- совершенствовать навыки перевода, ораторского искусства;

- развивать речевую активность;

- учить вести поиск информации в Интернете.

Воспитательная:

- уважать культуру других стран, вести «диалог культур»;

- учить критически относиться к статьям разного характера в прессе, Интернете.



Информационно-техническое обеспечение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, принтер, видео-система, видеофильмы «История Британии», «Лондон», «Достопримечательности Англии», «Влюблённый Шекспир», «Ромео и Джульетта» на английском языке, учебная и учебно-методическая литература, мультимедийный проектор.

Работа над проектом.

I этап – организационный.

1-й урок. Учитель знакомит учащихся с критической статьёй «Был ли действительно В. Шекспир?»

В ходе урока учащихся кратко знакомят с биографией писателя, памятными местами, связанными с именем Шекспира, его творческом наследием. Учитель предлагает учащимся выполнить проект, воссоздающий целостную картину жизни и творчества Шекспира, исторической эпохи того времени и ответить на вопрос статьи: «Бил ли действительно В. Шекспир?». Вместе с учителем учащиеся обсуждают возможный план и темы сообщений, выбирают темы своих исследований согласно своим интересам, определяют основополагающий вопрос, планируют деятельность группы и индивидуальную работу каждого, форму презентации проекта.

Таким образом, можно определить шесть тем исследовательских мини-проектов и творческий проект-театральную постановку:


  1. Стратфорд-он-Эйвон и Шекспир.

  2. Биография Шекспира.

  3. Лондон XVI века.

  4. Елизавета I.

  5. Театры Лондона.

  6. Творческое наследие Шекспира.

  7. Шекспир и современность.

  8. «Два актёра» - театральная постановка.

2-й урок – сбор информации в Интернете при помощи поисковых систем: Яндекс, Google, Рамблер, Апорт.

В ходе работы на уроке учащиеся находят адреса сайтов, наиболее полно раскрывающих тему исследований и содержащих богатый иллюстрационный материал.

II этап – поисково-исследовательский и творческий.

Собирая информацию, учащиеся изучают художественную, историческую, публицистическую литературу и по темам исследования на английском и русском языках готовят театральную постановку, проводят анкетирование «Что мы знаем о Шекспире?». Для презентации проекта отбираются фрагменты из просмотренных документальных и художественных фильмов: «История Британии», «Лондон», «Достопримечательности Англии», «Влюблённый Шекспир», «Ромео и Джульетта» на английском языке.

III этап – подготовка к презентации мини-проектов.

Учащиеся документируют результаты исследования, готовят и оформляют материалы для передвижения стендов, представляют свои исследования в виде презентации в Power Point, печатают приглашения.

IV этап – представление проекта в виде передвижных стендов, презентаций Power Point и устного исторического журнала с театральной постановкой «Two actors».

V этап – дальнейшее использование материалов проекта на уроках МХК, литературы, английского языка, истории в виде передвижных стендов и просмотра видеосюжета театральной постановки.












  • Последовательность работы над проектом следующая